Пластичность психического развития
Еще одно положение (см. табл. 1), разделяемое многими исследователями прижизненного развития, заключается в том, что процесс развития обладает большой пластичностью. Пластичность связана с многовариантностью развития одного и того же человека и определяет тот потенциал, которым он обладает для реализации различных форм поведения и развития2. Развивался бы тот же самый человек по-другому, если условия были иными? Проблема пластичности — одна из тех, которые волновали возрастных психологов на протяжении долгого времени (см., например, работы МакГроу 30-х годов по двигательному развитию близнецов). Такой же интерес к этой проблеме существует в современной биологии развития3 и социологии развития4. Исследование упражняемости познавательных функций у пожилых людей. Вывод (если его можно считать доказанным), что пластичность возрастных различий во второй половине жизни оказывается больше той, которая обнаружена в детском возрасте, произвел сильное впечатление на исследователей. Значение темы пластичности для работ по всевозрастному развитию и общий подход к ней хорошо видны в исследованиях интеллектуального развития во взрослом и пожилом возрасте. Первоначально идея пластичности была выдвинута в связи с вопросом, является ли старение интеллекта лишь процессом постепенного снижения умственных способностей. Наиболее надежным способом выяснить это было проведение формирующего исследования.
2 Lerner R. M. On the nature of human plasticity. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1984. 3 Cotman C.W. (Ed.). Synaptic plasticity, N. Y.: Guilford Press, 1985. 4 Featherman D. L., Lerner R. M. Ontogenesis andsociogenesis: Problematics for theory and research about development and socialization across the life-span // Amer. Soc. Rev. 1985. V. 50. P. 659-676.
С начала 1970-х годов стал осуществляться ряд исследовательских программ, ставящих целью изучить, в какой мере наблюдаемые возрастные потери в подвижном интеллекте— т.е. в той разновидности психометрически оцениваемого интеллекта, в котором упадок наиболее выражен, — могут быть возмещены исполнительской вариативностью (пластичностью) у одного и того же человека. Например, пожилые испытуемые упражнялись в решении таких мыслительных задач, которые применяются для оценки «подвижного» интеллекта1. Основная гипотеза состояла в следующем: опыт пожилых людей, полученный ими при решении таких задач в повседневной жизни и в данном эксперименте, был сравнительно мал. Тем не менее они, используя свой скрытый резерв знаний и компетентность, смогут выполнять экспериментальные задания на том же уровне, что и испытуемые более молодого возраста. [Интервенционное исследование], проведенное с пожилыми испытуемыми, дало отчетливую картину значительной пластичности их возможностей. После довольно короткой когнитивной тренировки многие пожилые люди (в возрасте от 60 до 80 лет) продемонстрировали уровень выполнения заданий, сравнимый с уровнем «нетренированных» молодых испытуемых. Подобные же результаты были получены и на 1 Willis S. L. Towards an educational psychology of the adult learner // Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren, K, W. Shaie. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 818-847. другом когнитивном материале2. Сходная картина наблюдалась не только в срезовых, но и при лонгитюдных возрастных сопоставлениях3. В результате у исследователей появилась убежденность в существовании значительной возрастной пластичности психического развития. Факту пластичности придавалось такое же важное значение, как и знаниям о главном направлении возрастного развития. Общий же вывод состоял в том, что любая наблюдаемая картина старения интеллекта является лишь одной из многих возможных. Таким образом, вопрос о внутрииндивидуальном диапазоне и границах пластичности является краеугольным камнем всевозрастного подхода.
От пластичности к границам пластичности. В современных работах по всевозможному умственному развитию фокус сместился с возможностей когнитивной тренировки на другие аспекты. Демонстрации пластичности уступили место использованию свойства пластичности для установления границ и пределов развития4. Такая стратегия похожа на изучение зоны ближайшего развития в детском возрасте. Акцент во всевозрастном исследовании пластичности делается не на нормальном уровне интеллектуальных функций, а на пределах умственных возможностей. Исследовательская стратегия, применяемая для проверки различных сторон пластичности и ее границ, известна как тестирование пределов5. Тестирование пределов 2 Denney N. W. A model of cognitive development across life-span // Developmental Rev. 1984. V. 4. P. 171 —191.; Labouvie-Vief G. Intelligence and cognition // Handbook of the psychology of aging (2nd ed.) //Eds J. E. Birren, K. W. Schaie. N. Y.:Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 500-530; Willis S. L. Towards an educational psychology of the adult learner // Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren, K. W. Shaie. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985. P. 818-847. 3 Schaie K. W., Willis S. L. Can adult intellectual decline be reversed? // Developmental Psychol. 1986. V. 22. P. 223—232. 4 Kliegl K, Baltes P. B. Theory-guided analysis of development and aging mechanisms through testing- the-limits and research on expertise // Cognitive functioning and social structure over life course/Eds C. Schooler, K. W. Schaie. Norwood, N. J.: Ablex, 1987. P. 95-119. 5 Guthke J. The learning test concept. An alternative to the traditional static intelligence test // The German J. Psychol. 1982. V. 2. P. 306-324.
включает систематическое применение а) различных способов оценки, б) приемов активного вмешательства, направленного на выявление скрытых резервов возможностей, и в) методов раскрытия механизмов увеличения и снижения умственных способностей. В нашем исследовании возрастных изменений пределов интеллектуальных возможностей были выделены три градации пластичности: а) базовый уровень интеллектуальной деятельности, б) основной резерв возможностей, в) резерв развития возможностей. Базовый уровень интеллектуального функционирования означает первоначальный уровень выполнения задания, т. е. то, что человек может сделать в рамках определенного задания без постороннего вмешательства или специальной подготовки. Основной резерв возможностей означает наивысший уровень выполнения, доступный человеку в данный момент времени при мобилизации всех его актуальных ресурсов. Этот резерв выявляется с помощью тестов на «потолок исполнения». Когда путем внешнего вмешательства или в результате развития основной резерв возможностей человека увеличивается, мы говорим о резерве развития возможностей.
Выделение этих трех уровней пластичности позволяет изучать не только саму пластичность, но и ее ограничения, а также то, что в генетике поведения называется нормой реакции. Понятия ограничений и нормы реакции направлены на обозначение биологических и социокультурных рамок, которые препятствуют формированию данного типа поведения и его свободному развитию. Важно отметить при этом, что точный диапазон и максимум индивидуальных возможностей принципиально неопределимы (Китинг, МакЛин), они могут быть очерчены только приблизительно. Всегда существует шанс отыскать условия или способы, ведущие к новому уровню и формам умственной деятельности при выполнении данного задания. Возрастные изменения очень часто остаются «замаскированными» и видоизмененными, когда они изучаются в «нормальном» диапазоне функционирования. Поэтому общая цель работ по тестированию пределов состоит в использовании максимально высоких уровней исполнения для определения наиболее значительных — возможно, даже приближающихся к необратимости1 — возрастных изменений. На рисунке 3 показано, как стратегия тестирования пределов применяется для получения информации о диапазоне и границах пластичности во взрослом возрасте. Здесь приведены данные двух групп разного возраста, участвовавших в обширном лонгитюдном исследовании. В этом исследовании высокие уровни когнитивного функционирования в области мнемонических навыков создавались в ходе эксперимента. 1 Wohlwill J. F. The study of behavioral development. N. Y.: Acad. Press, 1973.
Две группы испытуемых разного возраста участвовали в 30 тренировочных занятиях для отработки эффективных приемов запоминания цифр и слов с помощью метода Локи2.
Тестирование пределов принесло двоякие результаты. С одной стороны, в пожилом возрасте продолжает отчетливо проявляться значительная пластичность. Резервы развития возможностей обеих групп довольно велики, и участники всех возрастов способны были запоминать чрезвычайно длинные последовательности цифр и слов. С другой стороны, присутствовали также выраженные возрастные различия пределов возможностей. Когда тестирование проводилось во все более трудных условиях, например при нарастающем темпе предъявления, возрастные различия увеличивались. В приведенном здесь случае степень увеличения возрастных различий была такова, что края диапазонов возможностей у примерно равных по IQ молодых и пожилых испытуемых лишь слегка перехлестывались. Начиная с этого исследования пределов развития, проблема пластичности предстала новой своей стороной. Задача теперь состояла не в демонстрации пластичности как фундаментального свойства развития, а скорее в одновременном поиске потенциала (резервных возможностей) развития и его ограничений. Работы, в которых применяется тестирование пределов, имеют множество ответвлений. Например, исследование возрастных дисфункций. Подобно стрессовым тестам, используемым в биологии и медицине, психологическое тестирование в условиях высокой трудности чаще всего оказывается более сензитивным к различным дисфункциям (таким, как депрессия, сенильная деменция, нарушения чтения), чем тестирование при нормальном уровне требований.
2 Smith J., Baltes P. B. Wisdom-related knowledge: age/cohort differences in response to life-planning problems // Developmental Psychol. 1990. V. 26. P.494-505.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|