Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3- материальная база общественно полезной деятельности учащихся




3- МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организация любого вида деятельности учащихся требует соответ­ствующей материальной базы, особенно тех ее видов, которые востре­бованы на рынке труда и имеют профильную подготовку. Проведен­ное в последнее время обследование условий материально-техниче­ской базы учебных мастерских показало весьма низкий уровень их оснащенности, т. е. наличие устаревших станков и машин или их не­хватку.

От дизайна оформления мастерской во многом зависит также и ка­чество воспитательной работы на уроках труда. В мастерской воспи­тывать должно все: наличие технологического оборудования, нагляд­ных средств, приспособлений, их функциональное расположение, эс­тетическое выполнение.

Опыт работы лучших учебных заведений показывает, что совер­шенствование материальной базы и создание условий для обществен­но полезной деятельности учащихся в значительной степени улучша­ют и качество профессионально-трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями в развитии.

Производительный труд в коррекционных школах можно органи­зовывать на специальных ученических рабочих местах как в самой школе, так и на производстве. Цель такой организации — привлече­ние подростков к производительному труду в сфере материального производства, знакомство с различными машинами, механизмами и оборудованием, новыми технологиями, участие в производственных отношениях базового предприятия, формирование трудовых умений и профессиональных навыков, дальнейшее развитие интереса к опре­деленной профессии.

Необходимо техническое и хозяйственное обеспечение и обслужи­вание ученических рабочих мест как на предприятиях, так и в школе. Они могут быть индивидуального или общего пользования (закрепле­ны только за определенными учениками или за группой подростков из разных школ, на них могут работать и кадровые рабочие). Заказы, выполняемые на них, включаются в производственный план подраз­деления. Предприятие несет ответственность за сохранность здоровья учеников, за создание безопасных условий труда, обеспечивает их не­обходимой спецодеждой и обувью. Школа и производство ведут учет работы и наличия объектов труда, организуют межгрупповое сорев­нование, воспитательную работу и обучение.

Подбор объектов для работы должен отвечать характеру профес­сионально-трудовой подготовки школьников, уровню их обученнос-

294                                                                                                     Раздел четвертый


тИо Предусматривается периодическая сменяемость видов и объектов работы, переход подростков с одного рабочего места на другое в соот­ветствии с требованиями профессиональной подготовки.

Труд занятых производительным трудом оплачивается в соответ­ствии с действующим законодательством по нормам и расценкам, су­ществующим для данной отрасли.

Для обслуживания и ремонта оборудования, станков и механиз­мов, находящихся в школе, базовые предприятия выделяют квалифи­цированных работников по взаимно согласованному графику.

Отечественные коррекционные школы накопили достаточно бога­тый опыт организации общественно полезной трудовой деятельности и создания для этого соответствующей материальной базы. Однако эффективность указанных мероприятий выше в тех случаях, когда они решаются в комплексе с другими составляющими процесса трудо­вого воспитания и представляют единое целое»

4- ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Общественно полезный труд в коррекционных школах неодноро­ден по своему содержанию и результативности. В связи с этим его можно подразделить на следующие виды:

□ самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд, результа­
ты которого предназначены для удовлетворения личных по­
требностей учеников и внутренних нужд школы. Таким обра­
зом, его общественная значимость замыкается рамками школь­
ного коллектива;

□ труд в порядке шефства, по своему общественному значению
стоящий значительно выше первого, так как его результаты
удовлетворяют нужды других коллективов. Это может быть
проведение субботников по очистке прилегающих территорий,
уборке сельскохозяйственной продукции и др.;

□ производительный труд, обеспечивающий производство товар­
ной продукции; его результаты предназначены для удовлетво­
рения запросов общества.

Общественно полезная направленность труда в коррекционной школе усиливается, когда в нее включается большая часть учениче­ского коллектива. Однако сделать это нелегко. В отдельных случаях задача упрощается. Например, все учащиеся, занимающиеся одним профилем труда, изготавливают однотипные изделия по заказам. При этом одинаковую по сложности работу выполняют ученики как пя-

Глава 21. Трудовое воспитание учащихся с нарушениями интеллектуального развития 295


тых, так и восьмых классов. Такой подход не учитывает возрастных и трудовых возможностей школьников. В этом случае школа получает товарную продукцию, но снижается уровень обучения.

Совсем другое дело, когда школа занята выпуском довольно слож­ной продукции. В ряде школ изготавливают бытовую мебель, одежду, узлы и детали к машинам и механизмам по заказам предприятий. По­ступивший заказ распределяется между бригадами учащихся на осно­ве межколлективной кооперации в зависимости от профессиональной подготовленности, трудовых возможностей, времени, отводимого учебным планом, интересов детей. В процессе кооперации необходи­мо разделить операции по сложности и с учетом этого распределить их между классами. На основе кооперирования и коллективного (бри­гадного) изготовления заказов организуется соревнование.

В некоторых школах для такого производства продукции исполь­зуются материалы или комплектующие изделия заказчика. В этом случае повышается ответственность ученического коллектива (при правильном педагогическом руководстве она может стать по нас­тоящему коллективной), а руководство школы освобождается от не­свойственных ему функций снабжения. Кроме того, в такого рода ко­операции создаются условия для взаимопомощи между бригадами и отдельными их членами, учащиеся чаще вступают в межколлектив­ные и внутриколлективные связи и отношения, познавая эти отноше­ния «изнутри», непосредственно участвуя в них. Это способствует раз­витию у подростков делового общения более высокого уровня, кото­рое характерно для рабочих производственных коллективов.

Простые формы кооперации могут возникать на основе хозяйст­венно-бытового и самообслуживающего труда учеников. Например, учащиеся разных возрастов из различных классов работают в бригаде, задача которой — поддержание чистоты и порядка в школе. Убирая помещения, они — это получается само собой — приучают своих свер­стников поддерживать чистоту в школьных и интернатных помеще­ниях. Кроме того, такая организация труда способствует более широ­кому деловому и личному общению между учениками, что немало­важно в воспитании детского коллектива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...