Гадание на Коло
⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 86 (6‑ 6‑ 6) Пред лицем моря возсияет свет и будет день светел. И возрадуются людие и все православныя християне – дни просвещения. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему: что думал и гадал, то все радостию совершится. Аще мечеши о пути(о предстоящем путешествии) или о дому, или от недруга боишься, – в путь поиди – честен будеши. (Это) Добра(я) меть.
(6‑ 6‑ 5) Возсияет свет(Солнце) и будет день светел. И возрадуются людие(православные в своем орудии) – (так) царь Давид рече. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему: Орудие твое светло и радостию совершится. Аще мечеши о болезни – восстанет. Аще о пути – поди помешкав, вскоре(сразу) не ходи.
(6‑ 6‑ 4) Спасет Бог волю твою и желание твое, о чем думал и (о чем еси) гадал. Царь Давид рече: (Аще о пути, то в пути кажет добро). Аще о болезни – болезнь невелика, востанет. Аще о дому – в доме твоем (все) здраво, а пропажа – сыщетца. Меть добра(я).
(6‑ 6‑ 3) Что еси думал и гадал, то тебе и будет. О том царь Давид (рече) «Клятва и все правда» Тако и ты, человече, что думал и гадал – радостию соверщится. Аще о болезни (гадаешь) – отслужи молебен. Даст Бог здравия. Аще смерти боишися и встречи – все Вог добро кажет.
(6‑ 6‑ 2) Сотворим убогим милостину. Аще можещи Богу моление отдати на подобныя благая: Аще о домашнем житии – в доме твоем все бес смущает. Промеж вас любви нет: тот дом огнем горит и споряны нет. Аще ли (гадаешь) о пути (предстоящем) – не ходи. И в нов(ый) дом – не добро итить, и во всем – не корысть являет).
(6‑ 6‑ 1) От света во тьму ступаешь, надежду тая робкую,
о том царь Давид толкует: «Праведен Господь Иисус Христос, правду возлюби». Тако и ты, человече, отступи от зла, не послушай того и будет добро. Аще болезни или о пути, или о взятки, или недруга боишися – берегися, меть злая
Примечание: недоброе таится в самом числе, которое в сумме составляет «13».
Второй ряд.
(6‑ 5‑ 5) Сия речь вельми подобная тебе, благая, что еси думал и метал. (О том) царь Давид рече: «Оболгахся все врази мои, бреятяжкое возложиша на мя(ня)». Тако и ты, человече, на Бога возложи печаль свою, будет добро: Аще (гадаешь) о болезни – здрав будеши. (Аще гадаешь) о дому – в доме твоем Бог опочивает. Аще о (предстящем) пути – (будет он) скор и честен. (Аще…) а недруг (твой) добре боится тебя. Молись Богу.
(6‑ 5‑ 4) Речи твои видятся тяжки, и ты о том добре скорбиши. Подумай себе есть речь угодная тебе. Аще ли угодна, о том Давид рече: «Приложи ко мне ухо твое». Тако и ты, человече, пожди мало сего, иже бе не вышел (он) к (твоему) убытку. Аще (гадаешь) о болезни – велика (она), едва (от нее) будешь жив. Аще о (предстоящем) пути – несть (в нем) корысти. Аще… бойся от недруга, под рукою стоит.
(6‑ 5‑ 3) Хощеши (человече) оленя взяти за рога. (А) он давно в поля ушел. Тако и ты, человече, (помышляевши чтоб) возволоки дело твое: мысль добра, да не скора (а дело твое идет в отлучку. Аще ли о пути, то с великою нуждою будет, и корысти нет ни в чем, и являет сия тебе меть – вельми непотребна.
(6‑ 5‑ 2) Об одну сторону моря Тивириадское, дно медное, и веде Господь Петра, утопляющаго в море, и возгласи(л) Петр великим гласом; «Господи, выни мя(ня) изо дна моря! » И услыша(л) Господь Петрову молитву, снийде с небесе, выне(с) Петра изо дна моря. И возрадова(л)ся Петр господню просвещению.
Тако и ты, человече, возрадуешся орудию своему (о чем еси мыслил и гадал – вельми потребно): Аще(гадал) о болезни – великое здравие Господь даст. Аще о домашнем житье – в доме твоем довольно будет добра. Аще от ндруга боишься – молись Богу(он тебе боится *).
(6‑ 5‑ 1) Апостолу Петру идущу (…) великую пагубу делает, ни на земли, ни на траве листу обил(ь)но, ничего от родов не будет. Орудие кажет зло: Аще о болезни – от болезни смерть будет, Аще о дому – все тленно. Аще о пути – бойся погибели. Аще недруга боишися – и ты, человече, берегися, меть злая.
Третий ряд.
(6‑ 4‑ 4) Взял ястреб воробья, воробеи дерется у ястрсба из ноктей, не выдернется. Тако и ты, человече. не имаши дратися у чужих рук, не твори орудия сего: не на пол(ь)зу ястреб воробья дерет. Аще мечеши(гадаешь) о доме твоем – скудно будет вел(ь)ми. Аще о болезни – болезнь тяжка, смерть 6уде. Аще хочеши на новое место перейтить – не ходи. А пойдешь – зла дойдешь. От недруга бойся, (Ухватил ястреб воробья, и воробей у ястреба дерется из когтей. Тако и ты, человече, имаши дратися из чужих рук. Тако и недруг тебе хощет пожрать. и сия еть вельми непотребна).
(6‑ 4‑ 3) Рече Господь человеку: «Вся восприимеши, разум и хитрость тебе предана бысть на земли, птицы, летящия по воздуху, рыбы в водах – в руце твоея». Сказано: Аще мечеши о болезни – потрудав здравие Господь дасть, Аще о дому – дом твой стройно стоит, (Аще) а в дорогу – путь чист, (Аще) от недруга боишися – недруг сам тебя боится. (Рече Господь: Еси же предали на земли: скоти и звери, и птицы, летающие по воздуху. И тебе в руце твои дана птица. И ты ее держи крепко. И тебе, человече, сия меть и гадание твое, во всем добро кажет, (Аще о доме) и корысть в дому твоем здраво. (Аще) А о болезни – и болезнь твоя сойдет. (Аще…)А недруга не бойся, он сам тебе боится.
(6‑ 4‑ 2) Не ве(н)мы, что совет твой добывает тебя реч(а)ми лстивыми, недруг чтоит под рукою, наровится на тебя. Сказание: Аще при домачное житие – в доме твоем ропот кажет, любви нет. И сия тебе меть вельми непотребна […] ти путь есть. Аще о пути – путь тебе доброй и впредь иа тебя наидет на, радостию совершитца,
(Враги твои на тя – аки лютые звери, зело мыслиша, и ты о том поберегись их. А он стоит под рукой твоею. И сия меть вельми непотребна ко всякому делу). {1}
(6‑ 4‑ 1) Рече Господь человеку, идущу(му) путем: Со (одной) ст(о)раны тебе – пропасть, а в другую – бездна, а сзади – страх велик(ий). Тако и ты, человече, о чем еси гадал, несть пользы. Аще еси о домашнем, в дому твоем – неисправно, (Аще) а о болезни – то смерть, (Аще) а о пути, то – зло, (Аще…) а недруга – поберегись.
(6‑ 3‑ 3) Возопи(л) Иона во глубине морской, во чреве китове(й) ко Господу: «Господи, услышь мя(ня), грешного и помилуй мя(ня)»! Тако и ты, (человече), в чем еси гадал, и тебе печаль великая, токмо – скоро минется(пройдет). Аще о болезни – мало поболит, восстанет. (Аще) О домашнем, то – помешкай, есть исправится, лучше прежнего будет, только сохранит Бог. (Аще…) Недруга – не бойся, он сам тебя боится.
(6‑ 3‑ 2) Молитва тоя исполнена будет, и дело твое близь конца(завершения его) является. О том царь Давид рече: Подобная благая земля плодовита, и ветры по воздуху улягутся. О чем еси мыслил и гадал, вельми добро кажет. (Аще) А о близких, и о пути или пропаже – во всем пользует, к радостию совершится.
(6‑ 3‑ 1) Святой великомученик Феодор Тифон уби(л) Змия в пещере, и мать свою от соядения избави(л), и возрадоваша(да)ся мати его об избавлении своем, и воспият пост, и моли(ла) за сына своего – Богу. Тако и ты, человече, о чем гадал, то все по твоей мысли, сия меть твоя (случайно брошенный жребий, т. е. ) – ко всякому делу потребна и радостию совершится.
(6‑ 2‑ 2) Путь тебе есть доброй, только грешен. Скорбию исполнит Бог прошение твое. Исцелит, стерпиши – добро тебе будет и добро твое лихо переможет. В том разсуди своею мыслию, твори тако: Аще врага сего обрящеши, дондеже и мысль о том исполниши, а про взятку, что тебе взять, то не за обычай.
(6‑ 2‑ 1) Град каменной, вереи железные, врата медныя, крепко заключены. (А ты, человече, о чем еси мыслил и гадал *) Не ступай на остр (меч *), не погуби души своей, отступи от зла и сотвори благо, не послушай того совету. Аще (гадаешь сейчас) о болезни – смерть будет. Аще (гадаешь) о домашнем житии – так кажет. Аще о (предстоящем) пути – и ты в путь не ходи, в пути много нужды примешь. (Аще…) и недруга бойся.
(6‑ 1‑ 1) Святый (мученик) Феодор Тирон взял с собою сокола птицу и сяде на коня своего и поехал в чистое поле. И поимает сокол (такого же) сокола ж птицу, и возрадова(л)ся Феодор улову своему. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему. Бог тебе на помощь: Аще о болезни или о пути – в пути тебе радость. Аще ли хощеш долг взяти – и ты возмешь, только хлопотно. (Аще…) а врагов своих одолеешь.
(5‑ 5‑ 5) Авгарь царь (тридцать лет на одре своем в расслеблении лежал) лег спать на одре своем в разслаблении, и тогда сослав к нему Господь ангела своего. Царя Авгаря от тоя болеани излечити, и возрадова(л)ся царь Авгарь господню просвещению. Тако и ты, человече, возрадуешься орудию своему: Аще о болезни – и та болезнь минется. Аще о домашнем житии – и в дому твоем здраво. Аще или о пропаже – пропажа твоя сыщетца. Аще ли о пути – путь тебе доброй.
(5‑ 5‑ 4) Что во уме скоем держишь и желаешь – возрадуешися и сердце весело будет. О том царь Давид рече: «Изми мя(ня), Господи, от человека лукава(го), и от мужа неправедна(го) избави мя(ня)». Аще мечеши (для гадания) о болезни – и та болезнь минется (пройет благополучно). Аще о дому – в доме твоем здраво. (Аще о пути). И путь тебе доброй, и пропажа твоя сыще(тся).
(5‑ 5‑ 3) Странен муж идет ко апостолу господню, и ко престолу славы его приидеши. Молитва необходна пред тобою, в том деле быть в неразум(и)е своем. Тако и тебе, человече: Аще мече(гадаешь) о болезни – та болезнь минетца. Аще (гадешь) о дому – в доме твоем полно. (Аще гадаешь о путешествии) а в путь не ходи, потому что есть у тебя супостат и мыслет на тебя зло.
(5‑ 5‑ 2) В мыслех твоих греха много, а корысти мало, от той мысли удаляйся и не слушай себе. Будет добро. Аще станешь помышлять – будет погибель. лишишся от нея. Зла сия мысль. Аще (гадешь) о болезни – то смерть будет. (Аще гадаешь) или о домашнем – отнюдь непотребна. (Заутра рано прииде Господь к жене Самаряныне…воде… Живу, возрадовавшася жена Господню милосердию. Тако и ты, челвечее, возрадуешься, о чем еси мыслил и гадал –
радостию исполнится. Здравствуешь… в доме равно…)
(5‑ 5‑ 1) Прииде Господь к жене самаряныне(совпадение вариантов 5‑ 5‑ 2* и 5‑ 5‑ 1), прося от нея пити воды, и рече; «Жена! Аще бы ведала дар мои, дала бы воду живу» – и возрадопася жена господню просвещению, великому дару. Тако и ты, человече. возрадуешися орудию своему: Аще (гадаешь сейчас) о болезни – здрав будещи. (Аще о дому гадаешь, то) и в дому твоем здрави. (Аще…) а недруг сам тебя боится.
(5‑ 4‑ 4) Роди(л)ся господь наш Исус Христос во граде Вифлиеме и яви(ла)ся в той день звезда на востоце светлая, и светила всю вселенну(ю), тогда возрадовалися все православные християне Господню (великому) просвещеиию. Тако и ты, человече, позрадуешися орудию своему: Аще (гадаешь) о болезни – болезнь (эта) миеется. (Аще гадаешь о доме) и в дому твоем будет полно. Аще в нов(ый) дом итти – потерпи малое время, в том добро (по)кажет.
(5‑ 4‑ 3) Не добро есть (для сравнения) весять с(е)ребро с свинцом. Тако и ты, человече, молися Богу и не будешь таковых впредь имети. И тебе та мысль не на пользу. Аще о болезни (гадаешь) – болезнь будет злая. (Аще гадаешь о пути, то) и в путь свой не ходи, в пути (тебе) смерть будет, (Аще…) и недруг твой хощет тебе беду зделать. Меть злая.
(5‑ 4‑ 2) Взыде Господь наш Исус Христос на гору Фаворскую со ученики(ми) своими и апостолы(ми), водоносныя облаки и благоглови Господь и предтвори воду вином. И возрадовася ученицы господню великому просвещению. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему. Бог тебе иа помощь; Аше (гадаешь) о болезнм – болезнь минется. Аше (гадаешь) о дому – в дому твоем полно. Аще о пути – путь тебе чист и корыстен, только есть у тебя кручина, и та кручина с тебя сойдет. Меть добра(я).
(5‑ 4‑ 1) Глас будет от ангела господня (Иосифу), глаголя: «Востани, жено, и возми отроча сное. Смерть его идет, поиди до града Гегипта»(Египта), – и возрадовася жена веселием о отрочате своем Тако и ты, человече. возрадуешися орудию своему. Аще о болезни (гадаешь) – здрав будет. Тако и ты. человече, от инных дел спасися. вели отпеть молебен, Господь тя(бя) спасет и избавит от всякаго зла. Меть (эта во всем) добра(я).
(5‑ 3‑ 3) Святыя апостоли Петр и Андрей идоша на моря и в(в)ергоша (в воду) сеть по словеси господню, и посла(л) им Господь рыбы много, токмо не провержется мрежа [едва не порвалась сеть]. Наполни(л) Бог корабль. Тако и впредь обещал, дабы и больше того. Тако и ты, человече, что думал и гадал, все с радостия вершится: Аще (гадал) о болезни – болезнь минется. (Аще о доме гадал) и в дому твоем корысть и радость. Аще (путешествие) на новое место итти – корысть. (Аще…) и от недруга честь. Меть (во всем) добра(я).
(5‑ 3‑ 2) Бысть на мори корабль, в корабле плаваюше многия люди, и у них много имения, и (восстала) буря великия и волны великия, и нанесе корабль на камечь и разби(ла) его, и потопи(ла) многия люди, и имение все погибло. Тако и ты, человече, имееши любовь ко всему человеку. И ты восприимешь бе во благих злая. Аще (гадаешь) о дому – в дому твоем нездорово. И сия тебе мысль вельми непотребна. Меть (сия) злая.
[Вариант: Рече Господь: человече, вся ми суть предана наране Отца моего. Тако и ты человекче, о чем мым– лил и гадал – во всем тебе добро явится с великою радостию. Только молись Богу, все овершится по твоему хотению].
(5‑ 3‑ 1) Святы(е) жены мироносицы приидоша ко гробу Господню плачущ(и)е рано. На гробе (они вдруг) обретоша ангела, на камени седяща. Ангел же рече к ним: «Что с мертвыми живаго помышляете? В третий день воскресе Христос». И возрадова(ли)ся жены господню воскресению. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему, что если думал и гадал, во всем Бог тебе на помощь: Аще (гадаешь) о болезни или о дому – во всем добро кажет.
(Интересно сходство вариантов 5‑ 2‑ 2 и 5‑ 3‑ 1).
(5‑ 2‑ 2) Направит Бог путь твой и всем добро тебе, человече, будет, Божия милость и благодать и радость, о том царь Давид рече: «Дал еси человеком и скотом»(Жизнь дана и людям, и зверям). Тако и ты, человече, что еси думал – на первом будет сребро, а на вторым корысть (по)кажет. (Аще гадал о пути) а в пути честен, будеши во всех людех, Бог тебе на помощь. Что еси думал и гадал и в душе своей держал, то все тебе радостию совершится. По всему хотению твоему добро (по)кажет и корысть.
(5‑ 2‑ 1) Господь Иисус Христос, тебе, человече – твоя молитва вельми потребна. Велику учнешь имети корысть и радость сердцу своему. Аще ли мечеши (гадание) о домашнем житии – и ты не крушись, в дому твоем здраво будет, Аще (гадаешь) о пути – путь добр(ый), пира дойдеш и честь получишь себе. (Исправит Господь, человече, путь твой, и к тебе идет милость Божия, благодать и радость. О чем еси мыслил и гадал, все тебе сбудется, по твоему прошению и желанию вскоре).
(5‑ 1‑ 1) Некую годину устремил еси, буди готов на (установленный) путь свой. О том царь Давид рече: «Призри на мя(ня) и помилуй мя(ня)». Тако и ты, человече, крепися. Бог тя(бя) избавит от всякого зла, не скорби, дело твое будет по‑ твоему, и вскоре (по) кажет (всем, что) мысль твоя добра(я). [В отличие от 5‑ 2‑ 2 варианты 5‑ 1‑ 1* и 5‑ 1‑ 1 – сходны].
Третий ряд.
(4‑ 4‑ 4) Как година придет, так и дело твое будет. О том царь Давид рече: «Много дела правит на мя(ня)» Тако и ты, человече. берегися, есть на тебя недруги твоя, под рукою твоею наровится на тебя. Аще (гадаешь сейчас) о пути – не корыстно, так стало и добра на сие позывает. Меть (сия есть) негодна(я).
(4‑ 4‑ 3) Летели две птицы ч(е)рез Тивирианское море и сели те две птицм сверх сырова дуба и вили себе гнездо, и вывели дети своя(х), и возрадовались птицы гнезду своему и детям. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему: Аще (гадаешь ты) о пути или о дому своем – или недруга боишися – то (все) радостию совершится. Аще хощеши женитца – и та тебе мысль збудетца.
(4‑ 4‑ 2) Бойся, Человече, во всем деле твоем, что еси думал и гадал. Бог с тобою. О том царь Давид рече: «О том деле положи на Бога печаль свою, исполнит Бог желлание твое». Аще о пути – или о дому, или о болезни – все минется. А мысль твоя, о чем думал, то все збудстся.
(4‑ 4‑ 1) Желание твое исполнит Бог с радостию, и добро тебе будет, и врагов своих одолеешь, и будеши силен. Аще (гадаешь) о болезни или (о том, что) в нов(ый) дом итти, или от недруга (зла) боишися – и ты его не бойся, обо всем с радостию збудетца.
(4‑ 3‑ 3) Бегает заец травою (в иную страну) и впадает в тенета. И выдеретца заец из тенет и побежал в дальнею пустыню и возрадовася заец воле своей. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему, и во всем тебе Бог на помощь. Аще о болезни – возстанет, и беглой твой придет, и пропажа твоя сыщетца от чужих – Бог тебе на помошь во всем.
(4‑ 3‑ 2) Что еси пытаешъ своего ума и скудости, а плыть хощешь против воды, и добываешь себе корысть многую, и ты того себе берегися. Корысть велика и мыслится много, и тебе от тое(й) корысти смерть будет. Аще (гадаешь) о пути или о доме – и тебе в сей мети нет пользы: того себе берегися, меть (эта) злая.
(4‑ 3‑ 1) Что ты сие мыслишь. Свое пытаешь и держишь непотребное, образа своего дабываешь – лутче тебе, возверзи мысль свою потребную и молися Богу. Аще ли (гадаешь на) зло – и ты уклонися от зла и сотвори благо. Аще стаеешь творить – зло будет и от болезни не востанешь. Аще на ком долг взяти – и ты возмешь, только хлопотно. Да и вскоре добр(о)е (по)кажет.
(4‑ 2‑ 2) Яко ластовица летает от Востоку к до Западу и добывает себе корму, то тебе с радостию повелает: то тебе, человече, добро в деле твоем будет, и покорен недруг твой и врази твои будут пред тобою, и будеши силен. О том царь Давид рече: «Избави, Господь, душу мою от всякаго зла и от всех враг(ов) моих». Надейся на Бога. Аще (гадаешь) о пути или о деле своем боишися – и ты не торопися, а вскоре, что еси думал и гадал, совершится.
(4‑ 2‑ 1) Сего ради, человече, не бойся, всегда смущаются земли и прелагаются воды с сердца морския, возшумеша и смутишася воды их. Тако и ты, человече, возглаголал еси мысль свою, да думаешь во уме своем – и ты возьми себе одну мысль, да утверди свое сердце. О том царь Давид рече: «Бог мой – прибежище и сила». Тако и ты, человече, надейся на Бога в деле своем, будет по твоему хотению: Аще (гадешь) о пути или на новое место – не ходи, потому что возьми себе одну мысль и еще загадай иною порою, что ты о чем думаешъ.
(4‑ 1‑ 1) Плавующу (был) Господу со ученики(ми) своими по морю Тивириадскому в корабле, и воссста(ла) буря вели(ка)я и волны великия на море, и нача(ли) ученицы его в корабле скорбети и молитися Богу. И возбудися Господь и запрети(л) ветры в море, и бысть на мори тишина вели(ка)я. И возрадовалися ученицы Господню просвещению. Тако и ты, человече, возрадуешься орудию своему, что еси думал и гадал, то совершится: Аще ли (гадал) о пути – о о всем збудетця.
Четвертый ряд.
(3‑ 3‑ 3) Надейся в деле своем, исправит Бог желание твое, о чем думал и гадал. И ты, человече, держись крепко: аше ли с кем не дружился, то ты и не вчинай, чтоб он тебя не обманул, а ты б не скоро думал, и сам дал, то тебе ни во что, а о сердце держи одну мысль и не вчинай, что сперва не дал. О том тебе болезнь (по)кажет, и в той мети добра нет,
(3‑ 3‑ 2) Егда ведяше Моисей из Египта израилтеския люди, тогда жезлом пресече Чермное моря, израилтеня посреде моря прошедше. египтян же потопиша и вода их покры(ла). О том сказание: заец убегает, а ловец утопе, Человече, дума и недруг. И то того недруга поберегися: Аще (гадаешь) о пути или в нов в дом итти, И ты (туда) не ходи. Меть (эта) тебе недобра(я) есть,
(3‑ 3‑ 1) Видех человека, превосходяшаго яко кедры ливанския, и мимо идох. И се не бе, взысках его – и не обретеся: тсбе твое про дело на пользу. О том надейся на Бога, и врази твои и супостаты от тебя отбежат, и врагов своих одолеещи и будеши силен. И сия тебе мысль не на пользу. И ты, человече, задумай. что тебе другая меть скажет{2} А на сердце своем держи одну ммсль, что тебе другая меть скажет.
(3‑ 2‑ 2) Сего ради, человече, хощеши морем плыть, а тою ты себе не ведаешъ, что ты себе задумал, И ты о том по(до)жди мало – будет тебе добро и тошно, великая божия милость, только молися Богу на всяк день и час. А что во уме своем держал и гадал, и та мысль збудется и во всем добро (по)кажет.
(3‑ 2‑ 1) Вручено тебе, человече, и поля твоя насытят тя туня, и дом твой разбогатеет. красная пустыня жило будет, и раздолии холми препояшутся, и удолья умножат пшеницею, воззовут и воспоют. Тако и ты, человече, что еси думал и гадал, все тебе с радостию совершится, только молись богу: добро в деле твоем будет и от болезни востанешь.
(3‑ 1‑ 1) Боже, воста(вь) путь твой. Тако и тебе, человече, путь твой готов, и врата твои отверсты, о том царь Давид рече: «Помощь моя от Господа, сотворнвшаго небо и землю». Тако и ты, человече, что еси думал и гадал – добро тебе будет: Аще (гадал) о пути – и ты поди в путь с радостию. Или об ином о чем (гадал) – обо всем с радостию збудется. Меть (сия) добра(я).
Пятый ряд
(2‑ 2‑ 2) Рече Господь Господеви моему: «Седи одесную мене(справа от меня, т. е. ), дондеже положу врази твои (к) подножию ногама твоима» А недруг твой п(е)ред тобою падет. Аще хощеши себе нажити имения и знатися с добрыми людми – и ты потерии, и сам Господь от жидов терпел. Тако и тебе, человече: дело твое не вскоре збудется, только ты молись Богу.
(2‑ 2‑ 1) Милостию божиею прими оружие и щит, есть на тебя злая супостаты и зрят на тебя всею веждею, аки волки на овцы, и хотят тебя съесть иапрасно. И ты о том поберегися, грех тебе будет, только на сердце своем держи одну добрую мысль.
(2‑ 1‑ 1) Рече безумен в сердце своем тако: все житие твое блудно, душа твоя прелюбодейство любит, и дело твое совершится, непостоянныя мысли в тебе плавают, аки волны морския, а ты впредь того не думай, берегися смерти. Меть злая.
Шестой ряд
(1‑ 1‑ 1) Молись Богу: может Бог желание твое исполнит, что хощешъ, то Бог и даст, токмо довлеет имети любовь совершенну, убо муж в добродетелех же любовь хранит, а без любви ничто есть: начало благо, а конец потребен,
(Вариант: Помилуй мя Бог, помилуй мя, яко на тя упова душа мя. Так и ты, человече, помолися Богу. Желание твое исполнитця. Мудры пророцы прорекоша: ему же подасть. О чем еси ни думал и гадал, все Бог исправит и радостию совершится, а путь пойти – добр будет, а недруга – не бойся, он сам тебе боится, а в дому твоеме – добро, житие твое – стройно и недвижимо, и зело сия меть пользует ко всякому делу и корысть являет[7]
Гадание на Коло
В старой Руси гадания всех видов, относительно официальной веры (церкви, религии, уклада), считались суеверием, т. е. «верой всуе» – верой во что‑ то напрасное. Более того, разные суеверия, так или иначе, более или менее, относили к проявлениям «иноверия», т. е. к вере в другие религии. За это – наказывали, причем, порой очень жестоко. Однако, в «петровские» и «послепетровские» времена развитие науки привело к тому, что гадания из серьезного занятия постепенно стали преобразовываться во все более «игровые» действа. В XIX веке были довольно популярны продававшиеся на ярмарках бумажные и лубочные списки вопросов и ответов, которые позволяли «погадать» на собственную судьбу. Ввиду явной несерьезности этого занятия и правительство и церковь не уделяли таким развлечениям никакого особого внимания. За подобные гадания уже не сжигали и не секли. Погадать теперь могли даже дети, разумеется, если были грамотными и умели читать варианты многочисленные «гадательных» ответов. Народная гадательная книжка «Чародей» или «Предсказатель будущего в 150 ответах», была издана в 1883 году и, с тем пор пользовалась огромной популярностью, особенно во время каких‑ либо празднеств, например, на Святках, где издавна предпринимались всевозможные гадания. Как правило имелось некое «гадательное пространство», поле, в виде бумажного круга, с нанесенными на его 12–13 спицах, числами, где номер увеличивался, по спирали, от центра к краям. Для «оживления» картинки, как правило, изображался некий «Атлант» – мужик в рубашке с подпояской, держащий на плечах этот круг. Круг, то есть «колесо», именовался «Колесо Фортуны», а то и совсем просто, сокращенно, – «Коло», что, так или иначе, «перекликалось» со словом «солнце», «SOL». Гадание осуществлялось просто и повсюду достаточно одинаково: загадывалось или вслух произносился вопрос или желание. Затем на круг метался «жребий» в виде зернышка ржи, пшеницы или ячменя. То число, к которому зерно ближе падало и на которое показывало и считалось «ответом судьбы». В приведенной ниже таблице ответы, в известной мере иносказательны, общего характера. Они пестрят пословицами и поговорками, довольно однотипны. Некоторые из таких «ответов» достаточно остроумны. Некоторые, напротив, «не в склад, не в лад», когда, например, вопрос задает мужчина, а ответ получается… для женщины! Впрочем, это не смущало, ибо ответ мог несколько «интерпретироваться» и иначе «трактоваться» для разного пола. Занятно, что ответы, поначалу весьма оригинальные и полные, в конце концов сводятся к однострочным, где повторяется даже рифма – видимо автору «Коло» быстро надоело его развлекательно сочинение. Однако, во всяком случае, наших не столь уж давних предков это развлекало ничуть не хуже игры на компьютере.
Вот один из вариантов таких ответов: 1. После бури надо ожидать хорошей погоды и тебе надо надеяться, что после неприятностей наступит благополучие и дела твои примут хороший оборот. 2. Имеешь ты печаль на своем сердце, но подожди потерпи немного, терпение преодолевает все и судьба твоя обратится к лучшему и все желания твои исполнятся. 3. Много есть врагов у тебя, перемени характер, так хорошо будет и ты избавишься от них. 4. Надежда твоя обманет, исполнится, но не в твою пользу. За тем только и стало, что денег у тебя мало. 5. После больших хлопот, дело твое принесет тебе пользу. Люди – с лихостью, а Бог – с милостью. 6. Получишь великую радость и пользу, если оставишь свои злые помыслы против друга твоего. 7. Человек злой тебя проводит и прельщает не на добрые дела. Прав медведь, что корову съел, да не права корова, зачем в лес пошла. 8. Веруй в Бога, и молись ему, благополучие будет тебе сопутствовать, и являемое тобою ты получишь. Бог тому даст, кто правдою живет. 9. Не ходи в путь свой, у тебя есть много врагов, и должно их остерегаться. От злых людей ничего не должно ожидать хорошего, а только одной лести. Погоди один год, то и будет тебе срок. Что посеешь, то и жни, а от врагов добра не жди. 10. Житье твое на радость и богатство будет тебе. Будь снисходительна и добра, помогай бедным. Замужество твое будет благополучно. Добр и Мартын, когда есть алтын. 11. Мысль твоя сделает зло близким твоим. Оставь эти замыслы, всякое зло происходит от внушения дьявола. Лодка на море может погибнуть, так дурная мысль пагубна. 12. Не выходи за него: брак этот предвещает несчастье, лучше избери другого. Он сердит, дома сидит, ни на кого не глядит. 13. Любит тебя теперь одну, пока ты молода, и просит у тебя лапку, а там подаст в отставку. Не ищи счастья, не ходи замуж. Хорошо замужем, а в девках лучше. 14. Медведь одну лапу сосет зимой и то сыт. И ты будешь довольна одним мужем. Волосы длины у тебя, а ум короток. Он сам не рад, что рожден горбат. 15. Ее сердце не тебе принадлежит. Любит она, но не тебя, а только деньги твои. Смотри не женись и с девушками не водись. Женись лучше на ровне, на Марье Петровне. 16. Ты смутился от горя, но не отчаивайся, и печаль твоя обратится на радость. Молись богу и не унывай, не по нашему хотенью, а по божьему веленью. 17. Ты хочешь много взять, а сам не любишь дать. Не надейся Роман, на чужой карман. Кто с прибылью, а ты будешь с убылью. 18. Не хвались злом. Баба бредит, да только никто не верит. Бе хлопот зажми свой рот, а на чужой каравай рта не разевай. 19. Тайно твори добро, и Бог наградит тебя. Враги твои без успеха останутся. Если бы не Бог, то кто б тебе помог. 20. Сердце твое не спокойно. Не желай чужого. Украл ты половник, а читаешь Господи, услышь молитву мою. Продай хоть шкуру, не исправишь свою нужду. 21. Не собирайся в путь. Морское путешествие опасно для тебя. Буря настанет, ты можешь погибнуть. Сиди‑ ка дома, да точи веретена. На море погода злая, езда худая. 22. Дело твое переменится. Бог видит твое мучение и пресечет злое корение. 23. С большим трудом окончится то дело, не в твою пользу, этому виной ты сам. 24. Тревогу и напраслину возведут на тебя. На кого гнев имеешь, берегись, от друзей оклеветан будешь. Кто идет пировать, а ты – горевать. 25. Погоди думать о женитьбе, помоги разуму. Одна новость прошла, так другую на двор не бери. 26. Отправляйся в путь, дорога твоя благополучна будет и успех в деле получишь. Ступай поскорее и дело будет поспорее. 27. Исполнится твое желание, но не скоро. Для того и дело тянется, что виновный правится. 28. Что людям желаешь, то сам поработаешь. Не пей вина и мошна будет полна. 29. Не верь этой любви, она обманчива. Она мягко стелет, да жестко спать. Поле с рожью, а любовь – с ложью. 30. Тебя ждет радость и много хорошего. Умей воспользоваться этими случаем. Не то дорого, что красное золото, а то дорого, что хорошего мастера. 31. Берегись пьянства. Пить до дна – не видать добра. Все пропьешь, и сам пропадешь. Смерть ходит свободно и к кому ей угодно. 32. От болезни к здоровью, от печали на радость и добрые дела – обратит тебя Бог. Взором, да вздором пути не будет. 33. Жди хорошей перемены в делах своих. За доброе и хорошее дело получишь награду смело. 34. В трудолюбии твоем Бог тебе поможет и по милости свой избавит тебя от неприятностей твоих. Молись, надейся и терпи – без Бога не до порога. 35. Прощай обидевшего тебя, Если ты будешь прощать и себе ожидай прощение. Не будешь другим мстить, и тебе не будут зло лить. 36. Не надейся получить то, что ты задумал. Не тебе дастся, а другому. Бог правосуден, любит правду. Выкинь из головы, чем не владеть тебе, а молись Богу. 37. Получишь ты счастье большое и богатства сундуки, и золото к тебе польется подобием реки. 38. Найдешь ты счастье в далекой стороне, а здесь не встретишь и во сне. 39. Останься вдовой, а не заедай век чужой. 40. Столько тебя любит, что часто проливает слезы. Не спеши, зверя бьют – время ждут. 41. Сбрось малодушие, терпением смирися. Этим путем от бед и горестей спаслися. 42. Без пользы плохо жить на свете, ты добродушие имей в предмете. 43. Денег дай и успеха ожидай. 44. Ни красота лица и не прелестный вид, но доброта души счастливыми творит. 45. Видишь ты сама, что муж твой без ума. 46. Желание твое не исполнится, потому что оно бесполезно – что за тем гоняться, с кем не хочешь знаться. 47. Вам вместе скучно, а врозь – тошно. 48. Твой друг живет и хлеб жует. 49. Желания своего опасного страшися, сани не твои, то в них и не садися. 50. Не будь горда, ты очень молода. 51. Путь твой готов. Молись Богу и мысль твоя скоро исполнится с большой радостью. Когда солнце взойдет и роса на землю падет. 52. Будет тебя любить, когда будешь много дарить. 53. Будет два мужа, один хромой, другой кривой. 54. На работу твою всякая лень нападает. Ты не завершишь дело свое вскоре. От лени надо перестать, тогда и доброго искать. 55. Ходить тебе, как овце, в поле, по своей воле и замужем не бывать. 56. Не видит тебя – сердце мрет, а увидит – с души прет. 57. Женись, и будешь благополучен. 58. Влюбленная в тебя очень любит, имеет доброе и великодушное сердце. 59. Получишь приятное известие, оно доставит много удовольствий. Старайся сохранить друга, который тебе предан всем сердцем. 60. Не диво родить, а диво – кормить. Лучше не желай их. 61. Напрасно гадаешь, смерть – дело Божье. 62. Замоли лучше грехи свои за прежние проступки, а потом уж не возобновляй их. 63. Сколько тебе быть замужем хочется, столько и плакать будешь. 64. Тебе хотя враги и яму копают, но не заметят,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|