46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм. Социальное страхование - один из основных механизмов реализации социальной политики во всех развитых странах мира, основа для организации систем социальной защиты. Основной цель СС – гарантирование достойного материального и социального благополучия каждому человеку независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном труде. СС позволяет решать ряд задач: 1. -оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам; 2. -возмещение потерянного трудового дохода в периоды временной нетрудоспособности, рождения и воспитания детей, безработицы; 3. -обеспечение средств на оплату медицинской помощи населению, охрану детства и материнства; 4. -перераспределение доходов и выравнивание уровня жизни различный социальной групп населения. СС осуществляется на основе соответствующих законов, предусматривающих порядок формирования денежных фондов, предназначенных для оказания социальных услуг. Фонды формируются за счет страховых взносов работодателей и наемных работников, которые носят преимущественно обязательный характер. Помощь, оказываемая за счет СС, носит строго нормированный характер, а условия ее предоставления регламентируются государством. Существует 2 признака, при которых страхование становится «социальным»: 1. -Страховое поле охватывает весь социум или большую его часть с равными правами на получение помощи при наступлении страховых случаев 2. -Объектная область – социальные риски, это риски, угрожающие непосредственным образом воспроизводству человеческого и социального капиталов и возникающие в связи с реализацией физиологических процессов в организме человека, а также производственных отношений в обществе. Как правило, риски, связанные с болезнью, старостью, смертью, потерей кормильца и имеющегося социально-профессионального статуса.
СС – модуль страховой защиты, выполняющий ряд функций: 1. -гарантийная – обязательное предоставление страховой защиты гражданам при наступлении социальных рисков; 2. -регулирующая – обеспечивает перераспределение общественных фондов потребления для организации отношений в социальной сфере в соответствии со стратегическими целями и кратковременными программами социального развития; 3. -предупредительная – организация и финансирование мероприятий, направленных на профилактику и предотвращение возможного ущерба, связанных с наступлением страховых случаев. Виды страх. обеспечения по обязательному СС: - оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; - пенсию по старости; - пенсию по инвалидности; - пенсию по случаю потери кормильца; - пособие по временной нетрудоспособности; - пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; - пособие по беременности и родам; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - пособие по безработице; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - пособие на санаторно-курортное лечение; - социальное пособие на погребение; - оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Организации производят выплаты по страховому обеспечению в пользу застрахованных лиц (работников) но пунктам 5-8, 10-14, остальные же платежи могут производиться государственными внебюджетными фондами в установленном действующим законодательстве порядке.
Фонды СС могут находиться в собственности государства, обществ взаимного страхования или страховой компаний. Обычно под фондами СС понимают обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан, хозяйствующих субъектов и государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.
47. Страховые взносы в системе социального страхования РФ: состав и назначение, порядок регулирования. С 1 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах*. Плательщики страховых взносов по-прежнему должны сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, но сроки и состав отчетности стали иными. Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая**, 15 августа и 15 ноября. С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме «одного окна», что позволит работодателям сэкономить время. Напомним, что в 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее – один раз в год. Представление сведений персучета более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии. В 2011 году изменились и тарифы страховых взносов. Напомним, что в 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Работодатели продолжали платить совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2, 9% – в ФСС, 1, 1% – в ФФОМС и 2, 0% – в ТФОМС. В 2011 году по закону ставка страховых взносов возрасла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2, 9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3, 1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.
Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей. Помимо этого, с начала 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации: * хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями; * организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; * организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при условии соблюдения условий установленных законодательством о страховых взносах. В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг. С 2011 года законом предусмотрены пониженные тарифы для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Кроме того, с 2011 года работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями.
Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования. Это позволило осуществить переход на страховые принципы и объединить в лице ПФР функции администратора платежей и страховщика по обязательному пенсионному страхованию, обеспечив тем самым персонифицированный учет пенсионных прав всех работающих граждан. Пенсионный фонд в свою очередь в наступающем году продолжит совершенствовать механизмы администрирования страховых взносов с использованием новейших технологий и программно-технических комплексов, что выведет на более качественный высокий уровень работу с российскими работодателями. * Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений). ** Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|