Тема 5. Оскар Уайльд — -литературный критик и публицист
Тема 5. Оскар Уайльд — -литературный критик и публицист
Вопросы для обсуждения 1. Сотрудничество О. Уайльда св прессойе. 2. Художественная и литературная критика Уайльда в периодической печати. 3. Жанр рецензии в литературно-критическом наследии писателя. 4. Уайльд-публицист. 5. Концепция социализма в эссе «Душа человека при социализме».
Литература: Уайльд О. Избранные произведения: В 2 Тт. -— М., 1993. -— Т. 2. Уайльд О. Письма. -— М., 1997. Абазова Л. М. Роль журналов «Желтая книга» и «Савой» в определении и эстетической концепции английского декаданса 90-х гг. : (Метод. указ. )ания. -— М., 1979. Венгерова З. А. Молодая Англия: (Лит. хроника) // Cosmopolis. – —СПб, 1897. — Март№ 3. - — С. 195–-198. Эллман Р. Оскар Уайльд:. Биография. -— М., 2000. Ланглад Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. -— М., 1999.
Оскар Уайльд (1854-1900) -— английский писатель и критик. Родился в Дублине. Отец Уайльда -— известный врач-окулист, мать -— писательница. В 1879 г. Уайльд окончил Оксфордский университет. В студенческие годы Уайльд познакомился с издателем ежемесячника «Айриш мансли» священником-иезуитом Мэтью Расселом, который опубликовал в журнале несколько его статей и стихотворений. В 1882 г. Уайльд совершил путешествие в США, где он выступал с лекциями. По возвращении в Лондон началинает сотрудничать вс газетамих и журналамих. С 1884 г. печатался в «Пэлл-Мэлл газет». Работая в газете ради пополнения семейного бюджета, как писал биограф Уайльда Ричард Эллман, «он превратил необходимость в доблесть и писал намного лучше, чем от него требовалось. Критические статьи помогли ему привести в систему его взгляды на литературу, искусство, природу и жизнь; в них чувствуется свежесть, которая нечасто гостила в его ранних произведениях…».
В написанном Уайльдом для прессы публицистика и статьи на политические темы занимают весьма скромное место. Преимущественная сфера его интереса как журналиста -— мир культуры. Уайльд написал множествогочисленные статейьи, заметоки, отчетовы, рецензиий о книгах, моде, театральных постановках, концертах, выставках, публичных лекциях. Близость Уайльда- — журналиста и критика к культуре модерна проявилась в устойчивом интересе к эстетическим аспектам быта, к прикладному искусству. В 1884-1888 гг. он опубликовал в «Пэлл-Мэлл газет» ряд статей, посвященных эстетике костюма («Женское платье», «Еще о радикальных идеях реформы костюма», «Отношение костюма к живописи»), искусству книжных переплетов, иллюстраций и оформления изданий («Типографское дело и типографы», «Красоты переплетного дела»), дизайну («Близость искусств и ремесел»). С 1886 по 1888 гг. Уайльд написал около сотни критических статей и рецензий. Большая часть из них посвященыа литературе. Среди писателей кумирами Уайльда стали Бальзак и Флобер. Своих соотечественников, английских писателей Уайльд оценивает гораздо строже. Излюбленный жанр Уайльда-журналиста – — рецензия, которой он придал интонацию свободной беседы. Разнообразие и широта культурных интересов Уайльда определили некоторые особенности его рецензий. Внимание писателя привлекали самые разнообразные издания: от серьезных научных трудов до кулинарных книг. Он часто выбирал для рецензирования малозначительные произведения, исходя из принципа равноценности материала, темы. Этот принцип Уайльд сформулировал впоследствии в эссе «Критик как художник», в котором он писал: «…мМного ли значит тема для художника столь творческого, каким является критик? Не меньше, но и не больше, чем она значит для романиста или для живописца. Он схож с ними в том, что умеет находить свои мотивы повсюду. Меру его сил покажет истолкование темы, потому что нет таких тем, которые не таили бы в себе возможностей блеснуть проникновенностью и смелостью».
Движение мысли Уайльда в его рецензиях прихотливо, уклончиво. Часто его замечания не имеют непосредственного отношения к теме, но почти всегда неожиданны, остроумны, парадоксальны, полны юмора и иронии. Зачастую избранная тема становится лишь поводом для демонстрации личных вкусов, блестящего ума и незаурядной культуры рецензента. В 1887 г. Уайльд сталновится главным редактором журнала «Лейдиз уорлд» («Мир леди»). Вскоре он поменял название журнала на «Вуманз уорлд» («Мир женщины»). Смена названий не была случайной. Уайльд превратил светский журнал мод в издание, отражавшее широкий круг культурных запросов и интересов современной женщины. Уайльд хотел, чтобы журнал писал «не только о том, что женщины носят, но и о том, что они думают, что они чувствуют». Как журналиста Уайльда занимали еще две темы: дело Парнелла и социализм. Чарлз Стюарт Парнелл (1846-1891) -— лидер движения за самоуправление Ирландии в рамках Британской империи в 1877-1890 гг. Парнелл подвергся яростным нападкам «Таймс», которая, привеодя в качестве доказательства некие письма, обвинияла его в подстрекательстве к политическому убийству и сообщничестве в нем. Уайльд встал на защиту Парнелла, посещал заседание комиссии по расследованию обвинений «Таймс». В феврале 1889 г. обнаружилось, что письма являются фальшивкой и написаны другим человеком. Парнелл был оправдан. В одном из интервью Уайльд сказал: «Мы все теперь в той или иной степени социалисты. < […> ] А что касается меня, я больше, чем социалист. Я считаю себя скорее анархистом, хотя политика динамита, разумеется, представляется мне полнейшей нелепостью». Уайльд посещал собрания Фабианского общества. Был знаком с Б. Шоу. В 1889 г. Уайльд в рецензии на книгу «Гимны труда: народный песенник» обнаружил симпатию к социалистам, одобрялет их за веру в то, что искусство может помочь в построении нового, более справедливого общества. Интерес Уайльда к социалистическим идеям проявился в его эссе «Душа человека при социализме», напечатанном в 1891 г. в журнале «Фортнайтли ревью».
Уайльд писал для английского журнала «Йеллоу бук» («Желтая книга»), издававшегося с 1894 по 1897 гг. и представлявшего эстетизм и декаданс в Англии. После 1889 г. Уайльд довольно редко печатаетлся в периодических изданиях и фактически оставиляет журналистику, сосредоточившись на писательстве. Журналистская деятельность помогла Уайльду оформить свои эстетические взгляды, привести их в систему. Показательно, что важнейшие статьи и эссе Уайльда по вопросам эстетики, составшившие впоследствии книгу «Замыслы», первоначальносначала появлялись в различных периодических изданиях: «Упадок лжи» в 1889 г. в журнале «Найнтинс сенчури»; «Перо, полотно и отрава» в том же году в журнале «Фортнайтли ревью»; «Критик как художник» -— в 1890 г. в журнале «Найнтинс сенчури». Высокую оценку журналистике Уайльда дал Б. Шоу. Любопытно, что русский журнал «Вестник Европы», крайне отрицательно относившийся к эстетизму, об Уайльде всегда писал доброжелательно. Большую роль в ознакомлении русских читателей с эстетическими взглядами Уайльда сыграл журнал «Северный вестник».
Оскар. Уайльд. «
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|