Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОССТАНОВЛЕННОЕ 3 страница




Д: Хорошо. Проверьте теперь свои чувства по отношению к Черному как сажа демону.

Л: У меня тревожное ощущение в животе, но теперь я довольно заинтригована. Мне интересно, и я открыта ему.

Д: Достаточно ли «Я» в этом пространстве, или нам нужно попросить тревожную часть отступить?

Л: Посмотрим... Это интересно. Тревога исходит от другой части. Она ощущается как уставшая, измученная, перегруженная мать, которая ничего не успевает. Она не способна ни с чем справиться. Я заботилась о своей маленькой сестре, когда мы были детьми, пыталась быть для нее матерью. Эта Материнская часть готова расплакаться, она очень печальна.

Это не обеспокоенная часть, поскольку у нее нет негативных эмоций по отношению к Черному как сажа демону. Это еще одна часть, что-то испытывающая к ее сестре. Было бы

полезно поработать с этой частью на определенном этапе, но теперь мы сфокусированы на Черном как сажа демоне, поэтому мы просим ее отступить, чтобы не уходить в сторону.

Д: Так. Спросите, может ли Материнская часть отступить, чтобы вы свободно познакомились с Черным как сажа демоном.

Л: Эта часть согласна, и я понимаю, что в другое время ей бы было очень приятно мое внимание.

Д: Хорошо.

Л: Я тронута. Я ей очень сочувствую, ее переживания находят во мне сильный отклик.

Д: Хорошо. Вы можете сказать, что поработаете с ней в другой раз.

Л: Да. Это кажется важным.

Д: Выясните, что вы теперь чувствуете к Черному как сажа демону.

Л: (Смеется. ) Смешно это говорить. Мне он нравится.

Д: Это звучит так, как будто вы понимаете или даже цените то, что Черный как сажа демон пытается для вас сделать.

Л: Да. Вот что изменилось. Я все еще ощущаю его силу, но скорее восхищаюсь этим маленьким тасманийским дьяволом, чем считаю его источником бед. Надо же! Он как отличная циркулярная пила. И у него есть своя миссия.

Теперь, когда Лиза смотрит на Черного как сажа демона глазами «Я», он выглядит как тасманийский дьявол, маленькое животное, а не настоящий демон. Когда она смотрела на него глазами Наблюдателя, из пространства страха и осуждения, он выглядел весьма злобным. Сейчас, из пространства сострадания и любопытства, она может видеть часть такой, какая она есть на самом деле. Образы довольно часто претерпевают такие метаморфозы.

Лиза теперь завершила шаг 33 и может переходить к 34, который будет рассмотрен в главе 7.

Лиза смотрит на часть глазами «Я», позволяя ей принять более мягкий облик.

ДРУГИЕ ВИДЫ ОБЕСПОКОЕННЫХ ЧАСТЕЙ

Обеспокоенные части обычно осуждают целевые части или злятся на них, но не всегда. Порой у них возникают другие чувства. Далее мы расскажем, как работать с этими обеспокоенными частями.

Иногда положительные чувства тоже могут препятствовать вашему нахождению в центре личности. Если вы восхищаетесь целевой частью настолько, что упускаете из виду тот факт, что она доставляет вам неприятности, то вы не в центре личности. Предположим, у вас есть часть, которая по-настоящему рассержена на вашего начальника и создает напряженную атмосферу на работе. Вы начинаете ее исследовать, и когда проверяете свои чувства по отношению к ней, то осознаете, что вам нравится то, как она противостоит начальнику. Вы не учитываете то, что это может стоить вам потери работы, а следовательно, вы не в пространстве «Я». Попросите эту восхищенную часть отступить.

Иногда обеспокоенная часть напугана целевой частью. Если она не может отойти в сторону, как сделала часть Лизы, есть несколько способов упростить задачу. Попросите напуганную часть перейти в безопасное, удобное место, пока вы знакомитесь с целевой частью. И если это ее успокоит, она отойдет в сторону. Вы также можете поместить пугающую целевую часть в комнату и смотреть на нее через окно, что создаст ощущение защищенности и уменьшит страх внезапного нападения части.

/--------------------------------------------------------- \

УПРАЖНЕНИЕ. ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ОБЕСПОКОЕННОЙ ЧАСТИ

Выберите неприятного вам защитника или такого, к которому вы испытываете смешанные чувства. Возможно, вы его осуждаете, сердитесь на него, желаете от него избавиться, а возможно, отстраняетесь от него или испытываете страх. Эти чувства исходят от вашей обеспокоенной части. В первую очередь установите контакт с защитником (31), а затем отделитесь от него, если это необходимо (32). Далее отделитесь от обеспокоенной части (33) теми способами, о которых вы узнали в этой главе. Продолжайте работу и познакомьтесь с защитником хотя бы немного (34). Хотя мы еще не рассматривали этот шаг, вероятно, вы уже представляете себе, как это сделать. Задайте части несколько вопросов, чтобы узнать о ней и о ее роли в вашей жизни.

Конспект, приведенный ниже, позволит вам ничего не пропустить. Обращайтесь к нему после каждого этапа, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Если вы работаете с партнером, рекомендую вам сделать это упражнение вместе. (См. главу 16 с указаниями, как это сделать. ) Эта рекомендация действенна и для всех последующих глав, так как большинству людей проще работать с партнером. Кроме того, когда вы выделяете время для проведения сессии с партнером, более вероятно, что вы доведете дело до конца.

Ч__________________________________________ J

На следующей странице вы найдете конспект этапов знакомства с защитником. Он поможет вам ориентироваться в последовательности шагов в самостоятельной работе или работе с партнером. Я рекомендую использовать его здесь и далее при выполнении упражнений в каждой главе.

КОНСПЕКТ 1. ЗНАКОМСТВО С ЗАЩИТНИКОМ

31. Установление контакта с частью

Если часть неактивна, вспомните недавнюю ситуацию, где она была активизирована. Ощутите часть физически или представьте себе ее образ.

32. Отделение от целевой части

Проверьте, переживаете ли вы сейчас эмоции части или придерживаетесь ли ее убеждений. Если да, то вы находитесь в слиянии с ней. Выясните, что вы чувствуете по отношению к целевой части прямо сейчас. Если вам сложно это определить, то, возможно, вы находитесь в слиянии с ней. Если вы соединены с целевой частью, используйте один из следующих способов отделения от нее.

О Попросите часть отделиться от вас, чтобы вы могли лучше ее узнать.

О Мысленно отойдите назад, чтобы отделиться от части.

О Визуализируйте часть на некотором расстоянии от вас или нарисуйте ее.

О Мысленно поместите часть в сдерживающую ее комнату.

О Выполните короткую медитацию на равновесие или заземление.

Если часть не отделяется, спросите, что страшного, по ее мнению, случится, если она это сделает.

Объясните ей все преимущества отделения и развейте ее страхи.

33. Отделение от обеспокоенной части

Проверьте свои чувства по отношению к целевой части прямо сейчас. Если вы чувствуете сострадание, любопытство и т. д., то

вы в состоянии «Я» и можно переходить к шагу 34. Если же нет, то вам нужно отделиться от обеспокоенной части:

О Спросите обеспокоенную часть, не могла бы она отойти в сторону (или расслабиться) на некоторое время, чтобы вы могли свободно познакомиться с целевой частью.

О Если она согласна, проверьте еще раз свои чувства по отношению к целевой части и повторите этот шаг.

О Если она не хочет отходить в сторону, объясните ей все преимущества этого.

О Если она по-прежнему сопротивляется, сделайте обеспокоенную часть целевой и поработайте с ней.

34. Выявление роли защитника

Предложите части рассказать вам о себе. Часть может дать ответ с помощью слов, образов, телесных ощущений, эмоций или прямого знания. Вот вопросы, которые вы можете задать части:

О      Что ты чувствуешь?

О      Что тебя волнует?

О      В чем твое назначение? Что ты делаешь, чтобы его исполнить?

О      Чего ты хочешь добиться, играя эту роль?

О Что страшного может произойти, если ты не будешь этого делать?

35. Выстраивание доверительных отношений с защитником

Вы можете укрепить его доверие, сказав нижеследующее (при условии, что это правда):

О Я понимаю, почему ты играешь эту роль.

О Я ценю все твои старания ради меня.

О Я знаю, как тяжело ты трудишься.

УПРАЖНЕНИЕ. ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЧАСТЕЙ

Посмотрите на список частей, составленный вами в главе 4. Добавьте к этому списку все новые части, которые вы с тех пор обнаружили, и сопроводите их небольшим описанием. Дополните описание старых частей, внося то, что вы узнали о них за это время. Укажите следующие сведения о каждой части (если вы их знаете):

Имя защитника____________________________

Что он чувствует__________________________

Как он выглядит__________________________

Где он расположен в вашем теле____________

Что он говорит____________________________

Как он влияет на ваше поведение___________

Чего он хочет______________________________

Какие ситуации его активизируют___________

Какие обеспокоенные части на него реагируют

Другая информация________________________

Каждый раз, когда вы проводите сессию или выполняете упражнение, дополняйте ваш список частей с описаниями.

V_______________________________________________ S

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе вы научились проверять свои чувства по отношению к целевой части, чтобы выяснить, находитесь ли вы в состоянии «Я». Если вы не в состоянии «Я», это значит, что вы в слиянии с обеспокоенной частью. Вы узнали, как выйти из слияния, попросив ее отойти в сторону (шаг 33). Если она не выполняет просьбу, вы знаете, как ее приободрить, чтобы она смогла это сделать. Вы можете использовать конспект, отслеживая все шаги во время упражнений. Теперь вы утвердились в пространстве «Я» и готовы познакомиться с целевым защитником в следующей главе.

Глава 7 САМОПОЗНАНИЕ

С какими бы проблемами и болезненными переживаниями вам ни приходилось сталкиваться в жизни, каждая часть вашей психики делает все возможное, чтобы помочь вам. Это может показаться странным. Если вы пребываете в депрессии или страдаете от одиночества, если испытываете приступы гнева, отдаляющие вас от окружающих, или всегда умудряетесь влюбляться не в того человека — действительно ли все ваши части стараются ради вашего блага? Если они пытаются помочьг то почему у вас столько проблем?

Именно это вы и выясните в данной главе. Каждый из ваших защитников играет определенную роль. Вы узнаете, что каждый из них пытается по-своему сделать для вас. (Конечно, он может пребывать в заблуждении, но это не означает, что он не делает для вас все, что в его силах. ) Защитники верят, что они должны играть свои роли, чтобы вам не причинили вреда, даже если в результате их стараний вы случайно попадаете в серьезные неприятности. Это знание поможет вам их понять и проявить сострадание — и в конечном итоге трансформировать. Когда это произойдет, то высветятся их положительные качества и они смогут взять на себя новые роли, соответствующие вашим истинным интересам, и действовать в гармонии с вашей внутренней системой.

Последовательно продвигаясь по этапам ВСС-сессии, вы установили связь с защитником и отделились от него, чтобы оказаться в пространстве «Я». Теперь ваше положение подходит для успешного знакомства с защитником.

РАБОТА С ЧАСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ВСС

В большинстве психотерапевтических направлений, когда вы хотите поработать с субличностью (психологической проблемой или реакцией), вы либо постигаете ее рационально, либо погружаетесь в нее эмоционально. Рассмотрим каждую из этих возможностей в отдельности. (Я буду использовать термин «часть», хотя многие терапевтические системы открыто не признают части. )

В некоторых формах терапии вы разбираете свои реакции или эмоции, соотнося их с тем, что вам известно о вашей психологической конституции. Например, если у вас есть часть, злящаяся каждый раз, когда вас оценивают люди, вы вспоминаете, что ваш отец был очень критичен, и решаете, что эмоции части связаны с этим опытом. Или, зная, что вы не уверены в себе, вы предполагаете, что когда вас оценивают, запускается комплекс неполноценности.

Рациональный подход хорош в самом начале работы, и он может быть весьма информативен, но поскольку он основан на теоретических размышлениях и догадках, он не даст вам полное и детальное представление о части. И даже если ваши догадки верны, исцелить часть будет сложно, так как вы не контактируете с ней напрямую. Для полной трансформации необходимы непосредственное переживание части и доверительные отношения с ней — то, что мы увидим далее в книге.

В других формах терапии используется противоположный подход. Вас просят стать частью, чтобы вы могли работать с ней изнутри. В ВСС это называется слиянием, и о нем рассказывалось в главе 5. Вы полностью воплощаете собой часть и чувствуете все ее переживания. Если бы она была озером, это бы означало прыжок в воду. Возьмем предыдущий пример, где часть злится, когда ее оценивают. Используя этот подход, вы бы на своем опыте поняли, что значит быть этой частью, ощущая ее в своем теле и, возможно, даже выражая испытываемый ею гнев. Идея этого подхода заключается в том, что вы можете лучше узнать часть, позволяя озарениям проистекать из своего опыта.

Это представляется довольно эффективным, но есть и обратная сторона. Вы рискуете раствориться в части (слиться с ней) и поверить в то, во что верит она. Вы не только ныряете в озеро, но и попадаете в сильный водоворот, тянущий вас вниз. Например, вы можете поверить в то, что оценивающий вас человек действительно вас осуждает, и что любой отреагировал точно так же, как вы, игнорируя тот факт, что вы все же погорячились. Вторая сложность этого метода погружения состоит в том, что, «ныряя» в часть, вы теряете непосредственный контакт с исцеляющим и сострадательным «Я», которое так важно в процессе терапии.

Метод ВСС отличается от обоих вышеописанных подходов. Вначале мы входим в пространство «Я», а затем знакомимся с частью, задавая ей вопросы и выслушивая ее ответы. Мы не ныряем в озеро — мы сидим на берегу, опустив ноги в воду, и всматриваемся в глубины. Мы не просто жонглируем теоретическими представлениями о части, что было бы похоже на съемку озера с самолета, — мы находимся прямо там, внимая тому, что оно готово нам рассказать, но не рискуя упасть в воду и затеряться в его глубинах. Мы постигаем ее чувства опытным путем, но с выигрышной позиции «Я».

Работая с частью подобным образом, да и в течение всей ВСС- сессии, лучше закрыть глаза и избавиться от отвлекающих факторов. Это поможет вам полнее ощутить свое тело, увидеть более яркие образы и более отчетливо услышать внутренний диалог. Продолжая работать, вы естественным образом погрузитесь глубже в себя, в такое состояние, где вас не будут беспокоить повседневные заботы и мысли и вы сможете легче и свободнее взаимодействовать со своими частями. Так вам будет проще установить связь с бессознательными частями, которые вы обычно не осознаете.

ШАГ 34. ВЫЯВЛЕНИЕ РОЛИ ЗАЩИТНИКА

На этом этапе терапии ВСС вы знакомитесь с чувствами, проблемами и убеждениями защитника и с той ролью, которую он играет в вашей жизни. Также вы готовы принять любую другую информацию, которую он хочет сообщить о себе. Если получается так, что с защитником установлена хорошая связь и он жаждет поговорить с вами, вы просто предлагаете ему открыться. Однако большинству частей все же нужно задать несколько наводящих вопросов, особенно вначале. Я часто начинаю разговор с вопроса о чувствах или опасениях защитника. Или мой первый вопрос может быть связан с тем, что я уже знаю о части. Например, если я знаю, что часть чувствует себя неуверенно, то могу начать с вопроса, что заставляет ее чувствовать себя неуверенно или же в чем она ощущает неуверенность.

Вот необходимые базовые вопросы, которые можно задать защитнику (примеры его ответов даны курсивом).

О Что ты чувствуешь?

Я чувствую недоверие и осуждение.

О Что тебя беспокоит?

Я боюсь, что люди от тебя отвернутся.

О В чем твое назначение? Что ты делаешь для того, чтобы его выполнить?

Я тщательно отбираю людей, чтобы понять, кому можно доверять, а кому — нет.

О Чего ты хочешь добиться, играя эту роль?

Я хочу убедиться, что ты открываешься только надежным людям.

О Что страшного, по твоему мнению, может произойти, если ты не будешь этого делать?

Я боюсь, что тебя предадут.

Есть и другие полезные вопросы. Вот несколько примеров:

О Что тебя так злит? (Или расстраивает, подавляет и т. д. )

Я зол на людей, которые тебя оставляют.

О Как ты относишься к людям?

Когда они нехорошо с тобой поступают, я говорю им об этом.

О Как ты взаимодействуешь с другими частями?

Я ссорюсь с той частью тебя, которая хочет нравиться людям.

О Как ты относишься к грусти? (Или любому другому чувству. )

Я считаю, что грусть — детское и глупое чувство.

О Как ты относишься к общению с людьми? (Или любому другому внешнему событию или действию. )

Мне страшно, и я стремлюсь его избежать.

О Чего ты хочешь?

Я хочу у чтобы меня не критиковали.

О Какие неприятные тебе эмоции поднимутся на поверхность, если ты не будешь играть свою роль?

Я боюсь невыносимой грусти.

О Как давно ты играешь свою роль?

С семи лет.

О Что заставило тебя взять на себя эту роль и когда?

Я взял на себя эту роль, когда, сидя на ступеньках, осознал, что никогда не получу того, что хочу, от родителей.

О Как ты воспринимаешь свою роль?

Я очень устал от нее, так как в половине случаев она не срабатывает, но ее нужно играть.

О Чего ты хочешь от меня?

Я хочу, чтобы ты ценил, как я стараюсь ради тебя.

Не думайте, что вы должны задать все эти вопросы. Зачастую хватит лишь трех или четырех, чтобы получить информацию о части и ее положительном намерении. В случае если ответ защитника возбуждает ваше любопытство, продолжайте спрашивать. К примеру, если часть говорит: «Я хочу уберечь тебя», вы можете спросить: «От чего ты хочешь меня уберечь? » Однако не превращайте беседу в допрос. Вместо того чтобы прилагать усилия, подождите, пока ответы созреют сами собой, и задавайте стимулирующие вопросы, когда это необходимо. Позвольте части проявиться естественным для нее способом. Иногда частям нужно задавать вопросы, чтобы помочь им раскрыться, а иногда помощь им в этом не требуется.

До этого момента я рассказывал о том, как внутренний голос поможет познакомиться с частью. Однако это не единственный способ. Вы также можете использовать физические ощущения, чувства или образы.

ТЕЛО И ЧУВСТВА

Физические ощущения или чувства также способствуют знакомству с частью. Часть может ощущаться как звенящее возбуждение в солнечном сплетении, и тогда вы можете поинтересоваться, что ее волнует. Защитная часть может ощущаться как мышечный зажим в средней части спины, наводящий на мысль, что она защищает вас от нападения или сдерживает гнев. Вы можете ощутить ее смутное сожаление, значение которого постепенно прояснится, когда вы начнете на нем фокусироваться.

Когда вы ощущаете часть в своем теле, попробуйте отметить детали ваших ощущений, например размер или форму. Это маленькая трубка или большой мяч? Каковы ее границы? Она бесформенная или четко очерченная? Попробуйте понять ее фактуру — она похожа на резину, железо, сахарную вату, лед, огонь? Можно обратить внимание и на другие характеристики. Она теплая или прохладная, тесная или просторная, бурлящая или застывшая? Каждая из этих характеристик что-то сообщает

о       части. Например, если ваша голова напоминает воздушную вату, то, возможно, часть приводит вас в замешательство, чтобы вы чего-то не замечали. Если ваше сердце похоже на льдинку, то, возможно, часть запирает ваше сердце на замок, чтобы вас никто не обидел. Если у вас сосет под ложечкой, то, вероятно, у вас есть часть, неуверенная в себе.

ОБРАЗЫ

Вы также можете больше узнать о части, позволяя возникнуть ее мысленному образу. Например, вы представляете часть в виде гигантского великана-людоеда со злобным взглядом, что говорит о том, каким сильным и опасным вы его видите. Вы можете увидеть образ людоеда, нападающего на угрожающих вам людей. Это визуальное воплощение сердитого защитника.

Обратите внимание на особенности образа. Во что одета субличность? Какое у нее выражение лица? В какой она позе? На каком расстоянии от вас она находится? Она обращена к вам или к кому-то другому? Что она делает? Какого она цвета? Вы можете увидеть, как она взаимодействует с другой частью или частями либо предпринимает другие действия. Можно предложить ей сыграть в театральной постановке на внутренней сцене, что позволит вам лучше осознать ее роль в вашей жизни.

При более близком знакомстве ее образ может претерпеть изменения. У нее могут измениться выражение лица, ее действия или ее отношение к вам. Размер, цвет или возраст также могут трансформироваться. Например, вначале часть предстает в виде маленькой девочки, одетой в серое, которая хмурится и сворачивается калачиком. Как только она поймет, что вы в пространстве «Я», и установит с вами связь, ее одежда может вдруг окраситься в яркие цвета. Не исключено, что она приподнимется, посмотрит на вас и улыбнется. В некоторых случаях часть может полностью преобразиться. Например, когда часть исцелена, она может стать подросшим ребенком в блестящем спортивном костюме, радостно бегающим вокруг вас.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

Иногда вы постигаете часть, не используя ни один из трех сенсорных каналов. Вам просто открывается непосредственное знание, не связанное с вашими размышлениями о части. Например, вы фокусируетесь на части и сразу же ощущаете, что она недоверчива. Она не говорит вам об этом, и вы не чувствуете этого, вы просто это знаете.

НЕСКОЛЬКО КАНАЛОВ

Многие люди взаимодействуют с частями, используя несколько каналов. Они видят образ части, чувствуют ее телесно и эмоционально и могут получить от нее информацию вербально. Если взять пример с маленькой девочкой, одетой в серое, то кроме визуализации ее образа вы можете почувствовать ее грусть, ощутить некую обреченность физически и услышать от нее, как она несчастна. Бывает так, что вы задаете части вопрос вербально, а она отвечает образами или физическими ощущениями. Будьте готовы принять ответ части посредством любого канала.

НЕУЛОВИМЫЙ ОБРАЗ ЧАСТИ

Поначалу часть видится не очень отчетливо. Это просто расплывчатая картинка или переживание — к примеру, часть, «сложившаяся пополам». Вы терпеливо и заинтересованно следите за этими ощущениями, не стараясь преждевременно добиться ясности. Если вы открыты и любознательны, часть поймет, что ее принимают, и в течение нескольких минут она проявится. Например, «сложившаяся пополам» часть постепенно превратится в ту, которая свернулась в клубочек, защищаясь от нападения.

У вас могут возникнуть смутные ощущения, такие как чувство покалывания, ощущение тесноты в грудной клетке или пустоты в теле. Если ощущение или образ вначале не слишком отчетливы, это просто значит, что вы не до конца установили связь с частью. Так иногда происходит с самыми интересными частями. Практика фокусирования[4] — отличный метод, позволяющий частям постепенно оказаться в поле зрения.

Они могут вырисовываться медленно, в несколько этапов. Подождите немного, и их образ постепенно проявится, как на фотопленке. Например, то, что было пустотой, постепенно наполнится чувством неудовлетворенности. Затем, возможно, вы почувствуете что-то в животе. Со временем часть может обрести образ пустой сумки, ждущей, чтобы ее наполнили. В результате она может оказаться ребенком, испытывающим внутреннюю пустоту и поэтому нуждающимся в поддержке.

ИМЕНА ЧАСТЕЙ

Бывает полезно как-то назвать части. Поскольку ваша цель — выстроить отношения с каждой частью, то, давая им имена, вы сможете их отслеживать в будущем. Имя может быть описательной фразой, такой как Контролирующая часть или Черный как сажа демон. Это может быть именем человека (Уолтер), именем персонажа (Железный Дровосек), известной личностью (Будда) или героем мифа (Афина).

Вместо того чтобы навязывать части имя, позвольте ей определиться самой. Так, имя будет отражать то, как видит себя часть, а не вы. К примеру, вы можете представлять часть Монстром, тогда как она себя видит Воином. Если вы будете обращаться к ней, как к Монстру, она может выразить осуждение и прекратить с вами общаться. Лучше, чтобы часть сама рассказала вам, как она видит себя, поскольку ваше вйдение может быть искажено критическим настроем, а следовательно, вы не узнаете, что часть пытается сделать для вас. Ваша цель — встать на ее точку зрения и понять ее.

Иногда по мере того, как вы узнаёте часть, ее имя меняется так же, как и ее образ. Не препятствуйте этому. Позвольте части выбрать другое имя, если ей это необходимо, чтобы отразить ваше новое понимание части или ее трансформацию. Например, предположим, что грустная маленькая девочка в сером в начале называет себя Безропотной частью. Но после того, как она стала девочкой постарше в блестящем спортивном костюме, она может взять себе имя Яркая девочка.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ ЗАЩИТНИКА

Когда вы знакомитесь с защитником в процессе ВСС, ваша основная цель — выявить его доброе намерение. Что он пытается сделать для вас? Как он пытается защитить вас? Ответы могут прийти сами собой в процессе его самораскрытия, но иногда вам может понадобиться задать несколько наводящих вопросов. Например: «Чего ты пытаешься добиться, играя эту роль? »

Самый эффективный вопрос: «Что страшного произойдет, если ты не будешь играть свою роль? » Это действенно, поскольку защитник верит, что он должен уберечь вас от надвигающейся опасности или от вспышки каких-то болезненных эмоций. Поэтому он считает, что его долг — во что бы то ни стало исполнять свои обязанности. Ответ на этот вопрос скажет вам, от чего часть пытается уберечь вас или изгнанника. Не спрашивайте, что часть думает о том, что случится, если она не будет играть свою роль. Не спрашивайте, что случилось бы. Оба вопроса могут повлечь за собой всевозможные теории о возможных последствиях действия, а не об истинной мотивации части. Например, допустим, что у вас есть часть, приходящая в ярость, когда ей кто-то указывает, что надо делать. Если вы спросите, что случится, если вы не будете проявлять гнев, вы можете услышать: «Ты будешь меньше ссориться с людьми». Это, несомненно, так, но вам, вероятно, отвечает ваша рациональная часть, а не взбешенный защитник. Ключевой вопрос: «Что страшного для тебя произойдет? » Предположим, вы спрашиваете взбешенную часть, что страшного произойдет, если она не будет злиться на тех, кто дает ей указания. Она может сказать: «Я боюсь, что другие люди начнут меня контролировать и я превращусь в марионетку». Поэтому она верит, что ее ярость защищает вас. В этом ее положительное намерение — тот ответ, который вы искали.

Обратите внимание на то, что этот ответ указывает на определенного изгнанника, которого защищает разъяренная часть, — возможно, того, который уже чувствует себя так, словно им управляют, как марионеткой. Вероятнее всего, с ним так обращались в детстве и у него сохранилось самоощущение жертвы, а вместе с тем и потребность в защите. Так что этот вопрос может дать вам информацию как об изгнаннике, так и о защитнике, который его опекает.

ДВА ВИДА ЗАЩИТЫ

Исследуя положительные намерения защитников, можно обнаружить, что они используют один из двух видов защиты.

1. Внешняя защита. Одни защитники стараются, чтобы окружающие люди не обидели изгнанника; так, вышеупомянутый разъяренный защитник стремится, чтобы изгнанником никто не управлял. Эти защитники считают своих подопечных слабыми и неспособными постоять за себя. А значит, они готовы предпринимать любые действия, чтобы уберечь их от окружающих людей.

2. Внутренняя защита. Другие защитники пытаются защитить вас от переживания эмоций изгнанника, например Аналитик удерживает ваше внимание в голове, чтобы вы не ощущали болезненных переживаний. Эти защитники подавляют чувства или отвлекают ваше внимание, чтобы заглушить боль от эмоциональной травмы, испытываемую изгнанником. Или же они стараются создать вам комфортные условия, порадовать вас и поднять самооценку, чтобы компенсировать страдания изгнанника.

И те и другие оберегают изгнанников, но устанавливают с ними абсолютно разные отношения. Защитники первого типа заботятся об изгнанниках, желая им самого лучшего, и пытаются оградить их от мира. Защитники второго типа считают, что изгнанники опасны, поскольку их боль может вырваться наружу, поэтому они их критикуют и отталкивают.

ПОНЯТЬ СВОИХ ВРАГОВ

Поскольку некоторые защитники доставляют нам серьезные проблемы, мы часто считаем их «плохими» — врагами, которых надо изгнать из психики. Например, внутренний критик упрекает вас за каждую мелочь и заставляет ощущать свою неадекватность и бесполезность. Он может сомневаться в ваших навыках общения, уме, внешности или профессионализме. Кажется, он только и делает, что нападает на вас и пытается лишить вас самоуважения. Когда вы осознаете, что эта часть делает, вам хочется от нее избавиться. Еще один пример защитника, которого часто считают воплощением зла, — это резко выражающий негодование или гнев скандалист. Из-за него вас могут уволить с работы или он может привести к серьезным разногласиям в семье.

Однако как только вы узнаете защитника ближе, каким бы разрушительным ни было его поведение, вы понимаете, что он вам вовсе не враг. Он изо всех сил защищает вас от обид и страданий,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...