Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв.




Глава 1. Строительство храмов и духовная жизнь на территории Ключевской и Каипской волостей в конце XIX – начале XX вв.

1. 1. Заселение исследуемой территории и состав населения

Заселение и хозяйственное освоение территории современного Ключевского района, расположенного в западной части Алтайского края и образованного в 1924 году, началось в середине XIX века. Первые упоминания в источниках о поселенцах в районе современных сел Северка и Ключи относятся к 1850-м годам, однако набеги кочевавших в этих местах казахов вынудили переселенцев перебраться в другие места[15]. Отмена крепостного права в 1861 году, открытие для переселения Алтайского горного округа в 1865 году и строительство Транссибирской железнодорожной магистрали резко увеличили поток желающих перебраться на место жительства в Сибирь. В 1874 году снова заселяются Ключи (деревня Ключевая), в 1880 году Северка (деревня Северная), в 1885 году Петухи (заселок Петухово). В 1888 году появляются Новая Полтава (заселок Новая Полтава) и Покровка (заселок Тютюн Кыстав), в 1892 году Каип (заселок Каип) и Истимис (заселок Истимис)[16]. В истории Ключевского района датой образования села Васильчуки (заселок Аймагуль) обозначены 1907[17] и 1900[18] годы, что не соответствует источникам. Список населенных мест Томской губернии на 1899 год уже содержит запись о заселке Аймагуль, в котором проживало в 17 крестьянских дворах 358 человек[19]. Эти сведения подтверждаются и церковными ведомостями, насчитывавшими в 1899 году в Аймагуле 37 прихожан ключевского Михайло-Архангельского храма в 5 дворах[20].  До 1892 года все эти населенные пункты входили в состав Нижне-Кулундинской волости Барнаульского округа (с 1897 года Барнаульского уезда), с 1892 года – в состав Покровской волости с центром в селе Волчиха. В начале XX века из Покровской волости выделились самостоятельные Ключевская и Каипская волости (Каипская состояла из одного села Каип)[21]. Более точных дат нет в опубликованных источниках и статьях по административно-территориальному делению Алтайского края, однако в документах Главного Управления Алтайского округа 1904 года село Новая Полтава отнесено к Михайловской волости с подзаголовком «из Покровской»[22]. Логично предположить, что сначала волость называлась именно Михайловской (так же, как и Покровская не по названию волостного села, а по названию прихода). В 1909 году уже встречаются названия Ключевская и Каипская волости. Вторая волна заселения связана с началом осуществления реформ П. А. Столыпина. В 1907-1909 годах появляются переселенческие участки Ново-Вознесенка (заселок Редель), Платовка (участок Ераско), Петровка (заселок Петровский) и другие, уже исчезнувшие населенные пункты[23]. В 1917 году Временное правительство разделило Томскую губернию на Томскую и Алтайскую, в составе последней образовался Славгородский уезд, куда и вошла изучаемая нами территория. С августа 1920 по май 1925 года Славгородский уезд входил в состав Омской губернии. В 1924 году началась очередная административно-территориальная реформа, в рамках которой был образован Ключевский район, с мая 1925 года входящий в состав Славгородского округа Сибирского края, с июля 1930 года в состав Славгородского округа Западно-Сибирского края, с сентября 1937 года в состав Алтайского края[24]. Район неоднократно менял свои границы, свои современные очертания приобрел в 1965 году. В религиозном отношении территория Ключевской и Каипской волостей в имперский период входила в состав Томской епархии, относясь с 1895 по 1914 годы к Благочинию № 37, с 1914 по 1917 годы к Благочинию № 53.

Этнический и религиозный состав переселенцев кратко может быть охарактеризован следующим образом: первопоселенцы (1850-1860-е годы) в основном были жителями соседних волостей или областей Сибири, то есть старожилами. Первая волна переселения (1870-1890-е годы) шла из центральных областей России (Воронежская, Курская, Пензенская, Тамбовская, Рязанская губернии), Украины (Черниговская и Полтавская губернии) и Белоруссии. Среди переселенцев этого периода было много старообрядцев и сектантов, уходящих подальше от власти. Так, первыми жителями Петухов были старообрядцы австрийского толка, а Покровку (Тютюнский Кыстав) основали молокане. Вторая (столыпинская) волна была в основном малороссийской и канонически православной, но при этом из европейских губерний начали прибывать баптисты, оказавшиеся гораздо более серьезными соперниками в борьбе за души людские. Как писалось в Отчете о состоянии расколо-сектантства в пределах Томской епархии за 1910-1911 годы: «…наконец, за самые уже последние годы излился в епархию из внутренних губерний и наводил все - и самые отдаленные углы ее - бурный, неудержимый поток переселенческий, принеся на волнах своих и осадив почти повсеместно, одновременно с истинными последователями Христа, и баптистов. Эти последние, рассеявшись по необъятному пространству Епархии, оказавшись единицами в старожильских селениях или в бесчисленных вновь образовавшихся заселках с православным населением, первое время и сами «страха ради иудейска» в глубине души своей затаили свое отступничество, на­ружно исполняя все обряды православной церкви, не выдавая ничем своих религиозных воззрений, но, то было лишь затишье пред бурей»[25].

Население росло быстрыми темпами. Село Каип появляется в 1892 году, а уже в 1898 году, согласно клировым ведомостям, в306 дворах в нем проживает 1226 мужчин и 1148 женщин (Приложение 1, табл. 1-14); в 1901 году в селе уже 509 дворов и 3950 жителей; в 1905 году - 622 двора и 4879 жителей, в 1911 году- 785 дворов и 5249 жителей. В Ключах в 1897 году 17 дворов и 185 жителей, в 1899 году, к моменту освящения церкви, 115 дворов и 851 житель; в 1905 году - 393 двора и 2155 жителей, к 1911 году - 385 дворов и 3020 жителей. В этом же 1911 году в Васильчуках уже проживает 2986 жителей, в Новополтаве 1423 человека, в Петухах 2345 жителей, в Северке - 1600, в Истимисе - 2015. Даже если учесть, что данные клировых ведомостей серьезно расходятся с официальной статистикой, тенденция не меняется, ведомости лишь занижают общее количество жителей. Так, согласно «Списку населенных мест Томской губернии» в 1911 году в Каипе проживало 6162 человека, в Ключах - 3126, в Васильчуках - 2470, в Новополтаве 1513, в Петухах 2917, в Северке - 1618, в Истимисе - 2150[26].

Демографические процессы на изучаемой территории ставили перед сельским священником чрезвычайно сложные задачи: на одного священника - неоднородная паства из старожилов, новоприбывших и столыпинских переселенцев, отличающихся друг от друга культурными обычаями и традициями, языковыми диалектами, как правило, не очень богатых (иначе вряд ли пустились бы в дальнюю дорогу), обремененных пороками и вредными привычками (первейшая из них – пьянство), расселенных от центра прихода на 15-25 верст и постоянно меняющих свое место обитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...