4. Требования к учителю СБО и к организации его работы
Помимо перечисленного, результат процесса формирования социально-бытовых знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит от подготовки самого учителя к проведению урока и ведению курса в целом. Можно сказать, что требования к личности учителя СБО пусть не намного, но все-таки несколько выше, чем к остальным учителям-предметникам. Он учит всем своим внешним видом, манерой общения, поведения и является примером для подражания. Если перед встречей с учениками, выкурив пару сигарет, облачившись в спортивное трико, учитель войдет в класс, то его обучение правилам жизни будут малоуспешными. Его беседы о вреде курения и необходимости всегда выглядеть опрятно и в соответствии с ситуацией будут звучать весьма сомнительно. Как актер, играющий роль Отелло, не может появиться на сцене без грима и сценического костюма, так и учитель СБО не может появиться перед учащимися вне образа положительного и приятного во всех отношениях человека. Если вы — учитель СБО, вы — образец для учащихся. Ваш девиз: «Делай как я! » Вы всегда должны иметь аккуратную прическу, носить одежду делового стиля и соответствующую этому обувь. Если для выполнения практических работ требуется надеть фартук и косынку, использовать полотенце, скатерть, салфетки, то все это должно быть свежевыстиранным и отутюженным. Свое отношение к порядку и чистоте учитель проявляет и в кабинете: все идеально чисто, на своих местах и ничего лишнего, вовремя делается влажная уборка, вытирается пыль, аккуратно висят тюль и шторы на окнах. Учитель СБО должен следить за 286 Раздел четвертый
тем, чтобы в кабинете никогда не использовалась старая затертая или битая посуда, засаленные полотенца, грязные тряпки. Содержанию кабинета в чистоте и порядке должна помогать правильно организованная практическая деятельность учащихся. Следующее требование — образование учителя, который на достаточно профессиональном уровне обязан владеть знаниями и умениями по всем разделам учебной программы, но главное — иметь базисную дефектологическую подготовку либо дополнительную (курсы повышения квалификации или переподготовки). Без учета особенностей познавательной деятельности школьников невозможно достичь положительных результатов. Так, призыв во время выполнения практического задания заканчивать работу поскорее может быть для учащегося просто физиологически недоступным. Кроме того, умственно отсталый ученик во время выполнения задания практически не в состоянии понять несколько последовавших одно за другим без паузы указаний. Другое важное условие — необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого. Это подразумевает знакомство с медицинским и психологическим диагнозом учащихся. Учитель должен хорошо знать не только программу обучения социально-бытовой ориентировке учащихся по всем классам, но и программы по общеобразовательным предметам и труду — для организации межпредметных связей. Выполнение программы возможно только при наличии кабинета. Учитель СБО должен сам продумать наиболее удачное расположение зон, оборудовать кабинет в соответствии с требованиями, постоянно обновлять и накапливать необходимое оснащение. Кроме того, необходимо знать карту района города или той местности, где находится школа, где расположены различные предприятия, организации и учреждения торговли, быта, администрации, культуры, образования. Все это поможет в планировании и проведении экскурсий. Заинтересовавшие объекты необходимо предварительно и неоднократно посетить самостоятельно.
Важным является умение учителя СБО общаться с родителями учащихся, так как, получая друг от друга необходимые сведения, дополняя друг друга, можно достичь более эффективных результатов в социально-бытовой адаптации учащихся, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе. Все перечисленные требования в полной мере относятся и к воспитателям, работа которых по формированию и закреплению социально-бытовых умений и навыков учащихся неразрывно связана с работой учителя. Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся... 287 В Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте роль социально-бытовой ориентировки как учебного предмета 2. Как реализуются дидактические принципы на занятиях СБО? 3. Перечислите условия, необходимые для подготовки учащихся коррекци- 4. Выделите общие и специфические пути решения социально-бытовых 5. Какое значение в решении задачи подготовки выпускников к самостоя Щ Рекомендуемая литература 1. Воронкова В. В., Казакова С А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5—9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М.: Владос, 2006. 20 Гладкая В. В. Социально-бытовая ориентировка воспитанников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 3. Девяткова Т. Л., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г. и др. Социально-бытовая 4. Долженко А. И. Методические рекомендации по социально-трудовой адап 5. Павлова Н. П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|