Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. 2. Перспективные сферы экономического взаимодействия России со странми АТЭС




2. 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ СО СТРАНМИ АТЭС

В системе торгово-экономического взаимодействия России и стран АТЭС выделяются три основных направления взаимодействия, которым отдается взаимное предпочтение: энергетический комплекс, транспортная инфраструктура, трудовые ресурсы.

ЭНЕРГЕТИКА

Наиболее значимой сферой сотрудничества представляется энергетика. Особенно, учитывая, что подавляющее большинство стран АТР сталкивается с проблемой недостаточной обеспеченности их растущего экономического потенциала достаточным объемом энергоносителей (имеется ввиду нефть, газ и уголь). Данная проблема является следствием либо малого объема ресурсной базы на территории этих стран, либо полного отсутствия у этих стран своих месторождений углеводородов (и, как результат, они сталкиваются с необходимостью покупки энергоносителей в других регионах мира, преимущественно в странах Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки). На сегодняшний день в АТР, наиболее значительным ресурсныи потенциалом обладает только РФ. Ряд стран Юго-Восточной Азии, как КНР, Вьетнам и Индонезия располагают сравнительно небольшими объемами энергоносителей, но этих объемов будет недостаточно по мере повышения их экономического роста.

Что касается потребления энергоресурсов, то лидером по данному показателю в АТР является Китай. Ко всему прочему КНР является вторым (после США) крупнейшим потребителем первичной энергии в мире (доля КНР – более 10% от мирового потребления энергии). Значительная составляющая энергетического баланса КНР – сырая нефть, и ежегодно доля этого ресурса в энергобалансе страны увеличивается. Начиная с 80-х гг. 21 века КНР наращивал объемы производства нефтепродуктов, однако потребности экономического развития страны росли опережающими  темпами, и вскоре Китай столкнулся с проблемой дифицита энергоресурсов. Для решения возникшей проблемы правительство КНР было вынуждено значительно увеличить производство угля и увеличить объем импортных поставок нефти. КНР нуждается в нефти. Об этом свидетельствуют показатели структуры китайского потребления энергоносителей в период с 1978 по 2008 год, где доля потребления нефти в разы выше, чем доля производства, в то время как по остальным энергоресурсам наоборт - доля производства выше доли потребления[68].

Теоретически нехватку энергоресурсов в Китая можно было бы компенсировать за счет увеличения доли в производстве и потреблении природного газа и/или гидроресурсов. Однако возможности производства снижаются на фоне все увеличивающего потребления. Например, начиная с июля 2012 года введена в эксплуатацию крупномасштабная гидроэлектростанция Санься на реке Янцзы. Изначально предполпгалось, что ГЭС Санься будет покрывать порядка 10% потребности КНР в электроэнергии, однако за годы строительства ГЭС потребности Китая значительно выросли, и по факту, в 2011 году Санься выработала всего 1, 7% от объема всего китайского электричества[69].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе китайская экономика будет находится в состоянии ощутимой зависимости от импорта энергоресурсов. Поэтому перспектива наращивания потенциала сотрудничества РФ и КНР в сфере энергетики выглядит обоснованной, целесообразной и отвечающей потребностям двух стран. Однако, следует учесть, что в настоящий момент возможности РФ по обеспечению КНР необходимыми объемами ресурсов весьма ограничены, так как за неимением надлежащей энергетической инфраструктуры экспорт нефти из России в Китай ограничен пропускной способностью Транссиба.

    Вопросы энергетической безопасности и проблемы дефицита инергоресурсов актуальны не только для конкретных стран АТР, но и для всего мирового сообщество в целом. Сегодня в основе проблем энергетической безопасности лежат причины как экономического (мировой финансовый кризис), так и политического характера (кризис на Ближнем Востоке). В этих условиях у ведущих экономик АТЭС («Большого Китая», Республики Корея, Японии) возникает острая необходимость в разнесении рисков путем диверсификации географии импортных поставок энергоресурсов, наращивая импорт из стран, обладающих избыточными объемами энергоресурсов, но не затронутых политическо-экономическими катаклизмами. Таким образом, наиболее перспективным рынком энергоресурсов для стран АТЭС может стать Россия.

    Россия занимает второе место в мире по объему экспорта подукции нефтяной отрасли. Кроме того, на долю экспортных поставок нефти и газа в стоимостном эквиваленте приходится около 70% от общего объема экспорта РФ. Однако, важно отметить, что сегодня основной экспортный поток нефтегазовой продукции направлен на Запад, в то время, как на восточное направление приходится всего около 14, 9 млн. тонн экспортируемой нефти, что являет собой незначительный объем в сравнении общим объемом экспортной нефтепродукции РФ - 265 млн. тонн. Причина тому – отсутствие нефтепровода на азиатском направлении.

Нерациональность размещения производительных сил на территории РФ служит причиной неравномерного развития европейской и азиатской части страны в социально-экономическом плане. В результате, для европейской части России характерна экономическая гипертрофированность, а для восточной– отставание в экономическом развитии. Отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах ДФО для транспотировки энергоносителей в восточном направлении закрывает для России рынки энергоресурсов стран СВА (преимущественно КНР, РК, Японии), где наблюдается острая нехватка ресурсов, необходимых для дальнейшего развития их экономик.

Основной задачей для увеличения потенциала взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере является диверсификация маршрутов нефте- и газопроводов в сторону развития восточного направления экспортных поставок РФ и активизация сотрудничество в данной сфере. Федеральные власти принимают ряд практических мер для решения указанных задач, в том числе:

· Реализация масштабного инфраструктурного проекта строительства нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан) от станации Тaйшет до специализированного нефтяного порта в Козьмино (общая протяженность нефтепровода – 4 770 км),

· 21 апреля 2009 года было подписано межправительственное соглашение между РФ и КНР о сотрудничестве нефтяной сфере, по которому государственные компании РФ «Роснефть» и «Транснефть» получили кредит в размере 25 млрд. долл. для строительства ответвления ВСТО по направлению Сковородино – Дацин (протяженность – 960 км),

· в марте 2006 года были подписаны соглашения о строительстве ветки газопровода Томск – Карамай для поставки трубного газа из РФ в КНР и участии российской стороны в строительстве газохранилища в Всоточном Китае.

Другая тенденция наблюдается на уровне российского бизнеса, заинтересованного преимущественно в скорейшем получении прибыли, но не в стратегическом партнерстве с компаниями стран АТЭС. В последние годы ряд крупнейших нефтедобывающих предприятий РФ совершил сделки по продаже акций своих компаний китайским нефтегазовым корпорациям. Так, нефтедобывающая компания «Sinopec» получила 49% акций ОАО «Удмуртнефть» (одного из крупнейших нефтедобывающих предприятий) и более четверти акций в проекте “Сахалин - 3”. Другим примером служит необоснованная продажа корпорации «PetroChina» 49% акций СП «Восток Энержи», которое имеет лицензионной право на разведку и разработку Иркутских нефтегазовых месторождений[70]. Продажа столь крупных пакетов акций не была обеспечена должной компесацией со стороны КНР в виде, например, доступа к транспортной или переработывающей инфраструктуре, предоставления преференций для ВЭД, работающих в нефтегазовой отрасли или участия на льготных условиях российских компаний в энергетических проектах на территории КНР. Таким образом подобная экономическая деятельность российского бизнеса не представляется оправданной.

По мнению ученых Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН, без реализации проектов по поставкам нефти и газа из Западной Сибири в Западный Китай энергообеспечение Китая не может быть надежным в долгосрочной перспективе, состояние и перспективы увеличения разведанных запасов нефти и газа в РФ позволяют значительно увеличить их добычу в азиатской части страны, а месторождения Западной и Восточной Сибири, а так же Дальнего Востока могли бы выстипать главными источниками поставок энергоресурсов в Китай. [71]

Еще одной перспективной сферой энергетического сотрудничества России и стран АТЭС являются поставки избыточной электроэнергии. Самые масштабные переговоры по данному направлению начались еще в конце 1990-х гг., когда Россия предложила осуществлять поставки электроэнергии для Северо-Востока КНР из Амурской области. Однако переговоры зашли в тупик, когда коснулись вопроса цены за киловатт электроэнергии. КНР настаивал на привязке цены российской электроэнергии к стоимости угля, избыточное количество которого активно испульзуется северовосточными китайскими провинциями. Таким образом, на фоне дешевого угля покупка дорогостоящей амурской электроэнергии представлялась китайской стороне нецелесообразной. Переговоры сдвинулись с мертвой точки во время подпсания «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009 - 2018 гг. », когда обе стороны пошли на компромисс. В итоге Россия поставляет КНР электроэнергию из Амурской области, при этом осуществляя совместное с китайской стороной строительство вставки постоянного тока мощностью в 750 мВТ на территории КНР и линии электропередач через Амур. Кроме того в рамках данной программы планируется совместное российско-китайское строительство электрических станций и объектов электросетевой инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Сибири.

Помимо вышеуказанных сфер энергетического сотрудничества немалый интерес представляет и сфера ядерной энергетики. Начиная с конца 90-х гг. 21 века РФ активно сотрудничает в данной области со странами АТЭС, в частности с КНР:

· 1997 год – контракт на строительство Тяньваньской АЭС в Ляньюньгане и поставка ядерных реакторов.

· 2008 год – международный проект строительства экспериментального термоядерного реактора c участием семи стран: РФ, США, КНР, Японии, Республики Корея, Индии.

· 2010 год – ведение переговоров о поставках тепловыделяющих сборок, топлива для АЭС нового поколения; подписаны контракты на строительство 3-ей и 4-ой очереди Тяньваньской АЭС.

Таким образом сотрудничество со странами АТЭС в сфере энергоресурсов выглядит наиболее перспективным направлением для РФ. Для экономик АТЭС, обладающих чрезвычайно высокой энергоемкостью,  характерен устойчивый спрос на углеводороды и сырье, преимущественно на нефть, газ и отчасти уголь. Комплиментарность потребностей РФ и стран АТЭС обуславливает возможность установить модель взаимовыгодного и эффективного сотрудничества. Представляется, что реализация масштабных проектов по расширению поставок энергоресурсов в СВА, наряду со строительством АЭС (как на территории РФ, так и на территориях стран АТЭС) позволит в значительной степени решить вопросы России по диферсификации экспорта и расширению внешнеэкономических связей, способствующих интенсификации интеграционных процессов. Главная роль на пути экономической интеграции РФ в АТР отводится Дальнему Востоку и Восточной Сибири, где состредоточены значительные объемы нефтегазовых ресурсов и угля, гидроресурсов, углеводородного сырья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...