Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Московский государственный университет




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Факультет глобальных процессов

Кафедра геополитики

 

 

Красникова Екатерина Дмитриевна

 

«НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТЭС»

 

Дипломная работа

студента 5 курса

 

 

Студент

Научный руководитель:

кандидат экономических наук,

доцент – Васильева Н. И.

 

Рецензент:

 

Заведующий кафедрой:

доктор исторических наук,

профессор – Абылгазиев И. И.

Ответственный секретарь кафедры:

кандидат исторических наук,

Васецова Е. С.

Работа сдана

 

Москва – 2013

АННОТАЦИЯ

Отчет 107 с., 2 гл., 7 табл., 101 источник.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, РЕГИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ СО СТРАНАМИ АТЭС.

Цель работы –разработка стратегических предложений по наращиванию потенциала торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с экономиками - участницами АТЭС с учетом необходимости:

· обеспечения структурной перестройки и модернизации региональной экономики Сибири и Дальнего Востока (с одной стороны),

· формирования адекватных реальных и взаимовыгодных условий, способствующих углублению инвестиционного, торгового и хозяйственного, технологического и инновационного партнерства (с другой стороны).

Объект исследования –торгово-экономический потенциал и основные направления и сферы сотрудничества РФ с экономиками АТЭС. Предмет исследования - пути эффективного наращивания потенциала торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС, цель которых – реализация принципа взаимовыгодности и адекватности полученных результатов национальным экономическим интересам РФ.

В работе рассмотрены теоретические и общие аспекты современного состояния экономического сотрудничества России со странами АТЭС.

В аналитической части выполнено исследование, выявляющее перспективные сферы регионального торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТЭС в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определены проблемы, осложняющие экономическое взаимодействие регионов Дальневосточного Федерального округа со странами АТЭС, проанализированы основные негативные факторы экономического характера, влияющие на роль и место Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:

АННОТАЦИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН АТЭС

1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ СО СТРАНАМИ АТЭС

1. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТЭС

1. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТЭС

1. 3. 1. «БОЛЬШОЙ КИТАЙ»

1. 3. 2. ЮЖНАЯ КОРЕЯ И ЯПОНИЯ

2. РОССИЙСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ СО СТРАНАМИ АТЭС

2. 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕННЦИАЛА ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ АТЭС

2. 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНМИ АТЭС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ:

АСЕАН

АТР

АТЭС

БАМ

ВАС

ВВП

ВПК

ВРП

ВСТО

ГЧП

ДФО

ИДВ РАН

ИМЭМО

ИЭИ ДВО РАН

к. э. н.

ППС

Прим. автора

РАН

РАЕН

РК

САР

СВА

СП

т. д.

Транссиб

ЮВА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что Азиатско – Тихоокеанский регион является крупнейшим по масштабам и одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Именно здесь формируется новый передовой экономико-политический и геостратегический центр, где сталкиваются интересы ведущих мировых держав – США, Китая, Японии, России и стран АСЕАН.

На фоне интеграционных процессов, происходящих в АТР, АТЭС представляет собой крупнейшее и наиболее амбициозное экономическое объединение. На долю экономик - участниц АТЭС приходится более 53% мирового ВВП (по ППС) и 44% объема мировой торговли, при этом уровень ВВП на душу населения на 40% выше средне-мирового уровня. [1] В настоящее время основными игроками в АТР на территории Северо–Восточной Азии являются КНР, Япония и Республика Корея. Доля внешнеторгового оборота этих стран составляет более, чем 2/3 от общего объема товарооборота стран СВА. Характерная особенность интеграционных процессов в данном регионе - многоуровневость. В данном регионе отсутствует тесная структура межгосударственной координации, как, например, в Европейском Союзе. Таким образом интеграционные процессы между вышеупомянутыми экономическими лидерами СВА происходят на трех уровнях:

· двустороннего межгосударственного сотрудничества,

· сотрудничества в рамках субрегиональных группировок типа АСЕАН,

· на уровне форума АТЭС.

Учитывая, что в многоуровневой иерархии интеграционных процессов в АТР АТЭС занимает наивысший уровень, то есть представляет собой интеграционное объединение глобального масштаба, можно говорить о постепенном превращении АТЭС в универсальную межгосударственную координирующую институциональную организацию.

Организация форума АТЭС была основана в 1989 году на совещании министров иностранных дел и финансов 12 стран Азиатско – Тихоокеанского региона. Сегодня АТЭС объединяет 21 экономику, в том числе Россию (принято употреблять именно этот термин для участников АТЭС, так как Тайвань и Гонконг не являясь независимыми странами, являются полноправными членами АТЭС). Основной целью АТЭС является обеспечение устойчивого экономического роста и процветания в АТР. Главные направления деятельности АТЭС сводятся к четырем аспектам:

· либерализация инвестиционного режима и создание открытого торгового режима,

· облегчение условий ведения бизнеса в АТР,

· экономическая и технологическая международная кооперация,

· улучшение качества людских ресурсов в этом субрегионе.

Эффективное сотрудничество и решение проблем в данных областях актуально и для Российской Федерации. Таким образом, экономическое сотрудничество России со странами АТЭС может дать импульс для решении целого ряда приоритетных задач и проблем Российской экономики, обеспечивая одновременно активизацию ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в данном субрегионе. Необходимым критерием полноценного включения России в разделение труда данного субрегиона является повышение регулирующей роли государства. Регулирующие функции государства должны быть направлены на обеспечение:

· выполнения взаимных обязательств федерального центра и регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера,

· повышения транспарентности предпринимательской деятельности,

· предсказуемости развития предпринимательской среды в стране (как для внутренних, так и для иностранных инвесторов),

· исполнения сметных нормативов ценообразования (во избежание применения коррупционных схем).

Программы финансирования из центра должны осуществляться с целью всемерного развития хозяйствующих субъектов Дальневосточного региона. Усовершенствования в таких секторах экономики Дальнего Востока, как транспорт, оборона, добыча и переработка полезных ископаемых, рыболовство и т. д. – представляются ключевыми критериями для повышения экономического потенциала России в развитии сотрудничества со странами АТЭС. Важно, чтобы привлечение иностранных инвестиций и расширение экономических связей подчинялись целям стратегии национального экономического развития страны в целом, а не были направлены исключительно на развитие отдельных ее частей.

Учитывая, что в 90-е годы Россия преимущественно ориентировалась на Запад, восточные направления внешнеэкономической деятельности были сильно ослаблены, что привело к потере позиций России в экономике Китая, Японии, КНДР, Индии, Монголии, Вьетнаме и странах АСЕАН. Как следствия довольно длительного игнорирования восточного внешнеэкономического направления, Россия пока слабо участвует в интеграционных процессах в  АТР. В этих условиях Россия рассматривается рядом стран АТЭС с позиций источника ресурсного обеспечения, особенно это актуально для стран и территорий с высоким инвестиционным потенциалом и нехваткой энергоносителей (таких как Сингапур, Тайвань, Гонконг). Менее развитые страны, как, например, Вьетнам, КНДР, Монголия – экономические партнеры еще СССР – помимо ресурсной базы Дальнего Востока России заинтересованы в возможности использования разработок еще " доперестроечного" периода.

В последние десятилетия появилось немало научных работ, посвященных проблемам развития Дальнего Востока России и экономик, входящих в состав АТЭС. Однако в работах не был представлен всесторонний анализ потенциала развития основных векторов внешнеэкономического сотрудничества России и АТЭС, который учитывал бы необходимость:

· развития России, как экономически и территориально целостной единицы,

· разработки и применения адекватной стратегии структурной модернизации и перестройки национального хозяйства РФ,

· гибкого и компромиссного согласования интересов и потенциала преимущественно регионов Дальнего Востока России с предложениями и потребностями контрагентов из экономик АТЭС,

· выявления наиболее эффективных направлений для активизации экономического сотрудничества России в целом и Дальневосточного региона в частности с членами АТЭС.

Не вызывает сомнения, что России в век глобализации и усиления интеграционных процессов необходимо укреплять свои экономические позиции в АТР, прежде всего путем активного участия в деятельности АТЭС. Все вышесказанное определяет степень актуальности выбранной темы.

Степень научной разработанности темы дипломной работы. В качестве методологической основы для анализа возможностей и определения потенциала торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и стран АТЭС использовался системный подход. Для анализа статистической базы, представленной в статистических сборниках РФ и стран АТЭС (как организации в целом, так и отдельных экономик-участниц в частности) использовались экономико-статистические методы исследования, на основании которых были сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях сотрудничества России в АТР.

Теоретическую базу исследования составили работы российских ученых, занимающихся вопросами сотрудничества России с партнерами из  АТЭС, таких как С. Алабян и А. Барковский, академик РАН А. Гранберг, директор ИМЭМО РАН А. Дынкин, академик РАЕН А. Коржубаев, директор ИЭИ ДВО РАН П. Минакир, директор ИДВ РАН М. Титаренко[2]. Кроме того, дипломная работа опирается на исследования и других российских ученых, затрагивающих проблемы социально-экономического развития стран АТЭС, таких как Д. Гордиенко, C. Лузянин, В. Мазырин и другие. [3] Для анализа текущего состояния торгово-экономического сотрудничества России с членами АТЭС и оценки перспектив его расширения и углубления использовались данные аналитических справочников о сотрудничестве России и АТЭС, изданные Институтом Дальнего Востока Российской Академии Наук совместно с Министерством Иностранных Дел РФ. Так же использовались работы, опубликованные в Центре современных исследований по Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанскому региону (Россия), Университете Беркли, Стэндфордском Университете (США), Hанькайском университете (КНР).  Несмотря на внушительное количество публикаций по вопросам сотрудничества России и стран АТЭС, ряд проблем был недостаточно изучен. Так, например, без научного внимания остались области комплексного анализа, касающегося оптимизации внутрирегиональной хозяйственной деятельности и межрегионального сотрудничества с целью повышения региональной конкурентоспособности для формирования потенциала их сотрудничества со странами АТЭС. Кроме того, недостаточно изучены перспективы адаптации к Российской экономической реальности опыта стран АТЭС по применению программно-целевого подхода в реализации стратегии развития партнерского сотрудничества.

Целью данного исследования является разработка стратегических предложений по наращиванию потенциала торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с экономиками - участницами АТЭС с учетом необходимости:

· обеспечения структурной перестройки и модернизации региональной экономики Сибири и Дальнего Востока (с одной стороны),

· формирования адекватных реальных и взаимовыгодных условий, способствующих углублению инвестиционного, торгового и хозяйственного, технологического и инновационного партнерства (с другой стороны).

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

· исследовать современное состояние регионального и глобального торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС и определить основные направления взаимодействия, выделить наиболее перспективные области кооперации, определить потенциал инновационной составляющей этих сфер и пути его увеличения;

· с учетом непредсказуемо изменяющейся экономической ситуации (в результате мирового финансового кризиса) выявить основные тенденции в развитии сотрудничества России со странами, обладающими высоким экономическим потенциалом – КНР, Республикой Корея и Японией;

· выявить ключевые направления приграничного партнерства, с целью формирования зон с особым экономическим режимом для придания импульса развитию территории Дальневосточных регионов РФ;

· определить основные конкурентоспособные области сотрудничества РФ с Азиатско-Тихоокеанскими странами в рамках форума АТЭС, исходя из национальных экономических интересов России в АТР;

· оценить масштаб и значимость торгово-экономического партнерства и сотрудничества РФ и КНР;

· выявить основные методы повышения роли государства в реализации целевых мер регионального развития и применения программ торгово-экономического партнерства, опираясь на опыт стран АТЭС.

Научная гипотеза:

На основании сравнительного анализа объема, интенсивности и структуры торгово-экономического сотрудничества РФ и стран СВА (Японии, КНР и Республики Корея) можно утверждать в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что КНР, наряду с тем, что является активным членом ШОС и имеет двусторонние соглашения стратегического пратнерства с Россией, является к тому же ведущим партнером РФ среди стран АТЭС, который увеличивает интенсификацию российского участия в деятельности данного форума. Что же касается Японии и Республики Корея, то на сегодняшний день они могут только косвенно повлиять на эффективность торгово-экономического сотрудничества России в рамках АТЭС.

Методологической и теоретической основой данного исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых экономистов, политологов, социологов и историков, исследователей сферы торгово-экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При проведении данного исследования и изложения материала нашли применение общенаучные подходы (материалистический, системный и др. ) и методы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, методы логического моделирования, теоретического и эмпирического исследования, исторический метод, сравнительный и статистический анализ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...