Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История храмов Ключевского района (конец XX- начало XXI вв.)




РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -

ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРНАУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ БАРНАУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

 

 

Кафедра церковной истории

 

 

История храмов Ключевского района (конец XX- начало XXI вв. )

 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки:

«Подготовка служителей и религиозного персонала православного

вероисповедания»

 

    ВКР допущена к защите зав. кафедрой   _______________________________ (подпись)   Выполнил: студент заочной формы обучения Гузеев Ярослав Владимирович, иерей _________________________________ (подпись)   Научный руководитель: Метельницкий Константин Никифорович, протоиерей _________________________________ (подпись)   Выпускная работа защищена «_____» ___________________2018 г.   Оценка___________________________     Ректор БДС, митрополит Барнаульский и Алтайский   _________________________________ (подпись)  

 

 

Барнаул 2018


Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1. Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв. 9

  1. 1. Заселение исследуемой территории и состав населения…………………. 9

  1. 2. Формирование приходов и строительство церквей и молитвенных домов………………………………………………………………………………... 12

  1. 3. Состав священно- и церковнослужителей. 23

  1. 4. Руководство духовной жизнью прихожан. 33

  1. 5. Борьба с сектантством и расколом. 38

Глава 2. Ключевские храмы в период гонений на Церковь. 47

Глава 3. Православный приход: время возрождения. 76

  Заключение. 89

  Список использованных литературы иисточников. 92

  Приложение. 99

 


Введение

Актуальность темы исследования. Русская Православная Церковь на протяжении всей истории Российского государства с момента Крещения Руси (с перерывом на советский период) играла существенную, а зачастую ключевую роль в общественных событиях и процессах. Освоение просторов Сибири и Дальнего Востока, усилившееся после освобождения крестьян и целенаправленно стимулируемое властью в конце XIX века и в ходе проведения аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина, было всемерно поддержано Церковью, и потребовало организационных, финансовых, архитектурных, строительных, кадровых усилий и мер. Актуальность изучения этих процессов состоит в том, что с начала 1990-х годов Церковь столкнулась со многими похожими проблемами по восстановлению храмов после периода гонений. В этой связи история сельских приходов в переселенческих регионах Сибири имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость. На территории современного Ключевского района в конце XIX – начале XX вв. проживали представители нескольких вероучений: мусульмане, молокане, старообрядцы австрийского направления, баптисты. Опыт взаимодействия конфессий, опыт борьбы Церкви за души людей как никогда актуален в современной России и требует изучения и обобщения.

Степень изученности темы. История храмов Ключевского района не являлась до сих пор предметом специального исследования. В советское время, по понятным причинам, такая задача и не ставилась ни профессиональными историками, ни местными краеведами, информация о строительстве церквей и жизни священников в незначительном объеме и фрагментарно встречается лишь в обзорных работах по истории района[1]. С начала 1990-х годов на волне перемен в общественном сознании резко увеличивается интерес к религиозной тематике, в том числе и в исторической науке. Огромный пласт источников по церковной архитектуре поднят в работах Т. М. Степанской[2], Р. Ю. Волоснова[3], протоиерея Георгия Крейдуна[4]. Вызывает особый интерес попытка реконструкции утерянных церковных сооружений, предпринятая протоиереем Георгием[5] и группой преподавателей и студентов Новосибирской архитектурной академии[6]. Обобщающий для нашего региона характер носит монография «Образ храма в культурном ландшафте Алтая», изданная Алтайским государственным университетом[7]. К сожалению, ни одна из этих работ не содержит информации о храмах Ключевского района, но они дают методологическую и теоретическую базу для нашего исследования. Формирование приходской системы на Юге Западной Сибири, система занятия причтовых должностей, состав прихожан, деятельность органов церковного самоуправления и содержание церквей рассмотрены в исторических очерках «Русская православная церковь Юга Западной Сибири», изданных Кемеровским Государственным университетом[8].

Цель работы – выявить особенности возникновения, деятельности, осквернения, разрушения, и последующего возрождения сельских православных храмов на территории отдельно взятого административного образования.

Объектом исследования является история сельских приходов Русской Православной Церкви в Западной Сибири.

Предметом исследования – история храмов Ключевского района Алтайского края в современных его границах.

Цель предполагает решение следующих задач:

- провести сбор и систематизацию архивных материалов, фотодокументов, воспоминаний о церковных постройках, священниках, деятельности церкви, обрядовой жизни, обстоятельствах закрытия церквей в советский период и возрождения в начале 1990-х годов;

- показать процесс формирования структуры Русской Православной Церкви, включая строительство новых храмов, на территории переселенческих районов Алтайского края на примере Ключевской и Каипской волостей;

- рассмотреть процесс закрытия храмов в середине 1930-х годов;

- проанализировать опыт возрождения церковных приходов в современной России.

Хронологические рамки исследования. Работа охватывает конец XIX – начало XXI вв.: от появления первых храмов на территории современного Ключевского района Алтайского края (1895 год – начало строительства Михайло Архангельской церкви в Ключах) до сегодняшнего дня (символически именно сейчас строится новое церковное здание в районном центре).

Территориальные рамки исследования. Территориально работа охватывает современные границы Ключевского района. На протяжении изучаемого периода эта территория входила сначала в Нижне-Кулундинскую, затем в Покровскую волость Барнаульского уезда Алтайского округа Томской губернии. В начале XX века появляются самостоятельные Ключевская и Каипская волости, в 1924 году Ключевской район[9]. Район неоднократно менял свои границы, поэтому логично ограничиться современной территорией района.

Методологической основой исследования является совокупность методов: метод исторической антропологии позволил исследовать события через деятельность отдельных лиц - священнослужителей ключевских приходов; историко-генетический метод, включающий детальное описание событий, привлечение широкого фактологического материала, был обусловлен слабой изученностью темы; историко-сравнительный метод помог выявить общие и специфические черты в жизни изучаемых приходов и общеепархиальной жизни; обилие количественного материала требовало применения историко-статистического метода.

Источниковая база исследования. В ходе изучения темы были использованы разные виды источников. Важнейшим из них стали архивные материалы. Прежде всего это клировые ведомости церквей, находящиеся в Государственном архиве Томской области (Ф. 170). Эти документы содержат систематизированные сведения о том, когда, из чего и на чьи средства построен храм, какая церковная утварь в нем имеется, где и на какие средства живет священник, есть ли при храме библиотека, школа грамоты и так далее. Подробно описывается причт, включая происхождение, образование, семейное положение, путь служения. Приводятся сведения о прихожанах, включая количество сектантов и уклонившихся в раскол. К этой группе источников примыкают и материалы Справочных книг по Томской епархии, содержащих аналогичные сведения[10]. Часть архивных документов была опубликована в сборнике, изданном Управлением архивного дела Администрации Алтайского края в 1997году[11]. Важная информация об архитектурных особенностях церквей содержится в материалах Российского Государственного Исторического Архива (Хозяйственное Управление при Синоде - Ф. 799, Оп. 33 - Страховые документы на церковное имущество).

Информация о закрытии церквей и ликвидации молитвенных домов содержится в Государственном архиве Алтайского края (Ф. Р-834), частично эти документы опубликованы в разделе «Документы и материалы» истории района[12] и сборнике документов, изданном Управлением архивного дела в 1999 году[13].

Судьбы священников в советский период неразрывно связаны с репрессиями со стороны власти. Подтверждение этому мы находим в архивных документах ГААК (Ф. Р-2, дела священников И. П. Лисуренко, Е. П. Максимова и других). Анализ этих дел помогает выявить духовную стойкость, крепкую веру и мужество людей, подвергшихся жестоким преследованиям властей.

Источниками исследования стали материалы периодической печати, относящиеся в основном к дореволюционному и современному этапу церковной жизни (1993-2017 годы) и фотоматериалы (фотографии священников, зданий церковно-приходских школ). Большой объем информации, посвященной открытию храмов, назначению на церковные должности, борьбе с сектантством, миссионерским поездкам содержится в «Томских епархиальных ведомостях». Жизнь сельской церкви в 1993-2017 годах регулярно освещалась районной газетой «Степной маяк».

Попытка реконструировать внешний облик храмов опиралась на опубликованные сборники чертежей и планов церковных сооружений[14], а также сохранившиеся фотодокументы перестроенного в сельский клуб здания церкви и воспоминания старожилов. К сожалению, преклонный возраст респондента и давность событий не дает уверенности в достоверности предоставленных в ходе беседы с ним сведений.

Практически отсутствуют сведения о послереволюционном периоде вплоть до закрытия храмов и о жизни верующих в 1936-1992 годах. Поиск и анализ этой информации – задача последующих исследований.

Научная новизна и практическая значимость работы. В исследовании впервые была предпринята попытка собрать воедино и проанализировать разрозненные сведения о церковной жизни на территории современного Ключевского района за всю его историю. Найдены и введены в научный оборот архивные документы по истории храмов, составлены биографии священников, проведена статистическая обработка информации о прихожанах, выявлены основные особенности строительства храмов, деятельности приходов, процедуры закрытия церквей и их возрождения.

Представленные в работе материалы могут послужить основой для разработки учебных курсов исторического краеведения в воскресных и общеобразовательных школах, духовного просвещения прихожан и жителей Ключевского района.

Методы исследования: сравнительно-исторический метод.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе «Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв. » рассматривается развитие территориальной структуры Русской Православной Церкви на изучаемой территории, анализируется состав и дается характеристика деятельности священников, предпринимается попытка реконструкции внешнего облика храмов.

Во второй главе «Ключевские храмы в период гонений на Церковь» описывается механизм закрытия церквей в 1920-1930-е годы и репрессий по отношению к священникам.

Третья глава «Православный приход: время возрождения» посвящена периоду 1993-2017 годов и рассказывает о восстановлении храмов и церковной деятельности на территории Ключевского района.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...