Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, значение и задачи прокурорского надзора в учреждениях исполняющих уголовные наказания




 

В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (далее – Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»» надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры[21].

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержан­ных и заключенных под стражу выделен в Законе о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Это обуслов­лено необходимостью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений, в случае их задержания или заключения под стражу.

Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные сво­боды, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем граж­данам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная дея­тельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных лиц, находя­щихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведе­ние прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выпол­нять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, преду­смотренных уголовно-исполнительным законодательством, Положения о предварительном заключении под стражу и других правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, иных мер уголовной ответственности, а также принудительных мер безопасности и лечения, принудительных мер воспитательного характера.

Осуществляя действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, прокурорам следует сосредоточить основное внимание на вопросах соблюдения прав и законных интересов осужден­ных, заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного ха­рактера, и выполнению ими своих обязанностей[14,c.72].

При проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах прокуроры должны пресекать факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к отбывающим наказание, заключенным под стражу, необоснованного применения к ним мер взыскания, водворения в штрафные помещения, обеспечения гуманных условий содержания, со­ответствующих минимальным стандартам и правилам обращения с заключенными. Необходимо организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставляя без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных в исправительных и иных учреждениях и органах, испол­няющих наказание и меры принудительного характера, назначенные су­дом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленных порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

Надзор прокурора за соблюдением законности в местах содержания под стражей лиц должен осуществляться еще до того, как суд признал че­ловека виновным и назначил ему наказание. УПК предусматривает, что еще в стадии расследования могут применяться меры принуждения в виде задержания, заключения под стражу (ст.ст. 116, 117, 118, 126, 127) в отноше­нии подозреваемого и обвиняемого. Эти лица содержатся в специально созданных учреждениях.

Наряду с надзором за законностью самого задержания, ареста, обоснованностью и законностью применения этих мер прокурор должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства, соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей в местах лишения свободы.

В соответствии со ст. 34 Закона о прокуратуре предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера является соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей[14,c.73].

Следовательно, предмет прокурорского надзора по данной отрасли прокурорской деятельности включает в себя следующее:

- законность нахождения граждан в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного ха­рактера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Республики Беларусь прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуж­денных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, поряд­ка и условий содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Исходя из содержания предмета надзора органы прокуратуры ставят перед собой следующие задачи по обеспечению законности при исполнении наказания и содержания лиц, находящихся под стражей:

- чтобы обращение к исполнению приговоров производилось в стро­гом соответствии с законом и в установленные сроки;

- чтобы задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования содержались в порядке, условиях и в сроки, соответствующих закону;

- чтобы содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленных законом;

- чтобы соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбыва­ния наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы;

- чтобы своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказа­ние, назначенное судом, не связанное с лишением свободы.

Согласно ст. 20 УПК прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. От прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоря­жений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных уч­реждений и следственных изоляторов, а также органами управления уго­ловно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать в слу­чае несоответствия их закону. Поэтому законность правовых актов, изда­ваемых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, также входит в предмет прокурорского надзора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...