На пути к современному театру. Господину в партере. Опыт Пискатора. Размышления о трудностях эпического театра. Последний этап - "эдип"
НА ПУТИ К СОВРЕМЕННОМУ ТЕАТРУ
ГОСПОДИНУ В ПАРТЕРЕ
Ответ на анкету газеты " Berliner Borsen-Courier"; вопрос гласил: " Чего, по Вашему мнению, ждет от Вас Ваш зритель? " Опубликовано 25 декабря 1926 г. вместе с ответами многих театральных деятелей (Л. Йесснер, А. Броннен, Г. Кайзер, Э. Толлер, К. Цукмайер, К. Штернгейм, М. Флейсер и другие).
Стр. 38. " В чаще". - Имеется в виду пьеса Брехта " В чаще городов" (1921-1924).
ОПЫТ ПИСКАТОРА
Написано Брехтом после спектакля " Прилив" А. Паке на сцене " Фольксбюне" 21 февраля 1926 г.
Стр. 39. " Кориолан" Шекспира был поставлен режиссером Эрихом Энгелем в берлинском " Лессинг-театр" 27 февраля 1925 г.; главную роль исполнял Фриц Кортнер. " Ваал" - первая пьеса Брехта, написанная в 1918 г. Буррис Эмиль - драматург, соратник Брехта, автор пьес " Американская молодежь" (1925), " Скудная трапеза" (1926). См. о нем две заметки Брехта: " Плодотворные препятствия" и " Объективный театр" (В. Brecht, Schriften zum Theater, В. I, S. 169-172).
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТРУДНОСТЯХ ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Опубликовано в литературном приложении газеты " Frankfurter Zeitung" от 27 ноября 1927 г.
Стр. 41. ... Мюнхенской шекспировской сцены. - Имеется в виду Мюнхенский художественный театр (1907-1908), зрительный зал которого был расположен амфитеатром, а сцена длиной в 10 метров, лишенная глубины, ограничивалась с боковых сторон башнями; на фоне задней стены выделялись силуэты актеров. Этот театр с успехом ставил " Двенадцатую ночь" Шекспира.
ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП - " ЭДИП"
Опубликовано в газете " Berliner Borsen-Courier" от 11 февраля 1929 г.
" Эдип" был поставлен Леопольдом Иесснером в берлинском " Штатстеатер" 4 января 1929 г. Соединение " Царя Эдипа" и " Эдипа в Колоне" в одну пьесу (автор Гейнц Липман). Главную роль исполнял Фриц Кортнер.
О ТЕМАХ И ФОРМЕ
Опубликовано в газете " Berliner Borsen-Courier" от 31 марта 1929 г. вместе с заметками ряда других театральных деятелей под общим заголовком " Завтрашний театр". Редакция поставила следующие вопросы: " Какие новые тематические области могут оплодотворить театр? Требуют ли эти темы новой драматической формы или новой техники игры? "
ПУТЬ К БОЛЬШОМУ СОВРЕМЕННОМУ ТЕАТРУ
Эти наброски, оставшиеся неопубликованными, относятся к 1930 г.
Стр. 47. Дейтонский обезьяний процесс. - Дейтон - город в США, в штате Огайо; здесь имел место суд над школьным учителем, пропагандировавшим учение Дарвина.
СОВЕТСКИЙ ТЕАТР И ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕАТР
Написано в связи с гастролями театра имени Мейерхольда в 1930 г.; в Берлине игрались спектакли " ревизор" Гоголя, " Рычи, Китай! " С. Третьякова и " Лес" Островского.
Стр. 51. ... Аттила - предводитель гуннов (434-453), известный своей свирепостью.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
Отдельные наброски 1929-1930 гг., оставшиеся неопубликованными и извлеченные из архива Брехта.
Стр. 55. Керр Альфред (1867-1948) - немецкий театральный критик, постоянный идейно-художественный противник Брехта. Стр. 60. ... произведения... Деблина, - Брехт имеет в виду роман Альфреда Деблина (1878-1957) " Три прыжка Ван Луня" (1915), под влиянием которого он написал свою раннюю комедию " Что тот солдат, что этот" (1924-1926). Стр. 63. ... совлечение покровов с изображений в Саисе. - Имеется в виду стихотворение Шиллера " Саисское изваяние под покровом" (1796), где утверждается кантианское положение о непознаваемости " вещи в себе":
любознательный юноша сорвал со статуи покров, скрывавший Истину, и навеки онемел.
О НЕАРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ДРАМЕ
ТЕАТР УДОВОЛЬСТВИЯ ИЛИ ТЕАТР ПОУЧЕНИЯ?
Статья написана в 1936 г., впервые опубликована в 1957 т. в сб. " Schriften zum Theater". На русском языке печаталась в кн.: Б. Брехт, О театре, М., ИЛ, 1960.
Стр. 65. Жуве Луи (1887-1935)-французский режиссер, руководитель театра " Атеней". Жуве был театральным новатором, искавшим новые пути режиссуры. Кочран - английский режиссер и актер. " Габима" - еврейский театр, в котором Е. Б. Вахтангов в 1921 г. поставил спектакль " Гадибук" (" Бесноватая" ), имевший большой резонанс в Европе. Стр. 66. ... согласно Аристотелю. - См.: Аристотель, Искусство поэзии, М., Гослитиздат, 1967, стр. S3. Стр. 72. Психоанализ - теория психологии, созданная австрийским ученым 3. Фрейдом, согласно которой духовная жизнь человека объясняется подсознанием и главным образом половым инстинктом. Бихевиоризм - направление в новейшей американской психологии, рассматривающее поведение человека как совокупность реакций на внешние воздействия. ... Согласно Фридриху Шиллеру... - Брехт имеет в виду учение Шиллера о театре как школе нравственности, выдвинутое им в ряде эстетических статей и трактатов: " Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение", " О трагическом искусстве", " О патетическом", в " Письмах об эстетическом воспитании человека". Стр. 73. Ницше напал на Шиллера, назвав его зекингенским трубачом нравственности. - Ницше, который питал к Шиллеру неприязнь, иронически называл его так, используя заглавие известного лиро-эпического рассказа в стихах Иозефа Виктора Шеффеля " Зекингенский трубач" (1854).
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР 20-х ГОДОВ
Эта статья была опубликована по-английски в " Left Review", Лондон, июль 1936 г.
Стр. 75. " Дело есть дело" - антибуржуазная пьеса французского писателя Октава Мирбо (1903). " Фрекен Юлия" - натуралистическая драма шведского писателя Августа Стриндберга (1888). " Меловой круг" - нашумевшая модернистская пьеса немецкого писателя
Клабунда (1924), обработка старинной восточной драмы, Стр. 76. " Бравый солдат Швейк" был поставлен Пискатором в берлинском театре на Ноллендорфплац (премьера 23 января 1928 г. ) по роману Гашека, обработанному для сцены Брехтом. " Берлинский купец" - сатирическая пьеса Вальтера Меринга (р. 1896), поставленная Пискатором в театре на Ноллендорфплац (премьера 6 сентября 1928 г. ). Гросс Георг (1893-1959) - немецкий график, сотрудничавший в 1928-1929 гг. с Пискатором, в театре которого оформил " Похождения бравого солдата Швейка". См. о нем в кн. Э. Пискатора " Политический театр", М., 1934. Стр. 77. " Полет Линдбергов" - учебная пьеса Брехта (1929), позднее переименованная в " Полет над океаном". Хиндемит Пауль (р. 1895) - немецкий композитор, один из лидеров музыкального модернизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|