Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. Организация эффективной деятельности компенсационных механизмов. 2 страница




4) контроль порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

5) приостановление эмиссии ценных бумаг;

6) проведение проверок регулируемых участников рынка;

7) выдача предписаний регулируемым участникам рынка;

8) наложение запретов или ограничений на проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг;

9) обращение в суд (арбитражный суд) с исками (заявлениями) в рамках своей компетенции;

10) рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применение мер ответственности, установленных административным законодательством;

11) согласование:

- решений совета негосударственного пенсионного фонда о его реорганизации и состава ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда;

- кодекса профессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг Пенсионному фонду РФ, управляющих компаний, заключивших с Пенсионным фондом РФ договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги;

- утверждение планов мероприятий специализированного депозитария и управляющих компаний, являющихся субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствие с нормативом достаточности собственных средств;

- ведение реестра аттестованных лиц;

- аннулирование квалификационных аттестатов физических лиц;

15) осуществление иных функций.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Его регулирующие функции установлены Федеральным законом " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". К числу важнейших функций этого органа как регулятора относится установление правил осуществления расчетов и государственная регистрация кредитных организаций; регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; валютное регулирование.

Министерство финансов Российской Федерации (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329). Данный орган оказывает весьма существенное регулирующее воздействие на рынок ценных бумаг. Можно выделить следующие основные функции данного органа в этой области:

- принятие нормативных правовых актов: по вопросам порядка ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов РФ информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги; по вопросам порядка формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств; отчетов об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг; стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг; об утверждении формы заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также формы представления отчетов об итогах эмиссии указанных ценных бумаг; условий эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг; актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; требований финансовой устойчивости страховщиков;

- осуществление управления государственным долгом Российской Федерации; ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; организация формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов.

Организационную систему государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время нельзя признать удовлетворительной. Дело не только в том, что рынок регулируют три органа одновременно, но в том, что нет единого координирующего органа, который бы отвечал за регулирование всего финансового рынка в целом. Формально существует Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации, являющийся совещательным органом при Президенте РФ, который создан на основании Указа Президента РФ от 17 октября 2008 г. N 1489 " О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации" " в целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка Российской Федерации". К основным задачам этого органа отнесены: а) рассмотрение вопросов, связанных с развитием финансового рынка и обеспечением его стабильности, а также оценка эффективности принимаемых в этой области мер; б) подготовка предложений Президенту РФ по защите прав инвесторов и предотвращению кризисов на финансовом рынке, дальнейшему развитию финансового рынка и обеспечению его стабильности; в) проведение по поручению Президента РФ экспертизы проектов федеральных законов, касающихся развития финансового рынка и обеспечения его стабильности; г) представление Президенту РФ ежегодно доклада по вопросам состояния и развития финансового рынка. Как видно из перечня задач, компетенция данного органа весьма узкая.

Интересно проанализировать то, как законодательство именует государственный орган, ответственный за регулирование в соответствующей сфере финансового рынка. В одних случаях говорится о " федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг". Эта формулировка используется во многих законах: Федеральных законах " О рынке ценных бумаг", " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", " Об ипотечных ценных бумагах", " Об инвестиционных фондах".

Однако уже ст. 7 Федерального закона " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" говорит об " иных федеральных органах исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг". И иные законы называют такие органы. Так, ст. 7 Федерального закона " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" содержит указание на " уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений". Статья 3 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах" говорит об " уполномоченном федеральном органе исполнительной власти", на который Правительством РФ возложены государственное регулирование деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью. Статья 3 Федерального закона " О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" также использует конструкцию " уполномоченный федеральный орган", понимая под ним федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы, причем таким органом в настоящее время является Министерство обороны РФ. Статья 35 этого же Закона содержит указание на " уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию", " уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения". Статья 15 Федерального закона " О жилищных накопительных кооперативах" содержит упоминание о " федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (которым в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317, является ФСФР России).

Данный перечень можно продолжить. Однако даже приведенные примеры показывают, что само наименование государственного регулирующего органа в законодательстве является весьма расплывчатым. Говорить о стабильности регулятивной среды в этом случае вряд ли приходится.

Нельзя не вспомнить, что в первой редакции Федерального закона " О рынке ценных бумаг" государственный регулирующий орган был обозначен без каких-либо сложных названий: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а Федеральный закон " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и сейчас содержит прямое указание на главный кредитно-финансовый институт страны.

Множественность регуляторов только одного из сегментов финансового рынка - рынка ценных бумаг - кажется нам явлением, пагубным для рынка. Представляется правильным уйти от множественности регуляторов и передать контроль за финансовым рынком одному регулятору. Это не противоречит высказанному ранее тезису о неэффективности всех существующих сегодня моделей, которую выявил финансовый кризис. Как нам кажется, в любом случае сосредоточение в рамках одного органа регулирующих функций может снять множество ведомственных противоречий и устранить " серые" зоны, которые не входят в компетенцию ни одного регулятора. Это, конечно, несет свои риски: отсутствие в системе регулирования сдержек и противовесов может выступить своего рода демотивирующим фактом для регулятора, а громоздкость, которая будет предполагаться множественностью объектов регулирования, может в конечном счете привести к неэффективности регулирующего воздействия.

 

8. 3. Саморегулирование

 

Саморегулирование означает участие профессионального сообщества (профессиональных участников рынка ценных бумаг) в регулировании рынка ценных бумаг. В классической теории саморегулирования государство делегирует часть своих функций организациям профессионального сообщества (саморегулируемым организациям) < 1>. Необходимость такого делегирования обычно состоит в том, что минимизируются затраты из бюджетов при создании инфраструктуры рынка, обеспечивается гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы < 2>. Интересно отметить, что само делегирование здесь не просто инициатива государства, а взаимный процесс.

--------------------------------

< 1> Отметим, что есть и более " либеральный" взгляд на саморегулирование, который связывает этот феномен с самоорганизацией субъектов. Так, Д. О. Грачев отмечает: " Основной идеей саморегулирования является выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих лиц и ими же утверждаются, саморегулирование, осуществляется независимо от наличия или отсутствия в законодательстве норм о саморегулируемых организациях" (Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 121). Еще более широкий подход к саморегулированию использует Ю. А. Тихомиров (см.: Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 86 - 96; Он же. Право и экономическое саморегулирование // Законы России. 2009. N 2. С. 3 - 6). Также см.: Романихин А. В. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. N 3. С. 32 - 36.

< 2> Отметим, что оценки необходимости саморегулирования могут быть разными. Так, Е. С. Хохлов отмечает: " Государство пытается упростить для себя задачу и установить контроль над отдельными сферами экономики, просто передав часть своих полномочий новым или создаваемым на базе уже существующих организаций частным образованиям" (Хохлов Е. С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. N 4. С. 23).

А вот С. А. Зинченко и В. В. Галов ставят вопрос следующим образом: " Имеет ли место " делегирование" государственных функций и полномочий этим организациям, т. е. имеет ли место " огосударствление" негосударственных организаций, либо же таким образом происходит только " приватизация" государства? " Сами авторы отвечают на него так: " Государственные функции, переданные саморегулируемым организациям, утрачивают статус государственных только в том случае, если государство полностью теряет интерес к конкретной сфере (где созданы саморегулируемые организации) и отказывается от осуществления каких бы то ни было полномочий, вытекающих из этих функций. В остальных случаях передаваемые саморегулируемым организациям функции " остаются" государственными, и одновременно идет не только " приватизация" государства, но и " огосударствление" саморегулируемых организаций" (Зинченко С. А., Галов В. В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 99).

И. В. Перегудов и Ю. В. Тай подчеркивают, что " институт саморегулирования существует в мировой практике довольно давно. Появление данного института связано с процессами либерализации, дебюрократизации, дерегуляции, которые периодически происходят в тех или иных развитых странах" (Перегудов И. В., Тай Ю. В. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 7. С. 133).

 

Как справедливо отмечает С. А. Денисов, саморегулирование в странах с развитыми правопорядками " обусловлено прежде всего потребностью в этом самих предпринимателей и, что более важно, означало осознаваемую ими готовность по своим деловым качествам, в условиях доверия населения к бизнесу без лишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно" < 1>. К этому следует добавить и то, что саморегулируемые организации служат своего рода " фильтром" и механизмом регулирования конкуренции.

--------------------------------

< 1> Денисов С. А. Саморегулирование или самоорганизация // Гражданское право современной России / Сост. О. М. Козырь и А. Л. Маковский. М.: Статут, 2008. С. 35.

 

В Российской Федерации правовой режим саморегулирования пока только начинает формироваться. В полной мере это относится и к деятельности саморегулируемых организаций в области рынка ценных бумаг < 1>. В настоящее время правовой режим таких организаций в сфере рынка ценных бумаг установлен четырьмя основными законами: Федеральными законами " О рынке ценных бумаг", " Об инвестиционных фондах", " О защите прав и законных интересов инвесторов" и " О негосударственных пенсионных фондах".

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Е. В. Зенькович " Рынок ценных бумаг - административно-правовое регулирование" (под ред. Л. Л. Попова) включена в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.

 

< 1> О саморегулировании на рынке ценных бумаг также см.: Зенькович Е. В. Рынок ценных бумаг - административно-правовое регулирование / Науч. ред. Л. Л. Попов. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 135 - 150.

 

Важно отметить, что государство до настоящего времени не определилось с тем, что оно понимает в целом под саморегулированием - принцип деятельности или обязательность создания особого рода предпринимательских объединений. Более того, неясно, собирается ли государство в действительности что-либо делегировать таким организациям.

Этот вопрос имеет для российского рынка ценных бумаг весьма существенное значение. В качестве примера можно привести положения Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408. В соответствии с первой редакцией этого документа предполагалось установить запрет на выдачу лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг организациям без вступления в члены одной из саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию ФКЦБ России. Более того, одно время обязательным условием для лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг являлось членство заявителя в одной из саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг. Однако в дальнейшем указанные положения были исключены, а соответствующие положения не были включены в закон.

Приведенный пример очень хорошо характеризует нынешнее состояние саморегулирования в сфере рынка ценных бумаг: законодательство предусматривает его возможность, но не определяет, какую роль такие организации должны играть в процессе государственного регулирования рынка ценных бумаг и должны ли они вообще играть такую роль или просто оставаться обычными " профсоюзами" профессионалов фондового рынка. Если верен последний вариант, то никакого саморегулирования у нас не возникнет < 1>. Как правильно отметил С. А. Денисов, саморегулирование отличается от обычной самоорганизации ровно тем, что в случае саморегулирования организации, его осуществляющей, передается " публичная функция, ранее осуществлявшаяся государством" < 2>. На это же указывает В. Плескачевский, полагающий, что саморегулируемые организации являются " частью административной реформы", и отмечающий, что " во всем мире значительная часть контрольных и правоустанавливающих функций лежит именно на саморегулируемых организациях" < 3>. Сходную мысль высказывал и Е. А. Павлодский: " Юридическое лицо может быть отнесенное к СРО только в том случае, когда на основании закона отдельные полномочия по осуществлению государственного управления переходят к данной организации" < 4>. Той же логикой руководствуются в своих рассуждениях И. В. Перегудов и Ю. В. Тай < 5>. Причем в литературе справедливо отмечается, что такое делегирование не противоречит Конституции РФ, что закреплено и некоторыми актами Конституционного Суда РФ < 6>.

--------------------------------

< 1> Здесь же следует отметить наше несогласие с позицией Ю. В. Чулюкова, который полагает, что " главная задача саморегулируемых организаций (СРО) состоит в упорядочении взаимоотношений участников рыночных отношений с государством и установлении первичного контроля за их деятельностью" (Чулюков Ю. В. Развитие законодательства о саморегулировании в сфере паевых инвестиционных фондов // Законодательство. 2007. N 4. С. 39). Главная задача состоит в выполнении определенных публичных функций, регулировании отношений, а уже затем в контроле участников.

< 2> Денисов С. А. Саморегулирование или самоорганизация // Гражданское право современной России / Сост. О. М. Козырь и А. Л. Маковский. С. 35 - 36.

< 3> Плескачевский В. С. Все СРОчно в бизнес // Законы России. 2009. N 2. С. 7.

< 4> Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3. С. 46 - 47.

< 5> Перегудов И. В., Тай Ю. В. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 7. С. 133 - 135.

< 6> Лабутин С. Ю. Саморегулирование как альтернатива лицензированию (эффективные формы регулирования строительной отрасли) // Законодательство. 2008. N 3. С. 35.

 

Показательно и отсутствие стройного правового режима саморегулируемых организаций. Если посмотреть на эту область шире, то мы увидим значительное число разнообразных законов, которые регулируют правовой режим таких организаций в различных сферах деятельности помимо рынка ценных бумаг < 1>. Это при том, что есть формально общий закон - Федеральный закон " О саморегулируемых организациях", который, несмотря на его громкое название, не носит общего характера (в литературе его иногда называют " рамочным" < 2>, хотя, с нашей точки зрения, ни по названию, ни по предмету регулирования никаким " рамочным" он не является, а представляет собой скорее полуфабрикат, а не закон, который может служить основой регулирования соответствующих отношений). Интересно также отметить, что этот Закон не распространяется на саморегулирование в области рынка ценных бумаг.

--------------------------------

< 1> К числу таких законов можно отнести Федеральные законы " Об оценочной деятельности в Российской Федерации", " О жилищных накопительных кооперативах", " О государственном кадастре недвижимости", " Об электроэнергетике", " О рекламе", " О сельскохозяйственной кооперации", " О кредитных потребительских кооперативах граждан", " О негосударственных пенсионных фондах", " Об инвестиционных фондах".

< 2> Хохлов Е. С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. N 4. С. 22.

 

Перечисленные законы не содержат ясности в вопросе о том, является ли саморегулируемая организация самостоятельным видом некоммерческой организации или саморегулирование - это принцип, который может быть реализован в рамках уже известных форм. Так, норма, которая должна быть по логике общей для всех саморегулируемых организаций (ст. 3 Федерального закона " О саморегулируемых организациях" ), понимает под ней по сути еще одну самостоятельную форму некоммерческой организации < 1>. Однако изучение других федеральных законов показывает, что перед нами не более чем вид (или подвид) уже известных нам некоммерческого партнерства или ассоциации < 2>. Этот, казалось бы, технический вопрос между тем имеет свое значение, поскольку определенная форма юридического лица предполагает и свой круг прав и обязанностей лиц, участвующих в организации.

--------------------------------

< 1> Схожее понимание возникает и после прочтения ст. 22 Федерального закона " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ст. 56 Федерального закона " О жилищных накопительных кооперативах".

< 2> Так, ст. 48 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" признает саморегулируемую организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг добровольным объединением профессиональных участников рынка ценных бумаг, всего лишь " функционирующим на принципах некоммерческой организации". Федеральный закон " О государственном кадастре недвижимости" (ст. 34) указывает, что кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, называя такие объединения " саморегулируемыми организациями в сфере кадастровой деятельности". Схожим образом и ст. 33 Федерального закона " Об электроэнергетике" именует саморегулируемую организацию - Совет рынка некоммерческим партнерством. Столь же вольно понимает саморегулируемую организацию и Федеральный закон " О рекламе", ст. 31 которого указывает, что саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства. Практически аналогичное решение предлагает Федеральный закон " О сельскохозяйственной кооперации", ст. 33. 1 которого указывает, что саморегулируемая организация создается в форме объединения (ассоциации, союза) на условиях членства ревизионных союзов. Статья 28 Федерального закона " О кредитных потребительских кооперативах граждан" предусматривает, что кредитные потребительские кооперативы вправе создавать органы саморегулирования своей деятельности. Таковыми Закон признает общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке.

 

Определение саморегулируемой организации в области рынка ценных бумаг дается тремя Федеральными законами - " О рынке ценных бумаг", " Об инвестиционных фондах" и " О негосударственных пенсионных фондах". Первый из них касается саморегулирования в области профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в ее узком понимании, второй регулирует саморегулирование управляющих компаний инвестиционных фондов, а третий - сходные процессы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с указанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. В соответствии со ст. 57 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" саморегулируемой организацией управляющих компаний является некоммерческая организация, имеющая соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, основанная на членстве управляющих компаний. В соответствии со ст. 36. 26 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах" саморегулируемой организацией фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, именуется добровольное объединение фондов и (или) указанных организаций, действующее в соответствии с данным федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Обратим внимание, что даже определения в этих законах построены с применением разной юридической техники.

Анализ действующего законодательства в сфере рынка ценных бумаг в настоящее время позволяет указать следующие основные функции < 1> таких организаций < 2>:

--------------------------------

< 1> Есть и иной взгляд на функции саморегулируемых организаций, в частности, см.: Хохлов Е. С. К вопросу о юридической личности саморегулируемых организаций // Законодательство. 2008. N 4. С. 22 - 32; Зинченко С. А., Галов В. В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. С. 97 - 118.

< 2> Отметим, что мы здесь ведем речь только о функциях саморегулируемых организаций в сфере рынка ценных бумаг, поскольку в иных сферах саморегулируемые организации обладают и иными функциями (см., в частности: Перегудов И. В., Тай Ю. В. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. N 7 - 8; Герасимов А. О саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Хозяйство и право. 2008. N 6. С. 85 - 89).

 

- функция регулирования деятельности членов саморегулируемой организации путем разработки и принятия внутренних (локальных) нормативных актов (стандартов деятельности), регулирующих порядок осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами < 1>. Данная функция установлена Федеральными законами " О рынке ценных бумаг" и " Об инвестиционных фондах".

--------------------------------

< 1> О правовом режиме правил саморегулируемых организаций см. также: Грачев Д. О. Правила саморегулируемых организаций // Законы России. 2009. N 2. С. 16 - 21.

 

Так, в соответствии со ст. ст. 48 и 49 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для " установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг". Она вправе устанавливать обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами. В соответствии со ст. ст. 57 и 58 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила и стандарты осуществления деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами и доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами.

Отметим разную юридическую технику указанных норм. В данном случае она проявляется в части модальности. Так, если одни организации вправе устанавливать для своих членов стандарты, то в соответствии со ст. 36. 26 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах" саморегулируемая организация обязана разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила (стандарты) деятельности и профессиональной этики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...