1.7. Цивилизационный принцип – от культуры к этногенезу
Чаще всего словом «цивилизация» определяют состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественных Самым близким из перечисленных факторов к цивилизации является понятие «культура», обозначающее «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также сам процесс их созидания Немецкий писатель и мыслитель Иоганн Годфрид Гердер известен миру как друг Гете, поэт, продолжатель лессинговского направления в литературоведении. Но мыслителем его признают благодаря труду «Идеи к философии истории человечества». Эта работа Гердера осталась незавершенной, но именно
Вильгельм Гумбольдт определяет цивилизацию как «очеловечение народов как со стороны их внешних учреждений и обычаев, так и по отношению к состоящему с ними в связи внутреннему настроению». Другие ученые, например П. Барт, под цивилизацией понимают господство человека над самим собой, т. е. над своими низшими, элементарными побуждениями. В своих знаменитых курсах по истории цивилизации Английский историк ХIХ в. Генри Томас Бокль определяет сущность цивилизации как «двойное движение, нравственное
Фурье называет цивилизацией современный общественный строй, который вскоре должен уступить место новому, высшему строю. Поэтому цивилизация выступает лишь переходной ступенью к этому высшему строю. П. Н. Милюков в «Очерках по истории русской культуры» под термин «цивилизация» подводит веру, творчество в искусстве и общественное самосознание людей: «Современное мировоззрение уже не может более противопоставлять духовную культуру материальной: на ту и другую приходится одинаково смотреть как на продукт человеческой общественности, как она отразилась в сфере человеческой психики». Милюков выделял следующие стороны цивилизации: · материальный быт, или все, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей (промышленность, пища, одежда, жилище, оружие и т. д. ); · общественный быт (семья, сословная организация, ассоциации, государство и право); · духовную культуру (религия, мораль, искусство, философия и наука); · духовный склад, т. е. те особые настроения, которые возникают в ходе культурного развития и благодаря которым культурный человек отличается от дикаря. Согласно концепции Милюкова, при изучении цивилизаций наука пытается ответить на следующие вопросы: 1) о состоянии человека в начальные эпохи его существования на Земле, о его первоначальной физической и духовной организации; 2) о законах, по которым совершается развитие цивилизации;
3) об изменении с развитием цивилизации природы человека, его физической и духовной организации. Развитие цивилизаций не представляет единого процесса. С этими воззрениями великих философов согласуется теория стадий цивилизации Льюиса Генри Моргана, автора одной из самых известных антропологических концепций об эволюции человеческой культуры ХIХ в. Морган доказывал, что культура человечества развивалась постепенно, от дикости через варварство к цивилизации. Каждой стадии присущи свои технологические и социологические черты. Стадия дикости является самой продолжительной. В этот период люди сделали самые важные шаги: научились добывать Переход в одних местах к земледелию, в других – к скотоводству предложено считать началом стадии варварства. На этой стадии люди научились добывать металл из руд, поэтому эта стадия обычно ассоциируется с началом бронзового века. Главнейшей причиной раннего цивилизационного развития были природные условия. Наибольшая плотность населения была возможна в устьях великих рек за счет плодородия, создаваемого разливами рек, а также в горных районах за счет эффекта вертикальной «мозаичной компактности» – сочетания природных условий, позволявших на весьма небольшой территории осуществлять самую разнообразную деятельность.
История подтверждает тот факт, что все страны с древнейшими высокими цивилизациями – страны, возникшие в устьях великих рек, с плодородной почвой, на которой земледелие являлось самым выгодным занятием и могло дать населению возможность быстро увеличиваться. Очагами древнейших культур в старом свете являются: долина нижнего Нила (Египет), Месопотамия, низменные части Индии, Китая. Реки орошали наносную почву берегов, облегчали транспортные сношения и привлекали население своими рыбными богатствами. Здесь возникли первые великие цивилизации. Морган считает эти, безусловно, положительные факторы развития речных цивилизаций и причинами их близкого застоя. Так, «в жарком климате потребности невелики: жилища легкой постройки, костюм чрезвычайно прост, пища потребляется преимущественно растительная (при плодородии этих стран она очень дешевая). Раз необходимые жизненные издержки неве- Цивилизация не может держаться на высоком уровне и непрерывно развиваться, раз в массе населения нет активности, нет стремления к живой деятельности и к улучшению своего положения. Более благоприятные условия для высокого развития цивилизации представляют страны с умеренным климатом и умеренно плодородной почвой, считал Бокль. Потребности человека там обширнее, так как требуются более прочные и теплые жилища, более сложный костюм, более дорогая пища. Поэтому от населения требуется больше труда, напряжения физических Лежавшая ближе всего к культурному Востоку и находившаяся еще в доисторическую эпоху в общении с ним Греция сделалась в Европе очагом древнейшей высокой цивилизации, которая легла в основу современной европейской. Экономические потребности заставили эллинов и македонян двинуться
Представляется, что наиболее правильно сочетать цивилизационный подход с аксиологическим. Если мы признаем ценности актуальным признаком всякой цивилизации, то мировые ди- С этих позиций становится ясным, что европейские колонисты не просто перенесли свою цивилизацию в Америку, Азию, Африку, наконец в Австралию, но и уничтожили предшествующие. Таким образом, область распространения европейской цивилизации непрерывно растет. На Востоке уже в древности мы обнаруживаем высокое разви- Европейскую цивилизацию отличает от восточных своя система ценностей. Ей свойственны высокая активность народных
масс, быстрое развитие общественных и политических форм на основе строгих юридических норм. В духовной области систему ценностей европейской цивилизации отличает высокая гармония чувства и мысли, искусства и науки. Уже в «Прометее» Эсхила представлена важная философская мысль: цивилизация не делает людей лучшими и более счастливыми, а наоборот, удаляет их от идеально счастливой жизни «золотого века». В России той же мысли придерживался Л. Н. Толстой, который отрицал благотворное значение цивилизации, поскольку, считал он, «современная цивилизация идет ложным путем, игнорируя интересы масс, ничего не давая им, а лишь ухудшая условия их жизни». В современном мире идет большая борьба между либе- Принципиально новые аспекты в исследовании цивилизаций были заложены немецким философом и культурологом Освальдом Шпенглером. В своей самой значительной работе «Закат Европы» он предсказывал неизбежность гибели западноевропейской и американской цивилизаций сразу же после «эпохи цезаризма». Об этом, по Шпенглеру, свидетельствует сама история последовательной смены «органических» цивилизаций. Мировая история, согласно Шпенглеру, – история последовательного возвышения и упадка восьми цивилизаций (культурно-ис- Анализируя громадную историческую информацию, Шпенглер доказывал, что все культуры («организмы») следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая знаменует собой начало и конец исторического цикла. Все они проходят через стадии предкультуры, культуры и цивилизации. При этом кризи- Очень интересны обобщения Шпенглера относительно этногенеза и истории цивилизаций. Каждый этнос обладает уникальной культурой. Культура есть «душа» этноса, ее сущность определяется конкретными формами опыта и творчества в этносе и выражается в характере его искусства, мышления и деятельности. Так, Шпенглер считает, что западная «фаустовская душа» Европы характеризуется «стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите». Новый взгляд на цивилизацию привнес в науку популярный английский историк ХХ в. Арнолд Джозеф Тойнби. Он, вслед за Шпенглером, оппонировал традиционной концепции единства мировой истории. Для исследования процессов мировой истории Тойнби разработал собственный метод сравнительного исследования культур. Этот метод позволил ему найти поразительное сходство в историческом цикле – цивилизации возникали, развивались и исчезали по одной и той же схеме. В частности, главной причиной упадка всех цивилизаций он считал нравственное вырождение Концепция Тойнби, равно как и его исторический метод, не всеми принимается. Большинство английских историков даже отказывают ему в гражданстве. Они считают Тойнби типичным представителем американской массовой культуры. Однако многие идеи Тойнби, особенно относительно исторического значения религии и надматериальных ориентиров, вполне способны объяснить не только цикличность процессов в развитии цивилизаций, но и флуктуации этноса.
Известно, что в отличие от мифологии история оперирует точными датами, сводимыми в хронологию. Но в последнее время даже достоверность дат стала все чаще подвергаться сомнению. Что же говорить о достоверности самих событий? Поэтому ученые стали требовать археологических подтверждений хронологий и событий. Археология – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. К вещественным источникам археологи относят результаты трудовой деятельности человека. В отличие от письменных свидетельств, вещественные источники не содержат прямой информации об исторических событиях, в том числе об этнических перемещениях. Но именно вещественные археологические доказательства принимаются большинством ученых за достоверные факты. Письменные источники могут быть фальсифицированы, искажены, поэтому подлежат научной исторической реконструкции. Кроме того, письменные свидетельства ограничены не только временем события, но и самим фактом появления письменности. Содержание этнической истории способны раскрыть не только письменные, но и вещественные источники. Благодаря им мы также способны постигать сущность этногенезов и этнических контактов. Вот здесь, по-видимому, и «зарыта собака». Причина слабой изученности механизмов путешествий народов не в том, что ими мало занимались история или археология, а в том, что В чем суть археологического подхода к этногенезу? Во-пер- В тех местах, где в древности сосредоточивалась деятельность человека, до сих пор находят многочисленные вещественные следы этой деятельности. Эти места условно именуют археологическими памятниками. Главный признак памятника – культурный слой, в котором сохранились артефакты, т. е. объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми (орудия труда и украшения, такие, как каменные орудия, одежда из тканей, изъеденные временем бронзовые украшения, глиняные сосуды и т. п. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|