Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 32 страница
-------------------------------- < 1> В соответствии с Концепцией данный принцип обозначал: а) стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников; б) равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование; в) гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке; г) отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими; д) запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка; е) отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей); ж) контроль в случае необходимости со стороны государства уровня конкуренции на рынке вплоть до полного ее ограничения путем объявления одного из участников рынка монополистом; если государство принимает такое решение, то монополистом может быть объявлено только государственное предприятие; з) принятие государством мер по выравниванию возможностей различных участников, исходя из признания того, что разные группы участников рынка ценных бумаг имеют разные стартовые возможности, а также могут обладать преимуществами в результате осуществления ими других видов деятельности.
д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг. Этот принцип остался не более чем декларацией. Калейдоскоп ведомственных нормативных актов в области регулирования профессиональной деятельности, о чем мы писали выше, постоянно меняющиеся правила эмиссии - в целом мы не можем сказать, что регулятор выдерживал хоть какую-то последовательность в своих действиях;
е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков. Данный принцип был полноценно реализован на практике. На сегодняшний день мы не видим каких-либо существенных изъянов в области регулирования иностранных инвестиций. Теперь посмотрим на так называемые основные принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Концепция дает следующий их перечень: - функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка; - использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем; - распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти; - приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка; - приоритет в развитии инфраструктурных организаций; - максимальное снижение и разделение рисков; - поддержка конкуренции на рынке; - предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности. Первое, что смущает в перечне этих целей, - полное смешение целей задач и принципов. К примеру, " приоритет в развитии инфраструктурных организаций" и " поддержка конкуренции на рынке" к принципам имеют очень отдаленное отношение. Ведь принцип - это основное начало, и его функция в регулировании чаще всего служить определенным мерилом соответствия действий определенной политике (правилам), а также выступать своего рода точкой отсчета при рассмотрении конфликтных ситуаций: в чью пользу разрешать те или иные конфликты. Второй момент, который смущает, - это указание на " распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти". Такой принцип государственного регулирования в корне противоречит ранее указанному принципу государственной политики в виде " единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации". Можно возразить: в одном случае речь идет о выработке правил государственной политики, а во втором - о компетенции между уровнями управления. Все это так, но применение принципов должно соизмеряться и с действующим нормативным регулированием, а ведь даже на момент написания Концепции никаких регулирующих положений в сфере рынка ценных бумаг субъекты Российской Федерации издавать не могли, соответственно, не могло быть у них и никакой компетенции, поскольку вопросы финансовых рынков - это полномочия федерального центра.
Остальные принципы, по сути, представляют собой переложение ранее изложенных принципов государственной политики, исключая принцип " функционального регулирования в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка". Однако, несмотря на громкое название и множество использованных в нем терминов, он не представляет собой самостоятельной ценности, да и вообще к принципам имеет мало отношения, поскольку описывает особенности построения контроля. В связи с развитием рынка ценных бумаг в Российской Федерации, с учетом накопившегося опыта в этой области, на наш взгляд, принципы государственного регулирования нуждаются в существенном пересмотре. Собственно, и само государство это понимает. Для этого достаточно посмотреть тексты посланий Президента РФ Федеральному Собранию последних лет, а также обсуждающиеся в настоящее время вопросы создания в России самостоятельного финансового центра мирового и регионального значения.
С учетом этого к принципам государственного регулирования рынка ценных бумаг можно отнести: - принцип единства регулирования рынка ценных бумаг, который предполагает единство нормативной правовой базы, режима, методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации, а также организационную централизацию функции регулирования; - принцип разумного сочетания непосредственно государственного регулирования и саморегулирования в области рынка ценных бумаг; - принцип баланса интересов участников рынка ценных бумаг; - принцип самострахования профессиональных участников рынка ценных бумаг в сочетании с созданием государственных компенсационных схем для защиты прав и законных интересов пострадавших инвесторов; - принцип приоритета национальных интересов при регулировании рынка ценных бумаг, который предполагает: - регулирование рынка ценных бумаг исходя из признания необходимости существования такого механизма как эффективного средства привлечения инвестиций субъектами национальной экономики; - признание России как регионального финансового центра и части мировой финансовой инфраструктуры; - ограничение влияния спекулятивного капитала на рынке ценных бумаг; - разумное сочетание мирового опыта и интересов национальной экономики; - принцип поддержки конкурентной среды на финансовых рынках. С учетом изложенного посмотрим теперь подробнее на методы (способы) государственного регулирования. В систематизированном виде все методы (способы) государственного регулирования рынка ценных бумаг можно раскрыть через описание методов (способов), которыми достигаются группы задач, выявленные выше. А. Установление требований к лицам и объектам для допуска на рынок ценных бумаг и контроль за " вхождением" в рынок ценных бумаг новых субъектов и допуск на рынок ценных бумаг новых объектов. Установление требований - это первый и наиболее важный метод государственного регулирования. Он, по сути, пересекается с правотворческой функцией государства: государство в лице соответствующих органов определяет правила поведения на соответствующем рынке, требования к его участникам, содержание их правового статуса, требования к деятельности таких участников, правила их " входа" на рынок, требования к объектам деятельности. Решая задачу контроля за " вхождением" в рынок, государство использует следующие основные способы:
1) лицензирование деятельности участников рынка; 2) регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг; 3) регистрация правил доверительного управления; 4) аттестация специалистов, работающих в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг; 5) установление ограничений для субъектов на эмиссию отдельных видов ценных бумаг; 6) аккредитация организаций на право принятия квалификационных экзаменов и выдачу квалификационных аттестатов специалистам рынка ценных бумаг; 7) выдача разрешений на право осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации; 8) регистрация спецификаций срочных договоров (контрактов). Лицензирование, аттестация, регистрация, разрешение, аккредитация - формализованные методы контроля за вхождением в рынок, в соответствии с которыми лица, имеющие намерение осуществлять деятельность на рынке, направляют документы согласно стандартному перечню в лицензирующие, аттестующие, регистрирующие, разрешающие, аккредитующие органы и тем самым выражают согласие на проведение проверки их деятельности. Лицензирование, аттестация, регистрация, разрешение, аккредитация могут состоять в установлении: 1) жесткого перечня требований к лицам, проходящим эти процедуры (разного характера - финансового, организационного и т. п. ); 2) требований к учредительным документам этих лиц, а также документам, на основании которых они будут оказывать услуги; 3) требований для персонала (если речь идет об организациях). В качестве примера требований, которые предъявляются государственными органами при лицензировании, можно привести требования, которые в соответствии с действующим законодательством предъявляются к акционерному инвестиционному фонду. В частности, к таким требованиям относятся: 1) заключение инвестиционным фондом соответствующих договоров со специализированным депозитарием и аудиторской фирмой, а также договора об управлении фондом с юридическим лицом; 2) наличие определенной стоимости активов инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии; 3) соответствие состава и структуры активов инвестиционного фонда установленным требованиям и некоторые иные требования. В соответствии со ст. 59 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" для получения статуса саморегулируемой организации организация, созданная управляющими компаниями, представляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявление и иные документы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом правила и стандарты, установленные саморегулируемой организацией и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации, должны содержать:
- требования к профессиональной квалификации персонала; - правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности, критерии оценки результатов инвестиционной деятельности; - стандарты профессиональной этики; - правила рекламы, требования к раскрытию информации и содержанию раскрываемой информации; - правила ведения учета и составления отчетности членами саморегулируемой организации; - порядок расчета величины собственного капитала членов саморегулируемой организации с учетом рисков осуществления деятельности; - правила вступления управляющих компаний в саморегулируемую организацию и выхода или исключения из нее; - процедуры определения норм представительства при выборах в органы управления саморегулируемой организации и участия в управлении саморегулируемой организацией; - порядок распределения издержек, выплат и сборов между членами саморегулируемой организации; - положения о защите прав клиентов - членов саморегулируемой организации, включая порядок рассмотрения их претензий и жалоб, а также порядок исполнения решений, принятых по результатам такого рассмотрения; - порядок рассмотрения саморегулируемой организацией претензий и жалоб членов организации; - процедуры проведения проверок соблюдения членами саморегулируемой организации установленных саморегулируемой организацией правил и стандартов, включая порядок создания и деятельности контрольного органа саморегулируемой организации и порядок ознакомления с результатами проведенных проверок других членов саморегулируемой организации; - порядок применения санкций и иных мер в отношении членов саморегулируемой организации, их должностных лиц и (или) персонала; - требования к предоставлению информации для проверок, проводимых по инициативе саморегулируемой организации; - положения о контроле за исполнением санкций и иных мер, применяемых к членам саморегулируемой организации, и порядок их учета; - иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. Этот метод отличается тем, что устанавливаются требования к лицам не на " входе" на рынок, а требования, которые необходимо соблюдать в течение всего периода осуществления какой-либо деятельности на рынке ценных бумаг. Установление обязательных требований проводится следующими методами: 1) установление правил поведения участника рынка в отношениях со своими клиентами (см., к примеру, правила осуществления брокерской и дилерской деятельности); 2) установление определенных условий и ограничений осуществления деятельности на рынке ценных бумаг (к примеру, совершения сделок в течение определенного периода времени); 3) установление требований к финансовой устойчивости (в широком смысле этого слова) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Примером здесь может служить ст. 7 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах", в соответствии с которой устанавливаются требования к кредитным организациям, осуществляющим эмиссию облигаций с ипотечным покрытием < 1>; -------------------------------- < 1> Согласно указанной статье такие кредитные организации обязаны выполнять установленные в соответствии с федеральными законами требования Центрального банка РФ, а также выполнять следующие дополнительные обязательные нормативы (соотношение определенных активов и пассивов), величина и методики определения которых устанавливаются Центральным банком РФ: а) минимальное соотношение размера предоставленных кредитов с ипотечным покрытием и собственных средств (капитала); б) минимальное соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием; в) максимальное соотношение совокупной суммы обязательств кредитной организации перед кредиторами, которые в соответствии с федеральными законами имеют приоритетное право на удовлетворение своих требований перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, и собственных средств (капитала).
4) установление иных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|