Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неполнота предложения




 

В большинстве имеющихся грамматик преувеличивается количество неполных предложений в языке. Для признания отрезка речи неполным предложением необходимо прежде всего быть уверенным, что это предложение. Так, не являются предложениями, а следовательно, не могут быть и неполными предложениями присоединенные фрагменты предложений, например: We fry twice a week. Wet fish (Cr. ). Если отрезок речи является несомненным предложением, то, для того чтобы это предложение можно было считать неполным, оно, по-видимому, должно отвечать следующим критериям: А) подстановка в него предполагаемых опущенных членов 1) не требует в нем других структурных преобразований, 2) допускает только один синтаксический вариант, 3) не переводит предложение в число неупотребительных, 4) не изменяет семантический тип предложения, 5) изменяет его стилистический оттенок; Б) анализируемое предложение 1) зарегистрировано в языке позже своего предполагаемого полного прототипа, 2) не подверглось переосмыслению, в результате которого отсутствие опущенных членов компенсировано внутренними средствами данного предложения, и оно стало восприниматься как полное, 3) не содержит члена или членов, общих для разных частей предложения и достаточных при однократном употреблении для выполнения соответствующих синтаксических функций, вследствие чего подстановка аналогичных членов привела бы к избыточности. Проиллюстрируем эти критерии следующими примерами.

А. 1) Неполными невозможно признать предложения типа Nobody was there but me. Они не выводимы из предложений типа Nobody was there but that I was there, поскольку подстановка предполагаемых опущенных членов невозможна без других структурных преобразований (зд. замены me на I).

2) Неполными, в частности, не являются предложения типа No answer (Т. ), так как существует более одной возможности их дополнить. Например: Aunt Polly got (had) no answer; Tom made (gave) no answer; There was no answer (T. Hardy); No answer came (E. Linklater). С другой стороны, ничто не мешает признанию неполным предложения Should I? в контексте: “Rye! ” the drunk croaked. The kid looked at me and shrugged. “Should I? ” (Cha. ), где подстановка допускает единственный вариант give him rye.

3) К неполным неправомерно относить предложения типа Не looks as if he were sick, поскольку при восстановлении предполагаемых опущенных членов получается предложение, которое обычно не встречается в речи (*Не looks as he would look if he were sick).

4) Замена предложения Poor friend! на You are a poor friend невозможна, так как при этом изменяется его значение. Ср.: “Бедный друг! ” и “Ты плохой друг”.

5) Полные предложения в основном характерны для нейтрального, книжно-письменного, официально-делового и научно-технического стилей, а также для стиля газетных статей и публицистики, а неполные – для разговорного стиля, просторечия, телеграмм, газетных заголовков и т. д. Ср.: разг. Done your homework? (Н. Clewes) и нейтр. : Have you done your homework?.

Б. 1) В языке, начиная с древнейших памятников, зарегистрированы двусоставные предложения без личного глагола с ремой а) в конце или б) в начале. Например: a) Temperature -hot (С. Simak); б) Fine, evening (Ma. ). Считать их неполными мешает то, что они, как правило, не моложе предложений со связками. Предложения типа (б), кроме того, не удовлетворяют критериям неполноты А. 1 и А. 2. Так, в предложение As many lives as cats, these young fellows (С. ) (“Живучи как кошки, эти молодые люди”) нельзя вставить связку, а в предложении Impossible to please him первый член соответствует не только субъектному, но и объектному предикативу. (Следует заметить, что среди двусоставных предложений без личного глагола все же есть небольшая группа таких, которые возникли сравнительно недавно в результате опущений, например: What you doing?. ) Большая часть предложений типа (а), по-видимому, образовалась при слиянии переспроса с ответом. Ср. переспрос + ответ [Result? An exchange visit of factory workers to the countryside. (DW. )] и предложение, в котором переспрос превратился в подлежащее, а ответ в предикативную придаточную часть [Result, she died a rich woman. (С. )]. Большинство предложений типа (б), очевидно, возникло при присоединении темы к уже высказанному предложению – реме. Ср.: Fine, evening (Ma. ) и “Green, ” he said to himself. “Sparkling green… Your eyes, ” he added (E. ). Предложения типа (а) особенно характерны для современных газетных и журнальных заголовков. Например: Basic English: World Philosophy or World Language (College English). В отечественной прессе заголовок аналогичной структуры впервые встретился нам в «Литературной газете» от 10 июня 1958 года: Франция: По какому пути? Рема подобного заголовка может быть выражена полным двусоставным глагольным предложением, например: Rockets: Sandys Sees Menzies (DW. ).

2) Предложение Well, I never! (Т. ), возникшее при сокращении предложения Well, I never did hear anything like that before, подверглось переосмыслению и воспринимается как полное междометное предложение, выражающее крайнюю степень удивления. Полный прототип этого междометного предложения практически не употребляется, и связь с ним данного предложения забывается.

3) Не является неполным предложение Не was your father and a gentleman (W. ), поскольку члены He was являются общими для father и gentleman и не нуждаются в повторении перед последним членом.

Неповторение общих членов в разной степени характерно для предложений, содержащих сравнение. Обычно глагол повторяется, если за than или as следует местоимение 3-го лица, и не повторяется, если следует местоимение 1-го или 2-го лица. Ср.: Не has more money than she has ; I am not as clever as he is и He has more money than I ; I am not as old as you. Разумеется, повторение глагола структурно невозможно после разговорных те и us. Неповторение общих членов может быть двойным. Например: “Come out and help me catch it, Anny? ” – “If I must. ” (Di. ). Вторую реплику можно развернуть следующим образом: If I must come out and help you catch it, I'll come out and help you catch it. При этом оказывается, что члены первой реплики не повторены дважды.

Другим примером неповторения общих членов являются краткие ответы, представляющие норму диалогической речи, в то время как полные ответы являются отклонением от этой нормы, которое возможно лишь при следующих условиях.

1) Предупреждение неправильного понимания указанием, на какой из ряда вопросов дается ответ: The Sergeant: If youre not a countess, what are you? Whats the game, eh? Sweetie: The game , darling, is that youre my fancy (S. ). 2) Восстановление связи с вопросом после вставного предложения: “Where was it? ” – “Don't look so angry, Basil. It was at my aunt, Lady Agatha's. ” (W. ). 3) Стремление выиграть время: Aubrey: Who else is there? The Countess: Well, there is the sergeant (S. ). 4) Особый экспрессивный оттенок, например: а) официальности: “When can you take up your duties, Doctor Manson? The earlier the better, so far as the committee is concerned. ” – “ I could start at the beginning of next week. ” (Cr. ); б) подчеркнутой вежливости; в) пренебрежительного отношения к умственным способностям собеседника, который не в состоянии понять, пока для него не повторят все слова. 5) Эмфаза: Lord Darlington: … do you think seriously that women who have committed what the world calls a fault should never be forgiven? Lady Windermere: … I think they should never be forgiven (W). 6) Эмоциональность речи, например раздражение говорящего: “What's the matter, Mary? ” – “ Nothing's the matter. ” (M. Wilson). 7) Второй ответ, в случае если говорящий передумал: “Would you like to have some tea? ” – “No, I wouldn't. Yes I would like to have some.

Однако краткий ответ типа Tomorrow был бы некоторым отклонением от нормы после первой реплики, содержащей инфинитивный оборот типа I want to know when to leave. Нормой является полный ответ типа You can leave tomorrow. Ср. с обычным кратким ответом после первой реплики, не содержащей соответствующего инфинитивного оборота: “I want to know when I should leave. ” – “ Tomorrow. ”

В то время как на вопрос Who's in the next room? можно ответить John and Mary are (о том, что там есть люди, уже известно, и вопрос касается установления их личности), на вопрос What's for supper tonight? (возникший при слиянии 's и there в вопросе What's there for supper tonight? ) нельзя ответить Bread and beans are, так как еще не выяснено, есть ли вообще что-либо на ужин и это подлежит выяснению в первую очередь. Ответом на такой вопрос может быть There's bread and beans или просто Bread and beans.

Краткие ответы на общие вопросы типа Yes, he has и No, he doesn't, которыми изобилуют наши учебники, употребляются всего в 8% случаев. Наряду с ними используются, например, yes и по, ответы типа I think it does и I doubt it, разговорные двойные отрицания, например: “I'm going to have a look around. ” – “Not without me, you're not. ” (E. Denham), краткие отрицательные ответы, образованные повтором отрицаемого элемента и добавлением к нему отрицательного местоимения nothing. Например: “Dotty, you're driving me to the poorhouse. ” – “ Driving, nothing. You'll have to walk. ” (H. V. Prochnow). Из кратких ответов на вопрос Do you claim that you were there on the night of August 22? (Yes; Yes, I claim; Yes, I do; I do) наибольшую степень уверенности выражает последний.

В грамматиках, как правило, ничего не говорится об интонации кратких утвердительных, отрицательных и вопросительных вторых реплик, состоящих из повторов или замен подлежащего и личного глагола (и отрицания). А между тем их интонация несет смыслоразличительную функцию. Так, после утвердительной первой реплики It is a good book вторая реплика It is с понижением тона в глаголе означает согласие, а с повышением тона – просьбу дать дополнительную информацию. It isn't с неэмфатическим понижением тона в глаголе означает “Это меня очень удивляет”, с эмфатическим понижением тона – “Я иного мнения”, с неэмфатическим повышением тона – “Неужели? ”, а с эмфатическим повышением тона – притворное удивление. Is it? с неэмфатическим понижением тона в глаголе означает “Пожалуй”, с эмфатическим понижением тона – “Как интересно! ”, с неэмфатическим повышением тона – “Это меня совершенно не интересует”, а с эмфатическим повышением тона – “Но это же очень интересно! ”. Isn't it? с понижением тона в глаголе означает “Я целиком и полностью с вами согласен”, а с повышением – “Да, правда? ”. После отрицательной первой реплики You shouldn't pronounce it like that вторая реплика I shouldn't, произнесенная с понижением тона в глаголе, означает “Да”, а с повышением тона – “Почему? ”. I should с понижением тона в глаголе означает “Наоборот”, а с повышением – “В самом деле? ”. Shouldn't I? с неэмфатическим понижением тона в глаголе означает “И все-то вы знаете! ”, с эмфатическим понижением тона – “А, это что-то новое! ”, с неэмфатическим повышением тона – “Скажешь тоже! ”, а с эмфатическим повышением тона – “Учтем”.

Инверсия в кратких вторых репликах в сочетании с постпозитивной частицей now выражает эмоциональные оттенки удивления, изумления, иронии, сарказма, с not, just, though и ever (AE разг. ) – значения “Еще бы! ”, “Еще как! ”, а с though, помимо последних значений, – оттенок иронии. Например: “I'm going to have a Dior dress. ” – “Are you now? ” (P. Gallico); “You know her, of course! ” – “Do I & #8595; not! ” (Hu. ); “…I'd rather see the woman…” – “& #8595; Wouldn't you just! ” (L. ); “And is the giant undone? ” – “Is he & #8595; ever. ” (Ir. ); “You can't just like that. ” – “Can't I, though? ” (He. ).

Существуют ограничения на употребление в кратких ответах и в конечных частях сложных предложений заместителя so после сказуемых со значением мышления и речи. Так, употребляют Yes, I think so, но не *Yes, I'm sure so (после I'm sure приходится повторять или замещать подлежащее и спрягаемую часть сказуемого из первой реплики, например: I'm sure it does). Говорят She told me so, но не *She promised me so.

So может употребляться не только в конце, но и в начале и даже в середине второй реплики или части предложения. Употребление so в начальной позиции происходит при ссылке на источник информации или когда значение согласия сопровождается эмоциональными оттенками удивления или недовольства. Например: Marrianne had an aversion to hotel restaurants, or so she said (R. ); “You forgot your umbrella when you went out. ” – “Good heavens, so I did! ” (“…Да, в самом деле, подумать только! ”); “He's talked to me about it. ” – “So I gather, ” she commented with a certain dryness (Mac). So в срединной позиции придает высказыванию стилистический характер официальности и широко используется в судопроизводстве. Например: “And you affirm that the said corpse will not be used for immoral purposes? ” – “I so affirm. ” (R. Sheckley).

За ответом I told you so закреплено значение “Я предупреждал тебя о том, что произойдет, но ты меня не хотел слушать”. Например: “Mummy, I've broken my train. ” – “ I told you so. You shouldn't have tried to ride on it. ” (“Говорила я тебе! …”).

Отрицательные ответы со сказуемыми, передающими значения мышления и речи, существуют в трех формах: а) I don't think so, б) I think not и в) I think he doesn't. Форма (в) употребляется без ограничений, а формы (а) и (б) – с ограниченным числом сказуемых. Нельзя, например, ответить: *I'm not sure so или *I know not.

Ответная реплика со вспомогательным или служебным глаголом и конечными so или too, в которых происходит эмфатическое падение тона, используется для выражения эмфатического несогласия с содержанием отрицательной первой реплики. Например: “You're afraid you can't do it! ” – “I can & #8595; so! ” (R. ).

Употребление во второй реплике со вспомогательным или служебным глаголом безударного конечного that или at that служит средством эмфазы, причем that характерно для BE и некоторых диалектов AE, a at that распространено как в BE, так и в AE. Например: “It 'ud (=would) be a good thing to let him know what folk are saying. ” – “It would that. ” (A. Ransome); “He'd love it. ” – “He probably would at that. ” (A. Fair). Усиление эмфазы достигается переносом that в начальную позицию и его ударенностью. Например: “I suppose this holdup caused a lot of talk? ” – “ That it did. ” (C. ).

Смысловое различие между репликами и монологическими высказываниями с say и конечными 1) so или 2) that и it состоит в следующем. В случае (1) говорится о степени авторитетности заявления, о том, есть ли основания ему верить, а в случае (2) – об авторстве сказанного. Ср.: 1) “Jane's crazy. ” -“Who says so ? ” – “Dr Bannister” и 2) “Jane's crazy. ” – “Who said that ? ” – “I did. ” Вопрос (1) означает “Откуда это известно? Откуда ты это взял? ”, а вопрос (2) – “Чьи это слова? ”.

Краткие ответы certainly и sure(ly) различаются следующим. Certainly часто является разрешением, даваемым после просьбы, a sure(ly) – поощрением соответствующего действия. Certainly как ответ на вопрос типа May I…? приблизительно соответствует ответу Yes, you may (“Конечно можно, пожалуйста”), в то время как ответ Sure(ly) соответствует ответу Yes, do (“Давай действуй”).

В современной устной речи часто употребляются краткие ответы с модальным словом, наречием или наречным словосочетанием в позиции между повтором подлежащего или вводного there и повтором или заменой вспомогательного или служебного глагола. Например: “When you're finished, will you stop at the drug store and get this refilled for me? ” – “I sure will. ” (Ca. ). В этой позиции характерны модальные слова, наречия и наречные словосочетания, используемые для передачи значений: относительного порядка и важности (first, finally, ultimately, primarily, chiefly, mainly, preferably, incidentally и т. п. ), тождественности (only, merely, simply, just), возможности (sure, surely, conceivably, definitely, undoubtedly, probably, possibly, hardly, positively, maybe, perhaps и т. п. ), относительного времени и частотности (soon, recently, then, now, never, twice, often, seldom, as a rule, hardly, ever, normally и т. п. ), интенсивности (even, actually), степени достоверности (really, truthfully, apparently, seemingly, presumably, supposedly и т. п. ).

Из-за тесной ассоциативной связи с подлежащим и соседства со вспомогательным или служебным глаголом (обычная позиция подлежащего) перечисленные модальные слова, наречия и словосочетания способны замещать подлежащее в некоторых эллиптических вопросах. Такой эллиптический вопрос может состоять из неспрягаемой части сказуемого – одной или с вопросительной концовкой из вспомогательного глагола и подлежащего, например: Coming? или Coming is she?. Или перед неспрягаемой частью сказуемого может быть употреблен модальный глагол, например: Might get dark too soon?. Употребление в начальной позиции вспомогательного глагола часто ощущается как отклонение от нормы (обычно не говорят *Is getting dark too soon? ). Существуют три способа сделать так, чтобы подобный вопрос соответствовал норме: а) употребить подлежащее, б) употребить заместитель подлежащего (модальное слово, наречие, словосочетание), в) добавить вопросительную концовку и сделать начальный вспомогательный глагол ударенным [разумеется, вспомогательный глагол всегда ударенный при наличии отрицания, например: Isn't coming is she? ], соответственно употребив его в сильной фонетической форме (после подлежащего или его заместителя вспомогательный глагол употребляется в слабой фонетической форме). Например: a) She 's coming is she?; б) Finally 's coming is she?; Really 's getting dark too soon?; в) 'Will break down will it ?; 'Is coming is she ? В приводимых выше вопросах типа (а), (б) позиция подлежащего, как и позиция его заместителя, помогает различать «удостоверительные» и общие вопросы. Ср. «удостоверительные» и общие вопросы а) с подлежащим и б) с заместителями подлежащих: a) It will break down? и Will it break down?; б) Maybe 'll break down will it? и Will never break down will it?. Ср. также краткий эллиптический ответ: “You should put your coat on. ” – “Certainly will. ” (Записано в Лондоне. )

Из сочетаний специальных вопросов с предполагаемыми краткими ответами строятся сложные вопросы типа What are you trying to do, kid me? (A. Saxton), где первая часть произносится с понижающейся, а вторая – с повышающейся интонацией. Для передачи меньшей степени уверенности перед предполагаемым ответом употребляется словосочетание Is / Was + it. Например: Who saved you? Was it Major Barbara? (S. ). Употребляются также специальные вопросы с предполагаемыми ответами, за которыми следует концовка разделительного вопроса типа What did you do there? Typing, didn't you?; специальные вопросы с несколькими предполагаемыми ответами типа Which size – 25, 50, 100? (C. ); альтернативные вопросы на базе специальных вопросов с двумя предполагаемыми ответами, связанными союзом or, типа Who slipped? Loftus or the train? (Ca. ). При этом последним членом может быть повтор или синоним начального вопросительного элемента, например: Who runs the show there? Geoffrey? Or who?; When shall I see you tomorrow? At nine, ten? Or what time?. Связь предполагаемого ответа с вопросом усиливается повтором спрягаемой части сказуемого или ее заменой словом-заместителем. Например: Who'd ever of (=have) thought Choate would turn him in Present? Would you , First? (Jo. ); Who leaves the room first – do you ? (C. ).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...