3- материальная база общественно полезной деятельности учащихся
3- МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Организация любого вида деятельности учащихся требует соответствующей материальной базы, особенно тех ее видов, которые востребованы на рынке труда и имеют профильную подготовку. Проведенное в последнее время обследование условий материально-технической базы учебных мастерских показало весьма низкий уровень их оснащенности, т. е. наличие устаревших станков и машин или их нехватку. От дизайна оформления мастерской во многом зависит также и качество воспитательной работы на уроках труда. В мастерской воспитывать должно все: наличие технологического оборудования, наглядных средств, приспособлений, их функциональное расположение, эстетическое выполнение. Опыт работы лучших учебных заведений показывает, что совершенствование материальной базы и создание условий для общественно полезной деятельности учащихся в значительной степени улучшают и качество профессионально-трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями в развитии. Производительный труд в коррекционных школах можно организовывать на специальных ученических рабочих местах как в самой школе, так и на производстве. Цель такой организации — привлечение подростков к производительному труду в сфере материального производства, знакомство с различными машинами, механизмами и оборудованием, новыми технологиями, участие в производственных отношениях базового предприятия, формирование трудовых умений и профессиональных навыков, дальнейшее развитие интереса к определенной профессии. Необходимо техническое и хозяйственное обеспечение и обслуживание ученических рабочих мест как на предприятиях, так и в школе. Они могут быть индивидуального или общего пользования (закреплены только за определенными учениками или за группой подростков из разных школ, на них могут работать и кадровые рабочие). Заказы, выполняемые на них, включаются в производственный план подразделения. Предприятие несет ответственность за сохранность здоровья учеников, за создание безопасных условий труда, обеспечивает их необходимой спецодеждой и обувью. Школа и производство ведут учет работы и наличия объектов труда, организуют межгрупповое соревнование, воспитательную работу и обучение.
Подбор объектов для работы должен отвечать характеру профессионально-трудовой подготовки школьников, уровню их обученнос- 294 Раздел четвертый тИо Предусматривается периодическая сменяемость видов и объектов работы, переход подростков с одного рабочего места на другое в соответствии с требованиями профессиональной подготовки. Труд занятых производительным трудом оплачивается в соответствии с действующим законодательством по нормам и расценкам, существующим для данной отрасли. Для обслуживания и ремонта оборудования, станков и механизмов, находящихся в школе, базовые предприятия выделяют квалифицированных работников по взаимно согласованному графику. Отечественные коррекционные школы накопили достаточно богатый опыт организации общественно полезной трудовой деятельности и создания для этого соответствующей материальной базы. Однако эффективность указанных мероприятий выше в тех случаях, когда они решаются в комплексе с другими составляющими процесса трудового воспитания и представляют единое целое» 4- ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Общественно полезный труд в коррекционных школах неоднороден по своему содержанию и результативности. В связи с этим его можно подразделить на следующие виды: □ самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, результа □ труд в порядке шефства, по своему общественному значению □ производительный труд, обеспечивающий производство товар Общественно полезная направленность труда в коррекционной школе усиливается, когда в нее включается большая часть ученического коллектива. Однако сделать это нелегко. В отдельных случаях задача упрощается. Например, все учащиеся, занимающиеся одним профилем труда, изготавливают однотипные изделия по заказам. При этом одинаковую по сложности работу выполняют ученики как пя- Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 295 тых, так и восьмых классов. Такой подход не учитывает возрастных и трудовых возможностей школьников. В этом случае школа получает товарную продукцию, но снижается уровень обучения. Совсем другое дело, когда школа занята выпуском довольно сложной продукции. В ряде школ изготавливают бытовую мебель, одежду, узлы и детали к машинам и механизмам по заказам предприятий. Поступивший заказ распределяется между бригадами учащихся на основе межколлективной кооперации в зависимости от профессиональной подготовленности, трудовых возможностей, времени, отводимого учебным планом, интересов детей. В процессе кооперации необходимо разделить операции по сложности и с учетом этого распределить их между классами. На основе кооперирования и коллективного (бригадного) изготовления заказов организуется соревнование.
В некоторых школах для такого производства продукции используются материалы или комплектующие изделия заказчика. В этом случае повышается ответственность ученического коллектива (при правильном педагогическом руководстве она может стать по настоящему коллективной), а руководство школы освобождается от несвойственных ему функций снабжения. Кроме того, в такого рода кооперации создаются условия для взаимопомощи между бригадами и отдельными их членами, учащиеся чаще вступают в межколлективные и внутриколлективные связи и отношения, познавая эти отношения «изнутри», непосредственно участвуя в них. Это способствует развитию у подростков делового общения более высокого уровня, которое характерно для рабочих производственных коллективов. Простые формы кооперации могут возникать на основе хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда учеников. Например, учащиеся разных возрастов из различных классов работают в бригаде, задача которой — поддержание чистоты и порядка в школе. Убирая помещения, они — это получается само собой — приучают своих сверстников поддерживать чистоту в школьных и интернатных помещениях. Кроме того, такая организация труда способствует более широкому деловому и личному общению между учениками, что немаловажно в воспитании детского коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|