Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало внутреннего путешествия




Глава 3

НАЧАЛО ВНУТРЕННЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Эта глава приглашает вас в путешествие по целой ВСС-сессии с участницей одного из моих курсов по ВСС. Динамика терапии ВСС такова, что исцеление может иногда произойти за одну сессию. Я выбрал эту сессию, так как она завершает лечение ряда частей. Она даст вам представление о технике терапии ВСС и о том, чего она поможет добиться.

Кристин[3]— преподаватель колледжа с Западного побережья, младшая из трех сестер — ей 50 лет. Она родом из Англии, но уже давно живет в США. Много лет она посвятила психотерапии и духовным практикам, а записалась на мои занятия, чтобы больше узнать о разрешении психологических проблем. Из стенограммы сессии вы увидите, что она довольно умна и способна четко различать тонкие переживания. До курса ВСС, проходя терапию, она уже работала с детскими переживаниями, связанными с несколькими госпитализациями, которые, по всей вероятности, вызывали панические приступы. У нее также сохранились воспоминания о том, как ее сестры убегали и бросали ее, но эти моменты она еще не затрагивала.

Поскольку Кристин проходила мой курс, она уже довольно много знала о ВСС, и это облегчило работу. Я выбрал эту сессию, поскольку она протекает довольно прямолинейно, что хорошо для первоначальной демонстрации метода ВСС. Обычно сессии более запутанны и уходят в сторону, с чем, впрочем, модель ВСС прекрасно справляется (примеры этого даны в следующих главах).

Кристин начинает эту сессию, обозначая проблему, которую хочет исследовать. Мои комментарии даны курсивом.

Кристин: Я хотела бы поработать над состоянием растерянности и рассеянности, которое иногда у меня бывает. Большую часть времени я мыслю ясно, но временами словно сбита с толку и блуждаю в тумане. Это часто случается в ситуациях, когда мне как раз нужно быстро соображать.

Джей: Хорошо. Похоже, что у вас есть часть, которая иногда чувствует растерянность. Это так?

К: Да.

Д: Давайте тогда сосредоточимся на этой растерянной части. Какие ощущения в теле она вызывает?

К: Когда это происходит, я чувствую легкое головокружение и пустоту в голове.

В терапии ВСС мы не анализируем части — мы входим с ними в непосредственный контакт.

Д: Понятно. Чувствуете ли вы себя достаточно свободной от этой части для того, чтобы получше ее узнать?

К: Ну, я не уверена. Думаю да. Хм. Как мне понять, что это так?

Д: Ощущаете ли вы себя в спокойном пространстве, из которого вы могли бы войти в контакт с растерянной частью?

Чтобы работа прошла успешно, Кристин должна находиться в состоянии «Я», когда знакомится со своей субличностью. Это значит, что она должна быть отделена от нее и укоренена в пространстве, из которого она могла бы общаться с ней.

К: ... Мне сложно сказать. (Пауза. ) Какой вопрос вы только что задали?

Д: Похоже, что вы находитесь в слиянии с растерянной частью прямо сейчас. Попросите эту часть отделиться от вас, чтобы вы могли узнать ее получше.

Кажется достаточно очевидным, что Кристин прямо сейчас находится в замешательстве. Возможно, это означает, что

растерянная часть захватила управление, то есть «слилась» с ней. Поэтому я прошу ее отделиться, так чтобы Кристин оказалась в центре личности.

К: Ладно... Теперь я чувствую себя по-другому, более основательно, что ли. И я прямо вижу часть в виде облака дыма.

Д: Выясните, что вы чувствуете по отношению к растерянной части прямо сейчас.

К: Я хочу, чтобы она исчезла. Ненавижу чувствовать себя растерянной.

Д: Хорошо. Эта ненависть и желание избавиться от нее исходят из другой вашей части. Я понимаю, почему та часть хочет, чтобы растерянная часть ушла, — так вы не потеряете свою проницательность, но ненависть к ней ничего не даст. Попросите ненавидящую часть отступить на шаг назад, чтобы вы могли свободно познакомиться с растерянной частью.

Поскольку Кристин ненавидит растерянную часть, я понимаю, что она все еще не в центре личности, поскольку «Я» не испытывает ненависти.

К: Конечно, это разумно. Она хочет этого.

Д: Отлично. Что вы чувствуете к растерянной части теперь?

К: Что-то вроде любопытства, почему она так поступает со мной?

Кристин теперь находится в достаточном контакте с «Я», чтобы перейти к следующему этапу — знакомству с растерянной частью.

Д: Хорошо. Предложите этой части рассказать или показать вам, как она себя чувствует.

К: Она говорит, что чувствует себя сонной и вялой. Я ощущаю, как она «отрубается».

Д: Она чувствует себя сонной и тупой.

К: Да. Она говорит: «Я хочу спать. Я не хочу бодрствовать или быть в сознании». Иногда она не может отвечать на вопросы людей.

Д: Понятно. Спросите часть, как ее зовут или как она хочет, чтобы ее называли.

К: Мне приходит на ум «Путаник».

Д: Хорошо. Мы назовем ее Путаником. Узнайте, чего он пытается добиться, будучи сонным и растерянным.

Я задаю этот вопрос, чтобы узнать положительное намерение Путаника по отношению к Кристин.

К: Он говорит: «Я не хочу что-то видеть. Я не хочу что-то знать». Эта часть должна просто вводить в заблуждение, сбивать с толку, расслаблять. Она хочет быть уверенной, что я не знаю, что происходит.

Д: Она создает неразбериху, чтобы защитить вас от того, что происходит... Вы можете спросить часть, как она создает неразбериху и неосведомленность.

К: По-разному. Меняет внутренне тему, отвлекает мое внимание, выглядит или действует очень возбужденно, ни на чем подолгу не останавливаясь. Она привлекает мое внимание к себе, а значит, уводит его от других вещей всеми этими способами. Теперь она выглядит, как человек, совершающий магические пассы в воздухе, чтобы сбить с толку и отвлечь мое внимание.

Довольно часто бывает так, что, когда вы знакомитесь с субличностью, ее образ меняется.

Д: Узнайте у Путаника, что страшного для него может случиться, если он отступит в сторону и позволит вам видеть то, что происходит.

Этот вопрос целенаправлен. Он наводит разговор на тему защищаемого изгнанника.

К: Вот что он говорит: «О том, что произойдет, нельзя даже думать, нельзя говорить». Он очень напуган, и нам туда нельзя.

Д: Понимаю, он очень этого боится.

К: На уровне выживания.

Д: Да. Вы можете спросить Путаника, как долго он выполняет эту работу.

К: По моим ощущениям, всегда.

Д: Что он чувствует по отношению к этой работе?

К: Это совершенно невозможная работа, чересчур напряженная. Но он не в состоянии ее бросить.

Д: Да. Узнайте, хотела бы часть сообщить вам что-то еще.

К: Я ясно чувствую, что она действительно хочет любви, уважения и благодарности за претерпеваемые ради меня мучения.

Большинство субличностей хочет признательности за свою работу, но они редко так прямо просят об этом.

Д: И что вы чувствуете в ответ?

К: Я испытываю огромную признательность.

К: Даже не могу выразить словами, как сильно я ценю преданность и решимость, с которыми эта часть выполняет свою работу. (Кристин и правда тронута. )

Д: Да. Вы действительно сделали это. А как реагирует часть?

К: Она смягчается. И когда она смягчается, я четко вижу одну вещь. Когда я ранее говорила, что часть не знала, как остановиться, это происходило потому, что у нее не было связи с «Я». Не было никого, кому она могла бы открыться, рядом с кем она могла бы расслабиться. Но сейчас Путаник успокаивается, потому что «Я» здесь.

Для меня это очень волнующий момент. Кристин действительно установила связь с Путаником из центра личности, и он начал доверять ей и расслабляться. Это важный шаг.

Д: Хорошо. Спросите Путаника, не хотел бы он показать вам часть, которую он защищает своей растерянностью.

Большинство защитников не могут полностью оставить свои роли, пока изгнанник, которого они защищают, страдает, поэтому мы должны исцелить эту часть.

К: О! Теперь передо мной мелькнула картинка панического состояния, за Путаником.

Д: Разрешит ли вам Путаник познакомиться с этой паникующей частью?

К: ... Ладно. Он не уверен насчет этого. Он нервничает.

Д: Вы можете спросить, что его беспокоит. Что такого страшного, по его мнению, может произойти?

Поскольку защитник обеспокоен этим действием, нам нужно выяснить у него, чего он боится, чтобы мы могли его приободрить. Иначе он не даст нам разрешения работать с изгнанником.

К: Путаник боится, что изгнанник захлестнет меня, как поток.

Д: Попросите его дать какой-то знак, если он почувствует, что изгнанник захватывает управление. Этот защитник и впрямь

поможет нам, подавая сигнал, что это происходит, и тогда вам нужно будет вернуться в состояние «Я».

В терапии ВСС есть техники, помогающие удерживаться в центре личности, чтобы не быть переполненными эмоциями изгнанника. Они будут рассмотрены далее в книге. Я уверяю защитника, что это возможно, и предлагаю помочь мне.

К: Хорошо. Кажется, он согласен... Теперь возникают разного рода опасения. Я буду двигаться слишком медленно. Я буду бесцельно бродить вокруг да около, и ничего не произойдет.

Первое заверение, кажется, сработало, и теперь на поверхность выходят остальные страхи Путаника. Это хорошо, так как у Кристин появляется возможность успокоить его и другие страхи.

К: Я говорю Путанику, что могу понять его опасения, но не думаю, что это произойдет. Мы пробовали подобные вещи раньше, и я всегда проявляла готовность помочь, когда мне давали шанс это сделать. И вы (Джей) тоже здесь, чтобы подержать меня, поэтому я предложила Путанику рассматривать это как возможность освоить новую территорию, где он сможет расслабиться и не так напряженно работать.

Кристин намекает, что, разрешая нам продолжить, защитник тоже кое-что получит взамен — он сможет расслабиться.

Д: Хорошо. Как он реагирует?

К: Нормально, эти образы такие забавные. Путаник как бы откидывается на садовом стуле и скрещивает ноги, чтобы посмотреть, что произойдет дальше. Это так смешно. О боже! (Смеется. )

Тот факт, что Путаник откидывается на спинку стула, показывает, что заверения Кристин подействовали и он разрешает продолжать работу с изгнанником. Ее субличности могут без особого труда ей доверять. Это показатель того, какую большую работу над собой Кристин уже проделала.

Д: Хорошо.

К: Вот и изгнанница. Она очень маленькая и щуплая, довольно хрупкая. Это интересно, потому что я высокая и сильная. Но она одета в платьице, и все ее маленькое и легкое тело делает ее довольно уязвимой. У нее словно ком в горле, и она наблюдает за происходящим на грани паники.

Д: Вы можете спросить свою часть, как ей хочется, чтобы к ней обращались.

К: Думаю, просто Маленькая девочка.

Д: Спросите Маленькую девочку, чего она так боится.

К: Что ее оставят одну в темноте и никого рядом не будет. Это так интересно. Но сейчас она паникует, и это чересчур для меня.

Паника Маленькой девочки воздействует на Кристин и выдергивает ее из состояния «Я».

Д: Дайте ей понять, что чувствовать испуг это нормально, но попросите не переполнять вас этим чувством.

Одним из страхов Путаника был страх оказаться эмоционально поглощенным, но мы можем предотвратить эту ситуацию, попросив изгнанника не переполнять ее чувствами.

К: Теперь я в порядке. И уже не так сильно этого боюсь. Хорошо, что ей разрешили испытывать панику, иначе она бы ушла.

Это показывает, как важно прояснить для изгнанника, что просьба отделиться не связана с запретом на переживания. Если бы эта изгнанница поняла, что ее эмоции под запретом, она не смогла бы достаточно доверять Кристин, чтобы остаться рядом.

К: Ей нравится, что я сейчас рядом. Она и впрямь видит, что кто-то («Я») находится рядом, и она удивлена. Как только это происходит, она приходит в себя и хочет со мной поговорить. Ее напряжение спадает.

Д: Так. Она отпускает свой страх и открывается вам.

Теперь, когда часть не наполняет Кристин паникой, Кристин может находиться в состоянии «Я» и у Маленькой девочки есть на кого положиться. А это позволяет ей успокоиться.

К: Да, это верно.

Д: Что она хочет вам сказать?

К: Что ей было очень тяжело и что ей приходилось все делать самой. Она действительно напугана. Никого не было рядом. Я хочу спросить ее, в какой ситуации она была.

Д: Звучит неплохо.

К: ... Я вижу, как встревает мой ум и говорит, что это происходило в больнице, когда я была ребенком, но не уверена. Я хочу, чтобы она сама мне рассказала.

У Кристин была теоретическая догадка о детских истоках страха ее изгнанницы, но чтобы удостовериться, что это правда, она должна получить эту информацию от нее напрямую. Поэтому она задает ей вопрос. Это также дает возможность продолжать работу живым и личностным образом.

Д: Хорошо.

К: Она говорит мне, что вокруг темно, свет выключен. И никто ее не любит. Нет никого рядом, а это значит, что ее никто не любит. Нет никого, кто бы о ней позаботился.

Это детский опыт, создавший бремя страха и паники и убеждение, что никто ее не любит.

К: И от лица «Я», когда я это слышу, я хочу обнять ее. Я хочу посадить ее на колени.

У Кристин возникло замечательное спонтанное желание успокоить Маленькую девочку. Она, как родитель, утешает ее, что является одним из аспектов процесса исцеления.

К: Меня поражает то, что в ее маленьком теле нет напряжения. Это мягкое, беззащитное тельце. Но на ее сердце тяжесть, груз, который она несет... Да, эта тяжесть на сердце связана с чувством беспросветности, с ощущением, что ничего нельзя исправить. И ей приходится нести это бремя одной, потому что рядом никого нет. (Пауза. )

Вот оно. Теперь я вижу нить. Когда рядом нет никого, кто взял бы ее на руки, возникает спазм, блок, преграда. Постоянная готовность обороняться на клеточном уровне. А эта тяжесть на сердце появилась не сразу. Она не результат однократного события, потому что она как бы раскалывается на кусочки. Эта тяжесть связана с неспособностью что-либо изменить.

Груз на сердце Маленькой девочки — это реакция на многие события, произошедшие в раннем детстве Кристин, когда ей требовались утешение и поддержка, но никого рядом не было. Постепенно Маленькая девочка потеряла надежду получить необходимую ей заботу.

Д: А то, что ощущалось на клеточном уровне, что это было?

К: Бдительность, настороженность, готовность обороняться и закрываться от мира. Похоже на защиту. Она ощущается физически, словно зацепка на ткани.

(Пауза. ) Теперь я ощущаю испуг, будто она осталась в темноте одна.

Это чувство более раннее, давнее.

У меня возникает конкретное воспоминание. Она дрыгает руками и ногами. Кто-то должен подойти к ней и взять ее на руки, но никто не подходит. Теперь у меня появляется расплывчатое воспомина-

ние, как кто-то болтается в детской кроватке... издает глухие звуки. И как будто она пытается куда-то добраться, чтобы там ее взяли на руки, но никто не приходит.

Д: Ей крайне необходимо, чтобы ее взяли на руки, но никто не приходит.

В середине рассказа Маленькой девочки, говорящей устами Кристин, вышла на поверхность более юная часть (назову ее Ребенок), обладающая ранними воспоминаниями, связанными с чувствами одиночества и паники. Мы еще точно не знаем, когда это было и каковы были внешние обстоятельства, но это не обязательно для исцеления.

К: Да, интересно, что я это говорю. Потому что Маленькая девочка совсем по-другому себя чувствует. Я не могу в этом разобраться.

Д: Ну конечно. Это раннее воспоминание относится к другой части.

К: О, понятно. Маленькая девочка появляется позже.

Ребенок вспоминает самые ранние эпизоды, когда ему было плохо в кроватке и ему действительно было нужно, чтобы кто-то подошел к нему и успокоил. У Кристин, похоже, были подобные случаи на протяжении последующих лет, что привело к тому, что Маленькая девочка, застрявшая в возрасте четырех лет, испытывала схожие чувства одиночества и паники, а также отчаяния и готовности обороняться.

К: Ну, думаю, прямо сейчас что-то происходит. Когда я чувствую их обеих там рядом, напряжение спадает. (Пауза. )

Д: Вы хотели бы получить совет?

К: Да.

Теперь, когда Кристин увидела чувства обеих сторон, она может двигаться дальше к их исцелению.

Д: Сфокусируйтесь на Ребенке и перенеситесь сами в то место, где она совсем одна. Выясните, что ей нужно от вас.

К: Она хочет, чтобы я взяла ее на руки.

К: Она плачет громче, а потом просто цепляется за меня. Теперь я глажу ее за ушками, и она крепко прижимается ко мне. Я вижу ее макушку. Девочка очень маленькая, и у нее немного волос, просто мягкий пушок.

Д: Она чувствует, что вы рядом?

Кристин играет роль родителя для своего Ребенка. Я задаю этот вопрос, чтобы убедиться, что Ребенок принимает то, что Кристин ему дает.

К: Довольно отчетливо.

Д: А как она реагирует?

К: Она расслабляется и перестает плакать. Она ощупывает меня, находит опору. А сейчас у нее небольшая отрыжка. Знаете, бывает, когда ребенок кричит, по телу словно проходит небольшая дрожь. Она проходит по ее спине.

Очевидно, Ребенок принимает родительскую заботу Кристин.

К: Ну, я не знаю, правильно это или нет, но теперь легкая Маленькая девочка, у которой тяжесть на сердце, хочет подержать ребенка. И я позволяю ей это сделать.

Д: Хорошо.

К: Это так мило! Все сосредоточивается на этой прекрасной игре. И я чувствую столько любви. Не только я испытываю любовь к малышам, но и они купаются в любви. Обе полностью расслаблены. (Вздыхает. )

Родительская забота, похоже, возымела действие, и я предлагаю перейти к следующему исцеляющему шагу — избавлению от бремени.

Д: Ребенок долго оставался один в темноте и впитал в себя определенные чувства, такие как паника и одиночество, будучи оставлен один в темноте. Если это уместно, мы можем избавить его от бремени, освобождая от тех эмоций, которые он носит в себе. Вероятно, некоторые из них уже ушли в ходе этого процесса, но может быть полезно провести внутренний ритуал, чтобы их полностью отпустить. Посмотрите, хочет ли Ребенок освободиться от них.

К: (смеется, восклицает) Правда, о боже.

Д: Что происходит?

К: Вначале была волна грусти и боли, а затем, когда я задала вопрос, Ребенок захотел вырасти, для того чтобы быть вместе с Маленькой девочкой. Это как ускоренный рост, без каких- либо преград. Я почувствовала сильный прилив чувств; он прошел сквозь мое сердце и растворился в теле.

Д: Все нормально?

К: Да. Это было приятное ощущение.

Д: Хорошо.

К: Ребенок счастлив.

Это очень трогательно. Похоже, что Ребенок спонтанно избавился от бремени, стоило мне только упомянуть о возможности проведения ритуала. Конечно, это произошло исключительно благодаря всей работе, проделанной во время сессии. Теперь Кристин должна проверить, нужен ли еще ритуал избавления от бремени.

Д: Я предложил провести ритуал избавления от бремени, и вы испытали прилив чувств. Теперь узнайте, было ли этого достаточно или все же ритуал мог бы быть вам полезен.

К: Ребенок теперь в порядке, с чем бы ни были связаны эти чувства, но Маленькой девочке, кажется, нужен ритуал освобождения от бремени.

Д: Хорошо, какое бремя у Маленькой девочки?

К: Тяжесть на сердце, отчаяние, чувство, что ничто никогда не изменится и что ее вечными спутниками будут паника и страх.

Д: Вначале убедитесь, что она знает о том, что Ребенок теперь счастлив.

Я хочу, чтобы Маленькая девочка была в курсе того, что Ребенок освобожден от бремени, поскольку это могло бы помочь ей тоже избавиться от отчаяния и необходимости его защищать.

К: Да. Она хочет поиграть с Ребенком. Это интересно. Даже когда она играет с Ребенком, она все равно верит в то, что ей нужно присматривать за ним и нести этот груз. Хотя она и видела собственными глазами, что Ребенок счастлив, она все еще думает, что не способна освободиться от этой тяжести и безнадежности.

Д: Да. Спросите Маленькую девочку, хотела ли бы она избавиться от тяжести на сердце и от мысли, что ничто никогда не изменится.

К: Это сбивает с толку, так как она верит, что это то, кем она является. Без этого убеждения ее бы там не было.

Д: Скажите Девочке, что если она отпустит это убеждение, то сможет взять на себя любую другую функцию и быть тем, кем она захочет.

Негативные убеждения и чувства, которые части впитали в себя в детстве, названные в ВСС «бременем», не являются определяющими для них. У них есть присущий им потенциал. Поэтому они могут избавиться от бремени и выбрать себе новую роль в психике. Я объясняю это Маленькой девочке.

К: Да, она хочет отпустить его, чтобы получить возможность поиграть. Она понимает, что может быть весело.

Д: Хорошо. Посмотрите, каким образом она несет эту тяжесть на сердце и свое отчаяние — находятся ли они внутри тела или на теле.

К: Эта ноша — вокруг ее сердца, а ее остальная часть — словно тяжелое покрывало, которое она несет на голове, спине и плечах. И ей нельзя радоваться.

Д: Эту ношу может смыть вода или сдуть ветер, также можно отдать ее солнцу, похоронить в земле, сжечь в огне или совершить действие, которое она считает правильным.

Терапия ВСС выявила, что предпочтительнее отдать бремя одному из природных элементов — земле, огню, ветру, воде или свету. Это означает, что бремя больше не появится, так как что-то фундаментальное и мощное унесло его или трансформировало.

К: Девочка хочет, чтобы произошла трансформация и никому больше не пришлось нести эту ношу. Так что ее надо... сжечь.

Д: Она хочет сжечь ношу в огне. Помогите ей это сделать.

К: Она хочет сжечь свое платьице, как будто это и есть ноша. Это так странно, но она говорит именно так. Она хочет другое платье.

Д: Пока это происходит, почувствуйте, как ее тело освобождается от бремени, и уделите ей столько времени, сколько необходимо для полного ее освобождения.

К: Это интересно. Она почувствовала растерянность и испуг в тот момент, когда началось изменение, но затем я взяла ее за руку, и теперь на ней новое платье.

Д: Полностью ли освободилась она от бремени?

К: Да.

Д: Тогда понаблюдайте, какие положительные качества проявляются у нее теперь, когда она избавилась от ноши.

Когда ритуал избавления от бремени завершен, у изгнанницы появилось пространство для воплощения положительных качеств, заложенных в ней.

К: Она благодарна. Они вдвоем смотрят, как рассеивается дым от горящего платья. Так необычно. Это смущает, но приходят новые образы, и я в любом

случае хочу о них рассказать... Они на пару перебирают ножками. Серьезно, я не смогла бы это придумать, это действительно происходит. Их маленькие ножки, все это так мило.

Д: Это замечательно. Похоже на то, что ноша снята. Теперь понаблюдайте за частью, сбивающей вас с толку. Выясните, знает ли она о работе, которую вы только что проделали.

К: Я помню, она сидела, откинувшись на спинку садового стула. О, это настоящее английское выражение — она «ошарашена».

Д: Что это значит?

К: То есть шокирована, у нее нет слов. Но она в порядке.

Д: Спросите ее, чувствует ли она сейчас необходимость приводить вас в растерянность.

К: (Пауза. ) Нет. Похоже, она больше не чувствует в этом необходимости.

Путаник должен был выполнять свою защитную функцию, лишь пока Маленькая девочка и Ребенок страдали. Он следил за процессом и теперь осознает, что эта роль больше не нужна и он может выбрать себе новую.

Д: Хорошо. Спросите ее, хотела ли бы она играть новую роль в вашей психике.

К: Ну, посмотрим. Она хочет быть кем-то вроде проводника или учителя для Маленькой девочки, чтобы та не чувствовала себя одиноко.

Д: Отлично. Выясните, хотят ли другие части сказать что-то перед тем, как мы закончим.

К: Есть одна часть, с которой я никогда не сталкивалась. Она восхищена этим процессом и тем, что становится возможным

создать такую красоту, когда остальные части не вмешиваются. Я могу погружаться в глубины и узнавать новое без привычных ограничивающих голосов. Эта часть испытывает странное ощущение. Центр личности говорит: «Конечно, это возможно». Но эта часть чувствует, что она никогда не видела таких глубин раньше. Спасибо вам большое. Это было настоящее путешествие.

Какая великолепная сессия! Изгнанник и защитники освободились от ноши, и защитники, оставив свои прежние функции, взяли на себя новые, более здоровые роли.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта стенограмма сессии дает великолепное представление об исцеляющей силе терапии ВСС. Она показывает, как уважительное и заботливое отношение к частям позволяет им открывать в нас тайные уголки — места, которые могут быть исцелены благодаря установлению отношений с «Я» и ритуалу избавления от бремени. У вас может возникнуть много вопросов о том, как детали этой сессии связаны с процессом терапии ВСС. Вы получите на них ответы на протяжении этой книги, пока вы учитесь осуществлять подобную работу самостоятельно.

Я выбрал эту сессию, поскольку она в рамках одной главы иллюстрирует возможности терапии ВСС. Исключительным в ней является тот факт, что Кристин не встретила особых затруднений. Далеко не у всех получается так гладко. Придется иметь дело с сопротивлением и отклонениями в сторону, чтобы достичь такого уровня погружения и исцеления, и обычно требуется несколько сессий, а порой намного больше. Не унывайте, если работа над собой не будет протекать так же гладко. Терапия ВСС отлично справляется со всеми возникающими трудностями, о чем и будет рассказано в последующих главах.

Часть I «Я. » И ЗАЩИТНИКИ

Человеческая психика основана на избегании боли. В этом заключается работа защитников — ограждать нас от страданий. Эти части усердно управляют вашей жизнью и психикой, чтобы вам не пришлось соприкоснуться с внутренней травмой. Они крайне серьезно относятся к своей работе, веря, что ваше благополучие и даже, возможно, выживание зависят от того, что они делают. Чтобы преобразить и гармонизировать психику, необходимо встретиться с изгнанниками, скрывающимися за защитниками, и исцелить их. Однако в терапии ВСС мы не ломимся в двери и не мчимся сразу к изгнанникам. Мы уважаем потребность наших защитников в обороне и уделяем время знакомству с ними и установлению доверительных отношений. Только тогда эти привратники успокаиваются и разрешают нам поработать с изгнанниками.

Процесс терапии ВСС по своей сути эффективен и глубок, но он действует парадоксальным образом, заботясь о защитниках и уважая их, не прибегая к силовой тактике. Более того, защитники важны сами по себе. Поскольку изгнанники отодвинуты на задний план, именно защитники находятся в центре внимания, они общаются с людьми и действуют в окружающем мире. Недостаточно исцелить изгнанников — надо излечить и преобразить защитников так, чтобы они отбросили свои защитные функции, позволили раскрыться своим положительным качествам и стали выполнять полезные функции во внутренней системе.

Поэтому мы начинаем большинство сессий терапии ВСС, фокусируясь на защитнике. Поскольку это наиболее осознанные и легкодоступные части, начинать с них естественно. Однако основная причина заключается в том, что терапия ВСС не рекомендует работать с изгнанником, пока не получено разрешение от защитников, которые могут быть неодобрительно настроены.

Книга обучает методу ВСС как пошаговой последовательности. Шаги для знакомства с защитником следующие. В начале сессии вы устанавливаете контакт с несколькими защитниками, а затем выбираете одного (это целевая часть), чтобы работать с ним. Вы пребываете в центре личности и знакомитесь с защитником, выявляя его положительное намерение. Вы устанавливаете доверительные отношения с защитником и понимаете, от чего он пытается вас уберечь. Это готовит почву для последующей работы с защитником и для исцеления изгнанника, которого он охраняет.

Вот пять шагов для знакомства с защитником, названные 31-35. «3» означает «защитник». Эти шаги составляют содержание части I.

31. Установление контакта с частью.

32. Отделение от целевой части.

33. Отделение от взаимосвязанной части.

34. Выявление роли защитника.

35. Установление доверительных отношений с защитником.

Этим терминам будут даны определения и пояснения в главах 4-8, которые расскажут подробно о каждом из пяти шагов. В действительности эти шаги могут иногда соединяться или осуществляться в другом порядке. Порой необходимо сместить фокус внимания на другого защитника и, следовательно, вернуться к начальному этапу. Однако эта последовательность основная. В главе 9 я объясняю, как вести сессии нужным курсом и что делать с различными происшествиями, которые могут неожиданно случиться в пути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...