Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из дневника. Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком




Из дневника

 

«Папа купил десяток яблоков. Сегодня вечером мы будем их есть в какой‑ нибудь комнате».

 

Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком

 

Марья Ивановна. Иван!

Лакей. Чего изволите?

Марья Ивановна. Скажите, чтобы запрягали коляску. Я поеду на дачу.

Лакей. Сударыня! Вы не можете ехать на дачу.

Марья Ивановна. Почему?

Лакей. Потому что у вас сегодня ночью родился сын.

 

 

Маленький, смешной карапуз, по прозванию Грач. На даче он нам подавал мячи на теннисе. И в мокрую и в холодную погоду – всегда босой. Одна гимназистка подарила ему свои старые башмаки. Он все ходит босой.

– Что ж ты, Грач, башмаков не надеваешь?

– Их только по праздникам носить: очень жмут.

 

 

Я снимал дачу на берегу Оки, верст за десять от Алексина. В этом же дачном поселке жил писатель Н. И. Тимковский. Однажды вечером сидели у нас Тимковские, пили чай. Вдруг маленькая Катя Тимковская говорит:

– Вчера в прошлом году мы жгли за рекой костер.

Почему – «вчера»? Не могла же она точно запомнить число. Да и было вовсе не вчера. В прошлом году они жгли костер в ночь на Ивана Купала, значит, 23 июня, – установить это оказалось нетрудным. А теперь было начало августа. Почему же вчера?

Наконец разобрались. В прошлом году, на следующий день, 24‑ го, Тимковские были у нас и рассказывали, как они вчера жгли костер. Кстати, оба раза было у нас за чаем дынное варенье.

 

 

– Леля, ты давно в Киеве живешь?

– Девять лет.

– А раньше где жила?

– А раньше я совсем не жила.

Хохот. Девочка удивлена и сконфужена.

 

 

Профессор писал у себя в кабинете. К жене его приехала из Сибири ее племянница с малышом сыном. Сидели в столовой и пили кофе. А мальчик пошел бродить по квартире. Вошел к профессору. Профессор изумился:

– Откуда ты, мальчик?

– А я недавно только родился.

 

 

– Мама, ты меня любишь?

– Когда ты хороший мальчик, – люблю, а когда нехороший, – не люблю.

Вздохнул.

– А я тебя всегда люблю.

 

 

Перед окном кондитерской. Маленький мальчик пристально глядит на пряник. Я спросил:

– Что, брат, хорош пряник? Давай‑ ка купим!

Он ответил басом:

– Денег нет.

– А мы давай вот что: поделим работу. Я пойду куплю, а ты съешь.

Он помолчал, подумал и сказал:

– Ну, ладно.

Так и сделали. И оба получили большое удовольствие.

 

 

На пляже. Отец, очень близорукий, – дочери:

– Дорочка! Видишь, вон там, на пляже, человек лежит. Пойди посмотри, кто это, – мужчина или женщина?

– Ах, папа, какие ты глупости спрашиваешь! Если бы одетый был. Он же раздетый. Как я могу узнать.

 

 

Мальчик Игорь. Всех изводил вечными надоедливыми вопросами: «почему? ». Один знакомый профессор психологии посоветовал:

– Когда надоест, отвечайте ему: «Потому что перпендикуляр! » Увидите, очень быстро отвыкнет.

Вскоре:

– Игорь, не лезь на стол!

– Почему?

– Потому что нельзя на стол лазить.

– Почему нельзя на стол лазить?

– Потому что ты ногами его пачкаешь.

– Почему ногами пачкаешь?

Строго и веско:

– Потому что перпендикуляр!

Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.

– Пек… пер… куляр?

– П‑ е‑ р‑ п‑ е‑ н‑ д‑ и‑ к‑ у‑ л‑ я‑ р! Понял? Ступай!

Так несколько раз было.

Дня через четыре. Утром входит Игорь.

– Игорь, почему ты не здороваешься?

– Не хочется.

– Почему ж тебе не хочется?

– Потому что я сердит.

– Почему сердит? Ах боже мой! Почему же ты сердит?

– Потому что перпендикуляр!

С большим трудом удалось отучить: во всех затруднительных случаях прикрывался перпендикуляром.

 

 

Утром ко мне в комнату врывается Глеб.

– Дядя Витя, вставай! Я уж гулял, гулял, а ты все спишь!

И расталкивает меня. Спрашиваю:

– Солнышко есть?

– Нету. Только небо.

Весь кипит жизнью. Носится по комнате, упругий, как горячий уголек. Остановится то перед одной, то перед другой вещью.

– Это… это… это – щетка! А это – подушка! А это – одеяло! А это, это… Как это?

Он уже раньше спрашивал меня, а теперь себя экзаменует.

– Карандаш.

– Карандаш… А это?

– Табуретка.

Чувствуешь, какая колоссальная умственная работа совершается в этом маленьком мозгу, какое все время огромное происходит напряжение памяти; он непрерывно, усиленно учится, – жадно и так незаметно, играючи, с детски гениальною легкостью усвоения.

И весь день наблюдаешь эту напряженную работу восприятий и усвоения явлений жизни. Ни один взрослый мозг не выдержал бы такой работы и такой массы впечатлений.

Ходим с ним по садику дачи. В реденькой траве под березой – розовая сыроежка.

– Смотри‑ ка, это называется – гриб.

– Бып…

Новое слово сначала ложится только поверху. Потом глаза становятся пристальными, и он еще раз повторяет:

– Бып!

И как будто вдумывается в преодоленное слово. И еще раз, уже победителем, удовлетворенно:

– Бып!

Ходит по саду, садится на корточки перед каждым свинухом и каждою поганкою, внимательно вглядывается, как будто колдует, и говорит про себя:

– Бып!

Сижу с ним на скамейке в конце садика. Вдруг он медленно поднимает голову и пристально начинает вглядываться в ветки тополя над головой. Смотрит не отрываясь. Чего это он? Ничего особенного. Потом соображаю: для меня ничего особенного, а для него: вдруг неподвижные листья зашевелились сами собой, затрепетали, тревожно заговорили и зашумели.

А вечером на горизонте стоит огромное круглое ярко‑ красное солнце. И Глеб не может оторвать от него удивленных глаз.

Уложили спать, укутали одеяльцем. И вдруг он громко, раздельно:

– Бып!

Помолчал, подумал и еще раз повторил удовлетворенно:

– Бып!

 

 

В прекрасной книге Альбрехта Дитериха «Мать земля» (А. Dieterich. Mutter‑ Erde. Ein Versuch ü ber Velksreligion) читаем:

«У многих народов, исторически совершенно не связанных между собой, земля считается матерью всех людей: из нее они происходят и в нее возвращаются, чтобы из ее материнского лона снова быть рожденными для дальнейшей жизни. Но не только это. Первобытное мышление не в состоянии представить себе возникновения чего‑ нибудь, прежде не существовавшего: это было бы возникновением из ничего. Все вообще события вокруг первобытного человека представляются ему только бессвязным нагромождением чудес, я бы сказал – магических актов. В частности, зачатие и рождение является для первобытного человека именно таким чудом, таким магическим актом, как бы колдовски выводящим на свет нечто такое, что дотоле было где‑ то в другом месте. То, что возникает вновь, является откуда‑ нибудь, существовало раньше в каком‑ нибудь другом месте. Всякое новое возникновение понимается только как перемещение, как метатеза или метаморфоза. Сообразно этому характеру мышления, жизнь, „душа“ является предсуществуюшею и вера в „переселение души“ вполне соответствует всему строю первобытных религиозных воззрений. Душа приходит из земли; возвращается в землю, чтобы оттуда снова прийти для нового рождения, – и так все опять в опять».

 

У наших детей можно наблюдать процесс мысли, поразительно схожий с кругом воззрений, отмечаемых Дитерихом. Как будто маленький человек в умственных исканиях своих вкратце повторяет те этапы, которые были пройдены его далекими предками, – как зародыш человеческий повторяет в своем развитии те дочеловеческие стадии, которые человек прошел миллионы дет назад (биогенетический закон Геккела).

Я жил у Леонида Андреева на Капри. Однажды сынишка его, Димка, вдруг сказал задумчиво своей бабушке Настасье Николаевне:

– Когда я был старичком…

– Димка, что ты такое выдумал? Когда ты был старичком?

– Ну, бабка! Был старичком, был!

– Когда ты был?

– Еще давно. Я умер, меня закопали, и я лежал долго, долго. Потом напитался землей, понемножку стал подниматься. Поднимался, поднимался, влез к маме в животик и потом родился.

Другой мальчик, мой племянник, говорил матери:

– Знаешь, мама, я думаю, – люди всегда одни и те же: живут, живут, потом умрут. Их закопают в землю. А потом они опять родятся.

– Какие ты, Глебочка, говоришь глупости! Подумай, как это может быть? Закопают человека большого, а родится маленький.

– Ну что ж! Все равно как горох. Вон какой большой, даже выше меня. А потом посадят в землю – и начинает расти, и опять станет большой.

 

 

Галя, двенадцати лет, и Наташа, девяти, с упоением нянчат грудного ребенка.

Наташа. Ты хотела бы, чтобы у тебя дети были?

Галя. Хоть сто!

Наташа (задумчиво). Нет, сто много. Трудно будет воспитать. А двадцать я бы хотела.

 

 

– Лиза вырастет, разведет деток. А у этих деток – опять детки будут?

– Да.

– А у этих опять?

– Ну, да.

– А до каких пор? Все опять и опять?

Говорили уже о другом. Мальчик все молчал и думал. Вдруг говорит:

– А, знаю! Потом девочки разведут одних мальчиков, и тогда конец!

Убоялся бесконечности.

 

 

Гимназистка двенадцати лет:

– Почитать, что ли, газету. Не пропала ли какая‑ нибудь собачка.

 

 

Чтоб девочка не узнала тайну происхождения человека из грязных уст, мать решила сама посвятить Валю в эту тайну. Вале тогда шел тринадцатый год. Мать рассказала ей о пестиках и тычинках, о мужских и женских цветках, об опылении. И решила: все остальное ясно само собою.

А Валя пришла домой и говорит:

– Приехала на трамвае. Такая давка! Ужасно боюсь: вдруг у меня произойдет опыление!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...