Часа предполагают проведение на базе ДОУ.
Тема: Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Основные понятия: подготовка к школе, готовность к обучению, психодиагностика, диагностика. Основные вопросы: 1.Научно-теоретические основы психодиагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению. 2.Процедура определения психологической готовности дошкольников к школьному обучению. 3.Методическое обеспечение психодиагностики готовности к школе. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста, их учет в процессе подготовки к обучению в школе, представление письменной работы. Литература для подготовки к занятию: Основная литература 1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с. 2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с. 3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с. Дополнительная литература 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003. 2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004. 4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.
5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014. 6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991. 7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с. 8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А. Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015. Задания для СРС: 1. Законспектируйте статьи: а/Журавлев Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе // Народное образование. 2004. № 6, б/ Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника// Дошкольное воспитание. 2003 № 2,3,4,6. 2. В виде письменного сообщения раскройте вопрос психологического консультирования родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, определите основные задачи и формы работы в этом направлении. 3. Подготовьте доклад в рамках темы практического занятия.
Семинарское занятие № 4 (4 часа) Тема: Взаимодействие семьи, ДОУ и школы в процессе подготовки ребенка к обучению в школе. Основные понятия: подготовка к обучению в школе, взаимодействие, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, развитие, формы работы, консультирование, педагогический ликбез. Основные вопросы: 1. Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. 2. Традиционные и современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе. 3. Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе.
4. Задачи ДОУ по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе. 5. Эффективность реализации программы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе. 6. Консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, анализ и изучение литературы к данному занятию, представление письменных работ в виде эссе, представление разработанной программы организации совместной деятельности родителей, педагогов ДОУ и школы, а также детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе подготовки детей к школе. Литература для подготовки к занятию: Основная литература 1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с. 2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с. 3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с. Дополнительная литература 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003. 2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004. 4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21. 5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014. 6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991. 7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с.
8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А. Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015. Задания для СРС: 1. Подготовьте письменную работу «Психологическое консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к школе: стратегия и тактика». 2. Разработайте программу организации совместной деятельности родителей, педагогов ДОУ и школы, а также детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе подготовки детей к школе. 3. Выделите основные проблемы педагогического взаимодействия семьи и ДОУ. 4. Выявите причины педагогической безграмотности родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе. Обдумайте и предложите преодоления таких ошибок. 5. Подготовка и защита реферата на любую тему по выбору: · Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей. · Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. · Педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей в домашних условиях. · Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье. · Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребенка. · Межличностные взаимоотношения ребенка в семье и коллективе сверстников. · Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе. · История российской семьи. Современная российская семья. · Современные демографические проблемы. Социология семьи. · Специфика условий современного семейного воспитания. · Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребенка. · Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей дошкольного возраста Семинарское занятие № 5 (4 часа) (проводится в интерактивной форме «Деловая игра») Тема: Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе. Авторские программы. Основные понятия: подготовка к обучению в школе, воспитание, обучение, развитие, программа, авторская программа, инновации, инновации в образовании. Основные вопросы: 1. Цели, задачи, направления работы и принципы авторской рабочей программы «Подготовка детей к школе» учителя начальных классов Малой Л.Н.
2. Структурные компоненты программы: · программа раздела «речевое развитие «От слова к букве», · программа раздела «Развитие математических способностей» курса «Математические ступеньки». 3. Специфика рабочей программы по дошкольной подготовке детей 5 – 6 лет, поступающих в школу «Дошколёнок», составленной на основе программы воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и комплектов методических пособий Т. С. Комаровой, Г. С. Швайко, Н. И. Бочкарёвой, Е. И. Негневицкой и др. Автор составитель - Криворучко М. О., директора МОУ СОШ № 61 высшей категории: · инновационность изучаемой программы, · цель, задачи, основополагающие принципы, · цель, содержание первого направления - «Английский язык», · содержание второго направления работы - «Чтение и счёт», состоящего из разделов: «Буквы, слоги, слова», «Думай, считай, отгадывай», «Мир вокруг нас», · основные разделы учебного плана третьего направления работы «Музыка», · основные разделы учебного плана четвертого направления работы «Живопись», · основные разделы учебного плана пятого направления работы «Хореография», · два раздела учебного плана шестого направления работы «Основы компьютера». · краткое содержание седьмого направления работы «Психология общения». Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы и других материалов для рассмотрения всех вопросов семинара, работа с таблицами, дискуссия, представление презентации. Литература для подготовки к занятию: Основная литература 1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с. 2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с. 3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с. Дополнительная литература 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003. 2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004. 4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21.
5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014. 6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991. 7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с. 8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А. Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015. Задания для СРС: 1. Изучив и проанализировав предложенные авторские программы составьте сопоставительную таблицу, например,
2. Изучив необходимую литературу и авторские программы сделайте педагогические выводы по каждой из них. Свои доводы аргументируйте. 3. Сравнив изученные программы определите наиболее эффективную, на ваш взгляд. Свой ответ обоснуйте. 4. Используя сеть ИНТЕРНЕТ и периодическую печать подберите, изучите и представьте в виде презентации наиболее оптимальную авторскую программу по подготовке детей к школьному обучению. 5. Подготовьтесь к дискуссии «Самая эффективная предшкольная программа».
Семинарское занятие № 6 (4 часа) (проводится в интерактивной форме «Метод проектов») Тема: Современные компьютерные технологии в подготовке дошкольников к школе. Основные понятия: подготовка к обучению в школе, воспитание, обучение, развитие, информация, информационное пространство, воспиательно-образовательный процесс, участники воспитательно-образовательного процесса, технологии, компьютерные технологии, информационные технологии, ИКТ, педагогическая компетентность, нормативно-правовая база, методическая работа, интерактивное оборудование, презентация, мультимедиа, мультимедийные средства коммуникации. Основные вопросы: 1. ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе. 2. Оптимизация информационного пространства, направленного на повышение педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе. 3. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникационных технологий. 4. Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий. 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ. 6. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство. 7. Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, разработка и подготовка творческого проекта, представление эссе, круглый стол, работа в микро-группах, защита реферата, разработка рекомендаций. Литература для подготовки к занятию: 1. Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с. 2. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер. – 352 с. 3. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия. – 2010 432 с. Дополнительная литература 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе: Книга для детей и взрослых. - М., 2003. 2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. - Екатеринбург, 1994. - 230 с. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- СПб, 2004. 4. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21. 5. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе «преемственность».- Волгоград.- 2014. 6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. 2003. 14.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.-1991. 7. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшикова Елена Александровна. Томск, 2000. - 153 с. 8. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н.А. Федосова и др; науч.рук. Н.А. Федосова.- М.: Просвещение,2015. Задания для СРС: 1. В виде эссе осветите немаловажный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ - это приобщение малыша к исследовательской работе. 2. Подготовьтесь к круглому столу, где к рассмотрению будет предложена тема «Социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками». 3. В мини-группах разработайте и подготовьте к защите творческий проект «преодоление интеллектуальной пассивности детей на занятиях как следствие применения информационных технологий на занятиях в ДОУ». 4. Подготовьте и защитите реферат на любую из предложенных тем: «Преимуществ внедрения ИКТ и технологий Интернета, в работе педагога ДОУ», «Активное использование педагогами учреждения информационно - коммуникационных технологий в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», «Компетентный родитель в вопросах подготовки детей к школе и активно использующий ИКТ в домашних условиях», «Преимущества и недостатки применения компьютера по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников». 5. Составьте рекомендации для специалистов по проектированию и созданию мультимедийных программных пособий для дошкольников при подготовки их к школьному обучению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|