Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Требования к учителю СБО и к организации его работы




Помимо перечисленного, результат процесса формирования соци­ально-бытовых знаний, умений и навыков учащихся во многом зави­сит от подготовки самого учителя к проведению урока и ведению кур­са в целом. Можно сказать, что требования к личности учителя СБО пусть не намного, но все-таки несколько выше, чем к остальным учи­телям-предметникам. Он учит всем своим внешним видом, манерой общения, поведения и является примером для подражания. Если пе­ред встречей с учениками, выкурив пару сигарет, облачившись в спортивное трико, учитель войдет в класс, то его обучение правилам жизни будут малоуспешными. Его беседы о вреде курения и необхо­димости всегда выглядеть опрятно и в соответствии с ситуацией будут звучать весьма сомнительно. Как актер, играющий роль Отелло, не может появиться на сцене без грима и сценического костюма, так и учитель СБО не может появиться перед учащимися вне образа поло­жительного и приятного во всех отношениях человека. Если вы — учитель СБО, вы — образец для учащихся. Ваш девиз: «Делай как я! » Вы всегда должны иметь аккуратную прическу, носить одежду делово­го стиля и соответствующую этому обувь. Если для выполнения прак­тических работ требуется надеть фартук и косынку, использовать по­лотенце, скатерть, салфетки, то все это должно быть свежевыстиран­ным и отутюженным. Свое отношение к порядку и чистоте учитель проявляет и в кабинете: все идеально чисто, на своих местах и ничего лишнего, вовремя делается влажная уборка, вытирается пыль, акку­ратно висят тюль и шторы на окнах. Учитель СБО должен следить за

286                                                                                                     Раздел четвертый


тем, чтобы в кабинете никогда не использовалась старая затертая или битая посуда, засаленные полотенца, грязные тряпки. Содержанию кабинета в чистоте и порядке должна помогать правильно организо­ванная практическая деятельность учащихся.

Следующее требование — образование учителя, который на доста­точно профессиональном уровне обязан владеть знаниями и умения­ми по всем разделам учебной программы, но главное — иметь базис­ную дефектологическую подготовку либо дополнительную (курсы повышения квалификации или переподготовки). Без учета особеннос­тей познавательной деятельности школьников невозможно достичь положительных результатов. Так, призыв во время выполнения прак­тического задания заканчивать работу поскорее может быть для уча­щегося просто физиологически недоступным. Кроме того, умственно отсталый ученик во время выполнения задания практически не в со­стоянии понять несколько последовавших одно за другим без паузы указаний. Другое важное условие — необходимость учитывать инди­видуальные особенности каждого. Это подразумевает знакомство с медицинским и психологическим диагнозом учащихся.

Учитель должен хорошо знать не только программу обучения со­циально-бытовой ориентировке учащихся по всем классам, но и про­граммы по общеобразовательным предметам и труду — для организа­ции межпредметных связей. Выполнение программы возможно толь­ко при наличии кабинета. Учитель СБО должен сам продумать наиболее удачное расположение зон, оборудовать кабинет в соответ­ствии с требованиями, постоянно обновлять и накапливать необходи­мое оснащение.

Кроме того, необходимо знать карту района города или той мест­ности, где находится школа, где расположены различные предприя­тия, организации и учреждения торговли, быта, администрации, куль­туры, образования. Все это поможет в планировании и проведении экскурсий. Заинтересовавшие объекты необходимо предварительно и неоднократно посетить самостоятельно.

Важным является умение учителя СБО общаться с родителями учащихся, так как, получая друг от друга необходимые сведения, до­полняя друг друга, можно достичь более эффективных результатов в социально-бытовой адаптации учащихся, подготовке их к самосто­ятельной жизни в обществе.

Все перечисленные требования в полной мере относятся и к воспи­тателям, работа которых по формированию и закреплению социаль­но-бытовых умений и навыков учащихся неразрывно связана с рабо­той учителя.

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               287


В Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте роль социально-бытовой ориентировки как учебного предмета
в решении социально значимых задач. Определите эти задачи.

2. Как реализуются дидактические принципы на занятиях СБО?

3. Перечислите условия, необходимые для подготовки учащихся коррекци-
онных школ VIII вида к самостоятельной жизни и предусмотренные на за­
нятиях по СБО.

4. Выделите общие и специфические пути решения социально-бытовых
проблем умственно отсталых школьников в урочное (занятия по СБО)
и внеурочное время.

5. Какое значение в решении задачи подготовки выпускников к самостоя­
тельной жизни имеет совместная работа семьи и коррекционной школы?
Раскройте пути ее осуществления.

Щ Рекомендуемая литература

1. Воронкова В. В., Казакова С А. Социально-бытовая ориентировка учащих­ся 5—9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М.: Владос, 2006.

20 Гладкая В. В. Социально-бытовая ориентировка воспитанников специаль­ных (коррекционных) учреждений VIII вида: методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

3. Девяткова Т. Л., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г. и др. Социально-бытовая
ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2003.

4. Долженко А. И. Методические рекомендации по социально-трудовой адап­
тации учащихся начальных классов вспомогательной школы-интерната.
Севастополь, 1999.

5. Павлова Н. П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспо­
могательной школы // Дефектология. 1991. № 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...