Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборонно-техническое сотрудничество




ОБОРОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

         В последние десятилетия страны восточноазиатского региона занимают одно из центральных мест в приоретах российского оборонно-технического сотрудничества[17]. Страны АТР характерезуются не только высокими темпами экономического роста, но постоянно увеличивающимися расходами на оборону, что делает их перспективными партнерами для военного экспорта РФ. Многолетний опыт сотрудничества России с такими странами, как Китай, Вьетнам, Индия и др. в сфере ОПК позволяет РФ занимать довольно прочные позиции на региональном рынке, что с каждым годом становится все проблематичнее в виду появления новых сильных конкурентов.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЯ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

Географическое положение России дает ей беспрецедентное преимущество. Россия издревле считалась естественным транспортным и коммуникационным мостом между Европой и Азией. Для обеспечения транспортной связи используются две основные железнодорожные магистрали:

· Транссиб,

· БАМ.

Однако, техническое состояние железнодорожного полотна не отвечает

нынешним требованиям для осуществления удобных и быстрых грузоперевозок. Ситуация отягчается еще и тем, что уровень перевалочного тарифа через Дальневосточный регион и Сибирь необоснованно высок, таким образом импорт и транзит, идущие с этого направления невыгодны.

    К сожалению, из-за обострения на Корейском полуострове на неопределенный срок заморожен проект трансевразийской магистрали (стыковка Транссиба с транскорейской веткой), которая смогла бы составить конкуренцию морским путям из Азии в Европу. В то время пока Россия не извлекает выгоду из своего географического положения, стали появляться планы по возрождению «Великого Шелкового пути» в обход РФ.

    Немаловажными для стран АТЭС и России являются и морские коммуникации. Морская коммуникация (преимущественно контейнерные перевозки) между странами АТЭС и Россией обеспечивается в основном судами Республики Корея и Японии. Такой расклад негативно влияет на конкурентоспособность российских производителей, так как значительно растут транспортные издержки. Чтобы немного подправить положение в Приморье с 2009 года ведутся крупномасштабные работы по строительству крупнотоннажных современных верфей. Данные проекты осуществляются с привлечением как российского, так и иностранного капитала.

 

ВЫВОД:

В последние десятилетия направленность российской инвестиционной активности стала ориентироваться на регионы Дальнего Востока и Сибири. В самое ближайшее время принятые меры, направленные на:

· подъем и развитие производительного потенциала Дальнего Востока и Сибири,

· внедрение российской экономики в интеграционные процессы АТР

могут дать видимые экономические результаты и практическую отдачу.   

Показатели результативности проведенных мер, по мнению российского научного сообщества, напрямую зависят от того, по какому пути будет идти развитие российского дальневосточного региона. В случае, если внутрироссийское экономическое развитие будет продолжаться в среднесрочной перспективе в рамках сырьевой и ресурсодобывающей модели, участие России в региональных экономических процессах будет происходить на невыгодных ей условиях, и РФ со временем превратиться из субъекта регионального развития в объект соперничества внешнх сил. В случае же, если оно пойдет по инновационному пути, Россия закрепится как один из направляющих факторов регионального развития[18].

    Во многом результаты сотрудничества РФ и экономик АТЭС определяются инициативностью и усилиями частного сектора и исполнительной власти субъектов РФ, которые должны быть направлены на достижение эффективности этого сотрудничества. Особое значение имеет развитие системы прямых контактов между представителями предпренимательских кругов РФ и АТЭС. По итогу, именно от деловых кругов стран будет зависеть масштаб и эффективность торгово-экономического сотрудничества. При этом важно, чтобы федеральная власть смогла дать стратегические ориентиры для российского бизнеса в АТР, в контексте которых предпренимательские круги смогли бы четко сформулировать свои собственные цели.

    В последние несколько лет форум АТЭС сфокусировался на разработке и реализации структурных реформ, которые позволили бы усовершенствовать систему корпоративного и государственного управления, создать базу для честной конкуренци, разработать регулирующие реформы и программу развития экономической и юридической инфраструктуры. Цели, которые преследует АТЭС близки и РФ. Однако для их достижения России требуется комплексная модернизация в области корпоративного управления, либерализации экономики, возрождения работоспособного института права и создания развитых демократических институтов. Усовершенствования во всех этих сферах можно добиться, используя сотрудничество с АТЭС в целом и с рабочими группами АТЭС в частности.

    Сейчас АТЭС претерпевает трансформацию, чтобы соответсвовать нынешней экономической парадигме и отвечать новым вызовам современности. Изменились проблемы – изменился и подход к их решению. Например, проблемы с таможенным налогоообложением в АТР в большинстве случаев решены (или находятся в процессе решения), но появилась новая форма проблем - «после границы», связанных с увеличением таможенных тарифов, провозом контрабанды, ввозом некачественной продукции и т. д. Решение данных проблем будет находится в ведении различных рабочих органов АТЭС. В обозримом будущем АТЭС расчитывает унифицировать и стандартизировать процесс торговли для всех стран АТР. Для России эти проблемы также актуальны, особенно, если учесть, что РФ по срокам реализации импортно-экспортных операций очень сильно уступает остальным членам АТЭС.

    Относительно недавно в Японии под редакцией бывшего посла в России К. Ватанабе был опубликован сборник эссе по теме: «Как вовлечь Россию в дела АТР и какова будет взаимная выгода от ее интеграции в регион? ». Над сборником работали известные специалисты из 6 азиатских стран: Японии, Китая, Южной Кореи, Филиппин, Таиланда, Сингапура. Главной задачей экспертов являлось предоставление оценки торгово-экономического потенциала России и полезность от ее интеграции в экономические процессы АТР исходя из национальных интересов своих стран. Особенность всех без исключения работ, как подчеркивает К. Ватанабе, это отсутствие в них даже малейшего намека на «образ» РФ как государства, от которого может исходить какая-либо угроза безопасности и

миру в регионе[19]. По мнению авторов сборника, России требуется экономическая помощь и поддержка для развития Дальневосточного региона. Кроме того, авторы придерживаются позиции, что России сможет стать активным участником эффективной экономической интеграции в АТР в том случае, если «стабилизируются все обстоятельства в самой России и окончательно определится путь, по которому пойдет страна»[20].

    Необходимость укрепления позиций России и ее стабильного экономического присутствия в АТР – наиболее динамично развивающемся регионе 21 века – является ключевым параметром для ведения успешной внешнеэкономической деятельности на восточном направлении. России необходим решительный и долгосрочный поворот на Восток. Однако, как говорилось ранее, в первую очередь Россия должна справится с проблемами внутреннего характера (социально-экономического развития азиатской части страны, увеличение экономического потенциала Дальнего Востока путем развития транспортной и финансовой инфраструктуры в этих регионах), создание экономически целостной державы, определение национальных интересов страны в АТР и конкретных потребностей и ожиданий регионов от сотрудничества с экономиками АТЭС) и только затем постепенно интегрироваться в экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конкретно сейчас позиции России в АТР довольно уязвимы в силу таких обстоятельств, как:

· жесткие климатические условия Дальнего Востока и Сибири (что в свою очередь является причиной слабого демографического присутствия и очагового типа расселения населения),

· низкий уровень транспортно-коммуникационной инфраструктуры,

· социокультурная и экономическая изолированность Дальнего Востока от европейской части России,

· низкая вертикальная и горизонтальная концентрация капитала[21] при слабости финансовой инфраструктуры.  

Таким образом, меры по модернизации и подъему региональных экономик Сибири и Дальнего Востока являются ключевым параметром для успеха в осуществлении реальной интеграции России в экономическое пространство АТР.

На фоне процессов глобализации, отталкиваясь от которых страны вынуждены формировать свои национальные интересы, стало видно, что предпочтительным путем развития человечества после преодоления глобального экономического кризиса, является не политика, основанная на «балансе сил» под монопольным руководством какой-либо сверхдержавы, а переход к «стратегии соразвития». Непременным условием реализации стратегии соразвития является разработка практических шагов в целях создания единой глобальной экономической, научно-технической, энергетической и социокультурной политики. Азиатско-Тихоокеанский регион – как один из самых динамично развивающихся узлов международного синергетического потенциала – наиболее подходящее место для осуществления политики международного соразвития, а форум АТЭС – площадкой для интеграции в экономическую парадигму АТР. В конечном итоге именно сотрудничество с экономиками АТЭС расширит возможности России в АТР, позволит укрепить экономическое присутствие в регионе и придать ему больший вес.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...