Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33. М.Тэтчер и "тэтчеризм".




33. М. Тэтчер и " тэтчеризм".

Выдвижение проблемы «деволюции» на авансцену политической жизни в 1978 г. было вызвано не столько стремлением кабинета Каллагэна решить наболевший национальный вопрос, сколько его борьбой за удержание власти. С помощью голосов депутатов от национальных партий лейбористам удалось получить принципиальное одобрение биллей о «деволюции» в палате общин, но их проведение в жизнь было поставлено в зависимость от итогов референдумов в Шотландии и Уэльсе. Эту последнюю ставку Каллагэн проиграл: состоявшиеся в начале 1979 г. референдумы принесли правительству поражение. В поддержку «деволюции» высказалось лишь около трети жителей Уэльса и немногим более 40% шотландцев. После этого консервативная оппозиция в палате общин легко добилась вынесения правительству вотума недоверия, и новые парламентские выборы были назначены на 3 мая 1979 г.

Отсутствие реальной стратегии руководства страной у лейбористов и широковещательные обещания консерваторов «покончить с засильем государственной бюрократии» и оказать всемерную поддержку мелкому бизнесу обеспечили последним убедительную победу на выборах. За консерваторов проголосовало 13, 7 млн. избирателей (43, 9% ), что дало им 339 мест в палате общин, тогда как лейбористы собрали 11, 5 млн. голосов (36, 9%) и получили 268 депутатских мандатов. Либералы завоевали 11 мест. Впервые в британской истории сформированное консерваторами правительство возглавила женщина - 53-летняя Маргарет Тэтчер.

Экономический кризис начала 80-х годов и политика кабинета М. Тэтчер.

 в начале 1979 г -. бурное оживление хозяйства, которое, однако, уже осенью приостановилось, а к концу года пошло на спад. В 1980-1982 гг. Великобритания пережила новый экономический кризис, кот сопровождался высоким уровнем инфляции (цены росли в среднем на 13% в год) и бурным ростом безработицы. Число безработных возросло за 1980-1982 гг. с 1, 5 до 3, 3 млн. человек. До 1986 г. уровень безработицы не опускался ниже 3 млн., составляя 13-14% трудоспособного населения.

Основы социально-экономического курса консерваторов были заложены в принятом в середине 70-х годов программном документе «Правильный подход». Крушение кейнсианской доктрины и практики. - проблема выбора стратегии преодоления экономических трудностей и ее теоретического обоснования. Социально-экономическая стратегия «тэтчеризма », представлявшая собой британский вариант неоконсерватизма, избрала главной целью борьбу с инфляцией, а не с безработицей, а теоретическим фундаментом этого курса - доктрину монетаризма. Именно монетаризм, с его центральным постулатом, устанавливающим жесткую зависимость размера национального дохода от массы денег в обращении, и разработанными в соответствии с этим рецептами управления денежной массой, казался консерваторам идеальным арсеналом средств для преодоления инфляции.

Ужесточение государственного контроля над ростом денежной массы принесло свои плоды: темпы роста цен удалось снизить с 18% в 1980 г. до 5% в 1983г.

+ снижению инфляции способствовало и вызванное самим кризисом замедление производственных процессов. Консервативный кабинет отменил ограничения на движение капитала, на размер учетной ставки Английского банка и отказался от какого-либо контроля над ценами. Результатом первой меры стал быстрый рост вывоза капитала из страны. Вторая мера вызвала приток иностранного капитала в Англию. Усиление действия рыночных факторов в экономике - сокращение предпринимательской деятельности государства. Были уменьшены размеры субсидий и займов, предоставляемых государственному сектору, а с 1981 г. началось осуществление программы продажи в частные руки активов государственных предприятий и компаний.

 На деле происходило перемещение активной деятельности государства из сферы производства в сферу обращения, а основным инструментом регулирования экономики становился государственный бюджет. 90% всех поступлений в бюджет составляли налоги, причем лишь треть общей суммы приходилась на прямое налогообложение, а две трети приносили косвенные налоги: правительство подняло косвенное налогообложение, что непосредственно затрагивало интересы самых широких слоев населения.

Кабинет М. Тэтчер с начала своей деятельности избрал жесткий курс в отношении профсоюзов. Запрет на все виды стачек солидарности и лимитирование возможности мирного пикетирования, отмена правила о преимущественном приеме на работу членов ведущего на данном предприятии тред-юниона (правило «закрытого цеха»). + представители профсоюзов были отстранены от участия в работе консультативных правительственных комиссий по вопросам экономической и социальной политики.

 - сократился размах стачечной борьбы британских рабочих. Впервые за полвека была возрождена традиция «голодных походов» 30-х годов.

Внешняя политика кабинета М. Тэтчер. Фолклендский кризис. Англия поддержала решение совета НАТО о ежегодном наращивании военных бюджетов на 3%, а на деле увеличение ее военных расходов шло еще более быстрыми темпами. Центральное место в военных программах - укрепление «независимой ядерной силы», основу которой составляли подводные ядерные ракетоносцы. Военно-политический курс вызвал подъем антивоенного движения в стране. - массовая демократическая организация «Движение за ядерное разоружение». Она имела более тысячи отделений по всей стране и насчитывала в своих рядах свыше 300 тыс. членов. 1980 г. была создана Ассамблея мира Великобритании, год спустя возникла организация «Ученые против ядерного оружия», с осуждением ядерного оружия выступили высшие церковные прелаты.

Спор между Англией и Аргентиной о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов, затерянных в Южной Атлантике тянулся, то оживляясь, то затухая, более полутора веков. Реальное экономическое значение этой территории было небольшим. Однако Фолкленды занимали стратегически важное положение на перекрестке морских коммуникаций в Южной Атлантике.

2 апреля 1982 г. Аргентина предприняла попытку установить свой суверенитет над спорным архипелагом. На острова был высажен десант, который без кровопролития сместил губернатора Р. Ханта В тот же день на экстренном заседании британского кабинета было принято решение о разрыве отношений с Аргентиной и отправке к Фолклендским (Мальвинским) островам военной эскадры. Вопреки усилиям ООН по мирному разрешению конфликта консервативное правительство заняло непримиримую позицию. «Наша дипломатия подкрепляется силой, - заявила М. Тэтчер, - и мы готовы применить эту силу».

В конце апреля английская эскадра подошла к Фолклендам (Мальвинам) и начались боевые действия. Обе стороны несли ощутимые потери. 21 мая начался штурм Фолклендских островов. 14 июня аргентинские войска на островах сдались. Аргентина потеряла убитыми 1300 человек, Англия - 250 убитыми и 300 ранеными. Военная экспедиция обошлась казне в 1 млрд. ф. ст., а после ее окончания консервативное правительство израсходовало еще столько же на создание военно-воздушной и военно-морской базы на Фолклендских островах и содержание там 7-тысячного британского гарнизона. Волна имперских настроений захватила значительные слои населения Великобритании. Патриотические демонстрации, военные шествия и парады, чествования «фолклендских героев» продолжались до осени. Стремясь максимально использовать «фолклендский фактор», консервативное правительство решило далее не откладывать проведение парламентских выборов.

В состоявшихся 9 июня 1983 г. выборах в палату общин приняло участие более 70% избирателей. Победу с большим перевесом одержала Консервативная партия, собравшая 42, 4% голосов и обеспечившая себе 397 депутатских мандатов. Крупнейшее в послевоенной истории поражение потерпела Лейбористская партия, за кандидатов которой было подано всего 27, 5% голосов (209 мест в парламенте).

Социально-политическая борьба в Англии в середине 80-х годов. В середине 80-х годов центром напряженного противоборства вокруг правительственного курса на денационализацию британской промышленности вновь стала Федерация горняков Великобритании. В 1984 г. Национальное управление угольной промышленности обнародовало планы повышения рентабельности этой крупнейшей отрасли государственного сектора экономики, предусматривавшие закрытие 20 шахт и увольнение 20 тыс. шахтеров. В ответ на это Федерация горняков, которую возглавлял левый профсоюзный лидер Артур Скаргилл, объявила о начале 12 марта забастовки на всех угольных шахтах страны. Стачка - до марта 1985 г. В поддержку шахтеров выступили железнодорожники, металлурги, печатники, моряки. Правительство консерваторов прибегло к репрессиям. В итоге шахтерам не удалось одержать решительной победы, хотя 2/3 рабочих мест они все же сумели отстоять. - принятие в 1986 г. закона «об общественном порядке», значительно расширившего полномочия полиции в борьбе с «беспорядками».

Не утихал и кризис в Северной Ирландии. После провала предпринятой в 1982 г. очередной попытки образования региональной ассамблеи консерваторы ужесточили режим прямого правления. В течение 80-х годов они удвоили численность британских войск в Ольстере. В ноябре 1985 г. в пригороде Белфаста Хилсборо было подписано англоирландское соглашение об управлении делами Северной Ирландии.  

Преодоление острого конфликта в угольной промышленности и начавшееся оживление экономики позволили консерваторам провести новые досрочные выборы. Накануне выборов министр финансов Н. Лоусон объявил о снижении базовой ставки подоходного налога с предприятий мелкого бизнеса, что укрепило симпатии их владельцев к консерваторам. На выборах 11 июня 1987 г. третью подряд победу одержала Консервативная партия, получившая на сей раз 376 депутатских мандатов (42, 3% голосов ). Важную роль в ее успехе сыграла последовательно осуществлявшаяся консервативным правительством политика распродажи активов предприятий государственного сектора, в результате чего держателями мелких акций стали около 9 млн. англичан. + правительство стимулировало продажу в частную собственность муниципальных жилых домов, расширяя тем самым число владельцев недвижимости. Лейбористы несколько поправили свои дела - 30, 8% голосов и 229 депутатских мест, - но и только.

Экономическое развитие и политическая ситуация в Англии к началу 90-х годов. Английская экономика переживала длительный период подъема, начавшегося с весны 1985 г. и продолжавшегося до конца десятилетия. Высокими темпами (в среднем на 4% в год) возрастал объем производства. Особенно бурным был рост производительности труда в обрабатывающих отраслях - внедрение самых передовых технологий.

Налоговые льготы и высокий уровень банковского процента обеспечили значительный приток инвестиций в британскую промышленность как внутри страны, так и извне. При этом сравнительно низкие темпы инфляции, в среднем 5% в год, способствовали повышению жизненного уровня и потребительского спроса населения. Вплоть до конца 80-х годов происходил рост занятости, причем улучшение экономической конъюнктуры позволило правительству М. Тэтчер создать за это время больше рабочих мест, чем в других странах ЕЭС, вместе взятых. К концу 80-х годов существенно укрепилось финансовое положение Великобритании:

Изменение в лучшую сторону основных финансово-экономических показателей Великобритании во второй половине 80-х годов дало возможность остановить ее от главных соперников, сохранить, а в ряде случаев и укрепить ее позиции в мире. Опираясь на успехи в экономике страны, консерваторы стремились расширить относительно самостоятельный статус Великобритании в ЕЭС. Долгое время М. Тэтчер удавалось противодействовать «диктату из Брюсселя», но осенью 1990 г. Англия заявила о своем присоединении к Европейской валютной системе.

Во второй половине 80-х годов значительно улучшились англо-советские отношения.

 Впервые после экономического кризиса 1980—1982 гг. на рубеже 80-90-хгг среднегодовой уровень инфляции превысил 10%. Серьезным просчетом консервативного кабинета стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного налога. Этот «подушный» налог в пользу муниципалитета должен был взиматься со всех избирателей данного муниципального округа по единой ставке, тогда как прежняя его ставка была связана с размером имущества (особенно землевладения) налогоплательщика в округе. Экономические выгоды этой реформы оказались незначительными, а ее социально-психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства М. Тэтчер. С лета 1990 г. опросы общественного мнения в Англии в отличие от всего периода 80-х годов отразили рост популярности лейбористов.

Обострилась и борьба в руководстве консервативной партии. Осенью 1990 г. о своих претензиях на пост лидера консерваторов открыто заявил министр обороны М. Хэзлтайн. М. Тэтчер победила при голосовании в первом туре, но не сумела добиться подавляющего перевеса. Не дожидаясь второго тура, 22 ноября она неожиданно объявила о прекращении борьбы и уходе в отставку. Вместо нее в соперничество с Хэзлтайном вступили министр иностранных дел Д. Хэрд и министр финансов Дж. Мейджор. Последний и победил во втором туре выборов. 28 ноября 1990 г. новым лидером Консервативной партии и новым премьер-министром Великобритании стал Джон Мейджор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...