Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Православный приход: время возрождения




В последние годы правления Брежнева наступили времена кризиса и разложение СССР, что стало началом перемен в истории России. Но существенных изменений во взаимоотношениях Церкви и государства в первой половине 80-х годов не произошло.

Первой задачей партии и комсомола было по-прежнему атеистическое воспитание населения. Пленум ЦК КПСС, который проходил в июле 1983 года потребовал «активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов… уделять больше внимания атеистическому воспитанию… настойчивее внедрять советскую обрядность. В марте 1985 года был избран генеральным членом ЦК КПСС М. С. Горбачев, и уже в первый год его правления были произведены реформы, правда, мало еще коснувшееся Церкви.

Но на встрече в апреле 1988 года Святейшего патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода с М. С. Горбачевым обсуждались вопросы о нормализации деятельности Православной Церкви. Было заявлено, что трагические события периода культа личности затронули и религиозные организации, но ошибки исправляются, разрабатывается закон о свободе совести, где будет отражены интересы религиозных организаций. Патриарх Пимен выступил с ответным словом и напомнил присутствующим о грядущем юбилее 1000-летия Крещения Руси, о том, что Церковь всегда проявляла заботу о целостности своего Отечества.

Праздник 1000-летия Крещения Руси внес большие перемены в жизнь Церкви, являлся переломным моментом в возрождении Православия. [149] Празднование 1000-летия Руси проходило и в Новосибирской и Алтайской епархии, в канонических границах которой находилась в то время изучаемая нами территория. 16 июля 1988 года «Алтайская правда» опубликовала интервью с протоиереем Николаем Войтовичем. [150]

27 июля в Барнауле в Покровском Соборе прошла заупокойная панихида по всем умершим за это тысячелетие. На Площади победы у мемориала Славы были возложены венки, а само празднование юбилейной даты прошло в концертном зале филармонии. В нем приняли участие местное духовенство, представители духовенства Новосибирской епархии, а также общественность Алтайского Края. [151]

В начале 1990-х годов по всей России, в том числе и на Алтае стало возрастать число приходов. В 1993 году в районном центре Ключи тщанием прихожан появился молитвенный дом и образовался приход. Первоначальные документы о создании прихода, к сожалению, не сохранились ни в местном архиве, ни в архиве канцелярии Барнаульской епархии, но были опрошены прихожане, старосты, казначеи, бухгалтеры тех времен. Из воспоминаний Юлии Ивановны Лебедевой мы знаем, что в селе Ключи на месте ныне действующего храма, в дореволюционные годы было церковное подсобное помещение (где хранили документы и церковное имущество), в советское время там располагались народный суд и ДОСААФ. В 1993 году верующие обратились к благочинному Барнаульского округа протоиерею Николаю Войтовичу с просьбой об открытии прихода, что им и было сделано. Решением прихожан храм был назван в честь преподобного Алексия человека Божия. [152]

На основании устава общины верующих Алексиевской церкви села Ключи(зарегистрированного Управлением юстиции Администрации Алтайского края 1 июня 1993 года, №61) Главой Администрации Ключевского района Алтайского края В. П. Панченко было оформлено постановление № 129 от 27. 06. 94 года о передаче в бессрочное пользование под молельный дом здания бывшего РК ДОСААФ, расположенного по адресу: с. Ключи, Ключевского района, Алтайского края, ул. Делегатская 12общей площадью 109, 7 кв. м., в том числе производственная площадь 95. 5 кв. м., вспомогательная 14. 2 кв. м.

Также был передан в постоянное пользование земельный участок общей площадью 652 кв. м. (Приложение 2, рис. 19). 3 июля 1994 года Комитет по земельным ресурсами землеустройству выдал свидетельство на право пользования землей под № 164 серия РФ 1-АЛК-18 за подписью Председателя комитета Н. В. Кривошеева (Приложение 2, рис. 20).

После передачи здания, верующие стали подготавливать его для проведения служб. Устраивали субботники. Организационную работу проводила Вера Терентьевна Гаан, которая в будущем утвердилась на должности казначея. Помолившись во дворе, приступали к делу, выносили шкафы, парты, разобрали крышу для установки купола, убрали много мусора, побелили стены, покрасили окна, двери и так далее. Сделали много других работ. Денежную помощь оказывал староста храма, начинающий фермер Вениамин Павлович Латышев. [153]

Как вспоминает Надежда Андреевна Суманова, уже к ноябрю 1994 года был установлен купол на здание, сделана перепланировка, но алтаря как такового не было. Доски, лежащие на полу, не были к нему прибиты. Ближе к месту, где должен быть алтарь, стоял стол, на нем лежали несколько книг и подсвечник, сделанный прихожанином Геннадием Ивановичем Лебедевым. Через некоторое время все недоделки были устранены, и был сделан алтарь. На стены повесили иконы в самодельных рамках, украшенные бумажными цветами, сделанными своими руками из цветной бумаги. Собирали иконы по домам, доставали из чердаков (во время гонений их прятали там), отмывали, чистили, украшали. Активное участие в этом принимала Вера Максименко.

Так, постепенно здание было подготовлено для проведения служб. Надежда Андреевна вспоминает, что первые службы проводили прихожане, клиросное послушание несли сами Надежда Суманова, Евдокия Макушева и Надежда Видергольд. Какое-то время молились без священника, руководствуясь единственной книгой - Православным Богослужебным сборником. [154]

Мы можем предположить, что село Ключи было приписным селом к храму святителя Николая архиепископа Мирликийских Чудотворца города Славгорода так как в апреле 1994 года приезжал настоятель храма митрофорный протоиерей Иоанн Кизюн для совершения таинства Крещения (Приложение 2, рис. 21). Так же верующие и сами ездили в храм города Славгорода для удовлетворения своих религиозных потребностей. Надежда Андреевна вспоминает: «Пока не было церкви в село Ключи, некоторые верующие люди - Евдокия Макушева, Мария Максименко (Иулиания), Иулия Ивановна Лебедева и другие, ездили в храм города Славгорода, там служил бессменный протоиерей Иоанн (ныне усопший), он также приезжал в Ключи, чтобы крестить детей, отслужить молебен о здравии, панихиду об усопших. Эти службы проводились в доме женщины (имя, фамилию не помню), у которой собирались верующие помолиться». [155]

С уверенностью можно сказать, что в сентябре 1994 года Ключевской район относился к Кулундинскому благочинию и все таинства, и требы совершал архимандрит Василий Бабский (Приложение 2, рис. 22) настоятель храма Абалацкой иконы Божией Матери в селе Кулунда, который служил на двух приходах. Как свидетельствовал в беседе с работником Ключевского историко-краеведческого музея Зоей Александровной Костюковой 8 июля 2015 года иерей Александр Юрковский, архимандрит Василий и был первым священником в Ключах после советских гонений на церковь. [156]

В рапорте от 20 августа 1994 года Архимандрит Василий обращался к Его Преосвященству Преосвященнейшему Антонию епископу Барнаульскому и Алтайскому: «Существует острая необходимость в назначении священника в Свято-Алексиевскую церковь с. Ключи… Я, естественно, некоторое время буду обслуживать Ключи, пока не подыщу кандидата в священники для этого районного центра, администрация которого очень хорошо относится к церкви…»[157].

Правда, по неизвестной нам причине 28 октября 1994 года вышел указ № 569 за подписью правящего архиерея об освобождении архимандрита Василия от занимаемой должности благочинного Кулундинского округа с правом перехода в другую епархию (Приложение 2, рис. 23). Судьба этого человека и служителя церкви заслуживает отдельного описания, мы лишь кратко обозначим ее этапы: «Архиепископ» Спиридон (в миру Олег Михайлович Бабский) родился 13 мая1958 года в Житомире (Украина). В 1977 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1981 году по первому разряду. На протяжении 1980-х годов священник Олег Бабский совершал служение на приходах Житомирской епархии Русской Православной Церкви и к 1989 году был возведен в сан протоиерея. В том же году он окончил заочный сектор Московской духовной академии, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему «Патриотическое служение древних русских святых» (Кафедра нравственного богословия). В 1992 году протоиерей Олег Бабский поддержал раскол митрополита Киевского Филарета (Денисенко), учредившего неканоническую религиозную организацию «Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат» (УПЦ КП).

Вскоре протоиерей Олег был избран кандидатом на «архиерейское» рукоположение. 6 июня 1992 года он был пострижен в монашество с наречением имени Спиридон, а уже 7 июня того же года рукоположен во «епископа Переяславль-Хмельницкого», викария Киевской епархии. 25 июля 1992 года «епископ» Спиридон (Бабский) был назначен управляющим Луцко-Волынской епархией УПЦ КП, а в декабре 1992 года он был наделен титулом «архиепископа» и назначен управляющим Днепропетровско-Запорожской епархией. В начале 1993 года«архиепископ» Спиридон получил назначение на должность управляющего Винницко-Брацлавской епархии УПЦ КП. 25 декабря 1993 года «епископ Винницкий и Брацлавский» Спиридон (Бабский), совместно с несколькими «иерархами» УПЦ КП, в том числе и епископ Антоний, покинул юрисдикцию Киевского Патриархата. Выйдя из состава Киевского Патриархата, «архиепископ» Спиридон (Бабский) вернулся в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, повторно пострижен в монашество с наречением имени Василий и в священническом звании был направлен на приходское служение[158].

Этап его биографии, связанный с поездкой на Алтай, не нашел отражения в открытых источниках. В 1996 году, оставив приходское служение в канонической Церкви, Василий (Бабский) вошел в состав Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата, где был признан «архиереем» и снова наречен Спиридоном. После распада УАПЦ КП, произошедшего в 1997 году, «архиепископ» Спиридон перешел в юрисдикцию Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) без признания «архиерейского» сана и направлен на приходское служение в город Луцк. Примечательно, что к УГКЦ он был присоединен с именем Василий (то есть тем именем, которое получил во время пострига, совершенного в канонической Церкви).

10 октября 2004 года Василий (Бабский) вошел в юрисдикцию новообразованной «Украинcкой Автокефальной Православной Церкви (канонической)», где был принят в «архиерейском» звании и назначен управляющим Луцко-Волынской епархией. 5 августа 2005 года «архиепископ Луцкий и Волынский» Василий (Бабский) присоединился к «Украинской Православной Церкви в Америке», а в июне 2006года снова принял имя Спиридона. 28 января 2008 года «архиепископ» Спиридон (Бабский) был принят в состав «Истинно-Православной Церкви», возглавляемой «митрополитом Московским и Всероссийским» Рафаилом (Прокофьевым) –

ИПЦ(Р). Уже 26 мая 2009 года из-за ухудшения состояния здоровья «архиепископ» Спиридон был освобожден от управления Луцко-Волынской епархией ИПЦ(Р) и почислен за штат. В 2010 год«архиепископ» Спиридон принял пострижение в великую схиму с наречением имени Даниил. Скончался «схиархиепископ» Даниил 1 мая 2011 года, похоронен в Житомире[159].

На смену священнику Василию приехал в районный центр иерей Александр Юрковский. 13 августа 1995 года состоялся второй визит епископа Антония в село Ключи для назначения иерея Александра настоятелем Свято-Алексиевской церкви[160](Приложение 2, рис. 26). Вспоминает иерей Александр: «Приезжал правящий архиерей епископ Антоний, остановился у В. П. Латышева. Это был судьбоносный визит. Решался вопрос о постоянном священнике. Владыка отнесся настороженно, не благословил сразу на должность о. Александра. Чуть позже он сделал это по просьбе народа»[161]

Александр Федорович Юрковский родился на Урале, в городе Ижевске 8 июня 1958 года. Окончил Дальневосточный педагогический институт города Владивостока, по специальности «преподаватель русского языка и литературы». Преподавал в село Серебренниково Алейского района. Прошел все ступени учительства, от учителя до завуча и директора школы. Служил прапорщиком в городе Рубцовске. Являясь тогда еще ярым атеистом, комсомольцем, попал в церковь, куда пошел с мамой. Таинство Крещения принял по ее просьбе. Окончил Тобольскую духовную семинарию и курсы при кафедральном соборе города Барнаула. Воспитывал трех сыновей и дочь. Дочь посвятила себя религии, ушла в монастырь. К сожалению, о деятельности священника Александра мы можем судить лишь по статьям районной газеты и воспоминаниям ключевцев, никаких документов не сохранилось ни в местном архиве, нив архиве канцелярии Барнаульской епархии. Иерей Александр первым начал посещать школы района, проводил беседы о Законе Божьем, разговаривал с детьми на темы семьи, патриотизма, нравственного состояния современного человека[162].

Район находился в это время в тяжелом экономическом положении, настоятель пытался решать по мере сил хозяйственные проблемы. Появилась задолженность перед коммунальным хозяйством в размере 2 млн. рублей, священник обратился с просьбой о помощи в районное собрание представителей, оно выделило средства из местного бюджета[163].

17 декабря 1995 года иерей Александр со своей паствой участвовал в выборах в депутаты Государственной думы Российской Федерации. С иконами и церковным пением Крестным ходом верующие пришли на избирательные участки, где священник Александр благословлял каждого желающего на голосование, чтобы выбранные ими кандидаты оказались действительно достойными и честно работали на возрождение России(см. рис. 25 в приложении 2). При служении иерея Александра была закуплена церковная утварь в новый храм. 11 ноября 1996 года настоятель отправил прошение на имя правящего архиерея, в котором испрашивал благословения на приобретение антиминса, миро, Евхаристического набора, напрестольного и водосвятного крестов, ладана, лампад, кропило, кагора, семисвечника, дарохранительницы, чаши для освящения воды, иерейского облачения. 13 ноября получил благословение Владыки на приобретение[164].

Прослужил священник Александр в районном центре недолго, 20 октября 1996 года указом епископа Антония был освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем храма святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси села Новополтава[165].

Настоятелем Свято-Алексиевской церкви был назначен протоиерей Владимир Попадинец. Прослужил батюшка на приходе чуть больше года. Мы не обладаем личной информацией священника, о семье, образовании. Также нет информации о взаимодействии с паствой и проповеди слова Божьего в Ключевском районе. Но можем проследить финансово-экономическую и правовую деятельность прихода за время его служения, так как 22 октября 1997 года на основании распоряжения № 448/02 проводилась проверка документов ревизионной комиссией Барнаульской епархии в составе иерея Георгия Титова, бухгалтера Епархиального управления Подскочиной О. П., кладовщика Ефремовой Н. И. клирика Сумановой Н. А. бухгалтера Савченко Л. С. в присутствии настоятеля протоиерея Владимира Попадинец.

В результате проверки установлено, что финансово-экономическая, бухгалтерская дисциплины находились на низком уровне. Приход обладал правом Юридического лица, но на момент проверки отсутствовал гражданский устав, документы на землю и занимаемый верующими дом. Был открыт счет в банке. Появились богослужебные книги, увеличилось число церковной утвари и облачений, появилось больше предметов религиозного назначения. Можем предположить, что открыли трапезную так как в акте материальных ценностей Алексиевской церкви с. Ключи прописан кухонный стол и газовая двух камфорная плита[166].

После священника Владимира на несколько месяцев приезжал совершать службы в Ключах священник Петр, который перевелся в Озерки. С декабря 1997 по январь 1998 годы в храме служил священник Григорий Тарасов. [167]

С февраля по апрель 1998 года настоятелем снова был иерей Александр Юрковский, который за это время освятил ново построенное здание мельницы ОАО «Ключевской элеватор» (Приложение 2, рис 26).

С мая 1998 по март 2000 года настоятелем был иерей Сергий Ярошенко.

На смену иерею Сергию приехал иерей Владимир Колтыгин, служивший с марта 2000 года по февраль 2001 год. Из воспоминаний священника Владимира, который в настоящее время является настоятелем храма Абалацкой иконы Божией Матери в селе Кулунда, нам удалось узнать, что за время его служения в храме появилась библиотека до сотни книг, сделали иконостас, возникли приписные приходы с молитвенными комнатами в селах Каип и Петухи, в которых батюшка регулярно совершал службы, молебны и требы, произносил проповеди. В 2000 году при священнике Владимире епископом Антонием был освящен во второй раз закладной камень для строительства нового храмового здания. [168]

Владимир Борисович Колтыгин родился 23 ноября 1975 года в семье рабочих. На путь священства батюшка встал 8 января 2000 года, за Божественной литургией в Никольском храме города Барнаула епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Месендич) был рукоположен во диаконы, а 14 января во пресвитера там же. Указом правящего архиерея под №23/4 от 28. 01. 2000 года иерей Владимир был назначен настоятелем Алексиевской церкви с. Ключи Архиерейского подворья[169].

Шесть лет в Ключевском районе прослужил иерей Иоанн Булгару, который в настоящее время является настоятелем храма иконы Божией Матери «Достойно Есть» села Табуны Табунского района Алтайского края. 10 декабря 2000 года за Божественной литургией в Знаменском женском монастыре города Барнаула был хиротонисан епископом Барнаульским и Алтайским Антонием в сан диакона, а 14 декабря в храме Иверской иконы Божией Матери Епархиального Управления (ныне Барнаульская Духовная Семинария) во иерея. На приход священник Иоанн приехал 23 января 2001 года[170].

Деятельность иерея Иоанна мы можем проследить по приходским годовым отчетам, сохранившимся в архиве канцелярии Барнаульской епархии и материалам районной газеты, а также из личных воспоминаний. Много потрудился батюшка во славу Господа и на пользу людям.

За время Его служения в 2005 году была организована на приходе Воскресная Школа, преподавателем которой являлась Ирина Пашкова. Посещал коррекционную школу, детские сады, Ключевский профессиональный лицей, несколько раз был в школах райцентра. Взаимодействовал с пограничной заставой и следственным изолятором, благословлял призывников на службу в Вооруженные Силы, проводил беседы на духовные темы, произносил проповеди, дарил подарки. По телевидению поздравлял ключевцев с православными праздниками, а на светских праздниках говорил речи. Был в хороших отношениях с главой села.

При нем внесли изменения в здание храма: была сделана апсида, залит фундамент, проведен центральный водопровод, построено непопираемое место, на пожертвования прихожан был положен асфальт возле храма, который сохранился и поныне. 17 сентября 2003 года в село Северка по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, благочинным Родинского благочиния иереем Виктором Комаровым была освящена часовня в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, которая была построена на пожертвования Ключевского лесхоза и предпринимателей Николая и Татьяны Литовченко. Службы совершались в летнее время ежемесячно. На крышу молитвенного дома в честь святителя Тихона патриарха Московского и Всея Руси села Новополтава был водружен крест, молебны, требы в храме также проводились регулярно, приезжали верующие из близлежащих сел. С четырех сторон в селах Ключи, Северка были возведены коленно-поклонные кресты на пожертвования предпринимателя В. П. Латышева.

В селе Ново-Вознесенка несколько раз служил Божественную литургию, а в таких селах как Истимис, Платовка, Покровка, Васильчуки, Целинный, Петухи служил молебны и совершал требы.

 В августе 2004 года в третий раз Владыкой Максимом был освящен закладной камень для строительства нового храма, вырыли котлован и залили основание под храм, место обнесли бетонными плитами. Совершал иерей Иоанн Булгару и паломнические поездки по святыням Алтайского края. Несколько лет подряд православные на пожертвования генерального директора ОАО «Ключевской элеватор» Ю. Н. Титова совершали поездки к местной чудотворной иконе Божией Матери в село Коробейниково Усть-Пристанского района. Посещали храм Николая Чудотворца города Славгорода, бывали в женском монастыре святой блаженной Ксении Петербургской в городе Яровое. Указом правящего архиерея от 17 ноября 2006 года под номером 163 иерей Иоанн Булгару был освобожден от обязанностей настоятеля Свято-Алексиевской церкви Архиерейского Подворья, а назначен иерей Павел Барабанов, который в июне 2014 года перевелся в Елецкую епархию.

 На его место 13 июля того же года прибыл новый священник Ярослав Гузеев, который служит и поныне. За время служения этих двух батюшек на Ключевском приходе был внесены изменения в здания Ключевского храма, а именно: пристроено крыльцо, обшита доской внутренняя часть храма, заменены деревянные окна на пластиковые. [171]

На пожертвование директора кредитного агентства Петуховой Ольги Рафаиловны возвели колокольню с пятью колоколами. В июле 2010 года епископ Барнаульский и Алтайский Максим освятил закладной камень в село Покровка в честь покрова Пресвятой Богородицы освятил закладной камень в село Покровка в честь покрова Пресвятой Богородицы[172].

Строительство шло на пожертвования благодетеля Игумнова Юрия Александровича, построившего церковь в память о своих родителях. Освящен храм в июне 2014 года епископом Барнаульским и Алтайским Сергием (ныне митрополит Барнаульский и Алтайский). В 2015 году возобновилось строительство нового храмового здания в районном центре Ключи благодаря первоначальному взносу Сергия митрополита Барнаульского и Алтайского и «КФХ Студенова М. К» (Приложение 2, рис. ). Так же активное участие в сооружении храма принимают директор «ООО Контакт» С. С. Павлов, ИП Бурмистров В. В., ИП. Камозин В. Ю., «КФХ Гукова А. В», «ИП Жук П. П. ». В 2017 году епископ Славгородский и Каменский Всеволод освятил закладной камень на деревянную церковь в село Новополтава, строительство которой осуществляется на пожертвования жителя города Москвы Алексея Александровича Конышева. Также на средства этого же благодетеля идет строительствохрама в честь Казанской иконы Божией Материв село Васильчуки. Предположительно храмовые здания в приписных селах будут построены к осени 2018 года. Алексей Александрович обновил библиотеку и церковную утварь храма Алексия человека Божия село Ключи. С Божьей помощью все планируемые мероприятия будут выполнены в срок, и вместе с возрождением храмов укрепится в сердцах и душах ключевских прихожан Православная вера.

Выводы по третьей главе. В начале 1990-х годов по всей России, в том числе и на Алтае стало возрастать число приходов.

В 1993 году в районном центре Ключи тщанием прихожан появился молитвенный дом и образовался приход. Власти передали в бессрочное пользование под молельный дом здания бывшего РК ДОСААФ и земельный участок общей площадью 652 кв. м. После передачи здания, верующие стали подготавливать его для проведения служб.

Возникли приписные приходы с молитвенными комнатами в селах Каип и Петухи.

В 2000 году при священнике Владимире епископом Антонием был освящен во второй раз закладной камень для строительства нового храмового здания

 С 2003 году в селах Ключи, Северка были возведены коленно-поклонные кресты, освящена часовня в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

В 2015 году возобновилось строительство нового храмового здания в районном центре Ключи.

Идет строительство храма в честь Казанской иконы Божией Материв село Васильчуки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...