Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Путешествие как фактор ассимиляции




1. 2. Путешествие как фактор ассимиляции

 

Мы убедились, что теория миграции хорошо применима именно к странствующему представителю рода – именно такие представители в конечном счете и развивают видовое и этническое разнообразие человечества на Земле. Но теория миграций нуждается, в свою очередь, в обосновании биологических механизмов этого развития.

На планете нет «чистых» народов. Постоянно идет процесс их ассимиляции. В биологическом плане процесс ассимиляции принадлежит к более общему явлению – анаболизму. То есть его объясняют механизмы обмена веществ, присущие всему живому. Ассимиляция способствует процессам образования сложных организмов (систем) из более простых. Анаболическая версия ассимиляции определяет содержание этих процессов
как факторов, обеспечивающих рост, развитие и обновление организма и биологических систем. Именно процессы ассимиляции позволяют объяснить исключения в неизбежности энергетической смерти систем. Растущие организмы представля-
ют собой открытые системы, которые могут существовать только при непрерывном притоке энергии извне, т. е. благодаря
ассимиляции.

Не будем далее углубляться в биохимическую суть процессов ассимиляции, но скажем, что они протекают не только
в биологических системах, но и в социальных. Суть процесса остается той же – это синтез более сложных социальных организмов. Благодаря механизмам ассимиляции из кровнородовых союзов формируются племена, из племен – народности, из народностей – нации, из наций – народы.

В этом смысле ассимиляция – слияние одного народа с другим. Оно сопровождается утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Ассимиляция бывает насильственной и естественной, но результат ее один и тот же – сливаясь друг с другом, народы преодолевают экономическую
и культурную обособленность.

 

1. 3. Как этнологи изучают путешествия народов

 

Несмотря на то, что наукой разработаны, как мы видели, вполне убедительные версии, способные охарактеризовать этногенез как естественноисторический процесс, ученые реализовали исследование данной проблемы в рамках социальных дисциплин.

Еще только ставя проблему, мы использовали довольно много специальных терминов: народонаселение, народ, нация, народность, этнос, этногенез, миграция, расселение, переселение и прочее. В этих терминах следует разобраться. Это-то и делают этнографы. Их исследования помогают понять различные научные подходы к явлению, которое мы называем «путешествие народов».

Хотя понятие «народ» появилось в этом ряду, пожалуй, первым, наука в этом перечне отдает первенство термину «народонаселение». Этим термином обозначают совокупность людей, живущих на Земле в пределах конкретной территории. Изучением народонаселения, а также процессов расселения народов мира занимается этнография. Почему же тогда не этнографы,
а историки ставят вопрос «Откуда есть пошла земля …? ». Почему нас больше волнует исторический факт, нежели этнографическое содержание ответа на данный вопрос? Очевидно, что дело не в историках, а в этнографах. Чем же занимается этнография?

Эта наука в своем развитии претерпела большие изменения. История классической этнографии подразделяется на ряд этапов. Это значит, что этнографические взгляды развивались,
появлялись новые идеи, возникали зоны научных битв и си-
нергетики.

Первый этап развития этнографии характеризуется тем, что большинство ученых предпочитали видеть в этой дисциплине один из важнейших разделов антропологии. Основоположником этих исследователей считают Джемса Коулса Причарда (1786–1848) – английского психиатра и антрополога, известного нам по блестящим результатам в области исследования душевных болезней. Эти результаты были получены благодаря тому, что он первым внедрил в психиатрические исследования индуктивный метод. Данный метод оказался чрезвычайно полезным и в исследованиях по антропологии.

Поэтому авторы первых монографий по антропологии ( Бастиан, Рони, Кайндль ), следуя методу Джемса Коулса Причарда, обычно начинали свои опусы с соматологии и классифи-
кации рас, а собственно этнографические данные помещались
в них в заключительной части, как справочные данные. Эти исследователи видели в этнографии науку, изучающую культуры и цивилизации всех народов. Они предполагали, что именно этнографии предстоит осуществить синтез всех наук о человеке. Первые этнографы были не только камеральными учеными-исследователями, но и великими путешественниками, которые
в этнографических экспедициях проводили значительную часть своей активной жизни, в других странах добывали информацию об этнографических явлениях.

Другие не менее известные ученые – англичанин Тайлор,
немец Вайц, русские профессора Петри и Крживицкий, а также представители французской школы Брока – отдавали первенство антропологии, которая, на их взгляд, раньше этнографии поставила своей основной целью изучение человека с естественноисторической точки зрения.

По мере роста количества антропологической информации совмещение антропологии и этнографии суживает возможности обеих дисциплин. Так, немецкое этнологическое общество, занимавшееся комплексной антропологией, меняет свое название на «Общество антропологии, доисторической археологии и этнологии». Впервые была обозначена самостоятельность каждой доктрины. Вместо термина «этнография» некоторые ученые рекомендуют пользоваться термином «этнология». При этом они отделяют этнологию от этнографии, за которой перестали признавать право на звание науки: этнография – скорее литература, чем наука, она чисто описательным образом трактует
о характере, обычаях и прочих чертах быта разных народов, без причастности к их возможным физическим отношениям и сродствам. Подобным же образом определяет различие между этнологией и этнографией Элизе Реклю: «Этнография охватывает описательные детали жизни человеческих агрегатов, а этнология занимается рациональным изложением (exposition) этих деталей… Этнография имеет дело с отдельными племенами,
а этнология сводит различные факты к одному общему началу».

С этих пор складываются существенные фундаментальные различия европейской и американской школ. Представители американской школы различают этнологию и описательную этнологию, а европейской – этнографию и описательную этнографию. Когда немецкие исследователи ( Пешель, Ратцель, Шурц и др. ) предложили новые фундаментальные понятия (Vö lkerkunde, Menschenkunde, Vö lkerwissenschaft, Volkskunde
и т. д. ), возник так называемый хаос определений, вызвавший хаос в самом понимании предмета этнографии. Многие исследователи в Англии и Германии стали понимать этнологию как отрасль физической антропологии, т. е. как учение о расовых соотношениях народов. С другой стороны, в трудах Клемма, Шурца и Тайлора этнография рассматривается как история культуры. Наконец, совершенно новый оборот история с этнографией приобретает, когда Летурно определяет этнографию под именем социологии.

Как отмечают историки науки, в основе всего этого хаоса определений лежит недоразумение, связанное с этимологией слова «этнография», которое переводится как описание народов. Именно это внушало представление об этнографии как о собирании различных описаний народов, слабо связанных между собой. Но выделение этнографических характеристик и описаний в особую науку сразу нашло много оппонентов. Например, Д. И. Менделеев утверждал, что это так же неразумно, как предоставлять химии только констатировать отдельные случаи химических реакций.

Вскоре антропология, в которую этнография раньше входила как основная отрасль, обособляется в естественноисторическую дисциплину, изучающую человека всесторонне, как особый вид Homo sapiens, исследуя его анатомическое строение, физические сходства и различия, биологические свойства (приспособляемость, акклиматизацию, размножение, патологию, географическое распространение и т. д. ). От антропологии этнография берет классификации рас и этнических групп и вообще все то, что характеризует человека в биологическом и антрополого-геогра-
фическом отношениях. От палеоэтнологии, занимающейся ископаемым человеком, доисторическими расами и остатками их культуры, этнография заимствует закономерности эволюции культуры в доисторический период. От истории – материал для сравнения первобытной культуры с высшими ступенями ее развития. От социологии – закономерности динамик человеческих обществ на самых высших и сложных ступенях их развития.

Так, к началу ХХ в. сложилась специализация гуманитарного знания, в котором этнография в силу обширности своего предмета оказалась тесно связанной с целым рядом других наук. Среди них – география, физиология, психология, статистика, история религий, история искусства, сравнительное языкознание, юриспруденция и т. п. Но как бы мы ни судили о совре-
менной этнографии, исторически она начиналась с собирания фактов.

Для дальнейшего развития этнографии требовался метод, который обеспечивал бы правильное изучение фактов. Первым шагом к этому стало изучение человека в круге естествознания. Линней находит место человека в лестнице зоологии как вида Homo sapiens, классифицирует людей по естественным признакам на расы. Бюффон и Блуменбах (1775 г. ) определяют эти признаки как основные для новой самостоятельной науки – антропологии, изучающей человека как неделимое и как вид по методам зоологии. Благодаря этому принципу этнографические материалы стали разрабатываться естественноисторическим методом наряду с соматическими особенностями человека. Антропологи стали изучать нравы, обычаи, верования первобытных народов с той же объективностью, с какой зоолог изучает наряду со строением тела и нравы животных.

На развитие этнографических методов повлияло исследование фольклора. Когда братья Гримм изучали предания, народный эпос, суеверия, они тем самым связывали современное состояние народа с более ранними его стадиями.

Открытие ископаемого человека и его орудий в слоях геологического периода позволило предъявить миру предшественника современного дикаря и осознать огромный путь постепенного развития человека.

Когда в начале ХIХ в. Бопп основал новую науку – сравнительное языкознание, это позволило раскрыть закономерности лингвистического родства многих племен и народов и создать новые рациональные основания для этнической классификации, но и, наконец, пролить первый свет на «темнейшие вопросы древнейших миграций народов и их культурных приобретений».

В рамках учения об эволюции философия позитивизма прямо привела к появлению новой науки – социологии. Учение об эволюции дало этнографии великую обобщающую идею развития. Позитивизм требовал от этнографии, чтобы исследователь исходил прежде всего из точных наблюдений, а также фактов, которые необходимо достоверно и репрезентативно констатировать без всякого тенденциозного отношения к ним. Благодаря этому этнография окончательно превратилась из описательной дисциплины в науку, характеризующую систему обобщенных явлений культуры и законов ее развития.

Научно-исследовательские работы в Америке группировались вокруг музеев и академий. В Европе большую роль в этом направлении играли ученые общества. Первое подобное общество было создано в Париже в 1839 г. – «Socié té d’Ethnologie». Там же в 1859 г. Брока основал Парижское антропологическое общество. В Англии в 1844 г. был образован отдел этнологии
в структуре «Aborigenes Protection Society». В 1861 г. при участии Дарвина, Гексли, Леббока, Тайлора этот отдел был преобразован в самостоятельное общество. В дальнейшем из него воз-
ник Антропологический институт Великобритании и Ирландии. Подобное общество было создано и в Голландии. Первое Американское этнографическое общество было основано в 1844 г.
В Германии – в 1865 г. как секция антропологических конгрессов; под руководством Вирхофа она была преобразована в «Ge-
sellschaft fü r Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte», имела сеть филиалов по всей Германии.

Начиная с 70-х годов ХIХ в. в массовом порядке стали возникать этнографические музеи, которые взяли на себя задачу не только сбора и накопления научной этнологической информации, но и развития методов этнографии. Роль этнографических музеев для науки переоценить невозможно, поскольку именно они систематизировали этнографические объекты как документальные свидетельства материальной культуры, искусства, мифологии и т. п. на разных стадиях истории человечества. Музеи становятся не только предметом показа для публики, но и научно-исследовательскими организациями, где исследователь мог эффективно изучать и сравнивать объекты общечеловеческой культуры, сконцентрированные в одном месте и систематизированные по географическим районам, а также в эволюционном порядке.

Музеи постоянно пополняли свои коллекции, организовывали экспедиции в еще не исследованные места в поисках материальных свидетельств еще не изученных племен и народностей. Они группировали вокруг себя ученых и исследователей. При этом одними из ведущих методов этнографических исследований стали экспедиции и путешествия, в ходе которых проходили систематический сбор и научная обработка этнографической информации и по результатам которых формировались этнографические коллекции, выстраивались системы этнографических ценностей, возникали основополагающие основания теории цивилизаций, этносов, что, в сущности, и продвигало вперед этнографию как науку.

Этнографические раритеты собирались в кабинетах редкостей, начиная с эпохи Великих географических открытий. Но эти собрания не имели большого научного значения, они призваны были лишь удивлять публику. Только в 1843 г. французский ученый Жомар четко сформулировал мысль о необходимости открытия специальных этнографических музеев. Эта идея была воплощена Бастианом лишь через двадцать лет, когда им был создан берлинский Museum Vö lkerkunde, этнографические экспозиции, а также научные исследования которого прославили на весь мир имена Штейнена, Грюнведеля, Мюллера, Лушана и других ученых.

Вскоре в Германии открываются этнографические музеи
в Лейпциге, Гамбурге, Мюнхене и Бремене, Лейдене. Вслед
за ними – в Австро-Венгрии (Будапеште и Вене), в Англии (Лондоне), в Швеции (Nordiska Museum, основанный в 1872 г.
в Стокгольме, славящийся великолепными коллекциями полярных народов).

В Соединенных Штатах Америки богатейшие этнографические коллекции были собраны в Национальном музее в Вашингтоне, в музее American Museum of Natural History (основанном под руководством Баоса), в Field Columbian Museum в Чикаго. Благодаря музеям появились первые серьезные труды в тех областях, где необходимо изучение материальных объектов (материальная культура, первобытное искусство, культ и мифология). Это работы Ратцеля об африканских луках, Андре – об этнографических параллелях, Шурца и Якобсона – по сравнительной культуре Полинезии и Северо-Западной Америки.

С начала ХХ в. в Европе появляются первые этногра-
фические кафедры
(Берлин, Лейпциг, Бреславль), возникают антропологические школы (Париж) и университеты. В США
к началу первой мировой войны этнография преподавалась
в 33 университетах страны на отделениях социологии, фи-
лософии, психологии, географии и антропологии. Из них
самым продвинутым считался Колумбийский университет
в Нью-Йорке.                        

Из русских этнографических исследований наибольшую
известность, начиная с конца ХIХ в., имели труды Анучина
и Смирнова (Казанский университет).

Если говорить об истории этнографии как науки, то к середине ХIХ в. были сделаны первые теоретические обобщения
в этой области. Среди наиболее значительных трудов следует особо выделить «Антропологию естественных народов» Вайца (1859 г. ). В нем этнография определяется как экспериментальная наука, задача которой «вести свои исследования теми же путями, какими следует исследование всех прочих областей природы». В 1865 г. выходит фундаментальная работа Тайлора «Researches into the early history of Mankind», построенная на последовательном применении принципа эволюционизма для самых разных областей этнографии. В 1870 г. появляется его же «Первобытная культура», где излагается учение об анимизме,
т. е. сравнительном изучении религий. В это же время выходят работы Леббока, труды Л. Моргана («Система родства и свойства в семье человеческой» и «Первобытное общество»), в которых на основе применения сравнительного метода, приложенного к изучению сотен народов всех времен и частей света, впервые научно исследованы проблемы истории семьи, брака и первобытных учреждений. Тогда же появились труды Мак-Лен-
нана
об экзогамии и тотемизме. Наконец, этот период завершают грандиозные работы Спенсера – «Основания социологии» (книга, посвященная эволюции первобытных верований, общественного строя и обычаев) и «Описательная социология»
(в которой этнографический материал был подвергнут многосторонней классификации).

В России к этому времени были особо отмечены работы по этнографии, языку и фольклору чукчей В. Богораза; юкагиров – В. Йохельсона; якутов – Серошевского, Пекарского и Ястрембского; бурят – Хангалова и Кроля; гиляков – Л. Штернберга. Основаны этнографические музеи в Чите ( А. Кузнецов ), Александровске (на острове Сахалин), в Петербурге – особый этнографический отдел при музее Александра III, который возглавил Д. Клеменц. В 1903 г. основан Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии. С 1900 г. издаются «Материалы музея этнографии и антропологии при Российской академии наук».

Материалы, собранные русскими этнографами, были огромны. Наибольшей известностью пользовались фонды Кастрена, Радлова, Шренка, Миддендорфа, Смирнова. Среди фундаментальных работ – «Лук и стрелы» Д. Анучина, монография «Шаманство» В. Михайловского, «Антропология» профессора Петербургского университета Петри и курс лекций «Этнография» Н. Харузина.

Развитие концепций этногенеза всегда происходило на фоне этнографической практики. Именно она давала информацию теоретической мысли. Подчеркнем, что для сбора информации организовывались масштабные экспедиции. То есть этнография всегда развивалась благодаря путешествиям этнографов.

Классические этнографические экспедиции собирали огромные фактические материалы, которые позволяли систематизировать все этнографические явления по следующим большим разделам:

· Материальная культура: Пища. Способы добывания пищи
и порождаемые ими формы хозяйства. Приручение животных. Орудия. Утварь. Оружие. Средства сообщения. Жилище. Одежда и украшения;

· Социальный строй: Брак и семья. Общественные союзы. Формы организации и элементы власти. Столкновения и общение союзов. Первобытное право;

· Духовная культура: Язык. Религия. Нравственность. Искусство. Поэзия. Письмо.

В свою очередь, каждый отдел и подотдел подразделялись на ряд меньших, вплоть до этнографического вида, т. е. «неделимой этнографической общности», каждый такой вид этнограф старался изучать так же, как натуралист изучал виды флоры
и фауны. «Дело этнографа, – писал Тайлор, – классифицировать отдельные явления так, чтобы выделить их распределение
в географическом и историческом отношениях и их взаимные отношения. Для этнографа лук и стрелы – вид, обычай уродования черепа – вид, десятичный счет – вид и т. д. Географическое распределение этих явлений и их передача из одного района
в другой должны изучаться, как натуралист изучает географию ботанических и зоологических видов. Точно так же, как некоторые растения и животные свойственны исключительно только известным странам, некоторые орудия, как, например, бумеранг в Австралии, те или другие обычаи, мифы, виды искусства
и т. д. оказываются специально свойственными той или другой территории. И наоборот, как отдаленные территории часто производят растения и животных, очень близких между собой, так же точно отдаленные друг от друга народы имеют сходные предметы культуры и учреждения».

Изучая этнографические виды, этнограф исходит из гипотезы, что психическая природа человека тождественна и законы разума одинаковы у всех людей и во все времена. Вторым важнейшим принципом в деятельности этнографа стала гипотеза, что человек в своей деятельности всегда идет от простейшего
к более сложному. Поэтому ученый-этнограф пытается расположить все этнографические виды в восходящем порядке, от простейших к более сложным. Этим он подобен натуралисту, который ищет генезис современного вида в вымерших формах палеонтологии и прослеживает все стадии его развития. Так
и этнограф старается проводить каждое явление от самой ранней его формы (где это возможно – от древнейшего доисторического периода) до высшей его стадии на современных ступенях культуры. В результате такой систематизации этнограф, подобно биологу, открывает в росте явлений общий закон эволюции.

Известно, что при исследовании эволюции биолог часто сталкивается с атавизмами и рудиментами, т. е. возвратом или остатками пройденных ступеней развития. Так и в этнографии исследователь сталкивается с переживаниями – явлениями, некогда имевшими смысл и значение, но теперь их совершенно утратившими, на пути же к полному исчезновению еще продолжающими существовать как явления бессмысленные или искусственно осмысленные. Тайлор характеризует образ этих отношений следующими словами: «Тлинкит, который прорезывает себе губу и вставляет в нее колышек, делает крайне важное для него дело, совершенно сообразующееся с его религиозным мировоззрением: он заключает завет крови со своим тотемом. Но сережка в проколотом ухе европейца – бессмысленный рудимент в такой же мере, как бесцелен хвостовой отросток у человека. Как ни печальны подобные рудименты для роста культуры, но для этнографа они чрезвычайно ценны, служа неотразимым свидетельством пережитой стадии эволюции, доказывая, что и самые цивилизованные народы прошли через те же фазы развития, на которых ныне стоят первобытные народы».

В определении «простейшего», отыскании промежуточных звеньев этнографа всегда ожидает много трудностей. Так, в первом же отделе этнографии – «пища» – он встречается, например, с видом «каннибализм», относительно которого такой мыслитель, как Конт, готов был допустить, что это чуть ли не исходный пункт человеческой культуры. Между тем употребление человеческого мяса вызывается отнюдь не голодом, а религиозно-политическими мотивами и, таким образом, не является фактом первичного характера. Среди кухонных остатков ископаемого человека вовсе не находят человеческих костей. Поэтому ввиду сложности этнографических явлений Тайлор и Спенсер предложили сопоставительно-статистический метод их исследования. Составлялись таблицы, в которых каждое племя заносилось в особую графу и характеризовалось большим числом параметров этнографических явлений (окружающая природа, фор-
ма хозяйства, тип орудий, формы семьи, верования, политический строй, степень общения и т. д. ). Метод позволял получать не просто правильные, но и совершенно неожиданные выводы. Логически метод Тайлора-Спенсера выстроен как модель многофакторного анализа, в котором, желая выяснить природу какого-нибудь явления, оценивают сопутствующие ему элементы и необходимые факторы.

Как отмечал Спенсер, идея эволюции в этнографии много сложнее биологической, поскольку эволюционирует не просто организм в среде, а человек – существо и биологическое, и социальное. Поэтому здесь часто приходится говорить об эволюции символов, идей, образов. Например, мухомор и табак, первоначально служившие средствами для шаманов приводить себя в экстаз, превратились во вкусовые вещества материальной культуры… Священное животное, первоначально содержавшееся в клетке как благодетельное охранительное божество, превращается в домашнее животное, слугу человека. Физический образ тени или материального двойника человека превращается в идею души, бесплотной, бессмертной, духовной… Грубый объект превращается в образ, образ – в символ, символ – в идею, идея – в философию. Улавливать в каждом отдельном явлении
и в целых категориях их, в малом и крупном, грубом и иде-
альном, все тайны эволюции и сводить каждое к его первоначальному генезису – такова, по Спенсеру, сложнейшая задача этнографии.

Второй этап становления этнографии характеризуется стремлением ученых к выделению этнографии из антропологии, хотя в основе этнографических классификаций продолжали быть      
антропологические признаки. Так, Фридрих Мюллер в своей мо-       
нографии «Всеобщая этнография» использует этнологическую классификацию по форме волос и лингвистическим признакам.

Третий этап начинается с того времени, когда исследователи отдают предпочтение несоматическим основаниям. Так, например, приобретают большую популярность среди ученых-этнографов территориально-лингвистические основания этнологических классификаций. Для этого же периода характерно особое внимание ряда ученых-марксистов к классификации этнографического материала по хозяйственным формам. Во всех этих случаях объектом классификации принимается народность. В то же время многие ученые заняли к данным нововведениям откровенно критическую позицию. Они указывали, что классификация народов – задача антропогеографии, которая проводит систематическое описание народов в этнографическом отношении. При этом как бы народы ни классифицировались, отмечали они, описания остаются только материалом для науки, но не могут быть предметом самой науки.

Именно в это время методологические взгляды большинства ученых-этнографов начинает определять историческая парадигма. Они стали представлять этнографию как науку о первобытной культуре, имеющей собственный предмет исследования – изучение процесса развития этнографических явлений. Вскоре был осуществлен синтез исторического и географического подходов. Благодаря этому изучение этнографических явлений стало осуществляться на всем объеме этнографических фактов, начиная с доисторического периода. Последовательность этнографических явлений при этом может быть обнаружена в самых разных местах и у самых разных народов. Объектом этнографии стали этнографические явления, а предметом – классификация их по однородности, типу развития, географическому распространению, сопутствующим явлениям (климат, природа страны, раса, общественный строй и т. д. ). Результатом этнографических исследований с этого времени становятся найденные законы эволюции культуры.

Так сложилась классическая этнография, объектом изучения которой стали этнографические явления.

Советская этнографическая школа получила известность благодаря трудам С. И. Брука, Б. Ц. Урланиса, А. Я. Боярского,
Д. И. Валентея, В. И. Козлова
и других ученых. Согласно советской доктрине, термин «народонаселение», в отличие от универсального термина «население», имел, главным образом, социально-экономическое содержание. Признавая, что народонаселение складывается в результате действия биологических, географических и других естественных процессов и условий, советская этнографическая школа утверждала, что «все они действуют лишь опосредованно через совокупность социально-эко-
номических факторов, поэтому именно последние оказывают решающее влияние на развитие народонаселения». Формационный редукционизм, свойственный советской науке, подчинял процессы динамики народонаселения, связанные с биологической природой людей, объясняющиеся взаимодействием человека с окружающей средой, фактору развития общественных формаций, поскольку трудоспособная часть народонаселения, согласно теории Маркса, является главной производительной силой общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...