Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможные эксперименты. Вживание




ВОЗМОЖНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

 

 

Возьмем массовые сцены из спектакля " Процесс Жанны д'Арк" в постановке

" Берлинского ансамбля".

При разработке отдельных персонажей толпы, наблюдающей, как привозят

еретичку, как ее сжигают и так далее, можно было бы сделать еще несколько

шагов вперед. Отдельные персонажи уже связаны между собой; например,

крестьянская семья с рыбачкой (они знакомы по рынку, где их прилавки стоят

друг против друга) или рыбачка с врачом Дюфуром (он большой любитель рыбы).

Но оттенки можно обогатить. Один человек может быть знаком с другим и

поклониться ему, а с кем-то он, хотя и знаком, не поздоровается. Другой

может быть очень простужен, но все же он явился, потому что _обязан_ увидеть

такое зрелище; третий пришел, чтобы себя показать. И так далее и так далее.

Короче говоря, мы могли бы значительно увеличить и усовершенствовать ту

самую анкету о времяпрепровождении и биографии персонажей, которую

Станиславский составляет и для массовых сцен. Но, идя по этому пути, можно

дойти до предела, когда группа на сцене перестает быть pars pro toto,

представляющую собой массу, а превратится в вырванную из толпы, настоящую,

то есть случайную кучку людей с типичными и нетипичными, но в любом случае

не показательными мнениями и отзывами о великой героине сопротивления. Тогда

бы в театре увидели группу людей, какую можно встретить в жизни, но тогда

зритель узнал бы не больше и чувствовал бы не сильнее, чем в жизни. Такое

исполнение оказалось бы натуралистическим. Это не было бы похоже на

исполнение Московского Художественного театра, но отклонять метод анкеты

лишь потому, что он может привести к натуралистическим решениям, нельзя. На-

против, этот метод нужно изучить и использовать, ибо самое существенное

можно извлечь лишь из той массы существенного и несущественного, какой нам

предстает Жизнь. Чаще всего наши театры прибегают к стилизации, не

вглядевшись в действительность, которую предстоит отразить, и в результате

получаются формалистические спектакли, искажающие действительность и

низводящие формы художественные до кухонных форм, с помощью которых можно

формировать любое тесто на один и тот же манер. Тогда крестьяне становятся

отражениями не настоящих крестьян, а театральных пейзан.

 

ВЖИВАНИЕ

 

 

В связи с подготовкой конференции, посвященной Станиславскому, Б.

пригласил к себе домой режиссеров, работников литературной части и

нескольких актеров. Он разложил на столе литературу о Станиславском и

спросил актеров, что им о нем известно.

Xурвиц. Я читала его " Секрет успеха актера"; книга вышла только в

Швейцарии и там получила это неверное, по-моему, название. Многое мне

показалось тогда несколько экзальтированным, но я нашла и такие места,

которые сразу же показались мне очень важными, и кое-чем я пользовалась

годами. Станиславский говорит, что нужно находить совершенно конкретные

представления для изображения чувств, напрягая для этого воображение. И

делается это совершенно самостоятельным путем. Но ведь вы, Брехт, против

вживания?

Б. Я? Нет. Я за него на определенной фазе репетиций. К нему нужно

только еще кое-что добавить, а именно: отношение к образу, в который вы

вживаетесь, его общественную оценку. Вчера я предложил вам, Гешоннек,

вжиться в образ кулака. Мне казалось, что вы играли только критику образа, а

не сам образ. И Вайгель, когда она сегодня села у кафельной печки и мерзла

изо всех сил, наверно, тоже вжилась в образ.

Данеггер. Можно мне записать это и при случае сказать, когда об этом

зайдет речь? Вы ведь знаете, вас упрекают в том, что вы совершенно отрицаете

вживание и вообще не терпите на сцене цельного человека.

Б. Пожалуйста. Но тогда прибавьте к этому, что вживание кажется мне

недостаточным для постановки, исключая, пожалуй, натуралистические пьесы,  в

которых создается полная иллюзия натуры.

Данеггер. Но Станиславский довольствовался вживанием или, более того,

требовал полного вживания и для реалистического спектакля.

Б. Из публикаций, которые мне были доступны, такого впечатления у меня

не создалось. Он беспрерывно твердит о том, что называет сверхзадачей пьесы,

и требует все подчинять идее. Мне кажется, Станиславский часто подчеркивал

необходимость вживания только потому, что видел презренную привычку

некоторых актеров играть на публику, дурачить ее и так далее, вместо того

чтобы сосредоточиться на воплощении образа, который нужно сыграть, и на том,

что Станиславский так строго и нетерпеливо называет правдой.

Гешоннек. Да на спектакле полного вживания никогда и не происходит.

Подсознательно всегда думаешь о публике. Это как минимум.

Вайгель. Ведь играешь для зрителей человека, который отличен от тебя.

Таков факт, и почему мы не должны сознавать его? Что же касается слов

Гешоннека " это как минимум", то как я могу в роли Кураж, например, в финале,

когда мои спекуляции стоили мне жизни последнего моего ребенка, сказать

фразу: " Надо опять торговлю налаживать", если не буду лично потрясена тем,

что человек, которого я играю, не обладает способностью извлекать уроки?

Б. Наконец, вот еще что. Если бы дело обстояло по-другому, то как мог

бы я сказать вам, Гешоннек, чтобы в заключительной картине " Кацграбена" вы

играли кулака совсем огрубленным, почти как карикатуру, как того хочет

писатель?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...