Хронология плейстоцена и палеолита
Хронология плейстоцена и палеолита
Период оледенения
| Название периода
| Хронология плейстоцена, тыс. лет назад
| Хронология палеолита (каменного века)
|
–
| –
| Более 600
| Ранний палеолит
|
1-й ледниковый период
| Гюнц
| 600–540
| Древний палеолит
|
1-е потепление
| Гюнц-миндель
| 540–480
|
2-й ледниковый период
| Миндель
| 480–430
|
2-е потепление
| Миндель-рис
| 430–240
|
3-й ледниковый период
| Рис
| 240–180
|
3-е потепление
| Рис-вюрм
| 180–120
|
4-й ледниковый период
| Вюрм
| 120–10
В т. ч.: 120–100
|
|
| 100–50
| Средний палеолит
|
|
| 50–10
| Поздний палеолит
|
Послеледниковый период
| –
| 10 – до наших дней
| Исторический период
|
2. 3. Археологические культуры
Ключевым моментом для этнологической интерпретации ар-
хеологических материалов является археологический контекст,
т. е. пространственное распределение находок относительно друг друга.
Археологический контекст весьма индивидуален и характеризует большое разнообразие археологических культур –
специфической общности археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особен-
ностями и сосредоточенных в определенном ландшафте. Само сочетание понятий «археология» и «культура» на первый
взгляд представляется противоречивым. Казалось бы, как
можно называть первобытные этносы культурными? Терми-
ном «археологическая культура» обозначают быт или внут-
реннее состояние первобытных людей без оценки уровня раз-
вития. Для археологов культурная история означает историю
собственно быта. Культуру быта они, в свою очередь, под-
разделяют:
· на материальную культуру (жилище, одежда, орудия, вооружения, украшения и т. п. );
· духовную культуру (язык, обычаи и нравы, верования, наука и знания, литература, искусство и т. п. );
· общественную культуру (государственные и общественные формы, законы и т. п. ).
Заимствуя представление о культуре из немецкой философии, археология должна была решить и свою собственную проблему: как идентифицировать в находках их репрезентативность, т. е. принадлежность к той или иной культуре. Обычно
к признакам археологической культуры относятся:
¨ форма или орнамент керамики и украшений;
¨ обряд погребения;
¨ местность, где впервые были найдены наиболее типичные памятники данной культуры.
Но для идентификации самых ранних первобытных культур был взят принцип использования орудий из камня.
Понятие «археологическая культура» полезно использовать
и нам – для осмысления характера этногенеза в доисториче-
ские времена. Дифференцированные этнологические общности (племена, народности, народы, нации) возникли и развиваются лишь последние десять тысяч лет. Представление об археологической культуре позволяет выделить человека из всего природного сообщества тогда, когда его этнологические признаки
и языковая дифференциация совсем еще не проявлялись. Археологические находки древних людей ученые интерпретируют как культуры, поскольку археологические памятники, обнаруженные на определенной территории и относящиеся к определенному времени, существенно отличаются от археологических находок, найденных на других территориях. Это, согласно основной парадигме археологии, позволяет думать, что уже тогда было значительное разнообразие людей, которое закрепляется определенным именем: люди (такой-то) культуры. Названия культуры передают нам первую информацию о дифференциации этноса в древности, а ее распространение на планете –
о географических особенностях этногенеза и возможных миграциях людей.
2. 4. Культуры палеолита, или искусство собирать камни
К древнейшим человеческим культурам археология относит находки так называемой галечной культуры австралопитеков, которые были обнаружены Дартом в 1925 г. в Трансваале (Таунг). Их датируют концом третичного периода (средний плейстоцен – 2-е потепление). Австралопитеки принадлежали
к прегоминидам, занимавшим промежуточное положение между животным и человеком. Галечная культура была обнаружена
не только в Южной Африке, но позднее и в Восточной Африке, Юго-Восточной Азии (Сиаме, Бирме, Малайе, Яве), а также
в Китае.
Первыми носителями ранних человеческих культур считаются архантропы (иначе питекантропы). Они уже пользовались огнем и первыми каменными орудиями – кусками горной породы, расколотыми таким образом, чтобы отщипы имели острые края. В среднем плейстоцене появляются неандертальцы – носители мустьерской культуры, а также неоантропы (находки
в Брокен-Хилле, Сванскомбе, Салданье, Штейнгейме). В это время (примерно 200 тыс. лет назад) начинают преобладать орудия, изготовленные из отщепов, – скребки, остроконечники, орудия с зубчатым лезвием.
В табл. 2. 2 представлены самые древние типы археологических культур. Люди, относящиеся к разным типам археологических культур, еще слабо дифференцируются по морфологическим признакам. Самым важным их различием был вид и характер изготовления орудия из камня. Обычно люди первых культур живут в пещерах, под скалами, действуют в стаях и добывают пищу охотой.
В ходе ледникового периода появляются первые представители вида Homo sapiens (находки в Кро-Маньоне, Гримальди, Шанселаде, Оберкасселе, Пшедмосте, Лауче и др. ). А в конце
Таблица 2. 2
Типы археологических культур
(по Киндеру Г., Хильгеману В., 2003)
Тип куль- туры
| Характе- ристика
| Название археологической культуры
| Местность
| Другие районы распространения
|
1. Галечная культура
| Рубящие орудия получали в результате раскалывания гальки
|
|
|
|
2. Культура ручного рубила
| Орудия получали в результате двусторонней обработки отщепов
| 2. 1. Абвильская
| Абвиль- на-Сомме (Франция)
| Африка Индия Ю. -В. Азия Запад. Европа
|
2. 2. Аше- льская
| Сент-Ашель под Амьеном (Франция)
| Африка Индия Запад. и Центр. Европа
|
2. 3. Микокская
| Ла-Микок (юг Франции)
| Африка Индия Ближний Восток Центр. Европа
|
3. Культура отщепов односторонней обработки
| Орудия получали в результате оббивания отщепов рубящими орудиями
| 3. 1. Клэк- тонская
| Клэктон (юг Англии)
| Африка Индия Запад. и Центр. Европа
|
3. 2. Левал- луаская
| Ландшафт Леваллуа-Пере близ Парижа (Франция)
| Африка Север. Индия Европа
|
Окончание табл. 2. 2
Тип куль- туры
| Характе- ристика
| Название археологической культуры
| Местность
| Другие районы распространения
|
|
| 3. 3. Тайякская
| Местность Тайяк (юг Франции)
| Бл. Восток Север. Африка Европа
|
4. Культура лезвий
| Орудия получали специальной обработкой отщепов, использовавшихся как резцы, наконечники и т. п.
| 4. 1. Перигорская
| Ландшафт Периге (юг Франции)
| Европа
|
4. 2. Ори- ньякская
| Местность Ориньяк (юг Франции)
| Пещеры Альтамира и Эль-Кас- тильо (Испания)
|
4. 3. Солю- трейская
| Ландшафт Солютре (под Альпами)
|
|
4. 4. Мадленская
| Ландшафт Ла-Мадлен (под Тюрсаком)
|
|
плейстоцена формируются первые человеческие расы: негроиды, монголоиды, европеоиды и австралоиды.
Примерно 50 тыс. лет назад в образе жизни человека произошли, казалось бы, незначительные, но на самом деле революционные изменения – он стал сознательно изготовлять из отщепов камня орудия самых разных типов, которыми обрабатывал дерево и кость и которые, в свою очередь, использовал
в качестве орудия. Тогда же впервые появилась пещерная живопись. В дальнейшем именно характер обработки отщепов позволял относить археологические находки к одному из четырех типов культур.
География археологических культур палеолита позволяет
с достаточной вероятностью утверждать, что перемещения
и миграции древних людей, скорее всего, не приводили к изменению признаков культуры. Их путешествия не были осознанными акциями и не приводили к смене типов их деятельности,
а тем более к известной антропоморфной и языковой дифференциации. Ярко выраженными этнологическими признаками люди палеолита еще не обладали. Как же они возникли?
Воспользуйтесь поиском по сайту: