Финансовое право- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
У финансового права нет самостоятельного метода правового регулирования, поэтому используется административно-правовой метод. Он включает обязательный характер правил, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов.
Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом (например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования). Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему. Финансовая система РФ представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются: · бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами; · внебюджетные целевые фонды; финансы предприятий, организаций; имущественное и личное страхование; · кредит (государственный и банковский). · финансы организаций (состоят из финансов коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций, финансов общественных объединений) · страховые фонды (обязательное и добровольное). Для того чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и применением ресурсов всех институтов финансовой системы. Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных или негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.
6.2. Бюджетное право, бюджетная система и бюджетный процесс - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории России. Источники бюджетного права - Конституция РФ и бюджетное законодательство, основу которого составляют Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год; законы субъектов РФ о своих бюджетах на соответствующий год. Бюджет – это закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Совокупность бюджетов разных уровней образует бюджетную систему, состоящую из: федерального бюджета; бюджетов субъектов Федерации; местных бюджетов административно-территориальных образований. Федеративное бюджетное устройство РФ определяет всю организацию и принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Бюджетная система строится на следующих принципах: а именно на ее единстве, полноте, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в эту систему. Она представляет собой совокупность бюджетов трех уровней: • первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • второй уровень — бюджеты субъектов Российской Фе дерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты (ст. 10 БК РФ). 765 Доходы бюджета состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Большое практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому признаку доходы бюджета делятся на закрепленные, регулирующие, дотации, субвенции и ссуды. Закрепленными являются доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. По закону такие доходы должны составлять не менее 70 процентов доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Регулирующие доходы распределяются ежегодно с целью сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей. Они поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти. Дотации - денежные суммы, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня тогда, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Они носят безвозмездный и безвозвратный характер и предназначены для нецелевого использования. Субвенции - денежные суммы, которые выделяются на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Ссуды - денежные суммы, которые предоставляются из бюджета любого уровня бюджету другого уровня на возвратной (а иногда на возмездной) основе. Расходы бюджетов любого уровня, в соответствии с экономической классификацией, подразделяются на бюджет текущих расходов и на бюджет развития, направляемых на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, капитальные вложения, т.е. на расширенное воспроизводство. Важным показателем финансового благополучия в стране является сбалансированность бюджета, т.е. равенство доходной и расходной частей бюджета. При превышении расходов над доходами возникает дефицит бюджета. Если бюджет находится в дефиците, то первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. На 1-й стадии осуществляется составление проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимает Президент РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. На 2-й стадии происходит рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Рассмотрение бюджета предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете осуществляются на 3-й стадии. Стадия начинается с рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета является 5-й стадией бюджетного процесса. Отчет об исполнении бюджета составляют исполнительные органы управления и представляют его на утверждение соответствующим органам представительной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|