Развитие детерминируется разнородными группами факторов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Пятое и шестое положения всевозрастающего подхода (историко-культурная обусловленность, контекстуальность) расширяют спектр влияний, детерминирующих развитие поведения. Была разработана новая таксономия групп влияний, включающая факторы, не рассматривавшиеся в более ранних работах в рамках всевозрастного подхода. Онтогенез и исторические факторы. Положение об историко-культурной обусловленности трактует взаимосвязь между онтогенезом и историческим развитием. Процесс развития индивида одновременно регулируется законом онтогенеза и факторами, связанными с историко-культурными изменениями. Онтогенетические закономерности и историко-культурные изменения образуют две основные системы, формирующие прижизненное развитие человека. При изучении различий между возрастными когортами1 во всевозрастном подходе предпочтение отдавалось изменяющимся социальным факторам в индивидуальном развитии2. Позже значение этого вопроса еще более увеличилось в связи с теоретическими изысканиями в области диалектичности и контекстности развития3. При исследовании когорт-эффектов проводился сравнительный анализ возрастного развития нескольких когорт разных лет рождения, включавший как срезовый, так и лонгитюдный аспекты. <...> Было исследовано множество возрастных групп и когорт. Применялись различные системы оценки. Первоначально были проанализированы периоды взрослости и старости, а затем постепенно захватывались все более ранние периоды жизненного пути. По отношению к взрослости и старости4 удалось показать, что вариативность выявленных в срезовых исследованиях возрастных различий в интеллектуальной деятельности связана в основном не столько с чисто возрастными, сколько с историко-временными факторами.
1 Термин «возрастная когорта» (birth cohort) означает группу людей одного и того же года рождения. Когорт-эффект или когортные различия — это различия между разными когортами, состоящими из людей одного и того же возраста. — Прим. пер. 2 Riley M. W., Jonson M., FonerA. (Eds). Ading and society: V. 3. A sociology of age stratification. N. Y.: Russell Sage, 1972; Schaie K.W. A general model for the study of developmental problems // Psychol. Bull. 1965. V. 64. P. 92-107. 3 Lerner R. M. On the nature of human plasticity. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1984. 4 Shaie K. W. (Eds.). Longitudinal studies of adult psychological development. N. Y.: Guilford Press, 1983.
Что касается подросткового возраста, то данные <...> свидетельствуют о том, что уровень и направленность развития личности подростка в равной степени зависят как от исторического контекста (связанного в рассмотренном случае с войной во Вьетнаме), так и от собственно возрастных факторов. Следует также упомянуть исследования1 по лонгитюдному изучению развития детей и подростков, начиная с периода Великой депрессии. Результаты ясно свидетельствуют о влиянии исторических условий, в которых проходило детство, на развитие личности во взрослом возрасте. По отношению к младенчеству Порджес2 показал, что противоречивость данных о развитии новорожденных и младенцев может быть объяснена главным образом происшедшими изменениями в пренатальном и пост-натальном уходе. Впоследствии влияния историко-временных различий (когорт-эффектов) были изучены на весьма разнообразном материале развития в младенческом и детском возрасте (например, при рассмотрении структуры и функций семейного воспитания, в частности изменения роли отца в семье)3. В контексте данной статьи особое значение имеет 28-летнее исследование интеллекта взрослых, проведенное Шайе. Его данные говорят о первостепенном значении историко-культурных условий для интеллектуального развития. Интеллект меняется не только в связи с возрастом. Он меняется также с изменением исторического периода, в котором живет та или иная когорта. Например, когортные различия между 50- или 60-летними людьми были такими же значительными, как и возрастные изменения у одних и тех же людей. Уровни выполнения заданий были подсчитаны Шайе отдельно по пяти элементарным умственным способностям (числовая комбинаторика, пространственные зависимости, логическая индукция, значения слов и беглость речи). Первые три (из пяти) способности претерпевали положительные историко-временные изменения, одна (четвертая) способность оставалась одинаковой у разных когорт, пятая имела тенденцию к негативным изменениям с течением исторического времени. Таким образом, изменения в умственных способностях являются разнонаправленными не только в возрастном, но и историко-временном аспектах.
Есть основания полагать, что основными источниками межкогортных различий в развитии умственных способностей на протяжении жизни выступают три группы факторов:
1 Elder G. H., Jr. Children of the Great Depression. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1974. 2 Porges S. W. Cohort effect and apparent secular trends in infant research // The developing individual in a changing world / Eds K. F. Riegel, J. A. Meacham. Chicago: Aldine, 1976. V. 2. P. 687-695. 3 Parke R. D., Tinsley B. R. Fatherhood: Historical and contemporary perspectives / Life-span developmental psychology: Historical and generational effects / Eds K. A. McClucky, H. W. Reese. N. Y.: Acad. Press, 1984.
связанные с образованием, здоровьем и профессией. Например, более поздние поколения демонстрируют в среднем более высокий уровень систематического образования, а также таких навыков и опыта, которые связаны с внедрением телевидения и компьютеров. Можно сказать, что и в профессиональной жизни поколений недавнего времени в целом все более усиливается акцент на познавательной стороне деятельности. Значимые изменения произошли и в здравоохранении. Например, более эффективным стало лечение гипернапряжения — явления, лежащего в основе снижения умственных способностей у стариков. Все эти примеры показывают, насколько разнообразны социокультурные изменения, оказывающие влияние на общий уровень и показатели умственной деятельности. Однако и в настоящее время основные факторы, определяющие когортные различия в умственном старении должным образом еще не проанализированы.
Всегда ли когортные различия и биокультурные изменения являются значимыми для изучения психического развития? Скорее всего нет. Когортные различия важны при анализе таких сторон развития, которые еще не стабилизировались в процессе генетической и культурной эволюции. Поэтому не удивительно, что в развитых странах — в силу высокой степени биокультурной стабильности с ранних лет жизни — когортные вариации познавательного развития в детском возрасте сравнительно невелики и сводятся главным образом к количественным различиям. В связи с тем, что когортные различия могут иметь разное практическое и теоретическое значение, Балтес, Корнелиус и Нессельрод3 выделили несколько вариантов рассмотрения этих различий в возрастной психологии (например, как ошибки, как результата исторических сдвигов, как количественного различия в частоте и степени и т. д.). На основе такого теоретического анализа авторы пришли к заключению, что исследователи должны заранее решать, какой логический статус они будут придавать в своей работе когортным различиям. Это может повлиять и на планирование исследований, в которых участвуют разные когорты, и на анализ полученных результатов.
3 Baltes Р. В., Cornelius S. W., Nesselroade J. R. Cohort effects in developmental psychology // Longitudinal research in the study of behavior and development / Eds J. R. Nesselroade, P. B. Baltes. N. Y.: Acad. Press, 1979. P. 61-87.
Другие факторы среды и контекстность развития. Обнаружение когорт-эффектов и роли других факторов среды имело еще одно — методологическое — следствие. Под влиянием работ Ригеля1 и одновременного усиления интереса к марксистской и гегелевской традициям представители всевозрастного подхода стали уделять больше внимания методологическим вопросам изучения развития, подчеркивая его внутреннюю диалектичность и контекстность (т. е. обусловленность прижизненной средой. — Прим. пер.). Наиболее радикальная методологическая позиция2 сводилась к тому, что универсальных законов онтогенеза психики в принципе не существует и индивидуальное психическое развитие строится каждый раз заново для данной когорты и конкретной культурной среды.
Вместе с этой крайней точкой зрения возникли и более умеренные и в то же время более проработанные подходы3. Следует сказать, что методологическое положение всевозрастного направления о контекстуальности развития на теоретическом уровне не обязательно совпадает с известным экологическим подходом в других исследованиях развития (см. рис. 4). Так, Бронфенбреннер4 всегда подчеркивал важность условий среды развития. Однако его понимание этих условий не всегда соответствует методологическому принципу контекстности. Принцип контекстности во всевозрастном подходе предполагает определенное представление о развитии, которое Лернер и Кауфман5 назвали динамически вероятностным взаимодействием. <...> Таксономия факторов развития. Сказанное о межиндивидуальной вариативности и когорт-эффектах, а также о других воздействиях среды требует нового понимания факторов развития. Основная цель представителей всевозрастного подхода заключалась в доказательстве того, что разнообразие и сложность наблюдаемой формы развития 1 Riegel К. F. Dialectical operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. V. 16. P. 346-370; Riegel K. F. The dialectics of human development // Amer. Psychologist. 1976. V. 31. P. 689-700. 2 Gergen K. J. The emerging crisis in life-span developmental theory // Life-span development and 3 Datan N.. Reese H. W. (Eds). Life-span developmental psychology: Dialectical perspectives on experimental research. N. Y.: Acad. Press, 1977; Lerner R. M., Kauffman M. B. The concept of development in contextualism // Development Rev. 1985. V. 5. P. 309-333. 4 Bronfenbrenner U. Toward an experimental of human development // Amer. Psychologist. 1977. V. 32. P. 513-532. 5 Lerner R. M., Kaffman M. B. The concept of development in contextualism // Development Rev. 1985.
соответствует разнообразию и сложности сочетаний каузальных факторов и механизмов этого развития. Для систематизации множества различных факторов психического развития была предложена трехфакторная модель1. В ней отражены три категории влияний, которые испытывает (и на которые должен реагировать и действовать) развивающийся индивид в ходе жизни: возрастные, историко-временные и индивидуальные факторы (см. рис. 4). Они действуют на протяжении всей жизни, их влияние со временем аккумулируется, и от них зависит ход всего развития. Группа возрастных факторов — это те самые факторы, которые большинство детских психологов и геронтологов считают основными направляющими развития. Они определяются как такие биологические детерминанты и факторы среды, которые а) прочно связаны с хронологическим возрастом и поэтому достаточно предсказуемы в своих временных характеристиках (возникновение, продолжительность) и б) являются сходными по направленности для разных индивидов. Примером возрастных факторов могут служить органическое созревание или связанные с возрастом ступени социализации.
Группа историко-временных факторов также включает биологические детерминанты и факторы среды. Однако данная группа связана с историческим временем2 и образует более широкий биокультурный контекст, в котором происходит развитие человека. По-видимому, существуют два основных типа историко-временных факторов: те, которые действуют на протяжении длительного времени (например, в «наши дни»), и такие, которые возникают в определенные специфические периоды (например, во время войны).
1 Baites P. В., Baltes M. M. Plasticity and variability in psychological aging: Methodological and theoretical issues // Determining the effects of aging on the central nervous system / Ed. G. Gurski. В.: Schering, 1980. P. 41—60; Baltes P. В., Cornelius S. W., Nesselroade J. R. Cohort effects in developmental psychology // Longitudinal research in the study of behavior and development / Eds J. R. Nesselroade, P. B. Baltes. N. Y.: Acad. Press, 1979. P. 61-87. 2 Elder G. H., Jr. Life course dynamics, Ithaca, N. Y.: Cornell Univ. Press, 1985; Neugarten B. L., Datan N. Sociological perspectives on the life cycle // Life-span developmental psychology: Personality and socialization / Eds P. B. Baltes, K. W. Schaie. N. Y.: Acad. Press, 1973. P. 53-69.
Группа индивидуальных факторов также состоит и из биологических факторов, и из воздействия среды3. Основная характеристика: их время возникновения, вид и последовательность различны у разных людей, ни в историко-временном, ни в онтогенетическом измерении они жестко не привязаны ни к какому определенному моменту развития и поэтому не могут быть предсказаны заранее. Остановимся на двух возможных ошибках в понимании этой трехфакторной модели. Во-первых, она может быть воспринята как статическая. Однако в действительности она направлена на временную динамику, в ней также заложено представление о том, что индивиды, развивающиеся совместно (например, бабушки, дедушки, родители и дети), являются «участниками» и проводниками различных групп воздействий. Во-вторых, может сложиться впечатление, что в модели большее внимание уделяется «нормативным», общим для всех факторам развития, чем межиндивидуальным различиям. Поэтому важно подчеркнуть, что межиндивидуальные различия присутствуют в каждой группе факторов. Например, Балтес и Нессель-род4 указывали, что в макроструктурных процессах стратификации (по признаку пола, социального класса, этноса и т. д.) индивидуальные различия имеют место внутри всех групп воздействий. Подытоживая сказанное, нужно еще раз подчеркнуть, что представители всевозрастного подхода дают комплексные и многофакторные толкования развития человеческого поведения. Через признание исторической обусловленности развития и обнаружение значительной индивидуальной вариативности старения они пришли (вместе с другими исследователями развития) к признанию большой роли факторов среды и уникальности комплекса воздействий, придающих рассматриваемому развитию тот или иной вид. Некоторые сторонники данного направления5 пошли дальше утверждений о важности факторов среды и подняли парадигму контекстности на уровень основного методологического принципа понимания сущности человеческого развития.
3 Callahan E. С, McCluskey К. A. (Eds). Life-span developmental psychology: Nonnormative life events. N. Y.: Acad. Press, 1983. 4 См.: Baltes P.B., Nesselroade J. R. Paradigm lost and paradigm regained: Critique of Dannefer's portroyal of life-span developmental psychology // Amer. Soc. Rev. 1984. V. 49. P. 841-847. 5 Dixon R. A. ContextuaJism and life-span developmental psychology//Contextualism and understanding in behavioral science / Eds R. L. Rosnow, M. Gergoudi. N. Y.: Praeger, 1986. P. 125-144; Lerner R. M., Kaffman M. B. The concept of development in contextualism // Development Rev. 1985. V. 5. P. 309-333.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|