2.9. Путешествия мегалитов и тотемные культуры
Одной из первых культур неолита в Европе является культура мегалитов. Мегалитические памятники, или мегалиты – «доисторические сооружения из больших каменных глыб или плит, служившие либо гробницами, либо святилищами, при- Особенно много мегалитов было обнаружено на полуострове Бретань (Карнак). Сначала полагали, что мегалиты созданы друидами и служили для их религиозных целей. Мегалит представляет собой высокий поставленный «на попа» камень. К его основным типам относятся: · дольмен – погребальное пространство, ограниченное четырьмя стоячими и перпендикулярными между собой плита- · кромлех – круг из камней, обычно окружающий дольмен; · менгиры – каменные аллеи длиной 200–1500 м. Кроме этих основных типов, культура мегалитов имеет следующие разновидности: камеры с коридорами (Прованс, Франция); ряды камней, растянувшиеся на километры (Карнак, Бретань, Франция); чашечные камни – большие каменные глыбы Мегалиты, обнаруженные в Европе, вместе составили так называемый западноевропейский круг мегалитов. Когда немецкие историки Герман Киндер и Вернер Хильгеман нанесли на карту Европы известные им мегалиты и соединили их стрелками, соответственно времени их появления, то получился картоид
Конечно, мигрировали не сами мегалиты. Их даже не перетаскивали с места на место. Они были созданы на новых мес- Будет точнее, если вместо выражения «маршрут культуры» мы будем использовать понятие «тотемный маршрут культуры» и интерпретировать его как последовательный путь распространения тотемов по территории. В Европе мегалиты первоначально появились на юге Испании. Затем, практически одновременно, мы обнаруживаем их в Карнаке (Франция), Стоунхедже (Англия), а также на севере Италии. После этого их стали возводить в Дании и Швеции. Затем – на Кольском полуострове, Причерноморье и Кавказе. Этот маршрут появился благодаря миграциям людей неолита, которые несли с собой культуру мегалитов как тотемные признаки и внедряли их на новых территориях. Происходила своеобразная культурная интервенция, вместе с которой местные племена воспринимали не только саму культуру возведения мегалитов, но также принципы и обряды их тотемного использования. Рассмотрение мегалита как своеобразного тотема представляется достаточно продуктивным. Почему это так? Есть, по-ви-
Вторая причина связана с освоением тотемным человеком нового пространства. Даже в мире животных зверь не будет бросать уже освоенное пространство ради неизвестного нового. Обычно это вынуждены делать его потомки из-за нехватки жизненного пространства. Поэтому и в неолитическом человеческом обществе, по-видимому, путешественниками были взрослые дети, которые брали и уносили с собой тотемные признаки рода. Так дети-путешественники становились носителями родовой культуры оседлых земледельцев неолита. По археологическим признакам, юг Испании следует признать местом, откуда началось распространение неолитической революции в Европе. Эту гипотезу подтверждает также и тотемный маршрут распространения по Европе культуры колоколовидных кубков ( рис. 2. 1, б ), следующей непосредственно за мегалитической культурой буквально через три столетия. Этим маршрутом дети-путешественники разнесли культуру про- Были и другие центры неолитической революции в Европе. Так, на рис. 2. 1, в представлены маршруты тотемов людей культуры ленточной керамики, которая зародилась в местности Мюнхсхофен и быстро освоила пространство всей Восточной Европы. В местности Триполье, на территории современной Украины, возникла культура шнуровой керамики и боевых топоров ( рис. 2. 1, г ), которая быстро распространилась по всей лесостепной зоне Европейского континента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|