- все бездокументарные бумаги; 15 страница
-------------------------------- < 1> Шутенко В. В. Коносамент. Ответственность морского перевозчика. СПб.: ВЫБОР, 2001. Вып. 1. С. 5 (Сер. " Коммерческая работа на морском транспорте (теория и практика)" ).
Правовое регулирование коносамента является сложным. Следует отметить, что коносамент, как и вексель, относится к числу документов в системе российских ценных бумаг, регулирование которых построено на основании международных соглашений Российской Федерации. В частности, Россия является участницей Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25 августа 1924 г., с изменениями от 23 февраля 1968 г., 21 декабря 1979 г. ). На основании указанных общих положений построены внутренние акты Российской Федерации, которые регулируют коносамент. К их числу, как уже было указано, следует отнести ГК (ст. ст. 143, 224, 785), КТМ (ст. ст. 118, 119, 124, 138, 142 - 149, 158, 160 - 163, 170, 174, 175, 205), ст. 11 ТК. Помимо указанных актов до сих пор сохраняют свое значение для регулирования отношений в этой области некоторые акты бывшего СССР, например, Правила оформления грузовых и перевозочных документов, утвержденные Министерством морского флота СССР 2 января 1990 г. (РД 31. 10. 07-89), письма Министерства морского флота СССР от 17 апреля 1987 г. N 59 " О введении короткой формы коносамента КЭ-2. 4. Л", от 1 марта 1985 г. N 28 " О введении нового текста коносамента КЭ-2. 4. Т". Особенностью правового регулирования коносамента является то, что для него важное значение имеют различного рода обычаи, разъяснения, используемые в международной практике, документы международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих перевозчиков и экспедиторов. К числу таких документов следует отнести упомянутые выше Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 600) (ред. 2006 г., вступили в силу с 1 июля 2007 г. ), Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2000 (Международная торговая палата), " Мультимодальный транспортный коносамент (ФИАТА), Стандартные (общие) условия (1992 года) оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении", а также ряд иных документов.
В настоящее время существуют некоторые решения высших судебных инстанций и обобщения практики, имеющие значение для регулирования коносаментов, в частности Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П " По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации " О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО " Папирус", ОАО " Дальневосточное морское пароходство" и ООО " Коммерческая компания " Балис", Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденный информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81. Коносамент относится, как и вексель, к числу универсальных ценных бумаг, в том смысле, что в соответствии со ст. 146 КТМ он может быть именным (выданным на имя определенного получателя), ордерным (выданным приказу отправителя или получателя) либо на предъявителя. Если большинство видов ценных бумаг являются либо ордерными, либо предъявительскими, либо именными (а вексель, как уже было указано, являясь по общему правилу ордерной бумагой, может " трансформироваться" в зависимости от условий его выдачи и обращения в именную или предъявительскую ценную бумагу), то КТМ построен так, что по его условиям сами лица в договоре перевозки вправе определить, какой правовой режим они создадут для коносамента - именной, ордерной или предъявительской бумаги.
Регулированию всех трех видов коносамента посвящены также ст. ст. 148 и 158 КТМ. Причем если первая устанавливает порядок передачи каждого вида коносамента, то вторая фактически устанавливает порядок надлежащей легитимации владельца коносамента. Статья 148 КТМ устанавливает, что именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям; коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения. Статья 158 КТМ определяет, что груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента: именного коносамента - получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерного коносамента - лицу, приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью; коносамента на предъявителя - предъявителю коносамента. Анализ всех трех статей (ст. ст. 146, 148 и 158) показывает также, что законодатель в КТМ пошел по пути ГК (ст. 145) при определении критериев разграничения типов бумаг. Коносамент, как по своей природе, так и в силу формальных требований законодательства, не является и не может являться эмиссионной ценной бумагой. Как уже отмечалось, такие бумаги характеризуются главным образом тем, что они размещаются выпусками и закрепляют стандартизированные права, которые не изменяются по содержанию и объему в зависимости от того, кто и в какой момент будет держателем такой бумаги. В коносаменте видны черты типичной неэмиссионной классической бумаги - он закрепляет индивидуальный объем прав, поскольку является формой заключения договора перевозки груза - конкретного правоотношения, в котором есть свой индивидуализированный предмет.
Коносамент представляет собой в соответствии с действующим законодательством классическую документарную ценную бумагу. Однако здесь требуются определенные комментарии. Действующее законодательство не устанавливает к материальному носителю обязательств, составляющих коносамент, каких-либо жестких требований. В практической деятельности проформы коносаментов обычно разрабатывают организации, которые осуществляют функции перевозчиков. Однако в большинстве случаев такие проформы носят универсальный и стандартизированный характер, поскольку в силу значительной институционализации перевозки грузов морским путем существуют различного рода неправительственные организации (ФИАТА, к примеру), которые разрабатывают универсальные образцы таких документов. В соответствии со ст. 142 КТМ коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать следующие данные: наименование отправителя и место его нахождения; наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем); внешнее состояние груза и его упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им. Кодекс торгового мореплавания (см. также Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте) предъявляет к коносаменту требования о наличии обязательных реквизитов (правда, надо отметить, что ст. 144 КТМ не использует слово " реквизиты", а говорит о " данных", которые должны быть включены в коносамент).
К числу таких данных относятся: 1) наименование перевозчика и место его нахождения; 2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; 3) наименование отправителя и место его нахождения; 4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; 5) наименование получателя, если он указан отправителем; 6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество (при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем); 7) внешнее состояние груза и его упаковки; 8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; 9) время и место выдачи коносамента; 10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. Буквальное толкование этой статьи показывает, что речь идет в данном случае об обязательных реквизитах документа. Однако следует отметить, что нигде в КТМ не указывается, что отсутствие какого-либо из указанных данных приводит к его дефектности. Более того, как и в случае с иными ценными бумагами, в коносаменте допускается определимость некоторых реквизитов, правда, в специфическом виде, который учитывает природу коносамента. Так, ст. 145 КТМ установлено, что в случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза. В соответствии со ст. 170 КТМ в случае, если для перевозки груза используется контейнер, поддон или другое приспособление, количество мест или единиц отгрузки, перечисленных в коносаменте в качестве перевозимых в таком приспособлении, считается количеством мест или единиц отгрузки. За исключением указанного случая, такое приспособление считается местом или единицей груза. Бортовой коносамент (ст. 144 КТМ) помимо указанных выше данных должен содержать сведения о том, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. Сквозной коносамент (ст. 174 КТМ) предусматривает, что часть перевозки груза должна осуществляться не перевозчиком, а другим лицом.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Содержание таких оговорок достаточно подробно урегулировано в КТМ. Так, в соответствии со ст. 145 КТМ в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных. Статьей 118 КТМ предусмотрена возможность заключения долгосрочных договоров об организации морских перевозок грузов между перевозчиком и грузовладельцем при осуществлении систематических морских перевозок грузов. Условия такого долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, как указывает статья, могут быть включены в коносамент. Согласно ст. 119 КТМ коносамент может содержать ссылку на условия чартера. В соответствии со ст. 138 КТМ в коносаменте может содержаться указание, что перевозчик и отправитель достигли соглашения о том, что груз должен или может перевозиться на палубе. Согласно ст. 160 КТМ коносаментом может быть предусмотрено, что получатель при выдаче груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки. Статья 163 КТМ предусматривает, что в коносамент могут быть включены данные соглашения между отправителем или фрахтователем и перевозчиком о переводе всех причитающихся платежей перевозчику на получателя. В соответствии со ст. 174 КТМ в сквозном коносаменте может быть предусмотрено, что перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо просрочку его доставки, вызванные обстоятельствами, имевшими место в то время, когда груз находился в ведении другого лица при осуществлении им части перевозки груза. Включаются в коносамент и иные данные, которые вытекают из специфики конкретной перевозки, в частности могут включаться данные, которые учитывают обычаи конкретных портов в виде требований к получателям грузов < 1>. -------------------------------- < 1> Об этом подробно см.: Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под ред. К. В. Холопова. М.: Юристъ, 2000. С. 247 - 250.
Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. Как уже было отмечено, законодательство не предъявляет жестких требований к форме коносамента. Однако это не означает их полного отсутствия. При регулировании коносамента надо иметь в виду еще различного рода практику (обычаи) международной торговли и расчетов, которые в той или иной форме устанавливают критерии приемлемости документов, к примеру Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Такие документы содержат множество различных технических требований. Так, в ст. 20 указанных Унифицированных правил отмечено, что коносамент, как бы он ни назывался, должен содержать в том числе указание на то, что товары были отгружены на борт указанного судна в порту погрузки, предусмотренном в аккредитиве, путем типографского текста или записи на коносаменте, содержащей дату, на которую товары были доставлены на борт. Любые подписи перевозчика, капитана или агента должны быть идентифицированы как подписи перевозчика, капитана или агента. Говоря о лице, выдающем коносамент (обязанном лице), следует еще раз вспомнить, что коносамент является не чем иным, как формой договора морской перевозки груза. В соответствии со ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер). Статья 142 КТМ предусматривает, что коносамент выдается после приема груза для перевозки перевозчиком по требованию отправителя. Статья 205 КТМ, которой регулируется ответственность фрахтователя судна перед грузовладельцем, указывает, что в случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, то фрахтователь вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры и выдавать коносаменты. Соответственно, коносамент - это всегда частная ценная бумага. Для коносамента не имеет существенного значения классификация ценных бумаг на внешние и внутренние, равно как и классификация на производные и базовые. Коносамент можно отнести к числу каузальных бумаг. Коносамент всегда срочная ценная бумага, об этом указывают и его реквизиты: он должен содержать время и место выдачи, а также дату приема груза перевозчиком в порту погрузки. Конкретный срок документа зависит от условий договора морской перевозки груза. Содержание коносамента просто, однако представляет собой предмет некоторых споров. Суть эти споров, как уже отмечалось выше, упирается в природу коносамента как товарораспорядительной ценной бумаги, о чем мы подробно рассказали. В рамках представленного выше определения коносамента следует рассмотреть, какие собственно правоотношения складываются в связи с его появлением. Во-первых, коносамент является документом, который регулирует отношения отправителя и перевозчика (фрахтователя). Это понятно, поскольку он удостоверяет заключение договора перевозки груза и выполняет функции транспортного (перевозочного) документа. Коносамент не является договором перевозки: он является его формой, доказательством его заключения и содержит его условия, в том числе определяющие ответственность перевозчика и отправителя (см., к примеру, п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденного информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81). Причем, как уже отмечалось выше, коносамент может включать не только условия договора морской перевозки грузов, но и условия долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, заключаемого между перевозчиком и грузовладельцем при осуществлении систематических морских перевозок грузов. Однако помимо отношений перевозчика и отправителя коносамент регулирует и отношения владельца коносамента и перевозчика. В статье 119 КТМ прямо указано, что отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Именно предъявление коносамента получателем в соответствии со ст. 158 КТМ является основанием для обязанного лица (перевозчика) исполнить обязательства, им удостоверенные. Или, напротив, при выдаче ему груза, как это указывает ст. 160 КТМ, предъявить встречные требования по возмещению расходов, произведенных перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом (разъяснение порядка применения указанных положений содержится в п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Именно сравнение состояния груза с его описанием в условиях коносамента является основанием для оценки того, надлежащим ли образом перевозчик исполнил свои обязательства и есть ли основания для предъявления заявления об утрате или о повреждении груза (ст. 162 КТМ). Как указывает ст. 162 КТМ, в случае, если до выдачи груза или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении груза и не указал общий характер утраты или повреждения груза, считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином. На важность полного указания в коносаменте состояния груза и его упаковки указывает и судебная практика. В частности, в п. 6 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отмечено, что груз, доставленный перевозчиком в порт назначения в контейнере за иной пломбой, чем указанная в выданном перевозчиком грузоотправителю коносаменте, для целей применения ст. 168 КТМ не может считаться прибывшим в порт назначения в контейнере за исправными пломбами отправителя и без следов вскрытия в пути. Помимо отношений " перевозчик - отправитель", " перевозчик - получатель" следует отметить, что коносамент дает и еще одно право владельцу коносамента - распорядиться перевозимым грузом в пути. Реализация этого права не зависит от отношений по договору морской перевозки грузов. Особые права на распоряжение установлены ст. 149 КТМ. В ней указано, что отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. Однако при передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить об этом перевозчика. Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил, установленных ст. ст. 155 и 156 КТМ. Как видим, владелец коносамента обладает большой имущественной распорядительностью в отношении перевозимого груза и реализует часть своих полномочий по распоряжению без посредства третьих лиц, что сближает права, которые закрепляет коносамент, с вещными.
3. 10. 8. Закладная
Закладной в соответствии со ст. 13 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)" признается именная ценная бумага, удостоверяющая следующие права ее законного владельца: право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства; право залога на имущество, обремененное ипотекой. Правовое регулирование закладной основывается на Федеральных законах " Об ипотеке (залоге недвижимости)" (ст. ст. 8 - 10, 13 - 18, 20 - 23, 25 - 28, 37, 38, 40, 43, 47 - 49, 65, 77), " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. ст. 18, 29), " Об ипотечных ценных бумагах", а также некоторых подзаконных нормативных актах, в частности Инструкции о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 15 июня 2006 г. N 213. Как следует из определения закладной, она прямо называется законом именной ценной бумагой. Как таковую ее рассматривают и исследователи вопроса < 1>. Соответственно, как указывает ст. 14 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)", закладная на момент ее выдачи первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должна содержать имя первоначального залогодержателя и указание места его регистрации либо наименование и указание места нахождения, если залогодержатель - юридическое лицо. Как уже было показано выше, рассмотрение закладной с точки зрения критериев отнесения ценных бумаг к ордерным, именным или предъявительским (способ указания управомоченного в бумаге, способ легитимации, способ передачи) для закладной выдерживается не полностью. Отметим, что даже юридическая техника закона такова, что один способ - способ легитимации - рассматривается как следствие другого - способа передачи (хотя логически все должно быть наоборот: способ легитимации должен предопределять способ передачи). -------------------------------- < 1> К примеру: Серков Е. В. Указ. соч. С. 13.
В частности, положения о способе легитимации законного держателя закладной помещены в ст. 48 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)" и следуют сразу после правил о порядке передачи прав по закладной. Способ легитимации законного владельца закладной обозначен следующим образом: владелец закладной считается законным, если его права на закладную основываются на последней отметке на закладной, сделанной предыдущим владельцем, если иное не установлено законом. Он не считается законным владельцем закладной, если доказано, что закладная выбыла из владения кого-либо из лиц, сделавших передаточные надписи, помимо их воли в результате хищения или иным преступным путем, о чем новый владелец закладной, приобретая ее, знал или должен был знать. В случае если осуществляется депозитарный учет закладной, владелец закладной считается законным, если его права на закладную удостоверены записью по счету депо. В случае прекращения депозитарного учета закладной депозитарий делает на закладной отметку о владельце закладной, который является таковым согласно записи по счету депо на момент поступления в депозитарий указания владельца закладной относительно прекращения учета закладной в данном депозитарии. Обратим внимание на то, что для легитимации законного держателя закладной требуется не только законность всех уступок права (или недоказанность знания владельца об их дефектности), но и фиксация цепочки таких уступок в самом тексте закладной. Следует обратить внимание на использование конструкции " передаточная надпись" (аналогичная конструкция использована и в ст. 49 Закона). Как известно, непрерывность передаточных надписей легитимирует держателя вовсе не именной, а ордерной бумаги. Закладная относится к числу неэмиссионных ценных бумаг. Ее неэмиссионный характер вытекает не только из формального признака - он не относится к числу таких ценных бумаг в силу Федерального закона " О рынке ценных бумаг", - но также из свойств самой закладной, а также характера удостоверяемых ею прав. Закладная не может содержать никакие стандартные права, нельзя себе представить выпуск закладных, т. е. совокупность нескольких закладных, обладающих одинаковым объемом прав. Закладная удостоверяет конкретное отношение по ипотеке, она всегда индивидуальна по объему прав, причем этот объем может быть изменен уже в процессе существования закладной и опять же на индивидуальных условиях. Так, ст. 13 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлено, что должник по обеспеченному ипотекой обязательству, залогодатель и законный владелец закладной по соглашению могут изменить ранее установленные условия закладной. Вот в чем у закладной с эмиссионными ценными бумагами есть определенное сходство, так это в необходимости прохождения процедуры государственной регистрации. Правда, регистрации подлежит не сама закладная, а право залога - ипотека, однако если ипотека сопровождается выдачей закладной, то государственная регистрация ипотеки без предоставления закладной невозможна. Как указывает ст. 13 Закона, закладная составляется залогодателем, а если он является третьим лицом, также и должником по обеспеченному ипотекой обязательству. Закладная выдается первоначальному залогодержателю органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, после государственной регистрации ипотеки. Именно этот орган в соответствии со ст. 10 Закона делает на закладной отметку о времени и месте государственной регистрации, нумерует и скрепляет печатью листы закладной и выдает саму закладную. Как будет показано в разделе о порядке эмиссии ценных бумаг, смысл государственной регистрации состоит во многом в том, чтобы обеспечить превентивный государственный контроль за теми ценными бумагами, которые выходят на рынок. Этот контроль осуществляется путем определения соответствия условий выпуска действующему законодательству. Принципиально государственная регистрация ипотеки, сопряженная с выдачей закладной, по своим целям от этого не отличается. Кроме того, закон (ст. 16 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)" ) предусматривает возможность для каждого законного владельца закладной зарегистрироваться в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве залогодержателя. Такая регистрация имеет вполне осязаемые последствия, если о ней будут письменно уведомлены (с приложением надлежаще заверенной выпиской из этого реестра) обязанные лица. В этом случае Закон допускает возможность исполнения обязательств, удостоверенных закладной без ее предъявления, указывая, что должник будет обязан осуществлять промежуточные платежи, не требуя всякий раз предъявления ему закладной < 1>. -------------------------------- < 1> Аналогичные возможности возникают в случае направления письменного уведомления о приобретении закладной, переданной в депозитарий для депозитарного учета.
Закладная является документарной ценной бумагой, причем в большей степени классической документарной ценной бумагой, для которой существенное значение имеет такой признак, как начало презентации. Закон предъявляет к материальному носителю закладной, ее реквизитам и порядку их заполнения, а также выдачи закладной специфические требования. В соответствии со ст. ст. 14 и 15 Федерального закона " Об ипотеке (залоге недвижимости)" все листы закладной должны составлять единое целое. Они должны быть прикреплены один к другому, пронумерованы и скреплены печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. При недостаточности на самой закладной места для отметок о новых владельцах и частичном исполнении обеспеченного ипотекой обязательства либо записи иных необходимых сведений к закладной прикрепляется добавочный лист, надписи и отметки на котором делаются таким образом, чтобы они начинались на закладной и заканчивались на этом листе. Отдельные листы закладной не могут быть предметом сделок. Требование о целостности всех листов закладной, однако, тут же нарушается ст. 15 Закона, которая регулирует статус приложений к закладной. В частности, указывается, что к закладной могут быть приложены документы, определяющие условия ипотеки или необходимые для осуществления залогодержателем своих прав по закладной. Если документы, прилагаемые к закладной, не названы в ней, как говорит Закон, с такой степенью точности, которая достаточна для их идентификации, и в закладной не сказано, что такие документы являются ее неотъемлемой частью, такие документы необязательны для лиц, к которым права по закладной перешли в результате ее продажи, залога или иным образом. Как следует из буквального толкования Закона, документы, представляющие собой приложения, не должны составлять с закладной одно целое, в самом тексте закладной может быть сделана лишь ссылка на то, что они являются ее неотъемлемой частью. То есть можно предположить, что в самом Законе речь идет о необходимости скрепления текста закладной (без приложений) с дополнительными листами. Здесь видится некоторая противоречивость Закона; полагаем, что все документы, составляющие с закладной единое целое, должны быть с ней скреплены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|