Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение. Развитие образа. Физические действия. Правда




ИЗУЧЕНИЕ

 

 

Если для проверки того или иного метода необходимо рассмотреть его

результаты, то для изучения чужого метода лучше всего ввести его в

собственный труд. Надо взять какую-нибудь свою работу, и даже в том случае,

если она давно сделана, часто бывает полезно изучить чужие методы, ибо

нередко только тогда осознаешь то, что ты делаешь или сделал. Затем нужно

осторожно проверить незнакомое: не пригодится ли оно для решения предстоящих

задач, и только потом (потом, хотя весь процесс освоения будет

неравномерным) можно, продолжая работу, проверить, нельзя ли с помощью новых

художественных средств и взглядов решать совершенно новые задачи.

 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА

 

 

 

 

Прежде чем ты освоишь образ пьесы или в нем растворишься, существует

первая фаза: ты знакомишься с ним и не понимаешь его. Это происходит при

чтении пьесы и на первых аранжировочных репетициях; именно тогда ты упорно

отыскиваешь противоречия, отклонения от типического, безобразное в

прекрасном, прекрасное в безобразном. На этой первой фазе твой главный жест

- покачивание головой; ты трясешь ею, как трясут дерево, чтобы с него упали

на землю плоды, которые нужно собирать.

 

 

 

   Вторая фаза - это вживание, поиск правды образа в субъективном смысле;

ты позволяешь ему делать то, что он захочет, как он захочет; к черту

критику, пусть общество платит за то, что требуется твоему персонажу. Однако

это не прыжок вниз головой. Ты заставляешь свой персонаж реагировать на

другие персонажи, на окружающую среду, на особую фабулу простейшим, то есть

самым естественным образом. Это накопление происходит медленно, пока все же

не приближается к скачку, когда ты вторгаешься в конечный вариант образа, с

которым и соединяешься.

 

 

 

И вот наступает третья фаза, когда на образ, которым отныне

" являешься", ты смотришь извне, с позиций общества, и должен вспомнить

недоверие и удивление первой фазы. И после этой третьей фазы - фазы

ответственности перед обществом - ты отдаешь свой образ обществу.

 

 

 

Вероятно, следует добавить, что при практической репетиционной работе

не все проходит в точности по намеченной схеме. Развитие образа совершается

неравномерно, фазы часто меняются местами: в чем-то уже достигнута третья

фаза, а в другом - вторая и даже первая вызывают еще большие трудности.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

 

 

 

 

Видимо, теория физических действий является самым значительным вкладом

Станиславского в новый театр. Он разработал ее под влиянием советской жизни

и ее материалистических тенденций. Вместе с судорожными усилиями, ценой

которых актер создавал физический рисунок роли, стали излишними и некоторые

методы, облегчавшие эту муку.

 

 

 

Метод " физических действий" не составляет для нас в " Берлинском

ансамбле" трудности. Будучи убежден, что чувства и настроения установятся

потом, Б. постоянно требует, чтобы на первых репетициях актер показывал

главным образом фабулу, событие, свое занятие. Он всеми средствами борется

против дурной привычки многих актеров использовать фабулу только, так

сказать, в качестве незначительной предпосылки для акробатики чувств,

подобно тому как гимнаст использует брусья для доказательства своей

ловкости. Особенно когда мы слышим высказывания Станиславского последних лет

его жизни, у нас складывается впечатление, что Б. примыкает к ним, вероятно,

совершенно бессознательно, просто в поисках реалистической игры.

 

ПРАВДА

 

 

В. Говорят, Станиславский часто кричал актеру во время репетиции из

зрительного зала: " Не верю! " Вы тоже часто не верите актерам?

Б. Бывает, но не слишком часто. В большинстве случаев только начинающим

и рутинерам. Чаще случается, что я не верю событию, то есть части фабулы. А

кроме того, это значило бы утомлять и себя и актеров. И если уж так трудно

отыскать правду или, вернее было бы сказать, так легко ей повредить, то еще

труднее отыскать общественно полезную правду, а она-то нам и необходима.

Зачем публике самая распрекрасная правда, если она не знает, как за нее

взяться? Может быть, и правда, что муж, бьющий жену, либо теряет, либо

приобретает ее, но стоит ли нам поэтому избивать своих жен, чтобы их

приобрести или потерять? Долгое время публику кормили такими истинами,

которые не намного дороже лжи и значительно дешевле фантастических выдумок.

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

В. Станиславский говорит о правдивости чувств отдельного актера.

Б. Знаю. Но, если я не ошибаюсь, и он не верит, будто актер, внимание

которого было обращено на фальшь его чувств (вернее, чувств его образа),

может сделать их правдивыми одной лишь работой как таковой.

В. А что же необходимо для этого?

Б. Он должен лучше выяснить взаимодействие между собой, своим образом

си другими образами. Если он отыщет правду этого процесса, ему будет

относительно легко понять и правдиво воспроизвести чувства своего образа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...