Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспорт. Трудовые ресурсы




ТРАНСПОРТ

Другой важной областью сотрудничества России и стран АТЭС является транспорт. Учитывая, что регион АТЭС (в частности субрегион СВА) является одним из динамично развивающихся ныне регионов, без делового сотрудничества России с КНР, Республикой Корея и Японией невозможно стабильное развитие инфраструктуры ДФО и Восточной Сибири.

Россия обладает преимуществом географического положения и огромным потенциалом транспортного развития. Однако, развитию транспортной инфраструктуры препятсвует ряд факторов, как недостаточный объем федеральных инвестиций, нерациональная тарифная политика, низкий уровень социально-экономической сферы. По этим причинам РФ лишается значительных источников поступлений и инвестиций, в том числе для развития ДФО.

Преимущество развития транспортного корридора РФ на базе уже существующих транспортных узлов заключается в том, что транзитные магистрали соответсвуют кратчайшим географическим расстояниям. Таким образом, объединение транспортных коммуникаций в единую систему позволит создать общую Азиатско – Европейскую транспортную структуру, преимущества которой имеют мультиплицирующий эффект.

Сейчас основные транзитные потоки из стран АТЭС в Европу фактически идут в обход РФ. Согласно статистическим данным доходы от морских грузоперевозок в обход РФ ежегодно составляют 25 млрд. долл. США, в то время, как доходы от транзита через территорию России – 0, 2 млрд. долл. США. Только 1% грузоперевозок между ЕС и АТР осуществляется транзитом через транспортные коридоры РФ. Таким образом Россия теряет значительные зароботки[72].

    В целом развитие сухопутных транзитных коммуникаций необходимо не только России, но и странам АТЭС по ряду причин:

1. существуют ограничения технического характера по объему грузов, перевозимых через Суэцкий канал,

2. обострение проблемы пиратства у берегов Сомали увеличивает риски перевозок по Аденскому заливу, что существенно сказывается на росте страховых взносах и приводит к удорожанию транзита,

3. использование маршрутов близ мыса Доброй Надежды сказавыется на увеличении стоимости транзита из-за удленинения сроков доставки, а для ряда грузов время доставки определяет конечную стоимость товара,

4. существует проблема порожнего прогона контейнеров из Европы в страны АТЭС, что ведет за собой лишние транспортные расходы компаний.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что транспортный потенциал РФ сравнительно высок. Однако для увеличения привлекательности сухопутного транзита (в сравнении с морскими грузоперевозками) России следует предложить потенциальным потребителям оптимальную карту маршрутов, выгодные цены и малые сроки доставки, современную систему логистического сопровождения, гарантии безопасности и сохранности грузов.

Сухопутный транзитный коридор через территорию РФ имеет ряд неоспоримых преимуществ:

· дорога проходит по территории одной страны, следовательно снижаются таможенные издержки,

· путь через российскую территорию является кратчайшим между Европой и странами АТЭС,

· двустороняя заполняемость контейнеров приведет к росту доходов от взаимного азиатско-европейского транзита.

Помимо сухопутных перевозок, РФ необходимо развивать морские и авиа коммуникации.

Учитывая, что в среднесрочной перспективе наиболее интенсивное торгово-экономическое сотрудничество ожидается между рынками Европы и странами АТЭС, приоритеными направлениями для развития транспортных коммуникаций являются:

· Европа и регион АТЭС (на базе использования железнодорожных узлов европейской части РФ, Транссиба и ее ответветвлений к портам ДФО),

· Северная Европа и Южная Азия (на базе использования железнодорожных магистралей и внутренних водных путей, для соединения балтийского побережья России с Каспийским морем, с последующей возможностью использования транспортных инфраструктур Ирана и Индии),

· Северная Европа и АТР (на базе использования Северного морского пути),

· Европа, Азия и Северная Америка (на базе расширения и использования авиатрасс трансполярных маршрутов).

 

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

    Одна из основных проблем, как РФ, так и стран АТЭС – необходимость оптимального использования трудовых ресурсов. Ситуация усугубляется еще и тем, что в рамках АТЭС отсутсвует какая-либо административно-правовая база или программа по данному вопросу. Во многом дальнейшее экономическое развитие стран АТЭС и, в частности России, будет зависеть от оптимального размещения трудовых ресурсов надлежащего качества и необходимого количества, в соответвии с экономическими потребностями стран.

    Сейчас практически все страны Северо-Восточной Азии, включая Южную Корею, Японию и отчасти Китай, столкнулись с проблемой дефицита трудовых ресурсов.

    Острый трудовой дефицит наблюдается и в ДФО. Имеющихся трудовых ресурсов недостаточно для развития производственных мощностей и освоения природных ресурсов в пределах столь обширной территории. Для ДФО не характерны высокие показатели численности населения, но характерна тенденция к быстрому старению работоспособного насления. По оценкам китайских экспертов, на основе статданных, занятое население ДФО к 2015 году сократится на 14% по сравнению с 1997 годом, в том числе из-за страния населения (темпы старения увеличатся почти в полтора раза), что сильно усложнит демографическую ситуацию и увеличит нагрузку в данном регионе[73]. Таким образом компенсация трудовых ресурсов может произойти за счет привлечения китайскиой рабочей силы, тем более, что миграционные потоки неминуемо хлынут на российский Дальний Восток, что обусловлено общей численностью населения ДФО (сейчас на территории Дальнего Востока проживает немного более 7 млн. человек, в то время, как на приграничных территориях КНР – свыше 100, 1 млн. чел)[74].

    Исходя из нынешней демографической ситуации, из-за уменьшения доли работоспособного населения (в связи со старением), дефицит трудовых ресурсов постпенно затрагивает Южную Корею, Японию и Тайвань, которые в скором времени могут составить конкуренцию РФ на рынке рабочей силы (как низко-, так и высококвалифицированной). Это связано прежде всего с проводимой в этих странах демографической политикой по модели «высокая рождаемость и смертность – низкий прирост», «высокая рождаемость, низкая смертность, высокий прирост», «низкая рождаемость, низкая смертность, низкий прирост». Одной из первых стран осуществивших демографическую трансформацию в рамках указанной выше модели была Япония, затем РК и Китай.

    Что же касается экспорта трудовых ресурсов из КНР в РФ, то его можно охарактуризовать, как взаимовыгодный. Для КНР дальневосточные регионы являются одним из крупнейших рынков экспорта трудовых ресурсов. Для ДФО - импорт рабочей силы из КНР компенсирует нехватку собственной рабочей силы (особенно в сельскохозяйственной сфере и строительстве). В составе иностранной рабочей силы (примерно 10% от всего трудоспособного населения ДФО) на территории российского Дальнего Востока преобладают работники из Китая, КНДР и Вьетнама. В основном они более всего востребованы в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, где заняты в лесной промышленности, сельском хозястве и строительстве.

    Однако стоит отметить, что экспорт трудовых ресурсов не идет в одном направлении (из провинций КНР в ДФО). Учитывая тот факт, что сейчас средний уровень заработной платы китайских рабочих и служащих сравнялся с аналогичныи российским показателем, а уровень потребительских цен в Китае ниже, чем в России, то для многих российских граждан дальневосточных регионов жизнь на территории Китая представляется более привлекательной, чем в РФ. По отдельным оценкам, численность работающих на территории КНР граждан РФ уже сопоставима с количеством китайских граждан, работающих в России.

    Дальнейшее расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества КНР и РФ (особенно азиатской части страны), неминуемо приведет к росту численности китайского населения на территории России, однако демографическая угроза со стороны Китая прослеживается только в долгосрочной перспективе (при условии, что экономический рост Китая будет динамично продолжаться, наряду с постепенным ослаблением экономической мощи РФ).

Панацеей от всех возможных бед, в том числе демографических, является создание экономически сильной и целостной России и наращивание потенциала азиатских территорий нашей страны, с целью оживления российской экономики для последующей ее интеграции в систему внешнеэкономических связей со странами АТЭС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...