Субъекты и объекты экологических правоотношений
В зависимости от содержания правового статуса можно выделить две основные категории участников экологических правоотношений: · первая - природопользователь, · вторая — хозяйствующие субъекты (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), для которых природопользование есть средство извлечения прибыли, в дальнейшем направляемой на удовлетворение различных потребностей. Если естественные потребности человека подразумевают наличие естественных же пределов (и, соответственно, пределов воздействия на окружающую среду), то потребность в получении прибыли естественным образом не ограничена. Поэтому деятельность природопользователей предпринимателей нуждается в особой регламентации. Экологическое право регулирует не отношения человека и природы, а общественные отношения в соответствующей сфере. Поэтому второй стороной экологических отношений природопользования подразумевается государство в лице специально уполномоченного органа. Смысл его участия в таких отношениях — обеспечение разумного баланса экономических интересов природопользователей и экологических интересов остальной части общества путем определения пределов воздействия конкретных субъектов на окружающую среду и контроля за их соблюдением. Двумя названными выше категориями круг субъектов экологических правоотношений не исчерпывается. Не участвуя непосредственно в процессе природопользования, они, тем не менее, являются субъектами экологических правоотношений. Цель их деятельности — охрана окружающей среды и защита экологических прав и интересов граждан. К числу этих субъектов относятся также экологические общественные объединения.
Поскольку экологическое законодательство лишь одна из отраслей законодательства, а природопользование — одна из многих сфер общественной жизни, то за соблюдением законности в этой сфере, так же как в других, осуществляет прокурорский надзор. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. Природный объект — обособленная часть природы, обладающая определенными признаками. Все природные объекты, отвечающие вышеназванным признакам, можно подразделить на шесть основных видов: -земля — поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Имеет основополагающее значение, так как почти все остальные объекты связаны с ней (леса и большая часть жи вотного мира находятся на земле, недра — под землей, водные объекты — на земле либо под ней). Основу правового регулирования использования и охраны земель составляют нормы Земельного кодекса РФ от 28 октября 2001 г.; - недра — часть земной коры или водного пространства. Недропользование регламентируется Федеральным законом "О недрах"; - водные объекты — , включающие в себя поверхностные и подземные водные объекты. Процесс водопользования регулируется в соответствии с Водным кодексом РФ; - лесные насаждения — совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, животных, микроорганизмов, находящихся в экологической взаимосвязи. От вышеперечисленных природных объектов лес принципиально отличается тем, что является частью живой природы. Поэтому в отношении леса употребляется не только термин "охрана" — от негативных по следствий человеческой деятельности, но и "защита" — от вредителей и болезней, а также пожаров. Основой правового регулирования использования и охраны лесов является Лесной кодекс РФ; - животный мир — совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естествен ной свободы. Процесс пользования животным миром регламентируется Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. "О животном мире";
- атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды — естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых, производственных и иных помещений; воплощение окружающей среды, своего рода посредник между обществом и природой. Требования по охране атмосферного воздуха, наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлены в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха". Наконец, в числе объектов экологических правоотношений следует упомянуть человека. С одной стороны, человек— природопользователь главный субъект этих отношений, с другой, — homo sapiens как биологический вид — часть живой природы, а конкретнее — животного мира. Тема 9. Основы административного права Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами. Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих "администрирование", т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий. Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение "административное право".
Государственная администрация уполномочена непосредственно устанавливать и поддерживать соответствующие отношения между государством и частными лицами в тех областях общественной жизни, в которых государственное вмешательство представляется важным и необходимым. Государственная администрация призвана действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы, обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер. Административное право призвано обеспечить эффективность и правовую силу государственной администрации в процессе управления делами государства. Оно наделяет ее прерогативами государственной власти, которыми не располагают частные лица. Однако властные прерогативы государственной администрации не беспредельны. Они ограничены правом, устанавливающим рамки для свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц. Такие ограничения устанавливает административное право, определяя правовые процедуры осуществления исполнительной власти и гарантии прав и законных интересов частных лиц. Оно не позволяет государственной администрации при осуществлении властных прерогатив проявлять пристрастность и произвол, ограничивать законные рамки свободы действий, предоставленной частному лицу в сфере исполнительной власти. Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права. Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти. Оно устанавливает определенные формы и процедуры реализации властной административной деятельности и способы защиты прав граждан от неправомерных действий государственной администрации. Тем самым оно придает административной деятельности юридический характер. Это означает, что исполнительная власть облекается в правовую форму и осуществляется под эгидой закона, порождающего права и обязанности как для самой государственной администрации, так и для частных лиц.
Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства. 9.2. Предмет и метод административного права Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Предмет административного права имеет свою структуру. Она включает в себя отношения: 1) связанные с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. 2) возникающие в связи с осуществлением контроля за деятельностью государственной администрации.; 3) взаимосвязи государственной администрации с частными лицами; 4) устанавливающие виды и меры административного принуждения; 5)возникающие в связи с правоприменительной оперативно-исполнительной деятельностью государственной администрации. 6) возникающие в связи с осуществлением административными органами юрисдикционной функции. Метод административного прав раскрывает средства этого регулирования. Среди таких методов можно выделить: · метод властных предписаний или императивный метод; · метод рекомендаций; · метод согласования или координации используется, как правило, в · метод административного арбитража.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|