2- организация трудового воспитания
Глава 21 Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 1* ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА В ВОСПИТАНИИ Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Коллективное трудовое воспитание учащихся должно 288 Раздел четвертый сочетаться с индивидуальным подходом к личности, основанным на формировании модельной структуры «Я-концепция», разработанной известным психологом К. К. Платоновым. В реализации данной концепции заложен прежде всего тип характера человека, его потребности и способности, а также слои личностных качеств, опыта и психических процессов, протекающих в становлении трудовой деятельности человека. Результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Воспитание (от рус. «питание», «воспоить», «впитывать») — процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями. В данном случае развитие личности представляет собой сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах. Трудовое воспитание, как и весь процесс, должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону актуального развития), т. е. со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованные воспитание и обучение ведут за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.
Организуя трудовое воспитание, необходимо знать принципы и методы воспитания. Принцип — это основа, руководящая идея в процессе воспитания. Специальная педагогика и психология строятся на системе методов научно-педагогических исследований, направленных на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий детей, так как знание их способствует повышению уровня образования умственно отсталых школьников в целом. При этом очень важен принцип комплексности изучения, т. е. сравнения данных, полученных учителями, воспитателями, психологами и врачами. Метод — это способ достижения поставленной цели, для педагога — способность управлять ходом воспитательного процесса, строить его сообразно с логикой и закономерностями развития, обеспечивая развитие личности ребенка в заданном направлении. Метод воспитания может рассматриваться как система действий педагога, на- Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 289 правленная на решение конкретных задач с помощью ответов на вопросы: зачем? с помощью чего? как? Система действий педагога, составляющая структуру метода воспитания, имеет материально-организационную (средства и формы взаимодействия) и социально-психологическую (позиция и приемы) стороны. В педагогике существуют различные классификации методов вос □ традиционная, выделяющая формирование сознания; положи
П в зависимости от целей воспитания: формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности, контроля, самоконтроля, самооценки и т. д.; □ в зависимости от способов достижения цели: информацион Эффективность трудового воспитания особенно зависит от организации сотрудничества учителя и ученика, основанного на гуманно-личностном подходе к развитию детей. В гуманной составляющей подхода, предписывающей демократический стиль взаимоотношений учителя и ученика, выделяется прежде всего самоактуализация личности учащегося, ибо в потенциале человеческих возможностей природой заложено стремление к поддержанию и улучшению жизни, т. е. тенденция самоактуализации, которая крайне важна в воспитательном процессе и для учащихся с недостатками интеллектуального развития. Следовательно, организация и содержание трудового воспитания должны быть нацелены именно на это. 2- ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Дети, включаясь во все доступные им виды трудовой деятельности, постепенно переходят к более сложным видам труда и формам его организации. По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов появляется возможность в процессе общественно полезной трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. В этом случае общественно полезный труд выступает в роли формирующего и коррекционного средства, и при умелом руководстве педагога на этой основе может быть создан коллектив. 290 Раздел четвертый Опытные педагоги, организуя учащихся, добиваются такого поло-жения, когда деятельность будет носить признаки коллективной. При этом даже индивидуальные поручения и задания рассматриваются как часть общего дела. Наиболее распространены следующие формы коллективного труда воспитанников: □ без взаимной зависимости (в этом случае учащиеся выполняют
□ с взаимной ответственностью и зависимостью, когда результат Трудовые объединения могут быть временными и постоянными. Так, к последним можно отнести учебно-трудовую группу, бригады, выполняющие задания в процессе производительного труда, технические кружки. За критерий правильности комплектования детских трудовых объединений следует принять показатели результативности и слаженности в работе, в значительной мере зависящие от реального состава группы, бригады. Опыт убеждает, что они должны объединять оптимальное число учеников, с примерно одинаковым количеством сильных и слабых. Небольшой состав менее всего способствует развитию социальных форм организации коллектива и не располагает ресурсами для работы. В то же время слишком большие бригады не дают возможности раскрыть способности каждого ребенка. В трудовых объединениях должны быть решены вопросы лидерства, психологической совместимости членов, учета групповых интересов. Создание разновозрастных детских коллективов позволяет обеспечить преемственность в воспитании. В организации работы бригады необходимо выделить несколько этапов: □ усвоение задачи каждым ее членом (при необходимости прово □ определение формы организации труда; □ распределение заданий и расстановка членов бригады по рабо □ инструктирование членов коллектива на рабочих местах (педа Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 291 □ обеспечение внешних связей бригады (получение инструмен
□ текущий контроль выполняемой работы учителем (при выпол □ итоговый контроль, включающий разбор коллективного взаи При правильной организации деятельности детских трудовых объединений могут быть сняты некоторые трудности, обусловленные психофизической недостаточностью школьников. В связи с этим перед педагогами стоит серьезная задача — изучать и учитывать в работе имеющиеся у детей особенности трудовой деятельности. Исследования показывают, что наиболее целесообразно учитывать типические особенности, что позволяет организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе трудового воспитания. Создание сбалансированной по всем направлениям и педагогически эффективной системы трудового воспитания требует больших организационных усилий педагогического коллектива, управленческих органов, производственных коллективов связанных со школой предприятий, родительской общественности. Коррекционные школы VIII вида имеют большие возможности для организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся: учебные занятия в мастерских, производственная практика, различные виды и формы общественно полезного и производительного труда во внеклассное время, занятия технических кружков, выполнение трудовых поручений в классе, групповой, спальне, игровой комнате, столовой, беседы о труде, утренники, праздники, посвященные труду, соревнования за звание «Лучший по профессии», экскурсии на предприятия. Разнообразие деятельности при правильной организации детского коллектива создает предпосылки успешного решения задач трудового воспитания. Систематическое и регулярное повторение правил работы в мастерской с демонстрацией на конкретных предметах позволяет решить первоочередную задачу трудового обучения — сформировать организационные навыки учащихся для практического выполнения любого задания, что способствует успешной адаптации выпускников школы в современных социально-экономических условиях производства. 292 Раздел четвертый Открытие X—XI (XII) классов для профессиональной подготовки учащихся позволило расширить программу трудового воспитания, включив в нее следующие актуальные разделы, которые связаны с основами безопасности труда, производственными отношениями и социальной адаптацией на рабочем месте»
1. Рабочее место. Трудовые функции. Рабочая норма. Планирова 2. Охрана и безопасность труда. Охрана труда и техника безопас 3. Социалъно-средовая ориентировка. Ориентация в городе. Вари 4. Основы этики производственных отношений и коммуникации. 5о Основы трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Перерыв на обед. Другие перерывы во время работы. Трудовая дисциплина. Заработная плата. Материальная ответственность. Нормы труда. Гарантии и льготы. Трудовое воспитание также должно быть тесно связано с психологическим сопровождением учащихся, т. е. с системой специальных целенаправленных мероприятий по формированию, развитию различных видов психической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать достаточно высокого уровня самореализации. Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 293
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|