4. Физическое воспитание во внеурочное время
Длительное пребывание учащихся в школе, обучение в классах, работа в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, санитарно-гигиенический, лечебно-оздоровительный, двигательный и охранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообразной двигательной активностью. В число таких мероприятий могут входить: □ утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 315 выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной деятельности; □ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные уп □ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия □ физкультпаузы — более интенсивное выполнение физических □ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выби
Особое внимание следует обратить на спортивно-массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижных игр. Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррек-ционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных ко- 316 Раздел четвертый
манд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках — старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры — младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований — сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований — общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьных линейках.
Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программы праздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике. В системе адаптивной физической культуры различают рекреаци-онно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях. Ц Контрольные вопросы и задания 1. Какие задачи решает физическое воспитание школьников с нарушением 2. Назовите основные формы организации физического воспитания в кор- 3. Подберите подвижную игру для учащихся I—IV классов, постарайтесь ее 4. Дайте характеристику учащихся различных клинических групп с позиции 5. Составьте комплекс упражнений для физкультминутки на одном из уро 6. Определите характер физических упражнений для физкультминутки и Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 317
Рекомендуемая литература 1. Вайзман Н. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. 2. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта. М., 3. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомо 4. Дмитриев А. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной шко
5. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. М., 6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. 3VL, 1997. 7. Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с наруше 8. ЧерникЕ. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. посо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|