Чем вызвано возобновление проекта
ЧЕМ ВЫЗВАНО ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
В последнее время мы зафиксировали смещение акцентов в деятельности Кремля. Не прекращая подготовки к наступательным действиям и эскалации конфликта на Донбассе, Москва продолжает активную деятельность по раскачиванию ситуации на востоке и юге Украины с помощью невоенных средств. Этому есть две причины. Во‑ первых, российское руководство хочет иметь дополнительный инструментарий для дестабилизации ситуации в Украине на случай, если военные меры (вплоть до полномасштабного вторжения) будут признаны нецелесообразными. Во‑ вторых, в Украине формируется комплекс условий, которые делают реальной дестабилизацию без широкого военного вмешательства. С одной стороны, это рост неблагоприятных для державы настроений в некоторых слоях общества на фоне сложной социально‑ экономической ситуации. С другой – приближение местных выборов, в ходе которых в некоторых регионах нельзя исключать «реванша» политсил, мягко говоря, не отличающихся патриотизмом. Логика этого процесса ясна: Россия будет продолжать «учения» своих войск по периметру наших границ, устраивать теракты и диверсии в целевых регионах, всесторонне поддерживать активность террористов на Донбассе, чтобы держать украинцев в постоянном напряжении. А в это время ее клевреты в Украине будут «бороться за мир», спекулируя на чувствах граждан. В таких условиях особое значение имеет комплексная оценка ситуации в регионах, которая даст возможность выявлять точки напряжения и воздействовать на них.
КАК МЫ РАБОТАЕМ В основе нашего анализа: • информация сети группы «ИС» в регионах (легализированное, то есть официально зарегистрированное Южное подразделение группы «ИС» и «нелегальное» Восточное);
• мониторинг местных СМИ на предмет активности пророссийских сил и антиукраинских настроений; • мониторинг социальных сетей в контексте попыток спецслужб РФ и пророссийских сил организовать «протестные акции» в регионах; • данные официальной статистики относительно социально‑ экономической ситуации в регионах (оперативная информация поступает группе «ИС» по договоренности с руководством Министерства социальной политики Украины); • общение с экспертами и местными лидерами мнений; • консультации с силовыми ведомствами и спецслужбами. • Для подготовки оценок разработана система маркеров. Дестабилизирующие факторы сгруппированы в 4 условных блоках угроз: • угрозы безопасности (вероятность «силовых протестных» антиукраинских акций, терактов, диверсий); • общественно‑ политические угрозы; • социально‑ экономические угрозы; • информационные угрозы. Анализ проводится через призму трех срезов. Первый срез – влияние на регион всеукраинских процессов и факторов (фон). Второй срез – особенности проявления всеукраинских факторов в регионе (усиление/ослабление за счет местной специфики). Третий срез – воздействие на ситуацию уникальных особенностей региона, которые требуют специального подхода. В качестве отдельного блока мы будем оценивать способность местных властей противостоять вызовам дестабилизации. Потому что действия власти могут либо гасить риски, выступая стабилизирующим фактором, либо усиливать их. Также мы будем уделять внимание настроениям местных элит, что становится особенно важным ввиду курса на децентрализацию.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
Помимо регионов, где идут боевые действия (Донецкая и Луганская области), объектом нашего внимания будут Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Днепропетровская, Харьковская области.
Особое внимание на данном этапе будет уделено Харьковскому и Одесскому регионам. Для исследования этих регионов будут созданы отдельные подразделения группы «ИС». ( Примечание . В действительности кроме подразделений «ИС‑ Харьков» и «ИС‑ Юг» было также создано подразделение «ИС‑ Днепр» в Днепропетровске, а в начале 2016 года «легализовано» Восточное подразделение, получившее название «ИС‑ Донбасс» со штабом в Краматорске. ) Наша общая задача – не дать Путину раскачать юг и восток Украины. И вновь обращаем внимание на то, что мы, группа «ИС», не выступаем каким‑ то конкурентом госструктурам, но хотим дать им возможность использовать в нашем лице потенциал гражданского общества. Наша цель остается прежней, как и год назад, в начале российской агрессии, – объединить усилия в противостоянии общей угрозе. Только так мы победим. В ходе мониторинга и анализа ситуации с весны и до конца 2015 года в Донецкой и Луганской областях сохранялся наивысший уровень угрозы – 10 баллов. При этом в различные периоды шло варьирование «формата» угрозы. Так, весной и летом в данных областях (в районах, подконтрольных Украине) сохранялась напряженная ситуация с высоким уровнем угрозы терактов и диверсий как силами ДРГ российско‑ террористических войск, проникающих в тыловые районы, так и пророссийской агентуры. При этом тенденция обострения угрозы наблюдалась как в тактических, так и в оперативно‑ тактических тылах (во втором случае это было следствием как недостатков организации обороны со стороны сил АТО, так и несовершенства пропускного режима через линию разграничения сторон). В плане организации пропускного режима в зоне АТО несколько лучшая ситуация была в Луганской области. Однако севернее Луганска по направлению к населенным пунктам Счастье и станица Луганская, вдоль реки Сиверский Донец, в этот период шла «война малых групп», сопровождавшаяся активными попытками инфильтрации ДРГ противника в тактические и оперативно‑ тактические тылы сил АТО, что повышало вероятность терактов и диверсий. Этому же способствовала и активизация агентуры ФСБ РФ и «ЛНР‑ ДНР» на так называемых освобожденных территориях, которая была зафиксирована фактически с марта 2015 года.
Ситуацию на территориях обеих областей, подконтрольных Украине, усугубляла негативная социально‑ экономическая обстановка, активно используемая пророссийскими силами (как «агентурой» «ЛНР‑ ДНР», так и политическими и общественными деятелями местного и центрального уровня – прежде всего, из числа бывших членов Партии регионов). При этом Донецкая и Луганская области оставались лидерами по темпам роста задолженности по заработной плате среди регионов Украины (на июль 2015 года в Донецкой области задолженность составляла 398 492 тысячи гривен, из них на экономически активных предприятиях – 375 161 тысяча, что составляло 94, 1 процента от общей суммы задолженности; в Луганской области задолженность составляла 380 599 тысяч гривен, из них на экономически активных предприятиях – 371 306 тысяч, что составляло 97, 5 процента от общей суммы задолженности; общая задолженность по Украине на тот момент составляла 1 811 278 тысяч). Существенная часть (не менее 40 процентов) работников данных предприятий на тот момент проживала на «освобожденных территориях», являясь «благодатной почвой» для критики социально‑ экономической политики украинской власти и, соответственно, для раскачивания ситуации. В частности, для дестабилизации ситуации в данных регионах антиукраинские силы использовали следующие тезисы: – отсутствие обещанных региональных программ восстановления инфраструктуры на «освобожденных территориях»; – невыполнение государством задачи поддержки внутриперемещенных лиц (всего на тот момент – 1 369 844 человека в составе 1 072 964 семей, из них порядка 17 процентов проживали на территориях обеих областей); – провальная социально‑ экономическая политика центральной власти (замораживание зарплат и социальных выплат на фоне роста цен, инфляции, роста курса доллара, тарифов на ЖКХ и т. д. ). К началу осени 2015 года в зоне АТО наблюдалась тенденция повсеместного отвода ДРГ российского спецназа (ГРУ ГШ ВС РФ) в тылы российско‑ террористических войск. Одновременно вблизи «переднего края» находилось большое количество ДРГ из состава бандформирований, в которые входили местные боевики и российские наемники. К слову, с начала весны 2015 года диверсионная подготовка боевиков осуществлялась, как минимум, на одиннадцати тренировочных базах (лагерях) на оккупированной территории Донбасса, из которых наиболее крупными были «Лутугинские лагеря». Также продолжалась переброска на Донбасс боевиков, прошедших курс подготовки в лагерях оккупированного Крыма (самый крупный – «Перевальное») и в России («Кадамовский», Ростовская обл. ). Подготовку осуществляли инструкторы ГРУ ГШ ВС РФ и ФСБ РФ.
Данные ДРГ выполняли следующие задачи. В тактических тылах: минирование местности, нападение на колонны снабжения и в целом нарушение системы логистики. В оперативно‑ тактических тылах: проведение терактов и диверсий по уничтожению коммуникаций и инфраструктуры, а также с целью запугивания местного населения. Также наблюдалась активизация подрывной деятельности антиукраинских сил в тыловых районах неоккупированной территории обеих областей. В контексте подготовки к местным выборам, которые прошли осенью 2015 года, местные пророссийские политические силы – «Оппозиционный блок» – выступили с требованием к Киеву «выполнить условия Минских договоренностей» и провести выборы на всей территории Донбасса, включая оккупированные территории, под предлогом защиты прав украинских граждан. С приближением выборов обострилась угроза проведения различных провокаций и акций протеста против «политики Киева», организованных как силами пророссийской агентуры, так и местными пророссийскими политическими силами. На протяжении сентября – начала октября на территории Донецкой области возросла вероятность терактов в связи с приближением фейковых «выборов» в «ДНР», которые были назначены на 18 октября, но так и не были проведены. В частности, по информации, полученной из источников в «ДНР», в этот период велась подготовка инфильтрации, как минимум, пяти ДРГ «оперативно‑ тактического» уровня из местных жителей. Также руководством «ДНР» были отданы распоряжения «антиукраинскому подполью» на активизацию диверсионных групп в Славянске, Краматорске, Волновахе, Мариуполе. С приближением местных выборов в Украине в контролируемых Киевом районах Донбасса отмечался дальнейший рост напряженности и в контексте политической предвыборной кампании. Например, в Краматорске в общественных местах фиксировалось появление надписей сепаратистского содержания. В предвыборной борьбе «Оппозиционный блок» нагнетал ситуацию провокационными заявлениями. Так, штаб Краматорской организации партии «Оппозиционный блок» (в частности, И. Ольхова и И. Полупан) заявил о том, что в ходе выборов «власть готовит массовые фальсификации» и сами выборы в городе якобы находятся «под угрозой срыва». Подобные действия способствовали дестабилизации обстановки. Характерно, что от «Оппозиционного блока» в горсовет баллотировалось более 30 представителей «Новокраматорского машиностроительного завода» (владелец – Г. Скударь, как уже упоминалось ранее, близкий к руководству Партии регионов, после освобождения Краматорска от террористов силами АТО скрылся в России).
Также представители «Оппозиционного блока» в регионе открыто использовали сепаратистские лозунги и призывы. Так, в Славянске кандидат в мэры от этой политической силы В. Лях использовал в своей предвыборной агитации слоган «Любить Славянск, как Неля» (ассоциация возникала исключительно с Нелли Штепой, экс‑ мэром Славянска, которая была привлечена к уголовной ответственности за сотрудничество с террористами). Подобная риторика «оппозиционеров» способствовала разжиганию сепаратистских настроений и требовала оценки со стороны правоохранительных органов – но такая оценка так и не была дана. Вполне очевидно, что события весны 2014 года в этом регионе ничему украинскую власть не научили. После проведения местных выборов, с начала ноября и до конца 2015 года, политическая напряженность в «освобожденных районах» несколько снизилась. В то же время вблизи линии фронта активизировались попытки инфильтрации ДРГ противника в тылы сил АТО. Особую опасность в этот период представляло «накопление» в населенных пунктах, расположенных в так называемых серых зонах, боевиков, прибывавших из оккупированных районов под видом мирных жителей. Деятельность данных лиц, являвшихся де‑ факто «боевым элементом» террористов, который мог в случае необходимости выполнять серьезные боевые задачи, фактически никем не контролировалась. В зонах вдоль линии разграничения продолжалось активное минирование местности обеими сторонами конфликта. При этом если силы АТО составляли карты минных полей (что облегчало разминирование местности в случае соответствующих решений), то боевики подобных карт, как правило, не составляли. Более того, постоянно фиксировались случаи подрыва террористов на собственных взрывных устройствах. По‑ прежнему не был решен вопрос эффективного пропускного режима в зоне АТО (главной проблемой при этом отмечалась коррупция в украинских силовых структурах), что сильно облегчало проникновение из оккупированных районов ДРГ и отдельных диверсантов. В целом к концу 2015 года в контролируемых Украиной районах Донбасса группа «ИС» отметила четыре основные угрозы, сохранявшие динамику в сторону ухудшения ситуации: 1. Активность агентуры террористических организаций «ДНР‑ ЛНР» и спецслужб России с возможностью усиления подрывной и диверсионной деятельности за счет ДРГ, прибывающих с оккупированной территории. В контексте общих попыток срыва Москвой мирных договоренностей с целью заставить Киев принять условия РФ по «мирному диалогу по Донбассу» (в виде «российской интерпретации» Минских договоренностей) можно было ожидать возрастания данной угрозы в перспективе. 2. Активность антиукраинских политических сил и движений. Особенную тревогу вызывала ситуация в Мариуполе – стратегическом населенном пункте в прифронтовой полосе. Весной 2014 года структуры Р. Ахметова в этом городе, по сути, выступали пособниками террористов, организовав «совместные патрулирования дружинниками Ахметова и ДНР». Приход к власти на местном уровне ставленников Р. Ахметова (после местных выборов в октябре 2015 года) стал серьезным вызовом безопасности этого региона в перспективе. 3. Накопление в регионе огромного количества оружия и боеприпасов из зоны АТО. Данный фактор, в свою очередь, способствовал ухудшению криминальной обстановки в обеих областях, а также сыграл на руку антиукраинским элементам, ведущим «подпольную» борьбу против Украины. 4. Отсутствие системной информационной работы с местным населением и влияние на местных жителей российской и пророссийской пропаганды. Проведенный группой «ИС» мониторинг информационного пространства в регионе (порядка 75 процентов местного населения основную информацию получает по ТВ и радио) свидетельствовал о том, что от 50 до 90 процентов населения (в зависимости от района) находились под влиянием кремлевской пропаганды. На настроения жителей также существенно и негативно влиял тот факт, что повсеместно на должностях представителей местной власти и правоохранителей оставались пророссийски настроенные элементы, ранее открыто поддерживавшие «ЛНР‑ ДНР». Среди «мирных регионов» наиболее сложная ситуация на протяжении 2015 года наблюдалась в Харьковской и Одесской областях. Стоит отметить, что, по нашим данным, на протяжении 2015 года в Харьковской области силами СБУ была прекращена деятельность 26 террористических и диверсионных групп, в которые всего входило порядка 60 человек; на этапе подготовки было предупреждено совершение 12 террористических актов и диверсий. На территории Одесской области в течение 2015 года была пресечена деятельность 12 террористических и диверсионных групп (всего 31 человек), сорвана подготовка 19 терактов и диверсий. К началу апреля 2015 года представители группы «ИС» в Харькове (в дальнейшем из них было сформировано подразделение «ИС‑ Харьков») в рамках «Светофора» составили краткую «карточку» региона:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|