Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часа предполагают проведение на базе ДОУ.




Тема: Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

Основные понятия: подготовка к школе, готовность к обучению, психодиагностика, диагностика.

Основные вопросы:

1.Научно-теоретические основы психодиагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению.

2.Процедура определения психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

3.Методическое обеспечение психодиагностики готовности к школе.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста, их учет в процессе подготовки к обучению в школе, представление письменной работы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература

1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с.

3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003.

2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004.

4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.

5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014.

6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991.

7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с.

8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.

Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015.

Задания для СРС:

1. Законспектируйте статьи: а/Журавлев Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе // Народное образование. 2004. № 6, б/ Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника// Дошкольное воспитание. 2003 № 2,3,4,6.

2. В виде письменного сообщения раскройте вопрос психологического консультирования родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, определите основные задачи и формы работы в этом направлении.

3. Подготовьте доклад в рамках темы практического занятия.

 

Семинарское занятие № 4 (4 часа)

Тема: Взаимодействие семьи, ДОУ и школы в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Основные понятия: подготовка к обучению в школе, взаимодействие, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, развитие, формы работы, консультирование, педагогический ликбез.

Основные вопросы:

1. Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

2. Традиционные и современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.

3. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе.

4. Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе.

5. Эффективность реализации программы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.

6. Консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, анализ и изучение литературы к данному занятию, представление письменных работ в виде эссе, представление разработанной программы организации совместной деятельности родителей, педагогов ДОУ и школы, а также детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе подготовки детей к школе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература

1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с.

3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003.

2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004.

4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.

5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014.

6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991.

7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с.

8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.

Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015.

Задания для СРС:

1. Подготовьте письменную работу «Психологическое консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к школе: стратегия и тактика».

2. Разработайте программу организации совместной деятельности родителей, педагогов ДОУ и школы, а также детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе подготовки детей к школе.

3. Выделите основные проблемы педагогического взаимодействия семьи и ДОУ.

4. Выявите причины педагогической безграмотности родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе. Обдумайте и предложите преодоления таких ошибок.

5. Подготовка и защита реферата на любую тему по выбору:

· Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей.

· Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ.

· Педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей в домашних условиях.

· Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье.

· Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребенка.

· Межличностные взаимоотношения ребенка в семье и коллективе сверстников.

· Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе.

· История российской семьи. Современная российская семья.

· Современные демографические проблемы. Социология семьи.

· Специфика условий современного семейного воспитания.

· Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребенка.

· Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Семинарское занятие № 5 (4 часа)

(проводится в интерактивной форме «Деловая игра»)

Тема: Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе. Авторские программы.

Основные понятия: подготовка к обучению в школе, воспитание, обучение, развитие, программа, авторская программа, инновации, инновации в образовании.

Основные вопросы:

1. Цели, задачи, направления работы и принципы авторской рабочей программы «Подготовка детей к школе» учителя начальных классов Малой Л.Н.

2. Структурные компоненты программы:

· программа раздела «речевое развитие «От слова к букве»,

· программа раздела «Развитие математических способностей» курса «Математические ступеньки».

3. Специфика рабочей программы по дошкольной подготовке детей 5 – 6 лет, поступающих в школу «Дошколёнок», составленной на основе программы воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и комплектов методических пособий Т. С. Комаровой, Г. С. Швайко, Н. И. Бочкарёвой, Е. И. Негневицкой и др. Автор составитель - Криворучко М. О., директора МОУ СОШ № 61 высшей категории:

· инновационность изучаемой программы,

· цель, задачи, основополагающие принципы,

· цель, содержание первого направления - «Английский язык»,

· содержание второго направления работы - «Чтение и счёт», состоящего из разделов: «Буквы, слоги, слова», «Думай, считай, отгадывай», «Мир вокруг нас»,

· основные разделы учебного плана третьего направления работы «Музыка»,

· основные разделы учебного плана четвертого направления работы «Живопись»,

· основные разделы учебного плана пятого направления работы «Хореография»,

· два раздела учебного плана шестого направления работы «Основы компьютера».

· краткое содержание седьмого направления работы «Психология общения».

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы и других материалов для рассмотрения всех вопросов семинара, работа с таблицами, дискуссия, представление презентации.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература

1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с.

3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003.

2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004.

4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.

5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014.

6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991.

7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с.

8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.

Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015.

Задания для СРС:

1. Изучив и проанализировав предложенные авторские программы составьте сопоставительную таблицу, например,

  Цель Задачи Принципы И т.д.    
Название 1 программы            
Название 2 программы            

 

2. Изучив необходимую литературу и авторские программы сделайте педагогические выводы по каждой из них. Свои доводы аргументируйте.

3. Сравнив изученные программы определите наиболее эффективную, на ваш взгляд. Свой ответ обоснуйте.

4. Используя сеть ИНТЕРНЕТ и периодическую печать подберите, изучите и представьте в виде презентации наиболее оптимальную авторскую программу по подготовке детей к школьному обучению.

5. Подготовьтесь к дискуссии «Самая эффективная предшкольная программа».

 

Семинарское занятие № 6 (4 часа)

(проводится в интерактивной форме «Метод проектов»)

Тема: Современные компьютерные технологии в подготовке дошкольников к школе.

Основные понятия: подготовка к обучению в школе, воспитание, обучение, развитие, информация, информационное пространство, воспиательно-образовательный процесс, участники воспитательно-образовательного процесса, технологии, компьютерные технологии, информационные технологии, ИКТ, педагогическая компетентность, нормативно-правовая база, методическая работа, интерактивное оборудование, презентация, мультимедиа, мультимедийные средства коммуникации.

Основные вопросы:

1. ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе.

2. Оптимизация информационного пространства, направленного на повышение педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе.

3. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникационных технологий.

4. Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий.

5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ.

6. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство.

7. Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, разработка и подготовка творческого проекта, представление эссе, круглый стол, работа в микро-группах, защита реферата, разработка рекомендаций.

Литература для подготовки к занятию:

1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с.

3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003.

2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004.

4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.

5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014.

6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991.

7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с.

8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А.

Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015.

Задания для СРС:

1. В виде эссе осветите немаловажный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ - это приобщение малыша к исследовательской работе.

2. Подготовьтесь к круглому столу, где к рассмотрению будет предложена тема «Социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками».

3. В мини-группах разработайте и подготовьте к защите творческий проект «преодоление интеллектуальной пассивности детей на занятиях как следствие применения информационных технологий на занятиях в ДОУ».

4. Подготовьте и защитите реферат на любую из предложенных тем: «Преимуществ внедрения ИКТ и технологий Интернета, в работе педагога ДОУ», «Активное использование педагогами учреждения информационно - коммуникационных технологий в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», «Компетентный родитель в вопросах подготовки детей к школе и активно использующий ИКТ в домашних условиях», «Преимущества и недостатки применения компьютера по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников».

5. Составьте рекомендации для специалистов по проектированию и созданию мультимедийных программных пособий для дошкольников при подготовки их к школьному обучению.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...