Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Графическая композиция в городской среде.




Тема 6. Графическая композиция в городской среде.

Цель: знакомство с художественным решением городской среды.

Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в

архитектурную среду города.

Создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку - фрески, граффити.


Учебно-тематический план третьего года обучения

 

Наименование темы Количество часов
Архитектурные шедевры Воткинска
Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей
Книжная графика: обложка, титул, иллюстрация
  Итого за 1 полугодие
Итоговая работа. Графические, живописные, декоративные серии. Циклы работ.
  Итого за 2 полугодие
  Итого

Содержание занятий

І Полугодие

Тема 1. Архитектурные шедевры ВоткинскаАрхитектурная фантазия. Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами, на основе натурного пленэрного материала. Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези. Выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции.   Тема 2. Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему. Цель: создание многофигурной композиции на заданную конкурсную тему. Задача: Умение создавать композицию с учетом законов композиции. Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение. Выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции. Подготовительные наброски и этюды. Тема 3. Книжная графика: обложка, титул, иллюстрация Шрифтовая композиция. Цель: изучение различных видов и конструктивных особенностей шрифта. Задача: создание композиции, в которой шрифт будет нести главную смысловую и эстетическую нагрузку. Предлагаемое аудиторное задание: создание оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта(цветность - соотношение толщины букв и межбуквенных пространств). 3. 2. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата. . Изучение исторического костюма и материальной культуры.   І І Полугодие Тема 4. Итоговая работа. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры) Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт. Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции. Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата. Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения. Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу. Задание для самостоятельной работы: Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры. Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение. Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

• знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

• умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;

• умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;

• умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

• навыки работы по композиции.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на различных этапах обучения

1 год обучения

- знания:

• понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

• тональной, цветовой, линейной композиции;

• о движении в композиции;

• о ритме в станковой композиции;

• о контрастах и нюансах;

- умения:

• уравновешивать основные элементы в листе;

• четко выделять композиционный центр;

• собирать материал в работе над сюжетной композицией;

- навыки:

• владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;

• поэтапной работы над сюжетной композицией;

• анализировать схемы построения композиций великими художниками.

2 год обучения

- знания:

• понятий и терминов, используемых при работе над композицией;

• о развитии пластической идеи в пространственной композиции;

• о трехмерном пространстве,

• о перспективе (линейной и воздушной);

• о плановости изображения;

• о точке зрения (горизонт);

• о создании декоративной композиции;

- умения:

• передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;

• последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;

• работать над индивидуальной трактовкой персонажей;

• передавать стилистику, историческую достоверность деталей;

• трансформировать и стилизовать заданную форму;

- навыки:

• перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;

• анализировать схемы построения композиций великих художников;

• работы с ограниченной палитрой, составление колеров;

• создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

3 год обучения

- знания:

• о пропорциях, об основах перспективы;

• о символическом значении цвета в композиции;

• о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;

• об эмоциональной выразительности и цельности композиции;

- умения:

• ориентироваться в общепринятой терминологии;

• доводить свою работу до известной степени законченности;

• обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;

• собирать дополнительный материал для создания композиции;

- навыки:

• разработки сюжета;

• использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции; приобретение опыта работы над серией композиций.

- умения:

• выполнения   живописной композиции с соблюдением всех

подготовительных  этапов работы, включая работу с историческим материалом;

· организации структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем;

- навыки:

• создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;

• правильной организации композиционных и смысловых центров;

• создания целостности цветотонального решения листа.

•  работы различными живописными и графическими техниками;

• создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

• зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения.

Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится в 3 классе,

Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.

Этапы работы:

• поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;

• поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;

• сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного

года;

• выставка и обсуждение итоговых работ.

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

4 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

3 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п. ) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:

1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.

2. Выбор сюжета и техники исполнения.

3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.

4. Тональные форэскизы.

5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.

6. Варианты тонально-композиционных эскизов.

7. Варианты цветотональных эскизов.

8. Выполнение картона.

9. Выполнение работы на формате в материале.

Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.

После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д. ), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Дидактические материалы

Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведению;

- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1. Голубева О. Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

2. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

3. Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

4. Фаворский В. А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983

5.  Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974

7. Претте М. К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981

8. Анциферов В. Г., Анциферова Л. Г., Кисляковская Т. Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

9. Елизаров В. Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008

10. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990

11. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977

12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968

13. Даниэль С. М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984

14. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966

15. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

16. Алямовская А. Н., Лазурский В. В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971

17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977

18.  Ровенский М. Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995

19. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985

Список учебной литературы

1.  Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный

издательский центр «Владос», 2004

2.  Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский

центр «Владос», 2008

3. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

4.  Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002

5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

6. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996

7. Сокольникова Н. М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997

8. Барышников А. П. Перспектива, М., 1955

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,

демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2» ГОРОДА ВОТКИНСКА

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...