2. Российский потенциал и перспективные сферы экономического сотрудничества РФ со странами АТЭС
2. РОССИЙСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ СО СТРАНАМИ АТЭС 2. 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕННЦИАЛА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ АТЭС
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает чуть более трети территории Российской Федерации. В состав ДФО входят: Амурская область, Еврейская АО, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотская АО. Перспективы развития Дальнего Востока в контексте выстраивания новой системы внешнеэкономических связей с ведущими странами АТР представляются весьма неопределенными. Прежде всего это связано некоторыми особенностями Дальневосточного Федерального округа (составлено на основе данных Федеральной службы государственной статистики[47]): · масштабность территории и малочисленность населения (ДФО занимает 36, 4% территории Российской Федерации при этом население данной терриории составляет всего 6265, 8 тысяч человек или 4, 4% от общей численности населения страны. ), · неравномерность рассредоточения ресурсов: природных, технологических, человеческих (Наиболее активными в экономическом плане территориями являются южные территории ДФО. Так, в Приморском крае сосредоточено около 31% производственных мощностей ДФО. Статистические данные свидетельствуют о положительной динамике роста инвестиций в основной капитал ДФО (инвестиции на душу населения в среднем в два раз выше среднего уровня по стране), однако высокие показатели данного параметра достигаются преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций в сахалинские проекты нефтегазовой шельфовой разработки. При этом важно отметить, что инвестиции в данные проекты слабо влияют на рост валового регионального продукта и в целом на развитие производства в масштабах всего ДФО. )
· ресурсное богатсво и обширность территории, соседствует с невысоким уровнем жизни и социального-экономического развития (В Дальневосточном Федеральном округе производится менее 5% от общего числа российских валовых региональных продуктов, но при таком низком показателе ВРП стоимость жизни в регионе примерно на 40% выше среднестранового показателя. Это безусловно отражается на росте доли населения за чертой бедности, которая выше, чем в среднем по стране. Кроме того, ДФО занимает последнее место по таким показателям, как: налоговые поступления в федеральный бюджет, доля транспортных дорог с твердым покрытием, по стоимости основных фондов, а так же по производству и распределению электроэнергии, воды и газа внутри региона. ) · ДФО обладает высоким потенциалом и всеми необходимыми факторами для вхождения в экономическую систему АТР, однако интеграционные процессы слабо развиваются (Важно отметить, что экономическая деятельность приграничных, в основном южных, территорий в большей степени направлена на страны СВА, чем на АТР. Это обусловлено прежде всего географической близостью, но не является результатом интеграционных процессов. Таким образом приграничные территории Дальнего Востока не обеспечивают экономической интеграции в АТР. Основным фактором, ограничивающим интеграционные процессы, является низкий уровень хозяйственного освоения непосредственно приграничных территорий ДФО. ) · богатая сырьевая база и неразвитость социальной, производственной и финансовой инфраструктуры (Более половины национального богатства ДФО приходится на республику Саха (Якутия), затем следуют Сахалинская область и Приморский край с 12, 2% и 9, 4% соответственно, четвертое место делят Магаданская область и Хабаровский край – 7, 4%, самые скромные показатели в Чукотской АО, Камчатском крае и Еврейской АО (1, 3%, 0, 7% и 0, 2%). Но при этом по показателю объема промышленного производства лидирует Сахалинская область, Хабаровский край и Еврейская АО[48]).
После распада СССР, страна пошла по пути рыночного реформирования экономики. Учитывая, что Россия проводила политику «шоковой терапии», многие региональные предприятия не были готовы к таким решительным экономическим переменам, что и явилось причиной гибели многих производств на фоне неготовности к рыночным условиям. Издержки производства в регионах Дальневосточного Федерального округа сильно возросли, что послужило причиной для ограничения доступа дальневосточной продукции на другие российские рынки в связи с их неконкурентоспособностью. Сложившиеся условия фактически придали импульс для ориентации торгово-экономической деятельности ДФО на АТР. В 1996 году курс на интеграцию в АТР был официально утвержден и продекларирован в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года»[49]. Сейчас основные тезисы данной программы отражены в аналогичном документе со сроком действия до 2013 года. Приоритеными стратегическими направлениями ныне существующей федеральной целевой программы является интенсификация экономических интеграционных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно со странами СВА. В документе дается перечень практических мер по активизации торгово-экономического сотрудничества с экономиками АТР, в том числе расписан план по созданию институциональной базы для привлечения иностранных инвестиций в дальневосточную экономику. Однако, заявленные задачи имеют некоторый декларативный характер, так как не подкреплены достаточными финансовыми ресурсами и практическими деяствиями федеральных властей по реализации намеченного курса. Государство весьма скромно участвует в финансировании государственно-частных проектов и не обеспечивает надлежащего уровня институциональной поддержки, как, например, предоставление федеральных гарантий экспортных кредитов, различных льготных условий и иных преференций а также адекватных законодательных условий.
Что касается конкурентоспособности ДФО, то она является довольно низкой. Это связано прежде всего с суровостью природно-климатических условий, низким уровнем транспортной инфраструктуры и технологической базы, следствием которых является повышение производственных издержек на изготовление продукции. Кроме того, на низкий уровень конкурентоспособности ДФО влияют такие факторы, как сравнительно невысокий уровень заработной платы и высокая налоговая нагрузка. Таким образом Дальний Восток может выйти на несырьевые рынки АТР, заняв относительно «узкую» нишу, где факторы производства смогут быть менее, чем удовлетворительными, но отчасти компенсированными за счет сравнительно квалифицированной рабочей силы. Экономическая ситуация и процессы в ДФО диаметрально противоположны основным тенденциям, проистекающим в АТР. Страны-лидеры Азиатско-Тихоокеанского региона переживают стремительный экономический рост, который сопровождается реформированием и модернизацией существующих экономических систем. Это проявляется не только в рамках совершенствования экономических процессов отдельной страны, но и в изменениях приоритетов внешнеторговой деятельности. Например, в экспортной структуре наиболее продвинутых стран наблюдается понижение доли сырьевой продукции, ориентация на создание масштабных производств различной специализации. Конкурентоспособность такого рода производств повышается за счет снижения издержек на единицу продукции или услуг и за счет экономии от масштаба. В нынешних условиях передовые экономики АТР модернизируют свои экономические системы исходя из необходимости переориентации на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Такая экономическая политика благотворно влияет на углубление и расширение внешнеэкономической интеграции в регионе, особенно, если учесть, что страны АТР постепенно либерализуют свою внешнеторговую деятельность, совершенствуют производственную структуру и структуру своего экспорта, формируют условия для создания транснациональных корпораций и передачи отдельных производств или его частей на аутсорсинг.
Кроме того, еще одним фактором, ограничиващим развитие экономического потенциала ДФО является низкий уровень транспортной инфраструктуры. Низкая транспортная доступность, не только негативно сказывается на осуществлении различного рода транзита, но и блокирует развитие производств природно-сырьевой направленности в труднодоступных регионах. В связи со специфическими природными условиями ДФО и высоким уровнем коррупции в регионе, издержки на строительство дорог чрезмерно высоки. В результате большинство регионов ДФО и Забайкалья не обеспечены дорожным полотном для внутри- и межрегиональной транспортной коммуникации. Проблема траспортной доступности косвенно решается на федеральном уровне, в рамках программ расширения промышленного производства, разработки новых месторождений и вовлечения новых территорий азиатской части страны в хозяйственную деятельность, что безусловно требует развития транспортных коммуникаций. Помимо низкого уровня развитости автотранспортной инфраструктуры, в Дальневосточном регионе существуют и другие проблемы, как, например, низкая пропускная способность железнодорожных магистралей, малые перевалочные мощности портов, отсутствие достаточной и равномерной плотности электрических сетей. Все эти факторы существенно ограничивают развитие экономического потенциала ДФО, в том числе и внешнеторгового. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что для формирования торгово-экономического потенциала ДФО, в первую очередь необходимо поднять уровень транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса (имеется ввиду производство и доставка потребителям электроэнергии). Данные отрасли указаны в числе приоритетных в ныне действующей федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»[50]. Помимо указанных направлений, среди приоритетов обозначены следующие: · финансирование строительства и реконструкции региональной сети автодорог, обеспечивающих связь между населенными пунктами и важнейшими экономическими объектами, · обновление портовых объектов, · развитие авиакоммуникаций и перевозок, · строительство объектов железнодорожной инфраструктуры,
· планы расширения железнодорожных коммуникаций и их пропускной способности (в том числе строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Кердем – Якутск, которая обеспечит связь с действующей железнодорожной сетью страны, строительство развязки на участке Находка, строительство мостового перехода через реку Лена; увеличение пропускной способности Транссиба, реконструкция с целью увеличения пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), · строительство и реконструкция порядка 59 объектов топливно-энергетического комплекса, что позволит обеспечить энергоснабжение региональных населенных пунктов и экономических объектов[51]. Данные проблемные вопросы являются насущными в подавляющем количестве регионов ДФО. Что касается уровня социально-экономического развития регионов ДФО, то он весьма неоднороден. Размежевание регионов по показателям экономического развития произошло, главным образом, в период перехода российской экономики на рыночные принципы функционирования. Ослабление влияния федерального центра по-разному отразилось на региональных экономиках ДФО: одни регионы впали в экономическую депрессию, не сумев подстроится под сложившиеся условия, другие – напротив преуспели (получив необходимые полномочия от федерального центра по контролю за ресурсами, регионы стали постепенно перестраивать свою экономику, развивая отрасли, направленные на экспорт и межрегиональные экономические связи). Важно отметить, что на социально-экономическое развитие регионов повлияло объективное различие в геоклиматических условиях, что безусловно сказалось на возможности развития производственной базы и в некоторой степени предопределило разницу в пределах устойчивого развития. Помимо прочего, такая неравномерность во многом определяется рядом факторов объективного характера такими, как обеспеченность природными ресурсами, исторически сложившаяся инфраструктура, геоклиматические условия, особенности менталитета населения и др. Важно отметить, что Следует также отметить, что положение регионов ДФО усугубляется такими параметрами, как преимущественно сырьевая специализация, высокие издержки производства на единицу продукции, отдаленность от федерального центра и, следовательно, проблематичность доставки дальневосточной продукции на рынки европейской части России. Эти факторы резко ограничивают межрегиональный обмен между европейской и азиатской частью страны. Кроме того, после проведенной в 1990-е гг. либерализации цен и тарифов, ДФО столкнулся с проблемой неконтролируемого роста этих цен и тарифов (прежде всего это касается сферы тепло- и энергоснабжения регионов, транспортного обслуживания). Подобное положение дел привело регионы ДФО либо в состояние экономической стагнации, либо экономической депрессии. Такая ситуация продолжается и по настоящее время, что, безусловно, негативно сказывается на конкурентоспособности ДФО и препятсвует полноценному развитию дальневосточного потенциала. В представленной ниже таблице рассмотрен современный социально-экономический уровень развития регионов Дальневосточного Федерального округа (табл. 3). Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|