Предмет надзора за исполнением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 35) прокурору предоставлены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере. Акты прокурора при осуществлении надзора за исполнением приговоров судов подлежат незамедлительному, обязательному исполнению администрацией органов, исполняющих наказание, связанное и не связанное с лишением свободы задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений. В случае установленного нарушения закона со стороны сотрудников, должностных лиц администрации названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности. В последнее время нарастает проникновение в места отбытия наказания спиртных напитков, крупных партий денег, оружия, причем выявляется это зачастую в процессе доставки, а изымается в местах лишения свободы. В результате - беспорядки, неповиновения, побеги и т.п. Во многом это вызвано тем, что в местах лишения свободы сложилось неудовлетворительное материально-бытовое положение, ухудшилось медицинское обслуживание, во многих местах лишения свободы заключенные не обеспечены работой, не имеют возможности, как это предусмотрено законом, проходить профессиональное образование и т.п. Все это осложняет осуществление прокурорского надзора[13,c.276].
С учетом такого положения подчиненным прокурорам предлагается: - систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания наказания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда; - не реже двух раз в год проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа; - не менее двух раз в год организовывать проверки законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций; - обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев № 1, № 5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подлежащей изоляции алкоголиков и наркоманов. Важнейшими процессуальными средствами обеспечения законности при исполнении приговора как в момент его обращения к исполнению, так и в процессе фактического исполнения являются: - обязательное участие прокурора в заседании суда, разрешающем вопросы, связанные с исполнением приговора; - дача заключения по обсуждаемым вопросам; - опротестование незаконных и необоснованных определений, вынесенных судом (судьей) в порядке исполнения приговора. Обеспечивая систематический надзор за своевременным обращением к исполнению приговора, определения и постановления суда, прокурор следит за тем, чтобы они были обращены к исполнению сразу же после вступления их в законную силу, как того требует ст. 400 УПК, согласно которой вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами, а также за тем, чтобы оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводились в исполнение незамедлительно по их провозглашении (сразу в зале суда), а в случае нахождения подсудимого под стражей — освобождение его из-под стражи в зале судебного заседания[12,c.277].
В рассматриваемой стадии прокурор следит за тем, чтобы действия и решения органов государственного управления, учреждений, предприятий и организаций и должностных лиц, причастных к исполнению приговора, определений и постановлений судов (судебные исполнители, органы внутренних дел, инспекции, отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных Сове тах депутатов, медицинские учреждения и т.п.), строго соответствовали закону, а предписания суда, содержащиеся в приговоре, определении, постановлении, своевременно и правильно исполнялись. Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и о принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки. Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это, прежде всего, приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечения осужденных к общественно-полезному труду, получения общего образования, профессиональной подготовки и др. Как и по другим направлениям надзорной деятельности, прокурор вправе требовать объяснения должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам, исходя из конкретной ситуации, определить, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а, следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.
Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялись требования закона в части направления осужденных к лишению свободы в одну из указанных в законе исправительно-трудовых колоний или исправительно-трудовую колонию-поселение. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Проверяя законность содержания заключенных к следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и законном обращении к исполнению приговоров, которым виновные осуждены к лишению свободы. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: - отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры;
- отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения; - в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами и должностными лицами; - выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности; - выносит постановления о возбуждении уголовного дела[7,c.16]. Своим постановлением прокурор обязан незамедлительно освободить лиц, незаконно содержащихся под стражей, лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера. Подводя итог вышеизложенному, сформулируем следующие выводы: Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях. Согласно ст. 20 УИК, прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В ст. 22 УИК указано, что Генеральный прокурор и его заместители, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения. Задачи этой отрасли прокурорского надзора определены в ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказе Генерального прокурора от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера». Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются:
1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы; 2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей; 3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей; 4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.
Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРА С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за деятельностью названных органов и учреждений, судами, органами, осуществляющими ведомственный контроль, общественными объединениями, наблюдательными комиссиями при местных исполнительных и распорядительных органах, комиссиями по делам несовершеннолетних. Прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов в исправительных учреждениях, постоянно должны поддерживать деловые отношения с перечисленными органами, имеют право знакомиться с материалами проверок органов и учреждений уголовно-исполнительской системы, анализировать данные проверок для обобщения и анализа, проводить вместе с ними комплексные проверки, мероприятия по профилактике преступлений и иных правонарушений в местах лишения свободы[14,c.19]. При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить: - законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы; - соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях; - законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую; - соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений; - соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.); - соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы; - соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных; - законность оперативно-розыскной деятельности исправительных учреждений; - обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля; - законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия; - состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве дознания; - соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии; - соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных; - законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений; - выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных[6,c.93]. Как правило, прокурор начинает проверку с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и регистрации происшествий, книгу учета результатов службы подразделения контролеров, книгу инспекторских проверок, приказы, распоряжения, постановления администрации), с которыми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и другими документами. Прокурор производит обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц). Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях. Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д. При опросе осужденных прокурор выясняет, соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права; выясняются и другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора. Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему наличный прием. После обхода территории и объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему на личный прием, рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения. В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры. Прокуратурой Республики Беларусь серьезное внимание уделяется профилактике преступных проявлений, в связи с чем Генеральный прокурор в приказе от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера» предлагает подчиненным: «прокурорам областей, города Минска, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях последовательно проводить мероприятия по профилактике преступных проявлений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, гарнизонных гауптвахтах, дисциплинарной воинской части. Каждый случай совершения заключенными под стражу или осужденными умышленных преступлений рассматривается как чрезвычайное происшествие, добиваться привлечения к установленной законом ответственности должностных лиц, по вине которых они стали возможными». Подводя итог вышеизложенному, отметим, что осуществляя надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с органами государственной власти, судами, МВД, общественными объединениями, а также наблюдательными комиссиями. Взаимодействие прокуратуры осуществляется посредством совместной деятельности, направленной на соблюдение законодательства уголовно-исправительными учреждениями.
заключение
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях. Объектами прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует понимать органы, учреждения и должностных лиц, реализующих функцию исполнения приговора. Вопросам организации работы в различных звеньях прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом, Генеральным прокурором Республики Беларусь придается первостепенное значение, о чем говорится в вышеназванном приказе. Согласно ст. 20 УИК, прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В ст. 22 УИК указано, что Генеральный прокурор и его заместители, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения. Задачи этой отрасли прокурорского надзора определены в ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказе Генерального прокурора от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера». Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются: 1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы; 2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей; 3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей; 4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении приговора распространяется не только собственно на стадию уголовного процесса – исполнение приговора, но и на деятельность, непосредственно связанную с реализацией функции по фактическому исполнению приговора. При выделении в качестве самостоятельного направления организации и деятельности прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует использовать такие базовые критерии, как объект прокурорского надзора, предмет прокурорского надзора и правовые средства прокурорского надзора. Объекты прокурорского надзора представлены судами, иными органами и учреждениями, должностными лицами, на которых законодательством возложена функция по исполнению приговора. Предметом прокурорского надзора является соответствие законодательству решений, действий (бездействия) объектов прокурорского надзора, а также лиц, в отношении которых постановлен приговор. Совокупность полномочий прокуроров именуется категорией «правовые средства прокурорского надзора». Осуществляя надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с органами государственной власти, судами, МВД, общественными объединениями, а также наблюдательными комиссиями. Взаимодействие прокуратуры осуществляется посредством совместной деятельности, направленной на соблюдение законодательства уголовно-исправительными учреждениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|