Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 31 страница




--------------------------------

< 1> Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М.: Инфра-М, 1997. С. 31 - 32.

< 2> Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 8.

 

Размеры государственного регулирования, его методы и способы определяются в целом степенью участия государства в экономической жизни. Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю отмечают, говоря об экономических функциях правительства в рыночной экономике, что роль государства (правительства) часто имеет целью: 1) поддержание и облегчение функционирования рыночной системы (обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующее эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции); 2) усиление и модификация функционирования рыночной системы (перераспределение дохода и богатства, корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта, стабилизация экономики, т. е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста). Государство также должно обеспечивать производство общественного продукта, т. е. тех услуг (благ), которые обеспечивают само существование конкретного общества: оборона, правоохранительная система и т. д. Данные государственные расходы также существенно влияют на размеры государственного вмешательства в экономику < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Л. Стэнли. Экономикс. М.: Республика, 1992.

 

Исходя из этого цель государственного регулирования экономики можно установить в определении целей экономической политики, установлении, поддержании и защите определенных правил поведения участников (хозяйствующих субъектов), создании стимулов к определенному поведению, способствующих достижению поставленных целей, и, наоборот, стимулов, демотивирующих к определенному поведению, пресечении противоправного поведения < 1>. В конечном счете цель государственного регулирования состоит в достижении экономикой состояния максимальной эффективности, при котором осуществляется " наилучшее удовлетворение потребностей при данных ресурсах и технических знаниях" < 2>.

--------------------------------

< 1> Отметим, что в литературе существуют и иные определения. Так, С. Н. Шишкин видит цель государственного регулирования экономики в обеспечении реализации и защиты публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, права и свободы человека и гражданина, интересы социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды (Шишкин С. Н. Указ. соч. С. 4).

< 2> Алле М. Условия эффективности в экономике. М., 1998. С. 7.

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет свои особенности, что обусловлено спецификой отношений участников и объекта - ценной бумаги. Эта специфика проявляется:

- в целях и задачах государственного регулирования рынка ценных бумаг;

- в методах (средствах, способах) государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг.

Обычно когда юристы говорят о целях государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг, то указывают на цели, схожие со следующими: максимальная защита интересов инвесторов, установление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке и обеспечение государственной экономической безопасности < 1>. Экономисты, определяя цель государственного регулирования рынка ценных бумаг, подходят к этому вопросу с более широких позиций. Здесь называется обычно множество целей: обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработки определенных правил поведения участников рынка; формирование необходимой законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование; защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков; формирование отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением в российские ценные бумаги; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще; воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей; снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для предприятий, защита интересов инвесторов, борьба с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством и множество других < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Голубков А. Ю. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. N 2. С. 108.

< 2> Батяева Т. А., Столяров И. И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2006. С. 283; Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 261; Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. 2-е изд., с изм. М.: Экономистъ, 2005. С. 29 - 31, 36 - 37; Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002. С. 336 - 339.

 

Многие названные цели кажутся верными. Однако, во-первых, такого количества целей быть не может в принципе. С нашей точки зрения, в указанных позициях имеется смешение целей, задач и принципов. Во-вторых, в указанных целях видна однобокость. К примеру, можно задаться вопросом: если нужно защищать инвесторов, нужно ли защищать иных субъектов, к примеру эмитентов? С нашей точки зрения, такую цель государственного регулирования ставить нельзя. По большому счету это принцип, т. е. основополагающее начало, для всех методов (способов) государственного регулирования, оно " пронизывает" всю деятельность государственных органов. Но целью это вряд ли можно признать, ведь тогда надо говорить о цели защиты эмитентов, о цели защиты профессиональных участников и так до бесконечности.

Интересно отметить те цели, которые ставятся нормативными актами в сфере рынка ценных бумаг. Пример такого рода целей нам дает Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008. Интересно, что до постановки целей данный документ определял приоритеты более высокого порядка - национальные интересы, под которыми документ понимал комплекс макроэкономических и макрополитических задач государства применительно к рынку капиталов < 1>. И уже на основании национальных интересов Концепцией были определены основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг < 2>.

--------------------------------

< 1> Среди таких национальных интересов были перечислены: а) восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов; б) усиление социальной ориентированности экономики и повышение стабильности общества, что означает: обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения; доступ населения к наиболее высокодоходным финансовым инструментам рынка ценных бумаг, и прежде всего к государственным ценным бумагам; участие населения в доходах от роста курсов ценных бумаг на этапе подъема экономики на основе приоритетного развития всех форм коллективных инвестиций; в) укрепление экономического суверенитета страны, что означает: формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения и концентрацию операций с российскими ценными бумагами внутри страны на основе форсированного развития инфраструктуры рынка; динамичное развитие отечественной инвестиционной базы прежде всего за счет развития институтов коллективного инвестирования; диверсификацию источников иностранных инвестиций и стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами в целях снижения зависимости от конкретных групп инвесторов, стабилизации рынка и удешевления стоимости инвестиций для российских компаний путем повышения открытости рынка и его информационной прозрачности, а также создания эффективных механизмов предотвращения двойного налогообложения; развитие сотрудничества с первоклассными мировыми финансовыми институтами для привлечения консервативных иностранных инвесторов, ориентированных на долгосрочные вложения; ликвидацию ограничений на инвестиции в экономику России со стороны органов государственного регулирования зарубежных государств; стимулирование выхода ценных бумаг российских эмитентов на международные рынки капиталов, в том числе посредством использования депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок; подключение к международным системам расчетов и клиринга по ценным бумагам; приоритетную поддержку " портфельных" инвестиций на основе развития механизмов защиты прав меньшинства; г) повышение капитализации российских компаний и обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг. Повышение капитализации российских компаний предполагалось обеспечивать по следующим основным направлениям: реализация комплекса мер по повышению ликвидности рынка, прежде всего путем развития системы защиты прав инвесторов, в том числе на основе совершенствования государственного регулирования и механизмов саморегулирования рынка при одновременном снижении цены регулирования, развитие инфраструктуры рынка, в том числе оптимизация способов организации рынка, снижения издержек и рисков в системе обращения и обслуживания ценных бумаг, повышение информационной прозрачности рынка; повышение эффективности работы предприятий; д) обеспечение информационной безопасности России, включающей в себя: обеспечение информационного суверенитета, т. е. формирование и проведение политики, исходя из интересов национальной безопасности России; способствование успешному проведению экономических преобразований, укреплению политической стабильности общества.

< 2> Был определен следующий перечень целей: а) создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия; б) финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов; в) создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения; г) перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института " эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний; д) предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов; е) создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов; ж) борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

 

Отметим, что в документе определяются не цели государственного регулирования, а цели государственной политики. Мы не видим в этом большой разницы, в конечном счете государственная политика проводится в широком смысле мерами государственного регулирования.

Категория " национальный интерес", которой оперирует Концепция, разрабатывалась в рамках школы политического реализма как одной из парадигм международных отношений. Один из главных постулатов этой идеи состоит в том, что основными акторами международных отношений являются государства, которые реализуют свои национальные интересы (выживание, благополучие и развитие) в международных отношениях такими основными средствами, как дипломатия и стратегия. Национальные интересы государств различны, и в силу ограниченности ресурсов это вызывает конфликты. В связи с этим защита и продвижение этих интересов осуществляются через наращивание собственных сил и соблюдение баланса сил на международной арене. В этом смысле для политических реалистов национальные интересы носят объективный характер. Однако очевидно, что национальный интерес - категория, имеющая и субъективное начало. Выработка национальных интересов зависит во многом от состояния элит, принимающих решения. Но проблема видится в том, что, даже несмотря на субъективный характер процесса формулирования национальных интересов, столько национальных интересов, сколько перечислено в Концепции, быть не может. При всей субъективной составляющей национального интереса нельзя " вписывать" в национальный интерес то, чего приоритетом для государства являться не может по определению. Например, какое отношение к национальным интересам в сфере рынка ценных бумаг имеет " обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг"? Это предполагает регулирование цен или участие государства в качестве игрока? Но это приведет к более чем печальным последствиям. И так можно разобрать любой из обозначенных национальных интересов.

Смущает в этом документе явное смешение национальных интересов и целей. Скажем, почему " стимулирование выхода ценных бумаг российских эмитентов на международные рынки капиталов, в том числе посредством использования депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок" названо в числе национальных интересов, а " обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов" заняло свое место среди целей государственной политики? То, что эти два посыла вообще-то противоречат друг другу (но это можно " списать" на год издания документа и уровень понимания рынка ценных бумаг того времени), понятно. Неясно другое: почему они оказались в разных разделах? И это только один пример. Выделение национальных интересов и целей государственной политики - дело излишнее, поскольку национальные интересы сами выступают целями, только более общего (глобального) порядка. На наш взгляд, никаких специальных национальных интересов государства при осуществлении государственной политики в сфере рынка ценных бумаг быть не может. Национальные интересы - это категория глобальная, политическая. Национальные интересы существуют у страны в целом, и под них подстраиваются цели государственного регулирования (политики), которые вырабатываются на уровне стратегии общей (для страны и экономики в целом) и стратегии применительно к отдельным сферам деятельности.

Цели государственного регулирования рынка ценных бумаг прямо вытекают из тех целей, которые государство реализует на более высоком уровне, - из общей экономической политики. Рынок ценных бумаг - не отдельно существующая реальность, а всего лишь часть финансового рынка, который призван выполнять функции перетока капиталов из различных отраслей, перераспределения прав собственности и инвестиционного механизма, ориентированного на поддержку национальной экономики < 1>. С учетом этого, на наш взгляд, самой общей и главной целью государственного регулирования рынка ценных бумаг является не что иное, как обеспечение реализации государственной экономической политики. В интересах государства иметь развитый, устойчивый и эффективный рынок ценных бумаг, что способствует общему нормальному функционированию финансовой системы и при прочих равных условиях (экономический рост и т. д. ) привлечению инвестиций в экономику.

--------------------------------

< 1> О целях в этой области см. также: Сизов Ю. Д. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2003. N 7. С. 26 - 42.

 

В этом смысле нам представляются разумными концептуальные подходы государства в анализируемой области последнего времени. Здесь можно привести в пример положения Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, где говорится о том, что " целью совершенствования регулирования и развития финансового рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики". Однако мы бы поправили авторов данного документа: это является не целью совершенствования, а целью самого регулирования. Именно поэтому и надо говорить о более общей цели государственного регулирования рынка ценных бумаг, которую мы вывели выше.

Решая конкретные экономические задачи в конкретно-историческом периоде, государство может задавать определенный вектор. Такие векторы, с нашей точки зрения, есть не что иное, как задачи государственного регулирования, т. е. определенные направления деятельности, которые осуществляет государство для реализации поставленной цели. Отметим, что задачи государственного регулирования часто определяются конкретно-историческими условиями. Поэтому перечислить такие группы задач очень сложно: их в действительности может быть весьма значительное количество. К примеру, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года называет целью данного документа " формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра на основе российского финансового рынка". Более того, Стратегия указывает, что до 2020 г. необходимо решить следующие приоритетные задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке. Однако, " отбрасывая" конкретно-исторические условия, диктующие определенный контекст, в рамках которого формулируются задачи государства, можно выделить несколько самых общих задач, которые решаются государством на рынке ценных бумаг:

- установление требований к субъектам и объектам для допуска на рынок ценных бумаг и контроль за " вхождением" в рынок ценных бумаг новых субъектов и допуск на рынок ценных бумаг новых объектов;

- установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг;

- контроль и надзор за выполнением установленных при " входе" на рынок требований и установленных обязательных требований, пресечение противоправных действий и " надувания" спекулятивных пузырей;

- поддержание экономически эффективного рыночного механизма (спрос/предложение, недопущение манипулирования ценами, обеспечение конкуренции, " сглаживание" шоков от резких колебаний курсов и т. п. );

- информационное обеспечение участников рынка ценных бумаг;

- организация эффективных компенсационных механизмов.

Проще говоря, государство должно обеспечить контроль за соответствием выходящих на рынок субъектов минимальным критериям экономической и политической безопасности, разработать обязательные правила для участников рынка (или легитимировать разработанные самим рыночным сообществом правила), создать и/или поддерживать систему раскрытия информации о действиях субъектов рынка в целях его прозрачности, обеспечить быстрое и эффективное пресечение противоправного поведения субъектов рынка и возмещение имущественных потерь пострадавшим < 1>.

--------------------------------

< 1> По указанным вопросам также см.: Найденова М. Условия доступа на рынок финансовых услуг. Российское законодательство и международные стандарты // Хозяйство и право. 2009. N 2. С. 31 - 49; Фогельсон Ю. Государственный надзор на рынках финансовых услуг: Российское законодательство и международные стандарты // Хозяйство и право. 2009. N 1. С. 19 - 42.

 

При планировании конкретных действий, в которых находит свое выражение государственное регулирование рынка ценных бумаг, нельзя обойтись без определения тех базовых начал всей системы государственного регулирования, которые обусловливают деятельность субъектов, осуществляющих конкретные меры по регулированию. Такие базовые начала именуются принципами.

Отметим, что такие принципы сформулированы в утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008 Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Данный документ принят достаточно давно, поэтому есть смысл не только указать те принципы, которые он ставил во главу угла при описании государственного регулирования, но и посмотреть на их реализацию в действующем законодательстве.

Первое, что необходимо отметить, это выделение в Концепции двух групп принципов: важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг и основные принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Мы уже отмечали эту особенность данного документа, когда говорили о целях: он разделяет государственную политику и государственное регулирование, что нам кажется излишним. Показывает это и анализ текста Концепции: по сути, в обоих разделах, но разными словами говорится об одном и том же.

В соответствии с указанной Концепцией к важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относились:

а) принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг. Отметим, что сам по себе указанный принцип сформулирован весьма размыто. С одной стороны, он предполагал, что государство будет заниматься регулированием конфликта интересов, с другой - по сути, если рассматривать контекст данного правила, предполагал регулирование только конфликта интересов Банка России, поскольку именно это лицо всегда совмещало и функции регулятора, и функции участника рынка ценных бумаг. Результат реализации этой части правила налицо: конфликт интересов, о котором мы много писали в разделе, посвященном профессиональным участникам рынка ценных бумаг, регулируется весьма расплывчато. Существует множество его определений, сформулированных для разных участников рынка ценных бумаг. По сути же, никакого реального регулирования конфликта интересов в законодательстве нет.

В еще более плачевном виде предстает ситуация с " лицензированием и регулированием всех видов профессиональной деятельности на этом рынке". Здесь нет необходимости вновь перечислять все те проблемы регулирования и лицензирования, которые мы отметили выше. Совершенно очевидно, что далеко не все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг регулируются и лицензируются. Более того, до сих пор сохраняется возможность осуществления некоторых видов профессиональной деятельности без каких-либо лицензий (ведение реестра, трансфер-агентская деятельность и т. д. ). Закон окончательно размыл понимание категорий " профессиональная деятельность" и " профессиональный участник рынка ценных бумаг". К тому же надо отметить, что само по себе лицензирование, и это хорошо проявляется в кризисные периоды развития рынка ценных бумаг, совершенно не решает тех проблем, которые существуют. Лицензирование - это контроль рынка " на входе", но контролировать надо не только " на входе", но и в течение всего периода деятельности профессионального участника, создавая ситуацию невозможности нарушения прав и законных интересов клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг. Без использования необходимых механизмов такого текущего регулирования получается, что при банкротстве " отлицензированного" надлежащим образом профессионального участника рынка его клиенты не получают инвестированного имущества ввиду его отсутствия;

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации. С реализацией данного принципа мы проблем не видим. Действующее законодательство относит на сегодняшний день (как и должно) все вопросы регулирования рынка ценных бумаг на федеральный уровень. Никакие региональные нормативные акты в этой области рынок ценных бумаг не регулируют. В целом можно констатировать, что государство в лице соответствующих органов добилось полной реализации этого принципа на практике;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования. В документе отмечалось, что при реализации этого принципа государство будет исходить из необходимости: минимизации затрат из федерального бюджета при создании инфраструктуры рынка; отказа от навязывания централизованных решений при создании инфраструктуры рынка; обеспечения гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы.

Реализация этого принципа произошла частично. Никакого минимального государственного вмешательства в сферу регулирования рынка ценных бумаг не получилось. В настоящее время существует несколько саморегулируемых организаций. Однако их правовой статус непонятен: никакого реального регулирования они не осуществляют. Более того, участие профессиональных участников рынка ценных бумаг в такого рода организациях является добровольным. Кроме того, государство, несмотря на продекларированный принцип делегирования, практически (кроме единичных случаев) ничего саморегулируемым организациям и не делегировало < 1>. Статья 49 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" признает право саморегулируемых организаций:

--------------------------------

< 1> Отметим, что заявленный в Указе подход критикуют и сам по себе. Так, Ю. А. Тихомиров, исследуя вопросы саморегулирования и отмечая четыре вида регулирования: государственное, сорегулирование (бизнеса и власти), делегированное саморегулирование, добровольное саморегулирование, - указывает: " Практически же американский метод дерегулирования используется у нас в другом смысле, как " сброс" государственных функций" (Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 88).

 

- разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

- контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами.

Однако, отметим, ничто не мешает профессиональному участнику не быть членом такой организации, вступить в ее члены и прекратить членство, соответственно исключив себя из сферы регулирования такой организации.

Единственной функцией, делегирование которой предусматривается законом прямо, является функция аттестации специалистов в области рынка ценных бумаг. Так, ст. 42 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" предусмотрено право федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг устанавливать квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждать программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определять условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществлять аккредитацию таких организаций, определять типы и формы квалификационных аттестатов и вести реестр аттестованных лиц. В соответствии со ст. 49 данного Закона и ст. 58 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" установлено право саморегулируемых организаций в случае получения аккредитации принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Статья 15 Федерального закона " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" формально содержит возможность делегирования саморегулируемым организациям права осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на основании обращений федеральных органов исполнительной власти. Это положение нашло определенную детализацию в нормативных актах регулятора (ФСФР России) в части возможности привлечения саморегулируемых организаций к проведению проверок, однако дальше этого государство в части делегирования контроля не пошло < 1>;

--------------------------------

< 1> Отметим, что на уровне проектов законов активно обсуждается в настоящее время вопрос о делегировании полномочий не саморегулируемым организациям, а биржам. В частности, этот вопрос актуален для государственного регулирования эмиссионной деятельности, функции по которому в целях упрощения процедур эмиссии для акционерных обществ, включенных в высшие котировальные списки бирж, хотят передать биржам. Такой вариант представляется интересным, однако следует отметить, что перенесение тяжести применения процедур государственного регулирования от регулятора к биржам должно найти свое продолжение в части изменения в правовом положении самих бирж.

 

г) принцип равных возможностей < 1>. Реализация данного принципа не вызывает сомнений. В настоящее время сложно найти пример хоть одного акта, который бы устанавливал приоритет каких-либо участников перед другими участниками рынка (исключая отдельные положения, касающиеся приоритета государственных интересов, прежде всего в области законодательства об акционерных обществах (к примеру, ст. 28 Федерального закона " Об акционерных обществах" )). Проблема с реализацией этого принципа может возникнуть при применении правила о том, что государственным органам запрещено " давать публичные оценки профессиональным участникам рынка". Все это так, но здесь нельзя не вспомнить о Федеральном законе " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Этот Закон устанавливает возможность осуществления публичных слушаний по вопросам функционирования рынка ценных бумаг. Как указано в Законе, " рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию". Отметим, что это создает легальную основу для " мягкого" дезавуирования правила о запрете давать оценки. Еще одним примером того, как этот принцип нарушался в практике деятельности регулятора, является опубликование им так называемого списка финансовых пирамид. В самом таком опубликовании нет ничего плохого, более того, это надо делать, но весь вопрос состоит в том, что считать, а что не считать финансовой пирамидой и кто должен иметь такое правомочие;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...