З. Урок физической культуры
В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные и коррек-ционно-компенсаторные задачи. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, сообщение элементарных сведений по гигиене физических упражнений, состоянию здоровья ученика. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества способствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями. Воспитательная задача решается параллельно с образовательной. На всех уроках воспитываются дисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля, настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задача достаточно трудоемка, и иногда в рабочем плане-конспекте учитель ее не определяет только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот. Решение лечебно-оздоровительной задачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учитель должен подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития, моторики. 312 Раздел четвертый Решение коррекционно-развивающей задачи предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения используются для коррекции имеющихся нарушений как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.
Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, учитель может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В III—IV классах можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый! », «Кто точнее и быстрее! », в старших — спортивные игры. Учитель должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся класса, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; познакомиться с учениками, посетив уроки математики, письма, трудового обучения; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы. Готовясь к уроку, учитель должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности выполнять упражнения, ожидаемый результат. Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в I—III классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно-дидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения. При планировании уроков учитель должен учитывать: D где будет проводиться урок — в зале или на улице; □ в каком состоянии предполагаемое место занятий; □ обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем; □ какое место в учебном расписании занимает данный урок, его
□ готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке; □ интерес детей к занятиям на уроке. Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока. Вводная часть является организационной. Учитель приводит учащихся в зал, помогает приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и I классах — к распоряжениям), строит в указан- Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 313 ном месте и направлении, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, выполняли различные задания, а учитель мог оказать помощь. Детей можно строить по росту либо по уровню интеллектуального и физического развития. Начиная со II класса, построение производится по команде учителя, с расчетом по порядку. Свое место учитель определяет лично. Он может идти рядом с детьми, впереди. При входе в зал занимает место впереди и указывает форму построения. Место построения можно обозначить с указаниями его каждому ученику в виде кругов, квадратов, треугольников или других символов. В таком случае дети быстрее запоминают свое место и ученика, возле которого стоят. Подготовительная часть имеет четыре функции. Суть первой из них состоит в подготовке организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки служат комплексы упражнений общеразвивающего характера: с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами, с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Содержание подготовительной части зависит от общих и частных задач урока. Вторая функция подготовительной части урока заключается в том, что из предложенных упражнений учитель выбирает два-три, направленных на формирование двигательных умений и навыков. Третья функция — использование подготовительных физических упражнений как средства формирования определенного двигательного качества. Четвертая функция — включить в подготовительную часть упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. Таким образом, подготовительная часть урока, которая может длиться 10—15 минут, будет содержать 8—10 упражнений различного характера.
В третьей, основной части урока решаются образовательные, кор-рекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики и легкоатлетические упражнения, а также игры различного характера и направленности с элементами бега, прыжков, строя, метания, строевыми упражнениями. С младших классов на уроках физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательные возможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Задача учителя в основной части урока — подобрать упражнения, которые решали бы перечис- 314 Раздел четвертый ленные задачи и удовлетворяли физиологические потребности учащихся. Необходимо соблюдать последовательность разучивания упражнений. Заключительная часть выполняет две функции: □ подготовить учащихся к последующей деятельности, чтобы они □ подвести итог урока, оценить умения и навыки учащихся, их от Первая функция обеспечивается снижением нагрузки на организм детей, для чего используются строевые упражнения; общеразвиваю-щие с предметами и без предметов; игры имитационного характера на внимание, на развитие памяти, наблюдательности; упражнения на расслабление. При подведении итогов, когда выставляется оценка в дневник и в классный журнал, дети могут стоять в шеренге или сидеть на скамейке. Уход детей из зала должен быть строго организован. Заключительная часть урока длится 3—5 минут, до 7 минут в подготовительных и I классах. Структура урока может меняться в зависимости от задач урока, состава детей и учебного материала. При этом обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала. В коррекционной школе практикуют следующие типы уроков: вводные (ознакомление с новым материалом), смешанные (комбинированные), уроки совершенствования и контрольно-зачетные. Каждый урок имеет конкретные, комплексно реализуемые задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|