А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА1 К каким же собственно теоретическим положениям подводит исторический способ рассмотрения современного детства? Во-первых, историческое рассмотрение с необходимостью приводит к выводу о том, что так называемые детские деятельности (игра, предметная деятельность, учение) общественны по происхождению, содержанию и форме. С этим выводом теряют основательность все варианты теории развития как созревания — преформистские и двух-факторные теории. Во-вторых, и это очень важно для понимания современного детства, его становления, — это история разделения жизни детей и взрослых, но такого разделения, при котором устанавливаются новые формы связей между ними, возникают новые посредники их взаимности. На самых ранних этапах человеческой истории дети очень рано (по мнению Эльконина, сразу после периода младенчества) включались в посильный для них производительный труд, т. е. реально участвовали в обеспечении жизни общины. Усложнение форм этой жизни, орудий труда приводит к появлению специфически детского вида деятельности — обучения-упражнения, которое оказывается первой формой опосредствования отношений взрослых и детей. Обучение-упражнение становится прообразом будущей деятельности, которая вследствие этого становится идеальной формой, смыслом, мотивирующим то, что ребенок делает «здесь и теперь». Можно сказать, что идеальная форма, т. е. особый смысл деятельности, имеющий свое основание в будущем, является первым и основным психологическим новообразованием в истории детства. Последующая история складывается достаточно драматично. Еще большее усложнение средств производства, расширение и углубление сфер духовной жизни (ритуалов, мистерий, мифов, тотемов и др.), ее облечение в таинственную мистическую форму — все это приводит к дальнейшему отделению жизни детей от жизни взрослых. В силу этого упражнение теряет смысл, а следовательно, теряет смысл и та идеальная форма, которая
1 Хрестоматия по детской психологии / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 100-107 ранее успешно организовывала детскую деятельность. Положение детей в обществе изменяется и объективно, и субъективно. Отношения взрослых друг с другом начинают строиться по-другому, чем их отношения с детьми. Появляются запреты: детям запрещается входить в определенные сферы жизни, они как бы выталкиваются из этих сфер. Такая негативная (не в этическом, а в логическом смысле) форма общности взрослых и детей оборачивается вполне определенными положительными сторонами: во-первых, возникает специфически детское сообщество; во-вторых, это сообщество, не будучи непосредственно включено во взрослую жизнь, тем самым находится перед этой притягательной для него жизнью. Лишь теперь появляются условия моделирования в детском сообществе отношений взрослых. В-третьих, появляются особые посредники между детской и взрослой частями общества, носители и представители будущего детей — это старшие дети и старики, находящиеся на границе или над границей между детством и взрослостью. Именно таким путем в истории возникает особая стадия развития детей, появляются новые смыслы, ведущие их жизнь, новый способ их осуществления, т. е. новая ведущая деятельность — ролевая игра. Поскольку, по гипотезе Д. Б. Эльконина, в истории эта новая деятельность не надстраивается над предыдущей, не эволюционирует из нее, а вклинивается в процесс жизни, ее осуществление связано с переосмыслением детской жизни взрослыми и самими детьми, с переломом, а значит — с критическим, неэволюционным переходом к новому содержанию. Это переосмысление в истории детства могло длиться <...> тысячелетия, а в современном детстве длится примерно год. Так, в истории детства строится тот закон, который, согласно Д. Б. Эль-конину, определяет ход современного онтогенеза. Эмансипация, отделение детей от взрослых есть одновременно и построение новой связи с ними.
В проведенном анализе мы хотели бы выделить следующие положения: 1. Место ребенка в обществе не является исторически неизменным, и, следовательно, его сегодняшнее положение есть результат определенного развития, а не исходное основание для выделения законов этого развития. 2. Изменение места ребенка в обществе необходимо связано с появлением новых посредников между детьми и взрослыми, новых смыслов и задач, имеющих свои основания в будущем детей. Именно поэтому «проработка» детьми этих смыслов есть ведущая деятельность, определяющая систему отношений взрослых и детей. 3. Поскольку в истории этапы освоения новых смыслов и задач не надстраиваются над предыдущими этапами, а вклиниваются в их течение, процесс жизни современного ребенка оказывается не эволюцией, а собственно развитием — сменой оснований осмысления мира. Развитие определяется не вызреванием нового периода внутри старого, а изживанием и преодолением, снятием его. 4. Появление новых смыслов, идеальной формы и новой ведущей деятельности необходимо связано с переломом, кризисом системы отношений взрослых и детей. Теперь можно вполне определенно утверждать, что действительно не те — так называемые реальные — отношения с конкретными лицами, коллективами и вещами обусловливают развитие ребенка. Натуральный, со своим набором свойств предмет и конкретный, со своим набором черт взрослый лишь тогда определяют развитие, когда своими свойствами и чертами акцентируют, выделяют, демонстрируют не самое себя, а иное — идеи и смыслы жизни ребенка. Тем самым они вводят ребенка — сначала незаметно для него самого, а потом и заметно — в его собственное будущее. И действия ребенка, и действия взрослых, если они понимаются в контексте развития, должны рассматриваться как чувственно-сверхчувственные, духовно-практические, т. е. как действия, в которых не символически только, а фактически выстраиваются смысл и будущее их совместной жизни. Иное, так называемое реалистическое, а на самом деле банально-житейское, понимание развития ребенка является апологией пустого, бессодержательного детства, в котором ни ребенок, ни взрослый не имеют средств для осмысления своей общей жизни и поэтому функционируют так, как сложатся обстоятельства. Конечно, в реальной жизни есть основания и для такого понимания. Но они ли являются основаниями теории развития психики, сознания и личности, они ли являются действительными и всеобщими? Мы, вслед за Д. Б. Элькониным, считаем, что нет, не они.
Выделенные нами положения были представлены Д. Б. Элькониным в известных тезисах о полной системе отношений ребенка в обществе1. Повторим его тезис: нет системы «дети и общество» (такое понимание лишь абсолютизация сложившихся превращенных форм), а есть система «дети в обществе», дети как часть общества. То, что система отношений «ребенок—отдельный взрослый» наглядно выступает как центральная, связано, во-первых, с обособлением и эмансипацией семьи и, во-вторых, вообще с выделением межличностных отношений в отдельную, самостоятельную сферу. Исходным всегда является отношение «ребенок—общество». Отношение же «ребенок—отдельный взрослый» лишь в том случае включается и определяет развитие, когда взрослый оказывается носителем образцов и смыслов человеческих отношений и подчеркивает, выделяет, а не закрывает, не заслоняет их с помощью своих персональных черт и качеств. С обезличиванием и абсолютизацией отчужденных форм труда связано и обособление отношений «ребенок—предмет». Однако и здесь, в этом отношении предмет также выступает (в контексте развития) не как вещь со своими натуральными свойствами, а как 1 См. Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 6—20.
общественный предмет, на котором «не написаны» образцы действия с ним. Эти образцы не должны заслоняться свойствами вещи, а, наоборот, открываться через них. Приведенные теоретические положения служили для Д. Б. Эльконина орудием понимания и критики отдельных концепции детского развития (3. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. И. Божович и др.)- Предметом критики была та онтология (ребенок—отдельный взрослый; ребенок—вещь; ребенок—наличный коллектив), в которой мыслилась детская жизнь. Абсолютизация какого-либо из этих натуральных отношений была для Д. Б. Эльконина свидетельством редукционистского понимания жизни ребенка и его развития. Выявленная Д. Б. Элькониным полная система отношений («дети в обществе») задавала представление о критических, переломных возрастах в современном детстве. В соответствии с историей эти возраста обозначались как взаимопереходы отношений: «ребенок—общественный взрослый», «ребенок—общественный предмет». Однако он не занимался простым описанием перехода как смены структур. Он считал, что способом осуществления этого перехода является человеческое действие. Именно оно, действие, понимается как единица развития, а в современном детстве — как внутренне противоречивая единица. По словам Д. Б. Эльконина, человеческое действие по своей природе двулико. Оно выразительно, и его конечный смысл, то, зачем оно производится, лежит в другом человеке; оно по сути (а не по видимости только) всегда обращено, адресовано кому-то. Но адресовано и обращено именно как действие, т. е. как определенным образом организованное предметное содержание, где что-то выявлено, что-то снято, что-то пропущено. В начале человеческой истории (начале истории детства) ребенок очень рано включался в посильную хозяйственную деятельность общины, где занимал, как и остальные члены коллектива, вполне определенное место. Поэтому указанные две стороны действия (его адресованность и предметность) еще не были отделены друг от друга. В непосредственной коллективной жизнедеятельности особая адресованность, подчеркивание обращенности к кому-то не нужно; и так все ясно и видно. Изъятие детей из трудового сообщества, их неучастие в совокупном действии и поставило, если можно так выразиться, перед ними вопрос о смысле возможного действия, т. е. о том, кому, зачем и каким образом оно адресовано. Ответом на этот вопрос служит ориентировка в смыслах и задачах человеческой деятельности, в том, каким образом эта деятельность «соотносит» людей друг с другом, обращает их друг к другу.
Рассогласованность предметно-содержательной и личностно-смысловой сторон человеческого действия — основное противоречие современного ребенка. Именно оно отражается в возрастных кризисах, и его разрешением является «поворот действия другой стороной», «подтягивание» той стороны, которая отстала. Подтягивание — это, конечно, не упражнение, а построение нового «жизненного мира», т. е. нового мотива и смысла действий, новой идеальной формы, нового представления о взрослых и взрослости как своем будущем. Д. Б. Эльконин считал существенным, что на протяжении всего современного детства, во всех его переломных, критических возрастах выражается одно и то же противоречие. «Итак, — писал он, — деятельность ребенка внутри систем «ребенок—общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется личность»1. Мы говорим о «предметно-содержательной» и «личностно-смысловой», а не «операционно-технической» и «задачно-смысловой» сторонах потому, что сам Д. Б. Эльконин в 1978 г. ввел важные поправки в свое понимание предметного действия, т. е. того, что в 1971 г. он называл операционно-технической стороной человеческого действия. Оказалось, что само предметное действие в раннем детстве имеет две стороны и осваивается в двух планах: а) со стороны общего значения, общей идеи действия и б) со стороны техники его правильного выполнения. Первая сторона — значение — заметно опережает вторую. И действительно, ребенок двух лет знает и понимает, что такое «одевать», «есть», «мыть», «кормить» и т. п.; он может произвести эти действия, например, по отношению к кукле. Но, конечно же, он не умеет самостоятельно мыться, часто не умеет еще правильно есть, одеваться и т. д. То же самое можно сказать и о личностно-смысловой стороне действия, которую Д. Б. Эльконин связывал с освоением смыслов и задач деятельности. Существует определенная техника реализации социальных, межчеловеческих отношений, которая соотносима с индивидуальными чертами отдельных людей (точно так же, как техника использования вещей связана с их физическими свойствами), но которая может вовсе не совпадать со смыслом обращения к человеку. Д. Б. Эльконин много размышлял над тем, каким образом противоречивость и динамичность жизни детей в обществе становится противоречивостью внутренней жизни самого ребенка — противоречивостью и динамикой его сознания.
1 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 13.
«Наше предположение, — писал он, — что в ходе формирования предметного действия имеет место сложное взаимодействие ребенка и взрослого, выступающего как образец, приводит к заключению, что с определенного момента развития — ребенок — это всегда «два человека» — Он и Взрослый. А не может ли быть, что именно внутреннее взаимодействие этих «двух человек», живущих в одном ребенке, раскроет нам процесс развития как процесс самодвижения?»1. Конечно же, этот «внутренний взрослый» не просто реальный взрослый, перенесенный «внутрь», в голову. Это даже не просто какая-то сторона взрослой жизни — идеальная форма — туда же, в голову «перешедшая». «Образец, — писал Эльконин в дневниках, — это не образ другого, а образ себя через другого. Это то, каким я хочу, стремлюсь быть. Образец — это не что-то внешнее, это форма его (ребенка) сознания другого в себе»2. Итак, совокупное человеческое действие приводит к появлению у ребенка образа взрослого как другого в себе, который оборачивается образом себя через другого и становится образом собственного будущего. Такой образ во всех трех аспектах — как образ другого, образ себя и образ будущего — был Д. Б. Элькониным и Т. В. Драгуновой описан как новообразование подросткового кризиса и назван «чувством взрослости», центром самосознания подростка. В своем дневнике Д. Б. Эльконин отметил, что «чувство взрослости», как отношение к будущему, играет важную роль на всем протяжении жизни ребенка, во всех возрастах. В разные периоды этот триединый образ поворачивается разными сторонами: делать, как ты; быть, как ты; уметь то, что ты» <...>3 и — добавим от себя — жить, как ты. Подведем итоги нашего рассмотрения. 1 Эльконин Д-Б. К Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестн. Моск. ун-та. 2 Эльконин Д.Б. Научные дневники // Архив Д.Б.Эльконина. 3 Там же.
1. Ребенок и взрослый являются изначально дополнительными, общественными, деятельными и развивающимися субъектами. 2. Изучение развития в детстве возможно лишь через выделение логики развития 3. Место ребенка в обществе теоретически адекватно задается в категориях ведущей деятельности и идеальной формы. Эти категории внутренне взаимосвязаны. Идеальная форма отражает будущее ребенка и тем самым задает смысл настоящему, а в ведущей деятельности совершается освоение этого смысла.
4. Носителем идеальной формы является другой человек (для ребенка — взрослый). В развитии его наличный облик (качества личности, черты характера и т. п.)не самоценен. Он является способом и формой выделения мира для ребенка. 5. Смена идеальных форм — оснований видения мира и жизни в нем — не может 6. Единицей ведущей деятельности является совокупное человеческое действие. Оно 7. В совокупном действии рождается сознание и самосознание ребенка. Его структуру составляют три взаимосвязанных и взаимодополнительных аспекта: образ будущего, образ другого в себе как воплощение этого будущего, и образ себя через другого. Контрольные вопросы 1. Возникновение детских видов деятельности в историческом развитии общества. 2. Изменение положения (места) детей в обществе по мере развития средств производства 3. Система «ребенок—общественный взрослый». 4. Что такое «идеальная форма», какова ее функция? 5. Соотношение предметно-содержательной и личностно-смысловой сторон действия 6. Какие проблемы возникают при недостаточной связи «мира детей» и «мира взрослых»?
П. Балтес [СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА]1 Исследования, рассматривающие психическое развитие человека в течение всей его жизни, не однородны. Можно выделить два основных взаимосвязанных направления. Первое — распространение возрастных исследований на весь жизненный путь человека без попыток создания общей теории прижизненного развития. Второе направление характеризуется стремлением выявить то специфически новое, что вносит исследование этих особенностей в общую теорию психического развития человека. Второе направление и является предметом рассмотрения данной статьи. Некоторые (если не большинство) содержащиеся в ней положения сформулированы в более ранних публикациях автора и других исследователей — сторонников всевозрастного подхода и психологии развития2. В предлагаемой статье сделаны два основных добавления. Во-первых, применение всевозрастного подхода проиллюстрировано на примере изучения познавательного развития. Во-вторых, особое внимание уделено двум свежим выводам из работ по всевозрастному подходу. Первый — любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь. Согласно этому взгляду, ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Второй — степень пластичности развития может быть изучена наиболее эффективно с помощью исследовательской стратегии, называемой «тестирование предлогов».
1 Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 60—77. 2Baltes Р. В. Life-span developmental psychology: Observations on history theory revisited // Developmental psychology: Historical and philosophical perspectives / Ed. R. M. Lerner. Hillisdale, N. J.: Erlbaum, 1983. P. 79-111.; Baltes P. В., Reese H. W. The life-span perspective in developmental psychology // Developmental psychology: An advanced textbook / Eds M. H. Bornstein, M. E. Lamb, Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1984. P. 493-531.
Всевозрастное направление психологии развития1 представляет собой исследование изменяющихся и неизменных компонентов поведения человека в течение всей его жизни (онтогенеза) — от рождения до смерти. Основной целью при этом является получение данных об общих принципах развития в ходе всей жизни, о его индивидуальных различиях и сходстве, а также о степени и условиях индивидуальной пластичности или изменяемости. Обычно считается, что первоначальным объектом исследований онтогенеза психики было развитие ребенка, а не развитие человека в течение всей его жизни. Однако обращение к истории вопроса показывает, что такие представления неточны. Ставшие историческими предшественниками изучения природы психического развития работы делали акцент именно на все-возрастном, а не на детском развитии. Несмотря на такое давнее возникновение всевозрастно-ориентированного мышления, всевозрастное развитие стали эмпирически изучать только в последние два десятилетия, следуя основам, заложенным в начале XX в. такими психологами, как Шар лотта Бюлер, Эрик Эриксон, Стэнли Холл, Г. Л. Холлингворт и Карл Юнг. Возрождение интереса к всевозрастным теориям в наши дни, по-видимому, связано с тремя обстоятельствами: а) демографическими изменениями — увеличение процента пожилых людей; б) возникновением геронтологии как области науки и исследований дальних предвестников старения2; в) «постарением» тех, кто проводил ряд классических лонгитюдных исследований детского развития в 20-е и 30-е годы и кто в них участвовал3. Это подтолкнуло возрастную психологию к признанию научной и общественной значимости анализа всего прижизненного развития человека.
1 «Всевозрастное развитие» в данном случае является не совсем удачным переводом широко распространившегося в современной англоязычной психологической литературе выражения «life-span development», что на самом деле означает «развитие в течение жизненного цикла», и фиксирует факт наличия феноменов развития не только на ранних этапах онтогенеза (в детстве и отрочестве), но и в зрелых возрастах. (Примечание редакторов-составителей). 2 Birren J. E., Schaie К. W. Handbook of the psychology of aging (2 nd ed.). N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985. 3 Migdal S., Abeles R.. Sherrod L. An inventory of longitudinal studies of middle and old age. N. Y.:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|