Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия прокурора по осуществлению надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания




 

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стра­жу прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности, предусмотренные Законом о прокуратуре, но и с учетом специфики предмета надзора; полномочия, предусмотренные подругам направлениям прокурорского надзора; полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления предприятиями, учреждениями и организация­ми, должностными лицами и гражданами; полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдени­ем прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, органами местного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

- посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории;

- знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц;

- проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев;

- требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства;

- требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;

- в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев[22].

Законом Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под стражей — следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – следственные изоляторы), изоляторы временного содержания территориальных органов внутренних дел, изоляторы временного содержания органов пограничной службы Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты органов пограничной службы Республики Беларусь (далее – гауптвахты), а также исправительные учреждения, арестные дома в качестве мест содержания под стражей.

В случаях когда в соответствии с УПК задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется капитанами морских или реч­ных судов, командирами воздушных судов, находящихся вне пределов Рес­публики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, со­держатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»).

В зависимости от места содержания подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания проводится соответствующим проку­рором отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказа­ний прокуратуры Республики Беларусь, старшими помощниками проку­рора области, г. Минска, территориальными прокурорами, транспортны­ми и военными прокурорами. Например, законность содержания под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел проверяют территориальные прокуроры; в изоляторах временного содержания транспортных органов внутренних дел - транспортные прокуроры[18].

Закон разрешает использовать исправительные учреждения, арест­ные дома и медицинские учреждения для содержания лиц под стражей. Согласно ст. 71 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» осужденные, отбывающие наказа­ние в исправительных учреждениях, арестных домах, в отношении кото­рых в связи с расследованием преступления применена мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться в указанных учреждени­ях в специально оборудованных для этих целей помещениях.

Лица, содержащиеся под стражей, в случае назначения им судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской помо­щи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержа­щихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выпол­нение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом го­сударственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокуро­ром принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»).

Правила внутреннего распорядка устанавливают порядок:

- приема лиц, содержащихся под стражей, и размещения их по камерам;

- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей;

- изъятия у лиц, содержащихся под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;

- материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся под стражей;

- приобретения лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

- приема и выдачи посылок, передач;

- получения и отправления лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов;

- направления лицами, содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;

- отправления лицами, содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов;

- организации труда лиц, содержащихся под стражей;

- осуществления прав, вытекающих из брачных и семейных отношений;

- осуществления гражданско-правовых сделок;

- проведения подписки на газеты и журналы;

- оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

- проведения ежедневных прогулок;

- проведения свиданий, общения с защитником;

- обеспечения участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях;

- личного приема лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

- выдачи тел лиц, содержавшихся под стражей, умерших в местах содержания под стражей[22].

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок реали­зации иных прав и обязанностей лиц, содержащихся под стражей, преду­смотренных Законом Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и законодательными актами Рес­публики Беларусь. Обеспечение режима возлагается на руководителя ад­министрации места содержания под стражей.

Правила внутреннего распорядка необходимо знать прокурору, осуществляющему надзор на данном направлении, поскольку в них находят отражение такие важные вопросы, как порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и др. Правила внутреннего распорядка хотя и не устанавливают каких-либо дополнительных обязанностей и прав подозреваемых и обвиняемых, однако регулируют порядок применения материальных норм, предусмотренных в законе. Особое внимание следует обращать при проведении прокурорами проверок на обес­печение закрепленных в законе прав подозреваемых и обвиняемых (гл. 3 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» «Права лиц, содержащихся под стражей, и их обеспечение. Обязанности лиц, содержащихся под стражей»).

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» лица, содержащиеся под стражей, имеют право:

- получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, порядке подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;

- на личную безопасность в местах содержания под стражей;

- на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;

- обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов;

- обращаться с просьбой о личном приеме руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами, а также лицом, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

- на условия содержания под стражей, определенные Законом Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»;

- на получение бесплатного питания, медицинской помощи, материально-бытовое обеспечение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

- хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, за исключением документов и записей, содержащих государственные секреты. Документы и записи, содержащие государственные секреты, хранятся у администрации места содержания под стражей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пользование ими осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях;

- получать посылки, передачи;

- получать и отправлять денежные переводы;

- на переписку;

- на самообразование и пользование литературой, изданиями периодической печати и письменными принадлежностями;

- отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей;

- на дополнительное материально-бытовое обеспечение;

- заключать и расторгать брак, пользоваться иными правами, вытекающими из брачных и семейных отношений, участвовать в гражданско-правовых сделках в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и настоящим Законом;

- на освобождение из-под стражи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь[22].

Установленные законом права лиц, содержащихся под стражей, мо­гут быть ограничены в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и иными законами Республики Беларусь.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Бе­ларусь от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера» подчиненным прокурорам предложено «в целях обеспечения за­конности и обоснованности содержания граждан в местах предваритель­ного заключения и соблюдения установленных законом сроков содержа­ния их под стражей не реже одного раза в месяц осуществлять проверки следственных изоляторов и гарнизонных гауптвахт (в отношении заклю­ченных под стражу), принимать меры к немедленному освобождению не­законно содержащихся в них лиц и привлечению виновных в нарушениях законности должностных лиц к установленной законом ответственности»[23].

Основаниями для освобождения лиц из-под стражи являются:

- постановление (определение) суда, приговор суда;

- постановление органа уголовного преследования;

- постановление руководителя администрации места содержания под стражей или лица, исполняющего его обязанности, либо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства Респуб­лики Беларусь в местах содержания под стражей, об освобождении лица, содержащегося под стражей, в связи с истечением срока его содержания под стражей (ст. 21 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»).

Руководитель администрации места содержания под стражей обязан не позднее чем за семь суток до истечения срока содержания лица под стражей уведомить об этом орган, ведущий уголовный процесс, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в местах содержания под стражей.

В случае если по истечении срока задержания или заключения под стражу соответствующее решение об освобождении лица из-под стражи либо о продлении срока содержания лица под стражей не поступило, ру­ководитель администрации места содержания под стражей или лицо, ис­полняющее его обязанности, либо прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в местах содержа­ния под стражей, освобождают его своим постановлением с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс в отношении данного лица.

Лицу, освобожденному из-под стражи, выдаются принадлежащие ему вещи, личные документы, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а так­же справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания для освобождения. Руководитель места содержания под стра­жей обеспечивает лицо, освобожденное из-под стражи, проездными доку­ментами для проезда к месту жительства железнодорожным или автомо­бильным транспортом и питанием, при необходимости — одеждой по сезо­ну и денежным пособием в случаях и порядке, предусмотренных законода­тельством Республики Беларусь.

Согласно Закону о прокуратуре при осуществлении надзора за закон­ностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назна­чаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции немедленно своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...