Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




 

В целом внешнеторговые показатели России со странами АТЭС свидетельствуют о ее незначительном месте в данной группировке. Удельный вес российского экспорта, как и импорта в экспортно-импортной структуре стран региона (за исключением КНДР и Монголии) колеблется от 0 до 1, 3% в экспорте и от 0 до 3% в импорте, что по сути и определяет реальные торговые позиции РФ в регионе (сопоставимые с позициями таких малых слаборазвитых стран, как Лаос, Монголия, Камбоджа, КНДР, Бруней). Для большинства стран АТР Россия не является определяющим, более того, даже ощутимым фактором в их экономике.

Исходным пунктом для выстраивания новых отношений РФ со странами АТЭС должно стать четкое определение государственных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, котороые ориентировались бы в первую очередь на российские потребности для модернизации и эффективного инновационного развития регионов Дальнего Востока и Сибири в контексте сочетания общероссийских национальных интересов и интересов российских регионов Дальневосточного Федерального округа и Восточной Сибири.

Подъем КНР и других азиатских стран Азиатско-Тихоокеанского региона является убедительным подтверждением того, что в основе магистрального пути развития человечества в 21 веке лежит решительный переход к стратегии «соразвития», принятие практических мер по выработке единой, целостной, общемировой экономической, энергетической, научной и технической, общеобразовательной и культурной политике. АТР представляется оптимальным местом для реализации такого соразвития. Тем более, что саммит АТЭС, проведенный во Владивостоке в 2012 году, дал импульс для расширения отношений РФ со странами АТЭС и наполнения их новым содержанием, что безусловно будет способствовать укреплению российских позиций в АТР.

Как видится, в рамках дальнейшего развития сотрудничества дальневосточных регионов России и северо-восточных провинций КНР, целесообразно принять ряд мер по созданию двух типов зон:

· зон приграничного торгово-экономического сотрудничества, включая создание российско-китайских торговых комплексов (Суйфэньхе – Пограничный, Дуннин – Полтавка, Маньчжурия - Забайкальск), совместное освоение дельты реки Уссури близ города Фуюань и на о-ве Большой Уссурийский.

· зон развития новых и высоких технологий, технико-экономического сотрудничества, как в городах Дальнего Востока и Восточной Сибири, так и Северо-Востока Китая, где уже имеются научные центры РАН и крупные университеты (Владивосток, Благовещенск, Иркутск, Хабаровск), а так же в северо-восточном Китае (Чанчунь, Харбин, Даалянь).

В результате подписания Программы сотрудничества РФ и КНР на 2009-2018 гг., государства фактически сделали первый шаг к созданию и развитию зон сотрудничества. В целом для развития российско-китайского сотрудничества на территории ДФО и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая оптимально создавать не только зоны научно-технического сотрудничества и промышленные зоны, но и разного рода зоны приграничного торгово-экономического сотрудничества, концентрация которых смогла бы стать своего рода анклавом (или кластером) для отработки и совершенствования торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР. Опыт подобных образований (по мере их развития) мог бы быть перенесен на другие регионы российского Дальнего Востока и Восточной Сибири для увеличения потенциала их экономического развития.

Учитывая все более углулубляющийся и интенсивный процесс глобализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, среди стратегических приоритетов развития экономики ДФО целесообразно выделить следующие:

Во-первых, интеграция в процессы индустриализации АТР за счет создания и развития трансазиатской энергетической и транспортной инфраструктуры, а так же использования новых технологий (например, производства высокотехнологичной продукции нефтехимического и лесоперерабатывающего комплексов, производства сжиженного природного газа). В настоящее время ведется активная деятельность по промышленному освоению коксующего угля, редких цветных металлов, железной руды, шельфовой добыче природного газа и его транспортировка в сжиженном и газообразном состоянии, лесопереработке, рыбной ловле и переработке морепродуктов. Реализуется строительство экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, который в будущем будет сопровождаться магистралью газопровода в этом же направлении.

Во-вторых, в нынешних условиях страны АТР заинтересованны в дальневосточных регионах прежде всего, как в источнике дешевого природного сырья и продуктов его переработки (причем перечень этих продуктов довольно мал). Таким образом, представляется целесообразным диверсифицировать экономики регионов ДФО, путем поощрения развития конкурентоспособных перерабатывающих производств, выспускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и ориентированных на экспорт. Однако, данный вопрос не может быть решен исключительно усилиями частного бизнеса в рамках рыночных механизмов. Должна быть поддержка в виде федеральной политики в регионах, которая должна опираться на четко дерменированные стратегические принципы развития регионов ДФО на среднесрочную перспективу. Кроме того, государственный протекционизм должен выступать в роли компенсирующего фактора. Исполюзуя финансовые средства государственного бюджета, могут быть компенсированы дорожающие факторы производства и реализации продукции в дальневосточных регионах, в форме введения льготных тарифов на железнодорожные перевозки приоритеных, социально значимых грузов; частичной компенсации тарифов на электроэнергию в этих регионах; специальных преференциальных условий по начислению подоходного налога основным группам населения и др.

Помимо этого, федеральный центр может стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций, активизируя деятельность на базе государственно-частного партнерства и сотрудничая с инвестиционными институтами или создав свой собственный специализированный Инвестиционный Фонд.

В результате указанные меры могут благоприятствовать росту доходности региональных бюджетов ДФО, улучшить не только показатели, но и реальный уровень социально-экономического развития и отчасти оказать стабилизирующий эффект на миграционную обстановку.

На основании проведенного в дипломной работе анализа можно сделать следующие выводы:

1. Сложившаяся структура торгово-экономического взаимодействия России и стран АТЭС не может быть быстро изменена, так как объективно отражает их фактические возможноси и степень заинтересованности друг в друге на современном этапе их экономического развития. Таким образом, постепенное изменения структуры экономических связей возможно при условии инновационного развития экономики РФ.

2. Международный опыт свидетельствует о том, что узкую базу экономического сотрудничества можно расширить путем увеличения объемов взаимных инвестиций и создания интегрированных производственных связей, оказывающих положительный эффект на развитие долгосрочного и стабильного сотрудничества.

3. Углубление экономического сотрудничества России и Республики Корея можно связать с активным вовлечением российской экономики в интеграционные процессы в АТР и с решением задач развития социально-экономического положения регионов ДФО в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

4. В нынешних условиях КНР является оптимальным экономическим партнером для ДФО по многим параметрам, таким как:

· комлиментарность экономик (у РФ: тяжелая и добывающая промышленность, наукоемкий потенциал, во многом доставшийся от СССР; у КНР: легкая промышленность, сельское хозяйство, наличие избыточной недорогой рабочей силы;

· географическая близость (у КНР: есть необходимая инфраструктура для развертывания внешнеэкономического сотрудничества с российским Дальним Востоком);

· инвестиционный потенциал (у КНР: внушительный объем финансового капитала и валютных резервов в самом Китае, а так же финансовые ресурсы китайской диаспоры в Тайване, Гонконге и Сингапуре и других странах; у России: потребности Дальнквосточного федерального округа в прямых иностранных инвестициях),

· близость по уровню развития технологической базы и уровню производительных сил (у КНР: Северо-Восток Китая; у России: Дальний Восток);

· политическая заинтересованность (у КНР: потоки мигрантов в РФ; у России: стратегические планы по увеличению влияния в АТР).

В нынешних условиях сотрудничество с КНР является непременным условием для обеспечения экономического развития ряда регионов (прежде всего Дальнего Востока и Сибири). Увеличение потенциала торгово-экономического взаимодействия РФ и КНР может быть достигнуто путем развития прямых связей между регионами двух стран и наращиванием экспортной базы российских товаров в Китай. Ключевым фактором для оптимизации такого сотрудничества является более активное участие регионов в интеграционных экономических процессах в АТР. Для обеспечения эффективной интеграции российских регионов в экономическую парадигму АТР, государству прежде всего следует сделать упор на развитие азиатских территорий РФ (к востоку от Урала), преимущественно регионов Сибирсокого и Дальневосточного федеральных округов. Помимо прочего, вступление в АТЭС позволило России расширить возможности развития торгово-экономических связей для азиатской части страны, и “китайский вектор” может стать в долгосрочной перспективе одним из наиболее значительных направлений внешнеэкономической деятельности, влияющих на территориальное размещение российских производительных сил.

5. Важным резервом развития торгово-экономического сотрудничества на азиатскои направлении является сотрудничество России с Республикой Корея и Японией. Эти две страны являются важными партнерами РФ в АТЭС и являются пограничными с Россией странами, однако по сравнению с КНР их роль в торгово-экономическом сотрудничестве носит вспомогательный характер в силу причин, как экономического, так и политического характера. На Корейском полуострове по-прежнему не урегулированы противоречия между РК и КНДР, что существенно осложняет экономическое взаимодействие как двух стран между собой, так и с РФ. В виду этих причин по сей день не реализован проект воосоздания Транскорейского железнодорожного пути с юга на север и фактически свернут международный долгосрочный экономико-политический проект создания зоны Туманган из-за одностороннего выхода из него КНДР. Япония уже многие годы ведет территориальный спор с РФ по поводу принадлежности островов Южно-Курильской гряды (Шикотан, Кунашир, Итуруп, Хабомаи) и ставит признание этих территорий за Японией основным и обязательным условием для развития торгово-экономических российско-японских отношений.

Перспективы развития регионов Дальнего Востока России в рамках выстраивания новой модели стратегического партнерского сотрудничества с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона пока не вполне ясны и достаточно неоднозначны. Прежде всего, это можно связать с проблемной экономической обстановкой регионов ДФО. В современной федеральной целевой программе " Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" в качестве одной из приоритетных доминант был определен курс на внешнеэкономическое сотрудничество регионов ДФО со странами АТР, и прежде всего АТЭС.

6. Конкурентоспособность продукции дальневосточных регионов по сравнению с продукцией ведущих стран АТЭС сравнительно низка. Это связано прежде всего с суровостью природно-климатических условий, низким уровнем транспортной инфраструктуры и технологической базы, следствием которых является повышение производственных издержек на изготовление продукции. Кроме того, на низкий уровень конкурентоспособности ДФО влияют такие факторы, как сравнительно невысокий уровень заработной платы и высокая налоговая нагрузка. Таким образом Дальний Восток специализируется в основном на торговле сырьевыми ресурсами со странами АТЭС, а при попытке выйти на несырьевые рынки АТР сможет занять только относительно «узкую» нишу, где факторы производства смогут быть менее, чем удовлетворительными, но отчасти компенсированными за счет относительно квалифицированной рабочей силы.      

Развитие восточного интеграционного вектора рассматривается федеральным правительством РФ в качестве долгосрочного внешнеполитического и внешнеэкономического ориентира. Приоритеными направлениями российских интересов в АТР является эффективное использование экономических связей со странами региона, его инвестиционного потенциала и емкого рынка для ускорения темпов социально-экономического развития не только Дальневосточных и Сибирских регионов, но и всей Российской Федерации в целом. Для достижения поставленных целей России необходимо наращаивать внешнеэкономическое взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, используя межгосударственные региональные организации, преимущественно АТЭС, как эффективный инструмент для усиления российских позиций в АТР, путем расширения всестороннего сотрудничества как в экономической, так и политической сферах. Иначе говоря, полноценное включение азиатской части РФ (прежде всего Дальневосточного и Сибирского регионов) в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие оптимального социально-экономического развития самих регионов и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций Российской Федерации как в АТР, так и в мировой экономике. При этом азиатско-тихоокеанских вектор естественным образом должен стать основным направлением в стратегии экономического взаимодействия Дальнего Востока России с мировым хозяйством.

Для более эффективного сотрудничества РФ со странами АТЭС необходимо активно развивать систему региональных связей на Дальнем Востоке России с целью развития приграничных территорий. Для этого в приграничных регионах необходимо создавать зоны, имеющие особый экономический статус, и инвестиционный климат которых был бы не хуже, чем на сопредельных территориях. Создание подобных зон будет с одной стороны стимулировать развитие торгово-экономического сотрудничества с ведущими странами АТЭС (прежде всего КНР, Республикой Корея и Японией), а с другой, позволит создать благоприятный торгово-инвестиционный климат на территории ДФО. В результате РФ могла бы включится в реализацию выдвинутой на встречах лидеров стран АТЭС задачи поэтапного создания ЗСТ и либерального инвестиционного режима к 2020 году для постепенной интеграции России в систему мирохозяйственных связей на региональном уровне в рамках организации АТЭС.

7. Наиболее перспективным направлением сотрудничества России со странами АТЭС представляется сфера энергоресурсов. Развитие масштабных проектов по поставкам нефти, газа и электроэнергии в СВА может поспособстовать решению вопроса диверсификации энергетического экспорта и дать стимул для экономического развития Дальневосточных и Сибирских территорий в целом, поскольку будет благоприятствовать привлечению иностранных инвестиций, в том числе из стран АТЭС.

8. Еще одной значимой сферой сотрудничества РФ и стран АТЭС является транспорт. Ожидается, что в начале 21 века наиболее интенсивное развитие торгово-экономического взаимодействия будет осуществляться между рынками стран АТЭС и Европы. Таким образом, при расширении потенциала транспортной инфраструктуры РФ необходимо ориентироваться на несколько направлений: 1) Европа – АТЭС (использование системы железнодорожных сетей европейской части РФ и Транссиба, транспортных узлов с выходом к портам Дальнего Востока); 2) Северная Европа – АТР (использование Северного морского пути); 3) Европа – Азия – Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).

9. Одна из основных проблем, как РФ, так и стран АТЭС – необходимость оптимального (рационального) использования трудовых ресурсов. Во многом дальнейшее экономическое развитие стран АТЭС и, в частности России, будет зависеть от оптимального размещения трудовых ресурсов надлежащего качества и необходимого количества, в соответвии с экономическими потребностями стран региона. В 21 веке практически все страны СВА, отчасти включая КНР, сталкиваются с постпенно возникающей проблемой дефицита трудовых ресурсов. Уже сейчас острую нехватку трудовых ресурсов испытывают российский Дальний Восток и Япония. Через некоторое время проблема дефицита рабочей силы затронет Республику Корея, а через 20-25 лет после вступления в рабочий возраст родившегося в 80 - 90-е годы 20 века «однодетного» поколения – Китай.

10. В качестве одного из ключевых инструментов наращивания торгово-экономического сотрудничества РФ и стран АТЭС может использоваться государственно-частное партнерство. В применении к международному сотрудничеству такое партнерство понимается двояко: либо как система отношений государства и частных компаний различных стран, которая используется в целях национального, международного, регионального, городского, муниципального социально-экономического развития; либо как конкретные проекты, реализуемые на объектах государственной и муниципальной собственности с одной стороны различными государственными органами, учреждениями и организациями, а с другой – национальными и/или частными зарубежными компаниями.

На федеральном уровне в РФ нет соответсвующего законодательства, которое определяло бы государственно-частное партнерство, как, впрочем, и нет ни одного закона, предметом которого было бы ГЧП. Таким образом, де-юре ГЧП в России нет, хотя многие проекты, в том числе финансируемые из Инвестиционного фонда РФ, считаются таковыми. Фактически российский потенциал развития ГЧП огромен. В качестве примера можно вспомнить многочисленные масштабные инфраструктурные объекты, построенные к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке на бюджетные деньги всех уровней. Однако, принимая во внимание мировой опыт, можно говорить о том, что такое расходование бюджетных средств неэффективно. Более эффективным представляется привлечение частных компаний к финансированию любого объекта инфраструктуры с начального этапа, то есть включая разработку проектно-сметной документации, и последующий возврат ей средств из федерального бюджета в рассрочку. Такой подход к расходованию бюджета приводит к экономии средств в среднем на 15%.

        

Полноценное включение российского Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей посредством расширения торгово-экономического сотрудничества со странами АТЭС и повышения его конкурентоспособности представляет собой обязательное условие для нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций РФ в мировой экономике и политике.

Источники:

1. Официальный сайт форума АТЭС: http: //www. apec. org/

2. С. С. Алабян, А. Н. Барковский - Прогноз внешней торговли Российской Федерации на период до 2025 года/ Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - N12.

3. А. Н. Барковский, Р. Г. Томберг - О внешнеэкономической стратегии России на Дальнем Востоке/ Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2009. - N 1. - С. 51-58.

4. А. Г. Гранберг - Восток России в новой стратегии национальной экономики/ Россия в АТР, № 1(6).

5. А. А. Дынкин, В. Г. Барановский - Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз.: М., ИМЭМО РАН, 2011.

6. А. Г. Коржубаев - Перспективы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока / Регион: экономика и социология, № 2, 2011.

7. П. А. Минакир - Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. Хабаровск: ДВО РАН, 2010.

8. В. В. Михеев - Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А. А. Дынкина. М., Магистр, 2011. (Раздел I. Глобальное управление – соавтор. Раздел V. Центры и регионы мирового развития. Тихоокеанская Азия – соредактор и соавтор).

9. М. Л. Титаренко, Кузык Б. Н. -  Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Институт экономических стратегий, 2006.

10. Д. В. Гордиенко - «Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона» (доклад конференнции «Взаимодействие стран Восточной Азии в формате АТЭС» ИДВ РАН), 2012.

11. С. Г. Лузянин - Измерения российско-китайских отношений в АТЭС. Региональные факторы влияний и взаимодействий (В кн.: Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XVII: ИДВ РАН) 2012.

12. В. М. Мазырин - Россия в Индокитае: назад в будущее? / Международная жизнь. 2010. № 11.

13. Россия и мир: 2013. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз/ под ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского/ ИМЭМО РАН 2012

14. Интервью зам. председателя Совета Федерации М. Николаева для журнала «Международная жизнь», №1, 2010.

15. Сайт форума АТЭС во Владивостоке http: //ru. vladivostok2012. com/content/? a=365& s=175& p=1

16. Сайт Министерства Регионального Развития Российской Федерации http: //www. minregion. ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/

17. М. Л. Титаренко, Кузык Б. Н. -  Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Институт экономических стратегий, 2006.

18. Министерство экономического развития Российской Федерации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. / Москва, 2008.

19. М. Л. Титаренко – Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. / Памятники исторической мысли, 2008.

20. Н. П. Малетин – Почему нас нет в ВАС. Тихоокеанское обозрение 2008-2009. / Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова

21. А. В. Лукин – Китай и Россия: зачем они друг другу? (Экспертный коментарий)/ «Российская Газета», 2013. http: //www. rg. ru/2013/04/16/kitai-rossia. html

22. APEC Business Advisory Council/ Report to APEC Economic Leaders, Russia, 2012. https: //www. abaconline. org/v4/download. php? ContentID=2609958

23. В. В. Михеев – Китайско-японское стратегическое соперничество в глобализирующемся мире. ИМЭМО РАН/ Изд. Рушана Эллина/ Москва – 2009

24. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года http: //www. scrf. gov. ru/documents/99. html

25. Доклад, подготовленный в рамках ситуационного анализа «Политико – экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и интересы России», проведенного Советом по внешней и оборонной политике РФ и журналом «Россия в глобальной политике». Руководитель ситуационного анализа – С. А. Караганов / Москва, 2007.

26. Koji Watanabe - Engaging Russia in Asia Pacific www. JCIE. jp

27. Чжунго тунзи чжаяо (Китайский статистический справочник)/ Пекин, 2010.

28. «Экономика Китая растет медленнее, чем прогнозировали» - статья ВВС, 2013. http: //www. bbc. co. uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2013/04/130415_ru_s_china_economy_growth. shtml

29. Китайский статистический сборник за соответсвующие годы/ ГСУ КНР, Пекин.

30. Федеральная Таможенная Служба (официальный сайт) http: //www. customs. ru/index. php? option=com_content& view=article& id=13858& Itemid=2095

31. InvestFuture http: //investfuture. ru/indicators/country/6

32. Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистические экономические ежегодники КНР за соответсвующие годы)/ ГСУ КНР, Пекин

33. Федеральная Служба Государственной статистики/ Россия и страны мира http: //www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139821848594

34. The China Trade Data Services/ Сайт статистических данных по основным макроэкономическим показателям: http: //www. chinatradedata. com/

35. «Рабочий визит Путина в Китай»/ РИА Новости: http: //ria. ru/trend/putin_visits_china_11102011/

36. «Корейское урегулирование и интересы России» / ИДВ РАН / Москва, 2008. (Ссылка на документ: http: //archive. kremlin. ru/interdocs/2005/11/19/1236_type72067_98253. shtml)

37. С. С. Суслина - «Российско-Южнокорейское экономическое сотруничество: пора зрелости? » / Корейский полустров. Уроки истории. / ИДВ РАН / Москва, 2010.

38. Министерство экономического развития РФ / Портал Внешнеэкономической Информации: http: //www. ved. gov. ru/exportcountries/kr/about_kr/ved_kr/

39. База данных ТН ВЭД ТС РФ (Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности Таможенной Службы РФ): http: //www. tks. ru/db/tnved/tree

40. М. Портер - «Теория конкурентных преимуществ стран» Электронная версия книги: http: //www. seinstitute. ru/Files/Veh6-35_Porter. pdf

41. «Россия. Особое экономические зоны» (официальный сайт): http: //www. russez. ru/

42. Japan External Trade Organization: http: //www. jetro. go. jp/en/reports/statistics/

43. А. С. Кузьмина – Классификация регионов Дальневосточного Федерального округа по уровню социально-экономического развития / Тихоокеанский государственный экономический университет / Владивосток, 2011

44. Федеральные целевые программы России: http: //fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/136/

45. Сайт Правительства Российской Федерации / Документ: http: //xn--80aealotwbjpid2k. xn--p1ai/docs/23912/

46. «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»

47. Единая межведомственная информационно-статистическая система http: //www. fedstat. ru/indicator/data. do

48. База данный муниципальных образований РФ / Статистический бюллетень «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации»/ Федеральная служба государственной статитстики: http: //www. gks. ru/dbscripts/munst/munst. htm

49. Риа Новости - Рейтинг социально экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года /Москва, 2012: http: //vid1. rian. ru/ig/ratings/rating_regions_2012. pdf

50. Министерство регионального развития http: //www. minregion. ru/

51. Инвестиционный рейтинг дальневосточных регионов: www. dalrate. ru

52. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2011 году. / Москва, 2012.

53. А. Левинталь – «ДФО в 2011 году получил 9, 9 млрд. долл. иностраных инвестиций»/ Журнал ДВ Капитал, 2012: http: //dvkapital. ru/

54. China PRO (Деловой журнал про Китай) №13 (201), 2013.

55. А. Конторович, А. Коржубаев, Л. Эдер, И. Филимонова – «Состояние и перспективы сотрудничества России и Китая в нефтегазовой сфере» / Доклад для Конференции по развитию торгово-экономических отношений РФ и КНР / Пекин, 2008.

56. Аналитическое агенство РОСБАЛТ: www. rosbalt. ru

57. Ху Аньган и коллеги – “Китай и мир к 2030 году” / в рамках встречи ученых ИДВ РАН / Москва, 2012.

58. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент торговых переговоров. Доступ российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки/ Москва, 2010.

 

 

59. Внешнеэкономическая стратегия России в АТЭС (на встречу саммита АТЭС 2012 во Владивостоке) Актуальные очерки / ИЭ РАН, Москва, 2009.

60. Внешнеэкономическая стратегия России в АТЭС. Актуальные очерки / под ред. С. А. Ситаряна / ИЭ РАН, Москва, 2009.

61. И. Д. Иванов – Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри / Русь-Олимп, Москва, 2009.

62. И. С. Троекурова – Перспективы интеграционного взаимодействия стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества / изд.: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005.

63. Ю. А. Райков – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Эволюция регионализма в АТР/ изд.: «Восток-Запад», Москва, 2012.

64. В. Б. Мантусов – Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. Мировая экономика и МЭО/ изд.: «Юнитти-Дана», 2011.

 

65. Changchun Declaration. The 11th Consultative Commission Meeting of the Greater Tumen Initiative, Changchun, China, 2010

66. Korean Trade international Association Database

67. “China's Three Gorges hydroelectric project sets new production record” Hydro World / Yichang, 2013

68. World Trade Organization Database

 

 

Материалы информационных агентств:

69. ИТАР – ТАСС. 2010-2013

70. Ведомости. 2009 – 2013

71. РИА Новости. 2010-2013

72. Интерфакс

73. ВВС World news. 2012 – 2013

 

 

74. Сайт министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР: www. moftec. gov. cn

75. Министерство Коммерции КНР: www. china. org

76. Представительство Китая в РФ: www. china. polpred. ru

 

 

77. Н. Волочкова – новая теория международной торговли и новая экономическая география (нобелевская премия по экономике 2008 года)// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

78. А. Либман – Границы, конфликты и переговоры в федерациях и сообществах государств// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

79. В. Карлусов – Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

80. Н. Рыжкова – Влияние приграничной торговли на экономическое развитие Китая и России// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

81. А. Силуанов, В. Назаров – Взаимодействие федерального центра и регионов при проведении антикризисной политики: международный опыт// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

82. Л. Зевин – Векторы внешнеэкономической политики России// Россия в глобальной политике, том 9, №2, март-апрель 2011.

83. В. Гельбрас – Россия и Китай: неизбежность судьбоносных перемен// ИМЭМО РАН, Москва, 2011.

84. А. Аганбегян – О месте экономики России в мире// Вопросы экономики, 2011

85. М. Вудфорд – Сближение взглядов в макроэкономике: элементы нового синтеза// Вопросы экономики, 2010.

86. С. Гуриев, А. Плеханов, К. Сонин – Экономический механизм сырьевой модели развития// Вопросы экономики, 2010.

87. ВР: Статистический обзор мировой энергетики, июнь 2010 года// Вопросы экономики, 2010.

88. П. Мозиас – Китай в период мирового кризиса: бенефициар, жертва или виновник? // Вопросы экономики, 2010.

89. Л. Албакин – От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии// Вопросы экономики, 2010.

90. О. Борох, А. Ломанов – От «мягкой силы» к «культурному могуществу»// Россия в глобальной политике, том 10, №4, июль-август 2012.

91. Сюн Гуанкай – Перед новым стартом// Россия в глобальной политике, том 10, №4, июль-август 2012.

92. Родерик Макфаркуар – Россия и Америка в новой Азии// Россия в глобальной политике, том 10, №3, май-июнь 2012.

93. Роберт Каплан – География китайской мощи// Россия в глобальной политике, том 8, №4, июль-август 2010.

94. В. Дребенцов – структурные изменения на рынках природного газа и перспективы экспорта газа из России// Экономическая политика, февраль 2010.

95. Пол Грегори, Кейт Чжоу – Как Китай выиграл, а Россия проиграла// Экономическая политика, февраль 2010.

96. В. Михеев – Россия-Китай: «дозагрузка отношений»// МЭ и МО, 2010.

97. Д. Кузьмин – Факторы риска в моделях равновесия открытых экономик// МЭ и МО, 2010.

98. В. Кондратьев – Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности// МЭ и МО, 2010.

99. А. Иванов – Тихоокеанские комбинации: споры вокруг интеграции в Азии// Россия в глобальной политике, том 8, №4, июль-август 2010.

100. Декларация лидеров стран АТЭС (по итога саммита во Владивостоке)// Инвестиции в России, №10, 2012.

101. Приоритеты России в форуме АТЭС// Инвестиции в России, №10, 2012.

 


[1] Официальный сайт форума АТЭС: http: //www. apec. org/

[2] С. С. Алабян, А. Н. Барковский - Прогноз внешней торговли Российской Федерации на период до 2025 года/ Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - N12.

А. Н. Барковский, Р. Г. Томберг - О внешнеэкономической стратегии России на Дальнем Востоке/ Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2009. - N 1. - С. 51-58.

А. Г. Гранберг - Восток России в новой стратегии национальной экономики/ Россия в АТР, № 1(6).

А. А. Дынкин, В. Г. Барановский - Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз.: М., ИМЭМО РАН, 2011.

А. Г. Коржубаев - Перспективы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока / Регион: экономика и социология, № 2, 2011.

П. А. Минакир - Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. Хабаровск: ДВО РАН, 2010.

М. Л. Титаренко, Кузык Б. Н. -  Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Институт экономических стратегий, 2006.

[3] Д. В. Гордиенко - «Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона» (доклад конференнции «Взаимодействие стран Восточной Азии в формате АТЭС» ИДВ РАН), 2012.

С. Г. Лузянин - Измерения российско-китайских отношений в АТЭС. Региональные факторы влияний и взаимодействий (В кн.: Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XVII: ИДВ РАН) 2012.

В. М. Мазырин - Россия в Индокитае: назад в будущее? / Международная жизнь. 2010. № 11.

[4] Россия и мир: 2013. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз/ под ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского/ ИМЭМО РАН 2012

[5] Подробнее в: Интервью зам. председателя Совета Федерации М. Николаева для журнала «Международная жизнь», №1, 2010.

[6] 7 Сайт форума АТЭС во Владивостоке http: //ru. vladivostok2012. com/content/? a=365& s=175& p=1

 

[8] Сайт Министерства Регионального Развития Российской Федерации http: //www. minregion. ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/

[9] Подробнее в: Интервью зам. председателя Совета Федерации М. Николаева для журнала «Международная жизнь», №1, 2010.

[10] М. Л. Титаренко, Кузык Б. Н. -  Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Институт экономических стратегий, 2006.

 

[11] Министерство экономического развития Российской Федерации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. / Москва, 2008.

[12] М. Л. Титаренко – Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. / Памятники исторической мысли, 2008.

[13] Н. П. Малетин – Почему нас нет в ВАС. Тихоокеанское обозрение 2008-2009. / Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова

[14] А. В. Лукин – Китай и Россия: зачем они друг другу? (Экспертный коментарий) / «Российская Газета», 2013. http: //www. rg. ru/2013/04/16/kitai-rossia. html

[15] APEC Business Advisory Council/ Report to APEC Economic Leaders, Russia, 2012. https: //www. abaconline. org/v4/download. php? ContentID=2609958

[16] В. В. Михеев – Китайско-японское стратегическое соперничество в глобализирующемся мире. ИМЭМО РАН/ Изд. Рушана Эллина/ Москва - 2009

 

[17] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года http: //www. scrf. gov. ru/documents/99. html

[18] Доклад, подготовленный в рамках ситуационного анализа «Политико – экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и интересы России», проведенного Советом по внешней и оборонной политике РФ и журналом «Россия в глобальной политике». Руководитель ситуационного анализа – С. А. Караганов / Москва, 2007.

[19] 20 Koji Watanabe - Engaging Russia in Asia Pacific www. JCIE. jp

 

[21] Концентрация капитала - это увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибавочной стоимости. (прим. автора)

Вертикальная концентрация - это процесс сосредоточения производства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики.

Горизонтальная концентрация - это укрупнение предприятий и фирм в пределах определенной отрасли макроэкономики. (прим. автора)

 

[22] Чжунго тунзи чжаяо (Китайский статистический справочник)/ Пекин, 2010.

[23] «Экономика Китая растет медленнее, чем прогнозировали» - статья ВВС (БиБиСи), 2013. http: //www. bbc. co. uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2013/04/130415_ru_s_china_economy_growth. shtml

[24] Китайский статистический сборник за соответсвующие годы/ ГСУ КНР, Пекин.

[25] Федеральная Таможенная Служба (официальный сайт) http: //www. customs. ru/index. php? option=com_content& view=article& id=13858& Itemid=2095

[26] InvestFuture http: //investfuture. ru/indicators/country/6

[27] Федеральная Таможенная Служба (официальный сайт) http: //www. customs. ru/index. php? option=com_content& view=article& id=13858& Itemid=2095

[28] Расчитано по Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистические экономические ежегодники КНР за соответсвующие годы)/ ГСУ КНР, Пекин.

[29] Федеральная Служба Государственной статистики/ Россия и страны мира http: //www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139821848594

[30] The China Trade Data Services/ Сайт статистических данных по основным макроэкономическим показателям

http: //www. chinatradedata. com/

[31] «Рабочий визит Путина в Китай»/ РИА Новости

http: //ria. ru/trend/putin_visits_china_11102011/

С КНДР дела обстоят иначе и имеют тенденцию складываться в нагативном ключе. Основными проблемами, ограничивающими развитие потенциала российско-северокорейских экономических отношений являются:

· ядерная проблема (неурегулир

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...