Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 33. Эмиль Золя- — журналист




Тема 33. Эмиль Золя- — журналист

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Сотрудничество Э. Золя во французской прессе.

2. Золя о журналистике (на материале статьи «Прощание»).

3. Золя и дело Дрейфуса.

4. Мастерство Золя-публициста (на материале «Я обвиняю»).

Литература:

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! –  — М., 1997.

Пузиков А. Эмиль Золя: Очерк творчества. -— М., 1961.

Якимович Т.   Молодой Золя. Эстетика и творчество. -— Киев, 1971. —- С. 36-80, 130-148, 187-195.

 

Эмиль Золя (1840-1902) -— французский писатель. Родился в Париже в семье талантливого инженера-строителя, выходца из Италии Франческо Золя. Рано потерял  отца. После смерти кормильца семья испытывала материальные трудности, и в 1862 г. Золя поступилает на службу в бюро упаковок крупного парижского издательства «Ашетт». Вскоре Золя получилает место шефа отдела объявлений. Служба в издательстве позволила будущему писателю познакомиться с нравами в мире литературы и журналистики, завязать полезные знакомства.

В 1866 г. Золя оставил издательство «Ашетт» и перешел в ежедневную газету «Эвенман» («Событие»), главным редактором которой был тогда  известный парижский журналист и  издатель Вильмессан. Золя было поручено вести отдел «Сегодняшние и завтрашние книги»: он должен был писать обзоры новых книг, как вышедших, так и готовящихся к печати. Вильмессан был доволен своим новым  сотрудником и предоставил ему возможность вести отдел художественной критики под названием «Мой салон». Золя -— художественный критик выступил против академической школы, взял под защиту возмутителей спокойствия -— художников, которых впоследствии назвалиовут «импрессионистами», в частности Э. Мане. Статьи Золя вызвали возмущение части читателей, приверженцев традиционной живописи. По свидетельству современника, некоторые читатели в знак негодования разрывали в клочки номера газеты со статьями Золя.  Вильмессан стал получать гневные письма и счел необходимым прекратить печатание «Салона».

В 1868 г. Золя  сблизился с левой республиканской прессой, сотрудничал в газетах «Раппель» («Призыв»), «Трибюн» («Трибуна»), «Клош» («Колокол»), в которых он печатал хронику и сатирические очерки, направленные против Второй империи. «Сотрудничество Золя в “«Клош”» позволяет говорить о его исключительных журналистских способностях. Часто это занятие вызывает у него скуку, но как только какое-нибудь событие начинает увлекать его, он становится превосходным репортером…», -— писал Арман Лану. Во время франко-прусской войны 1870 г. Золя выступилает в защиту мира в статье «Да здравствует Франция! »  В 1870 г. он издавал  в Марселе республиканскую газету  «Марсельеза». Золя оказалывается в центре событий во времяена Парижской Ккоммуны. В качестве корреспондента газеты «Колокол» он отправляетсяпобывал в Бордо, затем в Версалеь, куда из оккупированного немецкими войсками Парижа переехазжало Национальное собрание. Золя пПисалшет и посылалет в Париж парламентские отчеты. ЗоляОн презрительно называлет Национальное собрание «пугливым животным», «куриной гузкой», но не одобрялет и репрессивных мер коммунаров, его ужасалает развязанная «братоубийственная война». После разгрома Парижской кКоммуны Золя выражал сочувствие коммунарам, осуждал белый террор.  

По инициативе И. С. Тургенева, с которым Золя познакомился в Париже в 1872 г., Золя стал постоянным парижским корреспондентом «Вестника Европы». С 1875 по 1880 гг. Золя опубликовалует в русском журнале 64 корреспонденции (статьи, очерки, рассказы).

   В сентябре 1880 г. ода Золя порвал с редактором газеты «Вольтер» Лаффитом, недовольным нападками Золя на лидера буржуазных республиканцев Гамбетту и его окружение. Кроме того, Лаффит потребовал, чтобы Золя сделал купюры в предназначенном для публикации в его газете отрывке из романа «Нана». После разрыва с Лаффитом Золя начал печататься в консервативной газете «Фигаро», оговорив при этом свое право писать то, что он думает, даже если его убеждения не совпадают с линией газеты. Из статей, опубликованных в «Фигаро» в течение 1880-1881 гг., впоследствии былудет составлен сборник «Поход» (1882). Для Золя газета —-  это одновременно экран жизни и трибуна, сильное средство влияния на умы читателей. Образцами публицистики Золя стали включенные в сборник статьи «Партия негодующих», «Чернила и кровь», «Будущий министр», «Гамбетта», «Демократия». В этих статьях писатель выразилжает свое политическое кредо, свою веру в демократию, республику и науку.

«Поход» писателя против своих идейных противников вызвал всплеск возмущения в буржуазной прессе правого и консервативного толка. Уставший от этой борьбы, в сентябре 1881 г. Золя прекратил регулярное сотрудничество св газетамих, сосредоточившись на литературном творчестве: в это время была в разгаре работа над  циклом «Ругон-Маккары».

                   22 сентября 1881 г. была опубликованана статьяя Золя «Прощание», в которой писательЗоля, обращаясь в последний раз к читателям «Фигаро» и подводя итог своей многолетней журналистской работе, выразилжает свое двойственное отношение к журналистике и к прессе, призналется в том сложном чувстве любви-ненависти, которое они у него вызывалиют.

Однако дело Дрейфуса побудило Золя  вновь обратиться к журналистике и возобновить свое сотрудничество св «Фигаро». Сборник «Новый поход» (1897) составлен из статей, опубликованных в «Фигаро» с декабря 1895 по июнь 1896 гг. В 1897 г. Золя напечатал в «Фигаро» три статьи, посвященные делу Дрейфуса. 13 января 1898 г. в парижской газете «Орор» («Аврора») опубликовано его знаменитое открытое письмо-памфлет  «Я обвиняю!.. », ставшее причиной уголовного преследования и судебного процесса над  Золя. Писатель был приговорен  к году тюрьмы и трем тыся­чам3000 франков штрафа. Он был вынужден покинуть Францию и укрыться на некоторое время в Англии.  В 1899 г. Золя вернулся на родину.  29 сентября 1902 г. Золя умер в своей парижской квартире от отравления угарным газом.  Существует версия, что это было политическое убийство. Писатель был похоронен на кладбище Монмартр. Анатоль Франс в своей речи на похоронах Золя сказал: «Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовали ему величайший жребий -— он был этапом в сознании  человечества».  В июне 1908 г. прах Золя был торжественно перенесен в Пантеон.

 

Э. миль Золя. «

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...