Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет надзора за исполнением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания




 

Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 35) прокурору предостав­лены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере.

Акты прокурора при осуществлении надзора за исполнением приговоров судов подлежат незамедлительному, обязательному исполнению администрацией органов, исполняющих наказание, связанное и не связан­ное с лишением свободы задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае установленного нарушения закона со стороны сотрудников, должностных лиц администрации названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

В последнее время нарастает проникновение в места отбытия наказания спиртных напитков, крупных партий денег, оружия, причем выявляется это зачастую в процессе доставки, а изымается в местах лишения свободы. В результате - беспорядки, неповиновения, побеги и т.п. Во многом это вызвано тем, что в местах лишения свободы сложилось неудовлетвори­тельное материально-бытовое положение, ухудшилось медицинское об­служивание, во многих местах лишения свободы заключенные не обеспе­чены работой, не имеют возможности, как это предусмотрено законом, проходить профессиональное образование и т.п. Все это осложняет осу­ществление прокурорского надзора[13,c.276].

С учетом такого положения подчиненным прокурорам предлагается:

- систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания на­казания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда;

- не реже двух раз в год проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа;

- не менее двух раз в год организовывать проверки законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций;

- обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев № 1, № 5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подле­жащей изоляции алкоголиков и наркоманов.

Важнейшими процессуальными средствами обеспечения законности при исполнении приговора как в момент его обращения к исполнению, так и в процессе фактического исполнения являются:

- обязательное участие прокурора в заседании суда, разрешающем вопросы, связанные с исполнением приговора;

- дача заключения по обсуждаемым вопросам;

- опротестование незаконных и необоснованных определений, вынесенных судом (судьей) в порядке исполнения приговора.

Обеспечивая систематический надзор за своевременным обращением к исполнению приговора, определения и постановления суда, прокурор следит за тем, чтобы они были обращены к исполнению сразу же после вступления их в законную силу, как того требует ст. 400 УПК, согласно которой вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами, а также за тем, чтобы оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводились в исполнение незамедлительно по их провозглашении (сразу в зале суда), а в случае нахождения подсудимого под стражей — освобождение его из-под стражи в зале судебного заседания[12,c.277].

В рассматриваемой стадии прокурор следит за тем, чтобы действия и решения органов государственного управления, учреждений, предприятий и организаций и должностных лиц, причастных к исполнению приговора, определений и постановлений судов (судебные исполнители, органы внутренних дел, инспекции, отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных Сове тах депутатов, медицинские учреждения и т.п.), строго соответствовали закону, а предписания суда, содержащиеся в приговоре, определении, постановлении, своевременно и правильно исполнялись.

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и о принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это, прежде всего, приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечения осужденных к общественно-полезному труду, получения общего образования, профессиональной подготовки и др.

Как и по другим направлениям надзорной деятельности, прокурор вправе требовать объяснения должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам, исходя из конкретной ситуации, определить, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, спо­собствующие нарушениям закона, а, следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялись требования закона в части направления осужденных к лишению свободы в одну из указанных в законе исправительно-трудовых колоний или исправительно-трудовую колонию-поселение.

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается толь­ко с санкции прокурора. Проверяя законность содержания заключенных к следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и за­конном обращении к исполнению приговоров, которым виновные осуж­дены к лишению свободы.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

- отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-вос­питательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинар­ного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры;

- отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;

- в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

- выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

- выносит постановления о возбуждении уголовного дела[7,c.16].

Своим постановлением прокурор обязан незамедлительно освободить лиц, незаконно содержащихся под стражей, лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера.

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем следующие выводы:

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.

Согласно ст. 20 УИК, прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В ст. 22 УИК указано, что Генеральный прокурор и его заместители, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения.

Задачи этой отрасли прокурорского надзора определены в ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказе Генерального прокурора от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера».

Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются:

1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы;

2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей;

3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей;

4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.

 


Глава 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРОРА С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

 

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с государственными орга­нами, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за дея­тельностью названных органов и учреждений, судами, органами, осуще­ствляющими ведомственный контроль, общественными объединениями, наблюдательными комиссиями при местных исполнительных и распоря­дительных органах, комиссиями по делам несовершеннолетних.

Прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов в исправительных учреждениях, постоянно должны поддерживать деловые отношения с перечисленными органами, имеют право знакомиться с материалами проверок органов и учреждений уголовно-исполнительской системы, анализировать данные проверок для обобщения и анализа, проводить вместе с ними комплексные проверки, мероприятия по профилактике преступлений и иных правонарушений в местах лишения свободы[14,c.19].

При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:

- законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;

- соблюдение требований закона о раздельном содержании осужден­ных к лишению свободы в исправительных учреждениях;

- законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;

- соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;

- соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);

- соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;

- соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;

- законность оперативно-розыскной деятельности исправительных учреждений;

- обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;

- законность и обоснованность применения администрацией в отно­шении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу ис­правительных учреждений, злостного неповиновения и в других слу­чаях физической силы, специальных средств и оружия;

- состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве дознания;

- соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке примене­ния амнистии;

- соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;

- законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;

- выполнение администрацией исправительных учреждений обязанно­стей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных[6,c.93].

Как правило, прокурор начинает проверку с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и регистрации происшествий, книгу учета результатов службы подразделения контролеров, книгу инспекторских проверок, приказы, распоряжения, постановления администрации), с которыми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки, про­курор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбуж­денными уголовными делами и другими документами.

Прокурор производит обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц). Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.

Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.

При опросе осужденных прокурор выясняет, соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие преду­смотренные законом права; выясняются и другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора. Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему наличный прием.

После обхода территории и объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему на личный прием, рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхо­да, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.

В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры.

Прокуратурой Республики Беларусь серьезное внимание уделяется профилактике преступных проявлений, в связи с чем Генеральный прокурор в приказе от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера» предлагает подчиненным: «прокурорам областей, города Минска, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях последовательно проводить мероприятия по профилактике преступных проявлений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, гарнизонных гауптвахтах, дисциплинарной воинской части. Каждый случай совершения заключенными под стражу или осужденными умышлен­ных преступлений рассматривается как чрезвычайное происшествие, до­биваться привлечения к установленной законом ответственности должност­ных лиц, по вине которых они стали возможными».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что осуществляя надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с органами государственной власти, судами, МВД, общественными объединениями, а также наблюдательными комиссиями. Взаимодействие прокуратуры осуществляется посредством совместной деятельности, направленной на соблюдение законодательства уголовно-исправительными учреждениями.

 


заключение

 

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности, принудительных мер безопасности и лечения, воспитательного характера, а также в местах содержания под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.

Объектами прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует понимать органы, учреждения и должностных лиц, реализующих функцию исполнения приговора.

Вопросам организации работы в различных звеньях прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом, Генеральным прокурором Рес­публики Беларусь придается первостепенное значение, о чем говорится в вышеназванном приказе.

Согласно ст. 20 УИК, прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В ст. 22 УИК указано, что Генеральный прокурор и его заместители, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, без специального разрешения.

Задачи этой отрасли прокурорского надзора определены в ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», приказе Генерального прокурора от 13 июня 2008 г. № 26 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера».

Предметом прокурорского надзора, т.е. тем, что должно соответствовать закону, иному нормативному правовому акту, в данной отрасли являются:

1) акты, служащие основанием водворения лиц в места содержания под стражей, лишения и ограничения свободы;

2) акты должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, акты администраций мест содержания под стражей;

3) действия (бездействие) должностных лиц органов и учреждений, исполняющих содержание под стражей, наказание, другие меры уголовной ответственности, а также меры принудительного характера, действия (бездействие) должностных лиц администраций мест содержания под стражей;

4) действия (бездействие) осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях.

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении приговора распространяется не только собственно на стадию уголовного процесса – исполнение приговора, но и на деятельность, непосредственно связанную с реализацией функции по фактическому исполнению приговора.

При выделении в качестве самостоятельного направления организации и деятельности прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора следует использовать такие базовые критерии, как объект прокурорского надзора, предмет прокурорского надзора и правовые средства прокурорского надзора.

Объекты прокурорского надзора представлены судами, иными органами и учреждениями, должностными лицами, на которых законодательством возложена функция по исполнению приговора. Предметом прокурорского надзора является соответствие законодательству решений, действий (бездействия) объектов прокурорского надзора, а также лиц, в отношении которых постановлен приговор. Совокупность полномочий прокуроров именуется категорией «правовые средства прокурорского надзора».

Осуществляя надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, прокуроры взаимодействуют с органами государственной власти, судами, МВД, общественными объединениями, а также наблюдательными комиссиями. Взаимодействие прокуратуры осуществляется посредством совместной деятельности, направленной на соблюдение законодательства уголовно-исправительными учреждениями.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...