ТЕМАТИКА И ПЛАНЫУчебные задания и методические материалы к СЕМИНАРСКИХм ЗАНЯТИямЙ
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫУчебные задания и методические материалы к СЕМИНАРСКИХм ЗАНЯТИямЙ
Тема 1. Наполеон и печать Вопросы для обсуждения 1. Концепция печати Наполеона I. 2. Законодательство о печати при Наполеоне I. 3. Отношение Наполеона к либеральной оппозиции в печати. 4. Эволюция взглядов Наполеона на печать.
Литература: 24, 38[1]. : Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Англии, Германии и России // История печати: Антология. -— М., 2001. -— Т. 1. - — СС. 223-232; 235-236. Попов Ю. В. Печать Франции периода Консульства и Империи // Вестник МГУ. Серия Журналистика. - 1982. -№ 1-2. Соколов В. С. Периодическая печать Франции: Учебное пособие. - СПб., 1996. Тарле Е. В. Печать во Франции при Наполеоне I // История печати: Антология. - М., 2001Там же. -— Т. II. -— С. 367-434. Тема 2. Жанр литературного портрета Вопросы для обсуждения 1. «Журнализм» французской литературной критики в началае XIX в. 2. СотрудничествоРабота Ш. -О. Сент-Бёва во французской прессе. 3. Ш. -О. Сент-Бёв -— родоначальник жанра литературного портрета. 4. «Пьер Корнель» Сент-Бёва как образец жанра литературного портрета. 5. «Импрессионистическая критика» и трансформация жанра литературного портрета на рубеже XIX-XX вв. (на примере литературных портретов П. Верлена, принадлежащих перу А. натоля Франса и Р. еми де Гурмона). Литература: 2, 39. Сент-Бёв Ш. -О. Пьер Корнель // Сент-Бёв Ш. -О. Литературные портреты. Критические очерки. – М., 1970. Франс А. Поль Верлен // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. – — М., 1960. – — Т. 8. Гурмон Р. де. Поль Верлен // Гурмон Р. де. Книга масок. – — Томск, 1996. – — С. 101––102.
Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. – М., 1999. Трыков В. П. Зарубежная литература конца XIX –— начала XX веков: Практикум. – — М., 2001. – — С. 38––50.
Шарль. -О. гюстен Сент-Беёв (1804-1869) -— французский литературный критик и поэт. Родился в провинциальной буржуазной семье. В 1818 г. переехал в Париж, учился в коллеже Бурбона, где изучал древние языки, философию и риторику. Обнаружил блестящие филологические способности. По окончании коллежа в 1824 г. Сент-Беёв начал сотрудничать вс либеральной газетойе «Глоб» («Глобус»). Печатал хронику, литературные рецензии, литературно-критические статьи о Гюго и других романтиках, которых поддерживал и высоко ценил. В 1829 г. в «Ревю де Пари» («Парижском обозрении») Сент-Беёв опубликовал первые литературные портреты («Пьер Корнель», «Буало», «Лафонтен»), став создателем этого жанра. После июльской революции 1830 г. Сент-Беёв оказался в оппозиции режиму Луи-Филиппа, сблизился с республиканцами, сотрудничал в оппозиционной, республиканской прессе (в газетах «Насьональ», «Тан»). По свидетельству Эдмона Гонкура, принцесса Матильда, племянница Наполеона I, хозяйка одного из самых блестящих парижских великосветских салонов, в котором бывал Сент-Бёев, выражала в беседе с Гонкуром возмущение газетными публикациями Сент-Бёева в «Тан». Э. Гонкур приводит слова принцессы: «Будь он еще в “«Либерте”» с Жирарденом, его можно было бы понять, это его круг… Но в “«Тан”»… С нашими личными врагами! Где нас оскорбляют каждый день!.. » Публицистическое мастерство Сент-Беёва-журналиста ярче всего проявилось в статьях для «Насьональ», в которых писатель обрушился с резкой критикой на коррумпированное правительство, писал о бездарности нового короля, выступал против монархии за установление республиканского строя. Параллельно он продолжал писать для «Глоб», которая с начала 1830 г. стала органом сен-симонистов, приверженцев идей французского мыслителя графа Сен-Симона, одного из основоположников утопического социализма. , графа Сен-Симона. Газета выходитла с подзаголовком «Журнал сенсимонистской религии».
Однако публицистический талант Сент-Беёва несопоставим с его талантом литературного критика. Во второй половине 30-х гг. Сент-Беёв стал мэтромом французской литературной критики, к чьему мнению которого прислушивались, чьи статьи и рецензии которого печатали самые авторитетные парижские газеты и журналы, такие как «Журналь де Деба», «Ревю де дё монд». В 1844 г. Сент-Беёв был избран во Французскую академию. Сент-Беёв создал новый тип литературной критики, которую сам он в статье «О критическом уме и о Бейле» (1835) назвал «журналистикой» и охарактеризовал как «гибкое, подвижное, практическое искусство», заявившее о себе на страницах газет и ставшее «одним из наиболее действенных орудий современности». Сент-Бёев ввел в критику интонацию доверительной и непринужденной беседы с читателем ои том или ином писателе. Широкая эрудиция, установка на точность факта сочетается в литературно-критических статьях и портретах Сент-Беёва со стремлением создать образ писателя, раскрыть особенности его личности, психологии. Критик исходил из убеждения, что невозможно понять творчество писателя, не изучив его биографии, не поняв его личности. Надужно «разглядеть в поэте человека», -— писал Сент-Беёв. Впоследствии разработанный Сент-Беёвом подход к анализу литературы получил название «биографического метода». Особый этап литературно-критической и журналистской деятельности Сент-Бёева начался в 1849 г. и продлился почти двадцать20 лет. Это был период, когда Сент-Беёв публиковал каждый понедельник публиковал в парижской газете «Конститюсьоннель» небольшие статьи, очерки, этюды преимущественно литературно-критического характера, составившие впоследствии многотомные серии «Беседы по понедельникам» и «Новые понедельники» и в совокупности создавшие широкую панораму литературной и общественной жизни Франции середины —-второй половины XIX века. В отличие от Гюго, Сент-Бёев сочувственно отнесся к государственному перевороту 2 декабря 1851 г. ода и сначала принял Вторую империю, что нанесло сильный удар по его репутации, вызвало разочарование в кругах либеральной интеллигенции. Впоследствии Сент-Беёв окажется в оппозиции к Наполеону III, выступит за отделение церкви от государства, за свободу слова и печати. Опубликованная в разгар судебного процесса над Г. Флобером 4 мая 1857 г. на страницах официального печатного органа «Монитер» большая и в целом хвалебная статья Сент-Беёва о «Госпоже Бовари» в значительной мере предопределила оправдательный приговор. Сент-Беёв выступил против того, чтобы приписывать роману Флобера «рискованные тенденции», а автору -— «намерения, которых у него не было». «“Госпожа Бовари”» -— это прежде всего целостное произведение, произведение продуманное, имеющее план, где все связано, где ничего не остается на долю творческой случайности, где писатель - или, вернее, художник - от начала до конца сделал то, что он хотел», -— писал Сент-Беёв. Критик высоко оценил наблюдательность и стиль Флобера, композицию романа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|