Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пластичность психического развития




Еще одно положение (см. табл. 1), разделяемое многими исследователями прижиз­ненного развития, заключается в том, что процесс развития обладает большой пластич­ностью. Пластичность связана с многовари­антностью развития одного и того же чело­века и определяет тот потенциал, которым он обладает для реализации различных форм поведения и развития2. Развивался бы тот же самый человек по-другому, если ус­ловия были иными? Проблема пластичнос­ти — одна из тех, которые волновали воз­растных психологов на протяжении долго­го времени (см., например, работы МакГроу 30-х годов по двигательному развитию близ­нецов). Такой же интерес к этой проблеме существует в современной биологии разви­тия3 и социологии развития4.

Исследование упражняемости познава­тельных функций у пожилых людей. Вы­вод (если его можно считать доказанным), что пластичность возрастных различий во второй половине жизни оказывается больше той, которая обнаружена в детском возрас­те, произвел сильное впечатление на иссле­дователей. Значение темы пластичности для работ по всевозрастному развитию и общий подход к ней хорошо видны в исследовани­ях интеллектуального развития во взрослом и пожилом возрасте. Первоначально идея пластичности была выдвинута в связи с воп­росом, является ли старение интеллекта лишь процессом постепенного снижения умственных способностей. Наиболее надеж­ным способом выяснить это было проведение формирующего исследования.

 

2 Lerner R. M. On the nature of human plasticity. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1984.

3 Cotman C.W. (Ed.). Synaptic plasticity, N. Y.: Guilford Press, 1985.

4 Featherman D. L., Lerner R. M. Ontogenesis andsociogenesis: Problematics for theory and research about development and socialization across the life-span // Amer. Soc. Rev. 1985. V. 50. P. 659-676.

 

 

С начала 1970-х годов стал осуществ­ляться ряд исследовательских программ, ставящих целью изучить, в какой мере на­блюдаемые возрастные потери в подвижном интеллекте— т.е. в той разновидности психометрически оцениваемого интеллек­та, в котором упадок наиболее выражен, — могут быть возмещены исполнительской ва­риативностью (пластичностью) у одного и того же человека. Например, пожилые ис­пытуемые упражнялись в решении таких мыслительных задач, которые применяют­ся для оценки «подвижного» интеллекта1. Основная гипотеза состояла в следующем: опыт пожилых людей, полученный ими при решении таких задач в повседневной жизни и в данном эксперименте, был срав­нительно мал. Тем не менее они, исполь­зуя свой скрытый резерв знаний и компе­тентность, смогут выполнять эксперимен­тальные задания на том же уровне, что и испытуемые более молодого возраста.

[Интервенционное исследование], прове­денное с пожилыми испытуемыми, дало от­четливую картину значительной пластич­ности их возможностей. После довольно ко­роткой когнитивной тренировки многие пожилые люди (в возрасте от 60 до 80 лет) продемонстрировали уровень выполнения заданий, сравнимый с уровнем «нетрени­рованных» молодых испытуемых. Подоб­ные же результаты были получены и на

1 Willis S. L. Towards an educational psychology of the adult learner // Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren, K, W. Shaie. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 818-847.


другом когнитивном материале2. Сходная картина наблюдалась не только в срезовых, но и при лонгитюдных возрастных сопос­тавлениях3.

В результате у исследователей появилась убежденность в существовании значитель­ной возрастной пластичности психического развития. Факту пластичности придавалось такое же важное значение, как и знаниям о главном направлении возрастного разви­тия. Общий же вывод состоял в том, что любая наблюдаемая картина старения ин­теллекта является лишь одной из многих возможных. Таким образом, вопрос о внутрииндивидуальном диапазоне и границах пластичности является краеугольным кам­нем всевозрастного подхода.

От пластичности к границам пластич­ности. В современных работах по всевозмож­ному умственному развитию фокус сместил­ся с возможностей когнитивной трениров­ки на другие аспекты. Демонстрации пластичности уступили место использова­нию свойства пластичности для установле­ния границ и пределов развития4. Такая стратегия похожа на изучение зоны ближай­шего развития в детском возрасте.

Акцент во всевозрастном исследовании пластичности делается не на нормальном уровне интеллектуальных функций, а на пределах умственных возможностей. Ис­следовательская стратегия, применяемая для проверки различных сторон пластич­ности и ее границ, известна как тести­рование пределов5. Тестирование пределов

2 Denney N. W. A model of cognitive development across life-span // Developmental Rev. 1984. V. 4. P. 171 —191.; Labouvie-Vief G. Intelligence and cognition // Handbook of the psychology of aging (2nd ed.) //Eds J. E. Birren, K. W. Schaie. N. Y.:Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 500-530; Willis S. L. Towards an educational psychology of the adult learner // Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren, K. W. Shaie. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 818-847.

3 Schaie K. W., Willis S. L. Can adult intellectual decline be reversed? // Developmental Psychol. 1986. V. 22. P. 223—232.

4 Kliegl K, Baltes P. B. Theory-guided analysis of development and aging mechanisms through testing- the-limits and research on expertise // Cognitive functioning and social structure over life course/Eds C. Schooler, K. W. Schaie. Norwood, N. J.: Ablex, 1987. P. 95-119.

5 Guthke J. The learning test concept. An alternative to the traditional static intelligence test // The German J. Psychol. 1982. V. 2. P. 306-324.

 

 

включает систематическое применение а) различных способов оценки, б) приемов активного вмешательства, направленного на выявление скрытых резервов возможнос­тей, и в) методов раскрытия механизмов увеличения и снижения умственных спо­собностей.

В нашем исследовании возрастных изме­нений пределов интеллектуальных возмож­ностей были выделены три градации плас­тичности: а) базовый уровень интеллекту­альной деятельности, б) основной резерв возможностей, в) резерв развития возмож­ностей. Базовый уровень интеллектуаль­ного функционирования означает первона­чальный уровень выполнения задания, т. е. то, что человек может сделать в рамках оп­ределенного задания без постороннего вме­шательства или специальной подготовки. Основной резерв возможностей означает наивысший уровень выполнения, доступ­ный человеку в данный момент времени при мобилизации всех его актуальных ре­сурсов. Этот резерв выявляется с помощью тестов на «потолок исполнения». Когда путем внешнего вмешательства или в ре­зультате развития основной резерв возмож­ностей человека увеличивается, мы говорим о резерве развития возможностей.

Выделение этих трех уровней пластич­ности позволяет изучать не только саму пла­стичность, но и ее ограничения, а также то, что в генетике поведения называется нор­мой реакции. Понятия ограничений и нор­мы реакции направлены на обозначение биологических и социокультурных рамок, которые препятствуют формированию дан­ного типа поведения и его свободному раз­витию. Важно отметить при этом, что точ­ный диапазон и максимум индивидуальных возможностей принципиально неопредели­мы (Китинг, МакЛин), они могут быть очер­чены только приблизительно. Всегда суще­ствует шанс отыскать условия или спосо­бы, ведущие к новому уровню и формам умственной деятельности при выполнении данного задания.

Возрастные изменения очень часто оста­ются «замаскированными» и видоизменен­ными, когда они изучаются в «нормальном» диапазоне функционирования. Поэтому об­щая цель работ по тестированию пределов состоит в использовании максимально вы­соких уровней исполнения для определения наиболее значительных — возможно, даже приближающихся к необратимости1 — воз­растных изменений.

На рисунке 3 показано, как стратегия те­стирования пределов применяется для по­лучения информации о диапазоне и грани­цах пластичности во взрослом возрасте. Здесь приведены данные двух групп раз­ного возраста, участвовавших в обширном лонгитюдном исследовании. В этом иссле­довании высокие уровни когнитивного функционирования в области мнемоничес­ких навыков создавались в ходе эксперимен­та.

1 Wohlwill J. F. The study of behavioral development. N. Y.: Acad. Press, 1973.

Две группы испытуемых разного возрас­та участвовали в 30 тренировочных заняти­ях для отработки эффективных приемов запоминания цифр и слов с помощью мето­да Локи2.

Тестирование пределов принесло двоякие результаты. С одной стороны, в пожилом возрасте продолжает отчетливо проявлять­ся значительная пластичность. Резервы раз­вития возможностей обеих групп довольно велики, и участники всех возрастов способ­ны были запоминать чрезвычайно длинные последовательности цифр и слов. С другой стороны, присутствовали также выражен­ные возрастные различия пределов возмож­ностей. Когда тестирование проводилось во все более трудных условиях, например при нарастающем темпе предъявления, возрас­тные различия увеличивались. В приведен­ном здесь случае степень увеличения воз­растных различий была такова, что края ди­апазонов возможностей у примерно равных по IQ молодых и пожилых испытуемых лишь слегка перехлестывались.

Начиная с этого исследования пределов развития, проблема пластичности предста­ла новой своей стороной. Задача теперь со­стояла не в демонстрации пластичности как фундаментального свойства развития, а ско­рее в одновременном поиске потенциала (ре­зервных возможностей) развития и его ог­раничений.

Работы, в которых применяется тестиро­вание пределов, имеют множество ответв­лений. Например, исследование возрастных дисфункций. Подобно стрессовым тестам, используемым в биологии и медицине, пси­хологическое тестирование в условиях вы­сокой трудности чаще всего оказывается более сензитивным к различным дисфунк­циям (таким, как депрессия, сенильная деменция, нарушения чтения), чем тестиро­вание при нормальном уровне требований.

 

2 Smith J., Baltes P. B. Wisdom-related knowledge: age/cohort differences in response to life-planning problems // Developmental Psychol. 1990. V. 26. P.494-505.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...