Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ




Ведущие страны Запада, постоянно участвующие в боевых действиях (вроде США и Великобритании), давно убедились, что материально‑ техническое, кадровое, медицинское и прочее обеспечение войск в ходе их участия в боевых действиях можно организовать эффективно лишь тогда, когда оно проводится централизованно.

К слову, в армии США термин «снабжение», сменивший пять лет назад термин «тыловое обеспечение боевых действий», сейчас относится к шести боевым функциям сухопутных войск вместе с разведкой, управлением, маневром, огневой мощью и защитой войск. То есть в современной армии «тыл» как обеспечение не отделен от «фронта». Это взаимно интегрированные понятия. При этом снабжение охватывает не только обеспечение армии необходимыми ресурсами, но и ее действия, не связанные с боестолкновениями. Например, в той же армии США к снабжению (в соответствии с последней редакцией полевого устава СВ ВС США FM 4‑ 0) относится сбор и эвакуация из зоны боевых действий мирных жителей (беженцев) – этим также занимаются военные.

Нынешняя АТО на Донбассе в этом плане очень недвусмысленно демонстрирует, что украинские силовики (и держава в целом) живут понятиями не ХХ1 века, а предыдущих веков, идя по совершенно противоположному пути. О централизованном снабжении у нас речь просто не идет. Даже в рамках одного ведомства снабжение медикаментами, боеприпасами и, например, вещевое обеспечение осуществляется различными структурами.

На это накладывается и фактор участия в АТО сразу нескольких вооруженных формирований державы. Это означает, что каждое из них задействует собственную систему (точнее, системы) обеспечения для удовлетворения потребностей своих частей и подразделений.

Добавим также фактор волонтерской помощи, когда продовольствие, бронежилеты, оборудование и снаряжение (и даже постельное белье и теплые вещи) силовикам поставляют в зону конфликта волонтерские группы. Это массовое явление весьма положительно с точки зрения патриотизма и неравнодушия сограждан. Но оно одновременно демонстрирует огромные проблемы в работе систем обеспечения собственно вооруженных формирований.

Есть и фактор обеспечения подразделений сил АТО со стороны местных властей. Это касается, в первую очередь, территориальных батальонов в составе Минобороны и добровольческих подразделений в составе МВД, а также Госпогранслужбы.

В итоге система обеспечения АТО превратилась в совершенно хаотический процесс, в котором не существует единого централизованного механизма сбора данных о необходимых ресурсах и, соответственно, удовлетворения этих потребностей. Последствия этого явления печальны: то и дело с передовой мы получаем информацию о катастрофической нехватке тех или иных ресурсов, что в конечном счете оплачивается жизнями и здоровьем наших ребят и, конечно же, очень негативно влияет на успех АТО в целом.

Само собой напрашивается решение создать хотя бы единую электронную базу данных об имеющихся и необходимых ресурсах во всех силах АТО. (По нашим данным, сейчас процесс «мониторинга» пытаются осуществлять отдельные должностные лица – но не должен в век компьютерных технологий какой‑ нибудь генерал расспрашивать у командиров подразделений, сколько бронежилетов им поставили волонтеры. )

И раз уж государство не в состоянии полностью обеспечить потребности силовиков, с учетом этой базы необходимо создать хотя бы координирующий орган, который мог бы предоставлять волонтерам информацию о потребностях сил АТО и участвовать в распределении этой помощи. Не обязательно при этом указывать наименование и дислокацию таких подразделений, дабы не вскрывать состояние боеготовности войск, что сейчас происходит постоянно.

Такая база данных заставила бы и военных чиновников отвечать на неудобные вопросы. Например, отчего при острой нехватке в зоне АТО бронежилетов первоочередными вдруг оказались закупки флотской формы одежды.

Хотя давайте посмотрим правде в глаза. Зная о масштабах коррупции среди силовиков, волонтеры могут быть уверены в целевом предоставлении своей помощи лишь тогда, когда лично передают бронежилеты или прицелы бойцам. К тому же при создании такого координирующего органа неизбежно возник бы вопрос, какое ведомство должно отвечать за его формирование. А с учетом повсеместной «коррупционной составляющей» едва ли хоть одна из силовых структур предоставила бы такое право своим коллегам из другого формирования.

Но это уже вопрос борьбы с коррупцией.

И еще один момент. На самом деле, как известно, средства для удовлетворения потребностей сил АТО у силовых министерств и ведомств все‑ таки есть. Это и бюджетные деньги, довольно щедро выделяемые Кабмином для АТО, и сбор добровольных пожертвований. Проблема – в их реализации. Но это нонсенс: добровольцы за свои деньги затыкают дыры в обеспечении сил АТО, а при этом на счетах министерств накапливаются миллиарды гривен! Плюс десятки миллионов гривен пожертвований.

Сейчас тыловики Минобороны кивают на Антимонопольный комитет, который якобы блокирует закупки, АМКУ в ответ кивает на военных – мол, это ваши происки. И вот после обмена претензиями никто так и не понял, в чем причина промедления.

Здесь необходимо ввести серьезную персональную ответственность, которая, впрочем, будет иметь эффективность лишь при создании единых механизмов снабжения.

Хочу кое‑ что объяснить. Со времен президентства В. Ющенко украинские Вооруженные силы начали усиленно переходить на стандарты НАТО – в первую очередь в системах управления. При всем неистовом сопротивлении военных чиновников Генштаб за уши перетянули на натовскую J‑ структуру. Ее суть – в относительной простоте, а потому в прозрачности (чем больше запутана система, особенно в части закупки и распределения ресурсов, тем больше возможностей для коррупции). Однако при В. Януковиче пошел резкий откат к прежней, постсоветской структуре, которая идеально подходит для разного рода махинаций.

Эту систему надо менять, закладывая в нее принципы централизации и максимальной упрощенности, что столь актуально в процессе проведения АТО. Наши силовики сейчас получили уникальную возможность обкатывать новые принципы и методы снабжения в реальных боевых условиях. При этом мы видим, что существующая система снабжения катастрофически непригодна для войны. Не нужно пытаться выжать из нее невозможное. Просто надо глубоко изучить опыт воюющих стран (тем более что Запад с удовольствием делится с нами этим опытом) и кардинально реформировать армию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...