Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОССТАНОВЛЕННОЕ 4 страница




и,       осознав это, вы смягчитесь. Вы видите, что защитник просто введен в заблуждение и он не знает других способов уберечь вас от того, что он считает чудовищным мучением. Это поможет вам его понять и почувствовать к нему сострадание. Мы увидим это ниже, в стенограмме диалога Лизы и Черного как сажа демона.

Представьте себе, что бы произошло, если бы мы относились к другим людям точно так же — как к тем, кто в глубине души желает нам добра, но иногда идет по ложному пути. Мы бы увидели, что даже нашими злейшими врагами управляют части, которые просто пытаются оградить их от стыда, страха и других неприятных эмоций. Мы бы смягчились, каким бы тягостным ни было бы их поведение, и посочувствовали даже самым трудным и доставляющим нам неприятности людям. Более того, представьте, каким бы был мир, если бы мы все могли так относиться к враждебным странам, угрожающим нам людям и политикам, которых мы крайне осуждаем. Возможно, если бы мы действительно обратили внимание на их положительные намерения и отнеслись к ним с пониманием, они смогли бы доверять нам и обращаться с нами так же доброжелательно.

ЛИЗА И ЧЕРНЫЙ КАК САЖА ДЕМОН

Рассмотрим несколько иллюстраций шага 34. Мы возобновляем сессию с Лизой из предыдущей главы, и она знакомится с Черным как сажа демоном, который ненавидит ее маленькую сестру. Мы продолжаем с того момента, когда Лиза явно находится в пространстве «Я» и с уважением относится к своей части.

Джей: Предложите части рассказать о себе и, в частности,

о своих чувствах к вашей маленькой сестре.

Лиза: Часть похожа на маленького тасманийского дьявола, и когда я позволяю ей проявить себя, она начинает вертеться волчком, словно готовясь к нападению. Она говорит «гр-р» и цепко хватается за ногу сестры.

Д: Вы можете спросить Черного как сажа демона, что он хочет сделать вашей сестре?

Л: Он настроен критически и готов затеять ссору, но я не разрешаю сделать это по-настоящему. Я просто злюсь на нее, но не говорю ей об этом.

Д: Хорошо. Вы можете спросить Черного как сажа демона, чего он пытается добиться, нападая на вашу сестру?

Л: Похоже, что он делает это, чтобы защитить мое сердце. Он обороняется и бесстрашно бросается в бой, если быть точной, с моей сестрой. Он так поступает, потому что мое сердце беззащитно перед ней. Я не могу оградить себя от нее, так как я люблю ее.

Это кое-что говорит нам о роли части, призванной нападать на ее сестру. Черный как сажа демон верит, что его злость служит буфером, чтобы уберечь сердце Лизы от критики ее сестры. Интересны ее слова о том, что она беззащитна перед своей сестрой. Для меня очевидно, что не существует защитника, который мог бы воспрепятствовать ее любви к сестре, а это означает, что какой-то изгнанник очень открыт и раним. Она называет его сердцем. Поскольку сердце крайне ранимо и его некому защитить, Черный как сажа демон приходит на помощь.

Д: Да. Спросите часть, что заставляет ее нападать на сестру.

Л: Когда моя сестра язвит или жестко со мной обращается, это провоцирует нападение маленького Демона.

Д: Чтобы уберечь ваше сердце?

Л: Именно для того, чтобы уберечь мое сердце. Да.

Здесь она как раз обрагцается к части как к сердцу.

Д: Спросите часть, что страшного может произойти, если она не будет нападать на вашу сестру.

Л: Она просто разобьет мне сердце. Д: Да. Ваше сердце будет разбито.

Теперь Лиза довольно хорошо понимает Черного как сажа демона. Вначале эта часть выглядела отталкивающе, но теперь видно, что все это время она стояла на страже ее благополучия. Мы продолжим рассматривать эту сессию в следующей главе.

БЕН И СОМНЕВАЮЩАЯСЯ ЧАСТЬ

Продолжим сессию Бена с его Сомневающейся частью, которая не уверена в том, правильно ли он воспринимает свою сестру и способен ли он пройти терапию. Мы возобновляем сессию с момента, когда Бен явно находится в пространстве «Я» и с уважением относится к своей части.

Джей: Предложите Сомневающейся части рассказать о своих опасениях и чувствах.

Бен: Ну, Сомневающаяся часть говорит, что инстинктам нельзя доверять и она считает нужным ставить под сомнение каждый мой порыв или мысль.

Теперь мы видим, что делает Сомневающаяся часть — вбивает клинья между Беном и его инстинктами, — и продолжаем выяснять, зачем она это делает.

Д: Хорошо. Можно спросить, чего она пытается добиться, сомневаясь в ваших мыслях и порывах.

Б: Она хочет помешать мне действовать по моему усмотрению. Я должен постоянно получать информацию извне перед тем, как что-то сделать. Она говорит, что мои мысли могут быть ошибочными.

Д: Спросите эту часть, что страшного может случиться, если вы будете действовать инстинктивно.

Вопрос направлен на выявление угрозы, от которой часть пытается его уберечь.

Б: Сейчас она отвечает по-другому, не так, как в прошлый раз, когда я с ней разговаривал. Она стала спокойнее и не думает, что все обернется катастрофой, как она считала до того, как я начал работать с ВСС. Я думаю, это ощущение можно описать так: «Да. Ты все равно наверняка напортачишь, но по крайней мере ты никого не потеряешь». Часть говорит, что это не конец света.

Приятно осознавать, что часть немного расслабилась в результате проделанной работы.

Д: Речь идет о страхе всех потерять. Это так?

Б: Я думаю, это может быть основной причиной.

Похоже, что ответ исходит от рациональной части Бена, а не от его Сомневающейся в себе части, и мне нужно выяснить это у самой части.

Д: Спросите часть, чего она больше всего боится.

Б: Да. Она боится, что я совершу что-то по-настоящему глупое и оттолкну от себя людей. «Ты утратишь рассудок и чувство самосохранения».

Д: Вы сделаете что-то опасное?

Б: Да. Я часто принимал наркотики двадцать лет назад и действовал по-настоящему импульсивно. Я ввязался в неприятности и обидел близких мне людей.

Д: Вы можете спросить часть, боится ли она именно этого?

Б: Да. Часть думает, что это может снова случиться в любой момент. Она хочет быть уверена, что такого больше не случится никогда.

Д: Хорошо. Часть хочет оградить вас от этого.

Б: От того, чтобы меня считали опасным и не умеющим себя контролировать.

Д: Да. И она верит, что вы на грани, так же как 20 лет назад.

Б: Она говорит: «Это уже случилось однажды, так что тебе надо быть постоянно начеку. Ты неблагонадежен». И она никогда не сможет мне доверять.

Страхи части довольно типичны для защитника. Она застряла в прошлом и не осознает, что Бен повзрослел и уже долгое время не принимает наркотики. Ошибочно считая его незрелым, она верит, что должна его оберегать.

Б: Я испытываю некоторое сострадание сейчас, находясь в состоянии «Я». Эта часть ужасно обеспокоена, и она так много делает для того, чтобы я вновь не стал импульсивным и неуравновешенным.

Это хорошая новость. Теперь, когда Бен понимает, что часть пытается для него сделать, он сочувствует ей.

КРИСТИН И ПУТАНИК

Это отрывок из стенограммы сессии Кристин с Путаником, которую вы уже читали в главе 3. Путаник приводит Кристин в растерянность, запутывает и уводит ее внимание в сторону. Мы делаем акцент на моменте, когда Кристин оказалась в пространстве «Я».

Джей: Предложите этой части рассказать или показать вам, как она себя чувствует.

Кристин: Она говорит, что чувствует себя сонной и вялой. Я ощущаю, как она «отрубается».

Д: Она чувствует себя сонной и тупой.

К: Да. Она говорит: «Я хочу спать. Я не хочу бодрствовать или быть в сознании». Иногда она не может отвечать на вопросы.

Д: Угу. Спросите часть, как ее зовут или как она хочет, чтобы ее называли.

К: Мне приходит на ум «Путаник».

Д: Хорошо. Мы назовем ее Путаником. Узнайте, чего он пытается добиться, будучи сонным и растерянным.

Я задаю этот вопрос, чтобы узнать доброе намерение Путаника по отношению к Кристин.

К: Он говорит: «Я не хочу чего-то видеть. Я не хочу что-то знать». Эта часть должна просто вводить в заблуждение, сбивать с толку, расслаблять. Она хочет быть уверенной, что я не знаю, что происходит.

Д: Она создает неразбериху, чтобы защитить вас от того, что происходит... Спросите часть, как она создает неразбериху и отвлекает вас.

К: По-разному. Меняет внутренне тему, уводит мое внимание в сторону, выглядит или действует очень возбужденно, ни на чем подолгу не останавливаясь. Она привлекает мое внимание к себе, а значит, уводит от остального всеми этими способами. Теперь она выглядит, как человек, совершающий магические пассы в воздухе, чтобы сбить с толку и отвлечь мое внимание.

Д: Узнайте у Путаника, что страшного может произойти, если он отступит в сторону и позволит вам видеть то, что происходит.

К: Вот что он говорит: «О том, что произойдет, нельзя даже думать, нельзя говорить». Он очень напуган, и нам туда нельзя.

Д: Понимаю, он очень этого боится.

К: На уровне выживания.

Д: Да. Вы можете спросить Путаника, как долго он выполняет эту работу.

К: По моим ощущениям, всегда.

Д: Что он чувствует по отношению к этой работе?

К: Это совершенно невыносимая работа, чересчур напряженная. Но он не в состоянии ее бросить.

Теперь Кристин познакомилась с Путаником и поняла, от чего он пытается ее защитить. Все это время он старался оградить ее от того, что внушает ему настоящий ужас. Кристин не знает, что это (однако мне известно, что это изгнанник), и Путаник не хочет, чтобы она знала. Приводя ее в замешательство, он не позволяет ей открыть правду. Если бы это произошло, она бы обнаружила изгнанника, но Путаник верит, что Кристин не в состоянии справиться с подобным потрясением. Мы продолжим рассматривать эту сессию в главе 8.

УПРАЖНЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С ЗАЩИТНИКОМ

Выберите защитника, которого вы хотите лучше узнать. Проведите сессию, выполняя уже известные вам действия, 31—34. Используйте конспект из главы 6, чтобы соблюдать их последовательность. Если вы работаете с партнером, то ему также следует использовать конспект. Когда вы закончите, запишите то, что вы узнали о части:

Имя______________________________________

Что она чувствует_________________________

Как она выглядит_________________________

Где она расположена в теле_________________

Что она говорит___________________________

Как она влияет на ваше поведение__________

Какие ситуации ее активизируют____________

Какие обеспокоенные части на нее реагируют_

В чем ее положительное намерение  
От чего она вас защищает  
Другая информация J

ОКОНЧАНИЕ ВСС-СЕССИИ

Когда вы завершаете сессию, желательно уделить несколько минут уважительному общению с частями, с которыми вы работали, и подвести итоги. Это похоже на то, как вы, проведя время с другом, прощаетесь с ним. Так вы сможете расстаться, не оставляя части в подвешенном состоянии. Вы также можете выяснить, есть ли какие-то нерешенные проблемы или непроясненные чувства, с которыми надо будет разобраться в последующих сессиях, что укрепит ваши отношения с частью. Вот несколько способов это сделать.

Поблагодарите целевую часть за то, что она вам представилась. Если работа завершена только частично, скажите ей, что вы вернетесь, чтобы поработать с ней еще. Это убедит часть, что вы не забудете про нее. Спросите, хочет ли она чего-то от вас в ближайшую неделю, и не забудьте сделать то, что она попросит. Например, она может попросить вас поддерживать с ней связь. Если вы завершили работу, скажите ей, что вы проведаете ее позднее, чтобы узнать, как у нее дела.

Поблагодарите все свои обеспокоенные части за то, что они отступили и позволили вам выполнить работу, и, если необходимо, спросите, что они думают о произошедшем. Это будет подтверждением того, что вы не собираетесь игнорировать части, которые просили отойти в сторону.

Поинтересуйтесь, хотят ли части что-то сказать перед тем, как вы закончите. Вам не нужно, чтобы после сессии они почувствовали себя брошенными. Кроме того, это возможность выяснить нерешенные вопросы. Например, часть может сказать, что она напугана случившимся и скоро ей вновь потребуется ваше внимание. Так вы поймете, что в течение следующей сессии вам надо будет с ней поработать.

Может быть, и вы хотите что-нибудь сказать своим частям. У вас есть возможность подтвердить и укрепить ваши отношения с частью. Например, вы можете сказать целевой части, что восхищаетесь ее смелостью.

Если вы работали с защитником и он разрешил вам встретиться с изгнанником (этому посвящена часть II), поблагодарите защитника и выясните, как он относится к работе, которую вы проделали с изгнанником. Это даст защитнику уверенность, что вы поддерживаете с ним связь, и поможет вам понять, одобряет ли он то, что вы делаете.

РАБОТА С ИЗБЕГАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ

Некоторые люди начинают выполнять упражнения по мере чтения книги, но не доводят дело до конца. Если вы поймали себя на этом, вам может быть полезно исследовать процессы внутри себя. Почему вы взялись что-то сделать, а затем бросили на полпути? Так часто бывает, если скрытый защитник не хочет по-настоящему выполнять задания. Иными словами, одна часть вас считает, что упражнения принесут пользу, но другая часть упрямится. Возможно, это защитник, который боится, что полностью выполнив задания, вы встретитесь с сильными эмоциями, с которыми не сможете справиться. Или это защитник, не верящий в то, что эта работа принесет вам пользу, и не желающий тратить на нее время. Этот избегающий защитник явно управляет вами (поскольку вы не делаете заданий), хотя и неосознанно.

Лучший способ справиться с этой ситуацией — провести сессию с этим избегающим защитником. Во время сессии поищите внутри себя смутное нежелание выполнять задания. Вы можете даже почувствовать сопротивление проводимой сессии. Возможно, вы захотите встать и уйти или сказать, что у вас нет времени или что вы в целом чувствуете себя некомфортно. Настройтесь на это ощущение сопротивления, которое может напоминать упрямство, раздражение или пренебрежение. Возможно, вы почувствуете скуку или тревогу. В любом случае, это чувство приведет вас к избегающей части. Затем, выполняя действия терапии ВСС, познакомьтесь с защитником. Выясните, что можете, о причинах нежелания части делать эту работу и о том, что страшного может произойти, если она разрешит вам ее делать.

Попробуйте уверить этого защитника, так же как и обеспокоенную часть, что их страхи беспочвенны. Например, вы можете им объяснить, что не собираетесь нырять с головой в крайне болезненные эмоции и что не позволите никаким представляющим опасность частям перехватить управление. Убедите ее, что, знакомясь с частями, вы будете оставаться в пространстве «Я».

Чтобы ваши слова ободрения возымели действие, вам может потребоваться установить доверительные отношения с избегающим защитником, они будут рассмотрены в следующей главе. Но даже одна короткая сессия с избегающим защитником может значительно повлиять на вашу готовность выполнять упражнения. Если даже после подобной сессии вы продолжите уклоняться от упражнений, возможно, избегающий защитник не один. Стоит провести еще одну сессию, чтобы выявить остальных и поработать с ними.

Поскольку вы уклоняетесь от сессий, то, чтобы не проводить даже одной сессии с избегающим защитником, вы продолжите находить отговорки. Если вы все же решились, попробуйте запланировать ее с партнером. Сложнее уклониться, зная, что на вас рассчитывают. Или же вы можете пройти сессию с ВСС- терапевтом, который поможет вам разобраться с этим и перейти к более серьезным вопросам, лежащим за уклонением от работы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНИКОВ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Если вы проводите сессию в момент, когда защитник не активизирован, получить к нему доступ, а значит, и получить информацию о нем может быть сложнее. Например, если вы хотите поработать с сердитой частью, когда вы не злитесь, вам может быть непросто установить с ней связь. Попробуйте поставить себя в воображаемую ситуацию, которая провоцирует защитника (об этом говорилось в главе 4). Так, чтобы поработать с этой сердитой частью, представьте, что вы находитесь рядом с кем-то, кто вам докучает.

Но если это не сработает, есть и другой способ, позволяющий узнать защитника. Вы можете подождать, пока он по-настоящему не активизируется в реальных условиях. Поставьте перед собой цель — обратить внимание на активизацию этой части в повседневной жизни. (См. раздел «Наблюдение за частью в режиме

реального времени» в главе 4. ) Когда это произойдет, уделите именно тогда немного времени знакомству с частью. Если вы вовлечены в какую-то деятельность или находитесь в неподходящих для этого условиях, сделайте это сразу, как появится возможность. Например, после разговора, во время следующего рабочего перерыва или вечером. Если вы не будете затягивать, то часть будет еще в пределах досягаемости.

То же самое относится и к началу тропы. Иногда вы знаете о начале тропы, с которым хотите поработать, — о какой-то жизненной проблеме, беспокоящей вас, — но вы не знаете, с какими частями она связана. Все кажется немного туманным. Вам может быть легче получить доступ к этим частям в момент их активизации в реальных условиях. Именно тогда их чувства наиболее ярко выражены. Поставьте перед собой цель — замечать активизацию начала тропы. Когда вы осознаете это, немного понаблюдайте за всеми активными на тот момент частями и ненадолго установите с ними связь. (См. «Установление связи с частью с начала тропы» в главе 4. ) Если вы очень заняты в конкретный момент, сделайте это сразу же, как освободитесь. После того как вы установили связь с каждой частью, уделите некоторое время тому, чтобы познакомиться с ней. Углубите ваше знакомство с частью в последующих сессиях.

----------------------------------------------------------

УПРАЖНЕНИЕ. РАБОТА С НАЧАЛОМ ТРОПЫ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Выберите интересующее вам начало тропы. __

Задание заключается в том, чтобы в течение следующей недели отмечать моменты его активизации и затем устанавливать контакт с вовлеченными частями. Вам поможет знание о том, какие стимулы приводят их в действие. Какие ситуации или люди активизируют это начало тропы? _______________________________________________

Попадете ли вы в подобные провоцирующие ситуации на следующей неделе?      

Поставьте себе целью быть особенно внимательными в те моменты, когда активизируется эта часть. __________________________________________

Есть и другие способы заметить начало тропы. Какие физические ощущения, мысли или эмоции указывают вам на ее пробуждение? _______________

Ч__________________________________________ J

Какое поведение может вас спровоцировать? _

Всякий раз, когда вы замечаете начало тропы, ненадолго установите контакт с каждой частью и внесите ее в список. Если вы не можете прерваться для того, чтобы составить список, сделайте это во время следующего перерыва или сразу же, как освободитесь. Чтобы двигаться в верном направлении, каждый вечер уделяйте несколько минут тому, чтобы вспомнить, активизировалась ли сегодня эта часть.

Если да, то установили ли вы контакт с вовлеченными частями?   

Если нет, то что вам помешало это сделать?      

Вам не удалось заметить момент ее активизации?.

Вы заметили, но не выполнили задание?            

Если вы сделали задание, то что нового вы узнали?

Делайте записи и старайтесь каждый вечер отвечать на эти пять вопросов. Ежедневный обзор частей поможет вам вспомнить об этом упражнении на следующий день. Вероятно, вы не сможете все время следить за активизацией начала тропы и устанавливать контакт с частями. Это очень сложно сделать. Например, когда вы ведете машину или с кем-то разговариваете, бывает непросто переключить внимание и настроиться на внутреннюю работу. Просто делайте все, что в ваших силах, ч__________________________________________________ )

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы узнали, как знакомиться с защитником с помощью внутреннего диалога, физических ощущений, чувств, образов и непосредственного знания. Это шаг 34. Вы научились задавать защитнику вопросы, в частности, помогающие понять его положительное намерение и опасность, от которой он вас ограждает. Вы увидели, как давать частям имена. Вы узнали, как уважительно завершать сессию, как справляться с нежеланием выполнять упражнения и как отслеживать защитника или начало тропы в режиме реального времени. Вы уже понимаете защитника и его доброе намерение, и в следующей главе вы увидите, как выстраивать с ним доверительные отношения.

Глава 8 ДРУЖБА С САМИМ СОБОЙ

Вероятно, вы слышали, как важно себя любить и быть самому себе лучшим другом. Эти правила полезны, но воплотить их в жизнь непросто. Что значит «любить себя»? Как подступиться к этому? Как можно стать себе лучшим другом? Метод ВСС конкретизирует и уточняет эти принципы, демонстрируя, что они означают и как их претворить в жизнь. Любовь к себе означает на самом деле любовь к каждой из своих субличностей. А дружба с собой — это выстраивание отношений с каждой частью и установление доверительных связей с ними. Метод ВСС позволяет добиться этого — и не как побочного результата, а как основной цели терапии. В этой главе рассказывается, как развить доверительные отношения с защитником, а в следующих главах мы рассмотрим, как сделать то же самое с изгнанником.

На данный момент вы узнали, как устанавливать связь с защитником и исследовать его. Недостаточно лишь собрать сведения и получить инсайт — вам нужно выстроить настоящие отношения с защитником. Львиная доля успеха в терапии ВСС зависит от того, насколько близкие у вас отношения с защитником и насколько он вам доверяет.

Как говорилось в предыдущей главе, защитники действуют неуравновешенно, реагируя на ситуации, угрожающие вам болезненными переживаниями: стыдом, страхом или печалью. Они хотят оградить вас от этих чувств и считают, что весь груз ложится на их плечи. Они не знают о существовании «Я» и не верят, что вы способны справиться с опасной ситуацией. Они считают, что если они будут бездействовать, то никто ничего не предпримет и тогда разразится катастрофа. Они думают, что они все еще в детстве, когда им приходилось справляться с жизненными невзгодами и испытаниями в одиночку.

На самом деле большинство защитников — это юные части, разработавшие свою оборонительную стратегию в детстве, когда вы еще не владели более искусными и зрелыми способами действий. Поэтому они ведут себя незамысловато и часто бескомпромиссно, как дети, и их стратегии переносятся во взрослую жизнь. Когда защитник оказывается в ситуации, которую он расценивает как угрожающую, он будет действовать единственным известным ему способом, используя освоенную в детстве стратегию, которая обычно не подходит для условий взрослой жизни.

Например, у Джима есть защитник, который любой ценой избегает конфликтов. Когда у Джима возникают разногласия с его девушкой, он либо уходит от обсуждения, либо сразу же уступает. Этого защитника Джим назвал Избегающим конфликта. Защитник боится, что если Джим позволит себе вступить в ссору, он быстро придет в ярость, начнет кричать и швыряться вещами. Защитник также боится, что если его обидят, Джим просто разрыдается в три ручья. Девушка стала беспокоиться, так как не могла достучаться до Джима. Она не знала, что страхи Джима коренились в его прошлом. Когда в детстве его что-то расстраивало, он часто устраивал истерики и его приступы, бывало, выходили из-под контроля. Родители сурово его за это наказывали, и Избегающий конфликта научился оставаться в стороне от любых разногласий между Джимом и родителями, чтобы оградить его от неприятностей. Эта стратегия избегания в то время была абсолютно функциональной. Она помогала ему сохранить эмоциональный самоконтроль и избежать наказания. На самом деле это была лучшая стратегия, которую защитник Джима мог придумать в тех обстоятельствах, учитывая его незрелость и резкую реакцию родителей.

Теперь во взрослой жизни Избегающий конфликта продолжает уходить от обсуждения даже при намеке на разногласие. Он не знает, что у Джима есть «Я», способное справиться с любым конфликтом из состояния равновесия. Поэтому он верит, что должен всегда быть начеку, чтобы не дать проявиться эмоциям Джима.

Вы представляете себе, почему он чувствует в этом жизненную необходимость. Если бы вы знали, что за любое проявление гнева вас сурово накажут, вы бы тоже были паинькой. Джим не осознает всего этого, он знает лишь то, что ненавидит любые конфликты. Эта избегающая стратегия, которая действительно ему помогла избежать неприятностей дома в детстве, теперь дисфункциональна. Джим больше не ребенок, и он способен адекватно отреагировать на конфликт, кроме того, рядом нет родителей, угрожающих ему наказанием. Так что в полном уходе от конфликта больше нет необходимости, однако Избегающий конфликта этого не осознает. Так часто происходит. Защитная стратегия, успешная и уместная в детстве, переносится в условия взрослой жизни, к которым она совершенно непригодна.

Избегающий конфликта действует в неведении, не осознавая, что Джим уже возмужал и овладел новыми навыками. Если бы он доверил центру личности Джима вести переговоры с его девушкой, не попадая во власть сильных эмоций, он смог бы расслабиться. Он смог бы передать право вести диалог с девушкой во время ссоры Джиму, надеясь на то, что все разрешится благополучно.

ДОВЕРЯЙТЕ ЦЕНТРУ ЛИЧНОСТИ

Основная цель ВСС — научить защитников доверять «Я». Только тогда они смогут расслабиться и, когда дела пойдут неважно, отдадут инициативу «Я». Защитник должен осознавать, что рядом «Я», сильное и обладающее всеми качествами, необходимыми для работы со сложными жизненными ситуациями и со страданием, лежащим в их основе. Защитник должен видеть, что вы (из пространства «Я») заботитесь о нем, понимаете его назначение и цените работу, которую он выполнял для вас все эти годы. Это позволяет ему расслабиться и начать вам доверять, а вы получаете возможность установить связь с изгнанником (или изгнанниками), которого он оберегает. Если бы вы были напуганным ребенком, но знали, что рядом с вами взрослый брат, которому можно доверять, то ваш испуг не был бы таким сильным. Вам есть на кого положиться.

Если не сообщить защитнику, что он может на вас рассчитывать, он так и будет считать, что должен справляться со всеми пугающими жизненными ситуациями самостоятельно. В результате он продолжит действовать неадекватно, например избегая всякого конфликта. И, вероятно, он не позволит вам работать с опекаемым им изгнанником. Поэтому необходимо выстраивать доверительные отношения с каждым из защитников. Вопрос доверия остро встанет в терапии ВСС позднее, когда, после того как изгнанник избавится от бремени, придет очередь и защитнику избавиться от своей защитной роли. Это может произойти, только если он вам доверяет.

Доверительные отношения не из пространства «Я» установить невозможно. Когда вы находитесь в пространстве «Я», вы по- настоящему хотите пообщаться с защитником, а не использовать его, чтобы попасть к изгнаннику. Люди с опытом работы над собой часто хотят как можно скорее добраться до детских травм. Они думают, что только исцелив изгнанников, можно обрести настоящие сокровища. Действительно, в ВСС исцеление изгнанников — это центральный аспект работы, но важно не спешить. Не говорите: «О, а вот и защитник. Отойди, пожалуйста, в сторону и дай мне пройти к важной части, к изгнаннику». Уделите время развитию отношений с каждым из защитников.

Если посмотреть шире, то все наши части важны — ни одна из них не встает на нашем пути просто так. У каждой части свои причины для появления, и следует их признавать и уважать. Не надо лишь на словах соглашаться с тем, что у каждого защитника есть положительное намерение. Будьте искренни в желании узнать, что он пытается для вас сделать и почему он думает, что его защитная функция так важна. Уважайте часть за ее попытки помочь вам.

ЦЕНИТЕ СВОИХ ЗАЩИТНИКОВ

Большинство защитников без устали трудились ради вашего блага долгие годы. Они по крайней мере думают, что делают для вас доброе дело, и не имеет значения, так ли это. Они искренне считают, что их роль крайне важна и что без них вы столкнетесь с серьезными неприятностями. Часто им даже не нравится их роль, но они считают, что кому-то нужно ее играть. Представьте, что вы делаете тяжелую, неприятную работу, за которую вам даже не говорят «спасибо». А когда вас наконец-то замечают, всё, что вы слышите, это: «Лучше бы ты не портил мне жизнь. Отойди в сторону, чтобы мы могли добраться до главного участника — изгнанника». Защитники часто чувствуют себя непонятыми и порицаемыми за выполнение своих обязанностей, ведь мы действительно часто осуждаем их. Как только Джим осознал, к каким проблемам приводит желание избежать конфликта, он назвал свою Избегающую конфликта субличность размазней. Этих защитников необходимо хвалить за старания уберечь нас.

Даже защитник, гордящийся своими обязанностями, может со временем устать от них. Он и хотел бы отдохнуть, но не может себе этого позволить. Как маленький голландский мальчик из сказки, заткнувший пальцем течь в плотине, он боится даже на мгновение потерять бдительность, ведь тогда вас захлестнут болезненные переживания или вы останетесь безоружны в опасной ситуации.

Защитники стремятся к тому, чтобы их мотивы поняли, а усилия оценили. Когда вы лучше узнаете защитника и поймете его мотивы, будет очень полезно, если вы оцените все, что защитник пытается для вас сделать, и выскажете это так, как описано ниже. Помните, что, даже создавая вам проблемы, он в глубине души желает вам добра. Если вам сложно почувствовать признательность, вы можете быть благодарны ему хотя бы за это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...