Тема 6. Графическая композиция в городской среде.
Тема 6. Графическая композиция в городской среде. Цель: знакомство с художественным решением городской среды. Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную среду города. Создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку - фрески, граффити.
Содержание занятий І Полугодие
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах; • умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности; • умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; • навыки работы по композиции. Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения 1 год обучения - знания: • понятий и терминов, используемых при работе над композицией; • тональной, цветовой, линейной композиции; • о движении в композиции; • о ритме в станковой композиции; • о контрастах и нюансах; - умения: • уравновешивать основные элементы в листе; • четко выделять композиционный центр; • собирать материал в работе над сюжетной композицией; - навыки: • владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками; • поэтапной работы над сюжетной композицией; • анализировать схемы построения композиций великими художниками. 2 год обучения - знания: • понятий и терминов, используемых при работе над композицией; • о развитии пластической идеи в пространственной композиции; • о трехмерном пространстве, • о перспективе (линейной и воздушной); • о плановости изображения; • о точке зрения (горизонт); • о создании декоративной композиции; - умения: • передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета; • последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией; • работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
• передавать стилистику, историческую достоверность деталей; • трансформировать и стилизовать заданную форму; - навыки: • перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета; • анализировать схемы построения композиций великих художников; • работы с ограниченной палитрой, составление колеров; • создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов. 3 год обучения - знания: • о пропорциях, об основах перспективы; • о символическом значении цвета в композиции; • о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости; • об эмоциональной выразительности и цельности композиции; - умения: • ориентироваться в общепринятой терминологии; • доводить свою работу до известной степени законченности; • обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных; • собирать дополнительный материал для создания композиции; - навыки: • разработки сюжета; • использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции; приобретение опыта работы над серией композиций. - умения: • выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом; · организации структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем; - навыки: • создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу; • правильной организации композиционных и смысловых центров; • создания целостности цветотонального решения листа. • работы различными живописными и графическими техниками; • создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами. 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации: • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится в 3 классе, Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Этапы работы: • поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды; • поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом; • сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года; • выставка и обсуждение итоговых работ. Критерии оценок По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 4 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 3 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п. ) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой: 1. Обзорная беседа о предлагаемых темах. 2. Выбор сюжета и техники исполнения. 3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры. 4. Тональные форэскизы. 5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения. 6. Варианты тонально-композиционных эскизов. 7. Варианты цветотональных эскизов. 8. Выполнение картона. 9. Выполнение работы на формате в материале. Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником. Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику. После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д. ), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Дидактические материалы Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия: - таблица по цветоведению; - таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией; - наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам; - репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы; - таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции; - интернет-ресурсы; - презентационные материалы по тематике разделов. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической литературы 1. Голубева О. Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004 2. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 3. Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 4. Фаворский В. А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983 5. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986 6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974 7. Претте М. К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981 8. Анциферов В. Г., Анциферова Л. Г., Кисляковская Т. Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 9. Елизаров В. Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008 10. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990 11. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977 12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968 13. Даниэль С. М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984 14. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966 15. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986 16. Алямовская А. Н., Лазурский В. В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971 17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977 18. Ровенский М. Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995 19. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985 Список учебной литературы 1. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 2. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 3. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 4. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006 6. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996 7. Сокольникова Н. М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997 8. Барышников А. П. Перспектива, М., 1955 Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2» ГОРОДА ВОТКИНСКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|