Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая деятельность школы




Основные темы прикладных исследований на кафедре связаны с разработкой и совершенствованием методов«биологической обратной связи», «детекции скрываемых знаний», диагностики и коррекции стресса и функциональных состояний человека (Аракелов Г. Г., Данилова Н. Н., Исайчев С. А. ). Это направление исследований, сформированное в ответ на запросы со стороны практической психологии, является новым для кафедры. В этой связи перспектив здесь пока больше, чем результатов. Последние кратко можно представить следующим образом.

На основе изучения механизмов функциональных состояний и их роли в регуляции поведения животных и психической деятельности человека и с привлечением векторной теории кодирования информации разработан комплекс новых психофизиологических методов объективной оценки функциональных состояний, включающих построение векторного пространства сердечного ритма и семантического эмоционального пространства. Применение этих методов позволяет объективно оценивать индивидуальную тревожность субъекта и определять его стессоустойчивость, определять нарушения механизмов регуляции функциональных состояний, не выявляемые по другим физиологическим показателям и результатам психологического тестирования. Построение и анализ векторного пространства сердечного ритма плода человека предложены в качестве неинвазивного метода изучения пренатального развития, предсказывающего возможные отклонения в поведении ребенка в постнатальный период (Данилова Н. Н., 1985-1998).

Экспериментально обоснован новый эффективный способ объективной психофизиологической оценки и коррекции эмоциональной и стрессовой напряженности, на который получено положительное заключение (об охраноспособности) патентной экспертизы Института государственной патентной экспертизы РФ. Использование этого метода в клинике нервных болезней для профилактики и лечения дистрессовых расстройств оказалось (для случая больных с диагнозом «пограничное состояние») даже более эффективным, нежели традиционные фармакологические способы лечения (Аракелов Г. Г. ).

 

Педагогическая деятельность школы

Участие в педагогическом процессе на факультете психологии, других факультетах и филиалах МГУ.

С момента основания в 1971 г. и по настоящее время сотрудниками кафедры читается ряд поточных лекционных курсов для студентов дневного, вечернего и специального (для лиц с высшим образованием) отделений факультета психологии – «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология», «Психогенетика» (с 1997 г. ). С 2001 г. кафедра обеспечивает чтение ряда общих курсов для студентов факультета психологии Черноморского филиала МГУ (г. Севастополь) – «Анатомия центральной нервной системы», «Антропология», «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности», «Физиология сенсорных систем», «Психофизиология».

За время существования кафедры ее сотрудниками подготовлено в общей сложности около 30 новых спецкурсов, представляющих большой интерес не только для будущих специалистов-психофизиологов, но и студентов-психологов других специализаций: " Психология гештальта" (Соколов Е. Н. ), " Механизмы памяти и обучения" (Соколов Е. Н. ), " Механизмы сознания" (Соколов Е. Н. ), «Механизмы ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности» (Соколов Е. Н. ), «Механизмы движений» (Аракелов Г. Г. ), «Механизмы стресса» (Аракелов Г. Г. ), «Механизмы функциональных состояний» (Данилова Н. Н. ), «Когнитивнпя психофизиология» (Давнилова Н. Н. ), «Психофизиология эмоций» (Измайлов Ч. А., Данилова Н. Н. ), «Механизмы цветового зрения» (Черноризов А. М. ), «Экологическая психофизиология» (ХлудоваЛ. К. ) «Социальная психофизиология» (Шехтер Е. Д. ) и многие другие.

Принципы организации работы со студентами и аспирантами на факультете и кафедре.

Много времени и сил на кафедре психофизиологии уделяется работе со студентами, аспирантами и стажерами университета. На кафедре осуществляется подготовка специалистов в области фундаментальной и прикладной психофизиологии когнитивных и эмоциональных процессов, диагностики и коррекции функциональных состояний, возрастной психофизиологии и психофизиологии индивидуальных различий.

Основной принцип подготовки студентов на кафедре – «обучение через исследование». Это означает, что с самого начала своей специализации студент включается в выполнение реальной научно-исследовательской работы на кафедре. Специализация осуществляется также через спецпрактикум и систему специальных курсов, посвященных обсуждению современных отечественных и зарубежных теорий психофизиологии, информационных процессов в нейронных сетях, психофизиологических механизмов психических процессов и состояний – ощущений и восприятия, памяти и научения, мышления и сознания, эмоций и стресса, функциональных состояний, индивидуальных различий, двигательной активности. В 1995 г. на кафедре разработан и внедрен в процесс обучения новый спецпрактикум “Основы нейронауки”, представляющий собой базу для профессионального “обучения через исследование” и направленный на приобретение современных знаний из разных областей нейробиологии и психофизиологии. Одной из важных перспективных задач такого междисциплинарного Практикума является создание на факультете психологии (или в МГУ) научно-педагогической базы для открытия новой специальности в МГУ - в области нейронауки. Подготовка таких специалистов широкого профиля рассчитана на объединение усилий со стороны разных факультетов МГУ (психологического, биологического, физического, химического, фундаментальной медицины и механико-математического) и научных учреждений (Институт ВНД и нейрофизиологии РАН, Институт психологии РАН и др. ).

Под руководством кафедры защищено более 300 дипломных и курсовых проектов, более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...