Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пауза для подготовки детей к рассказыванию.




7. Рассказ детей по картине. [Развитие связной речи, памяти, мышления, воображения. Обеспечение целостного восприятия изображенного на картине.]

При необходимости логопед напоминает каждому из детей, о чем тот будет рассказывать.

1-й ребенок. На картине изображена стройка. Строители строят высотный дом. На переднем плане мывидим каменщиков, которые кладут стену из красного кирпича. В руках у них мастер­ки. Рядом с ними стоит инженер и рассматривает чертеж. Один рабочий показывает крановщику куда опустить груз. На нижнем этаже рабочий перекладывает доски.

2-й ребенок. На строительной площадке кипит работа. Подъемный кран поднимает кирпичи. Мы видим рабочих, кото­рые закрепляли груз. Бульдозер расчищает площадку, сгребает землю. Экскаватор роет котлован. Бетономешалка привезла рас­твор. Самосвал привез песок.

3-й ребенок. На заднем плане у забора художник нарисовал вагончики-бытовки. Там переодеваются и обедают строители. За забором художник изобразил много зелени и новые красивые дома.

4-й ребенок.Когда строительство закончится, вокруг дома расчистят площадку, посадят деревья, поставят качели. В дом приедут жильцы. На площадке около дома будут играть дети.

И жильцы будут благодарны строителям, которые построили такой чудесный дом.

Картина вызывает хорошее настроение. Приятно смотреть на людей, которые так дружно и хорошо работают.

8. Повторение рассказа целиком одним из детей. [Развитие связной речи]

Этот этап работы можно перенести на вечерний отрезок времени. Тогда воспитатель должен будет напомнить ребенку план рассказа или предоставить такую возможность самим детям.

На стройке

На картине изображена стройка. Строители строят высотный дом. На переднем плане мы видим каменщиков, которые кладут стену из красного кирпича. В руках у них мастерки. Рядом с ними стоит инженер и рассматривает чертеж. Один рабочий показывает крановщику, куда опустить груз. На нижнем этаже рабочий пере­кладывает доски.

На строительной площадке кипит работа. Подъемный кран поднимает кирпичи. Мы видим рабочих, которые закрепляют груз. Бульдозер расчищает площадку, сгребает землю. Экскаватор роет котлован. Бетономешалка привезла раствор. Самосвал при­вез песок.

На заднем плане у забора художник нарисовал вагончики-бытовки. Там переодеваются и обедают строители. За забором ху­дожник изобразил много зелени и новые красивые дома.

Когда строительство закончится, вокруг дома расчистят пло­щадку, посадят деревья, поставят качели. В дом приедут жильцы. На площадке около дома будут играть дети. И жильцы будут бла­годарны строителям, которые построили такой чудесный дом.

Картина выбывает хорошее настроение. Приятно смотреть на людей, которые так дружно и хорошо работают.

9. Упражнение «Вспомни и повтори». [Автоматизация произношения звука [р] в словах.]

Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком [р] из рассказа

Логопед. Перечислите названия профессий, инструментов, оборудования из рассказа, в которых есть звук [р]. Можете перечислить и слова, отвечающие на вопросы «Что делать? Какие?». Помните о том, что этот звук нужно произносить правильно. Кар­тина вам поможет в этой работе.

Дети. Стройка, кирпич, мастерок, инженер, чертеж, кран, крановщик, груз, рабочий, работа, бульдозер, расчищать, экска­ватор, роет, раствор, забор, строитель, красивый, вокруг, играть, благодарны, картина, настроение, дружно, хорошо.

10. Организация окончания занятия [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картину с мольберта и предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, чей рассказ им понравил­ся и почему. Обязательно положительна оценивается работа каж­дого ребенка.

 

Занятие 3

 

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Профессии на стройке». Совершенство­вание навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного про­изношения звука [р]. Совершенствование умения эмоциональ­но передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь ван­самбле.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематического восприятия, темпо-ритмической стороны речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь № 2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, картинки с изображе­ниями строителей, схема рассказа о профессии, магнитофон, кас­сета с записью музыкального сопровождения.

Предварительная работа. Разучивание песенки «Грузовик» на музыкальном занятии.

 

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. Пение песенки «Синий шар» [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Со­вершенствование умении эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слога, петь в ансамбле.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет пройти на ковер.

Логопед. Мы с вами ходили на экскурсию и видели, какие машины приезжали на настройку. Назовите их.

Дети. Бетономешалка, панелевоз, платформа с экскаватором, платформа с подъемным краном, самосвалы и грузовики.

Логопед. Давайте споем песенку про грузовик, который привез на стройку песок.

Логопед включает запись музыкального сопровождения и вместе с детьми поет песету.

Грузовик

Грузовик песок везет.

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса —

В нем песок под небеса!» Н. Нищева

Логопед выключает магнитофон

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о стройке, о про­фессиях людей, которые работают на стройке, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

2. Игра «Громко хлопай». [Развитие фонематического восприятия.]

Логопед просит детей остаться на ковре.

1 Гавришева Л. В., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Дети. Звук [з]

Логопед. Давай произнесем звук [з] все вместе

Дети вместе с логопедом произносят звук [з]

Логопед. Почувствуйте - когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [ з] — гласный или согласный?

Дет и. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определи, он звонкий или глухой.

Дети. Он звонкий.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно, это согласный твердый звонкий звук. А те­перь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услыши­те звук [з]

3, с, д, з, ж, з, т, и, з, с.

За, ду, со, зу, жа, зо, то.

Зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, добрый, светлый.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з]

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не до­пускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» [ Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]

Логопед предлагает детям занять места за столиком.

Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку, У победителя должно быть фишек больше всех. 3. а. Что получилось?

1-й ребенок. За.

Логопед. Верно. Получи фишку. 3, о, Что получилось?

2-й ребенок. Зо

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов: зу, зи, ваза

Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по книге «Мой букварь». [ Знакомство с буквой Зз. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 53

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Япрочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

 

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зной.

В каких словах этого стихотворения есть звук [з]?

Дети. Зонтом, Зоя, зноя,

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы идите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з'].

Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем, что прячется за забором.

Дети находят буты к, о, з, а и составляют из них слово коза.

Логопед. Молодцы! Вы быстро справились с заданиями, я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети. Два полукруга.

Логопед. Как они расположены?

Дети. Они повернуты влево и стоит один на другом.

Дети проходят к доске и составляют каждый по одной букве 3.

Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. За.

2-й ребенок. Зу.

3-й ребенок. Зо

4-й ребенок. Зи.

1-й ребенок. Зы.

2-й ребенок. Зуб.

3-й ребенок. Таз.

4-й ребенок.Воз.

1-й ребенок. Ваза.

2-й ребенок. Зима.

3-й ребенок. Зонт.

4-й ребенок.Коза.

1-й ребенок. Зубы.

2-й ребенок. Тазы.

3-й ребенок. Мимоза.

4-й ребенок.Заноза.

1-й ребенок. Магазин.

Логопед. Прочитайте слова под картинками.

2-й ребенок. Таз.

3-й ребенок. Воз.

Логопед. Что такое воз?

Дети. Это телега, повозка.

4-й ребенок.Зонт.

1-й ребенок. Мимоза.

Логопед. Что такое мимоза?

Дети. Это растение.

Логопед. Теперь прочитайте предложения под картинками.

2-й ребенок. У Зины заноза.

3-й ребенок. У Зои мимоза.

Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! А те­перь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

5. Физкультурная пауза «Кровельщик». [Развитие координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Профес­сии настройке».)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать упражнение.

6. Упражнение «Строители». [ Развитие темпо-ритмической стороны речи. Автоматизация звука [р] в цепочках слогов]

Логопед предлагает детям остаться на ковре.

Логопед. Предстаньте себе, что вы строители. Возьмите в руки воображаемые отбойные молотки. Я буду прохлопывать ритм. Вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком, и повторять этот ритм, произнося слог ра.

РА, ра, ра, Ра, Ра.

РА, РА, РА, ра, ра.

ра, ра, ра, РА, РА.

7. Упражнение «Повтори замной». [ Автоматизация звука [р] всловах и предложениях с ними. ]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает повторить за ним по цепочке предложения («Будем говорить правильно», стр. 87).

8. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. ]

Логопед приглашает детей за стол, раздаем им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что нарисовано в ее верхней части?

Дети. Замок, зонт, большая и маленькая буквы Зз.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква 3 — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить замок и зонт. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний, Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Закройте тетради.

9. Составление рассказов-описаний о строителях с опорой на схему и картинку. [Развитие связной речи. ]

Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску картинки с изображениями строителей.

Логопед. Посмотрите на знакомую вам схему. Сейчас вы будете составлять рассказы о людях, работающих на стройке. Сначала вы скажете, как называется профессия человека на кар­тинке, где он работает, потом объясните, что делает, чем поль­зуется.

Дети по очереди составляют рассказы.

1-й ребенок. Это каменщик. Он работает настройке, кладет стены из кирпича. Для работы ему нужны кирпичи, раствор, мас­терок, (И т.п.)

Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика.

10. Окончание занятия. [ Оценка работы детей]

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выпол­няли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, активиза­ции и актуализация словаря по теме «Профессии на стройке». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление от­носительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, фонематического восприятия, координации речи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответст­венности, самостоятельности. Воспитание любви к чтению.

Оборудование. Магнитная доска, модели соломенного, дере­вянного и каменного домиков, фигурки поросят, контейнер с кирпичиками, тетрадь № 2 по числу детей, контейнер с каранда­шами, флажки двух цветов по числу детей, карточки со словами и знаками препинания для магнитной доски.

Предварительная работа. Чтение детям сказки «Три поросен­ка», беседа по сказке, игра-драматизация по сказке с воспитателями.

 

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент [ Создание эмоционально положительного фона занятия. Совершенствование грамматического строяречи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных). ]

Логопед приглашает детей в кабинет, дети занимают места за столиком. На столике стоят три модели домиков.

Логопед. Посмотрите на эти домики. Из какой они сказки?

Дети. Из сказки «Три поросенка».

Логопед. Почему вытак думаете?

Дети. В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф — из веток, а Нуф-Нуф — из камней.

Логопед. Верно. Сегодня мы и поговорим об этих поросятах-строителях. А для начала давайте поиграем с поросятами и до­миками. Расскажите, что делают поросята.

Логопед совершает действия, а дети их комментируют.

1-й ребенок. Ниф-Ниф стоит перед домиком.

2-й ребенок. Наф-Наф прячется за домиком.

3-й ребенок. Нуф-Нуф прячется в домике.

4-й ребенок.Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

2. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» [ Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). ]

Логопед ставит домики на полочку у магнитной доски, убирает фигурки поросят, достает мяч.

Логопед. Давайте расскажем, какие домики были у поросят, буду прокатывать мячик по столу одному из вас и говорить, из чего сделан домик или его части, а выбудете говорить, какие домик или его части, и возвращать мяч мне. Домик из соломы — какой?

1-й ребенок. Соломенный

Логопед. Домик из дерева — какой?

2-й ребенок. Деревянный.

Логопед. Домик из камня - какой?

3-й ребенок. Каменный.

Логопед. Пол из земли — о кой?

4-й ребенок.Земляной.

Логопед. Пол из глины — какой?

1-й ребенок. Глиняный.

Логопед. Крыша из железа — какая?

2-й ребенок. Железная.

Логопед. Труба из кирпича — какая?

3-й ребенок. Кирпичная.

Логопед. Ступеньки из досок - какие?

4-й ребенок.Дощатые

3. Упражнение «Построй башню». [Расширение словаря глаго­лов по теме «Профессии на стройке. ]

Логопед достает контейнер с кирпичиками

Логопед. Теперь мы будем строить башни из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что дела­ет?» построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова.

Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, стро­ят из них башни, определяют победителя.

4. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления. ]
Логопед предлагает детям сложить кирпичики обратно в кон­тейнер и убирает его.

Логопед. Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что использовал Нуф-Нуф для строительства своего замечательного домика. Поиграем в игру «Что лишнее?» Камни, песок, вата, железо.

Дети. Лишняя вата.

Логопед. Глина, стекло, драп, доски.

Дети. Лишний драй.

Логопед. Кирпич, цемент, гвозди, соль.

Дети. Лишняя соль.

5. Физкультурная пауза «Кровельщик». [Развитие координации речи с движением. (Повторение, См.: Занятие 2. Тема «Профес­сии на стройке»)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать упражнение.

6. Упражнение «Строители» [Развитее темпо-ритмической стороны речи. Автоматизация звука [р] в цепочках слогов. ]

Логопед предлагает детям остаться на ковре.

Логопед. Представьте себе, что вы строители. Возьмите в руки воображаемые отбойные молоточки. Я буду прохлопывать ритм. Вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком, и повторять этот ритм, произнося слог ра.

РА, Ра, ра, ра, Ра.

РА, РА, ра, ра, ра.

ра, ра, РА, РА, РА.

7. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з] - [з']).]

Логопед раздает детям фишки двух цветов

Логопед. С помощью флажков вы покажите мне, как умеете различать звуки [з] - [з']. Я буду произносить слова, связанные со стройкой. Услышав звук [з], поднимайте оранжевый флажок, услышав звук [з'] – поднимайте голубой флажок.

Далее логопед произносит цепочку слов (замок, гвозди, забор, бульдозер, возить, железный, забивать, разравнивать). Дети поднимают соответствующие флажки.

8. Рабата в тетради № 2. [ Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з] - [з']), тонкой моторики. ]

Логопед собирает флажки, приглашает детей за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Теперь каждый из вас выполнит задание на разли­чие звуков [з] и [з']в своей тетради. Обведите картинку, на ко­брой изображен предмет со звуком [ з] в названии, оранжевым карандашом, а картинку со звуком [з'] голубым карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга и убирает тетради и карандаши

9. Чтение слов и составление предложения из них. [ Совершенствование навыков составлении и чтения предложений ]

Логопед раздает детям карточки со словами.

Логопед. Прочитайте слова на карточках.

1-й ребенок. Мне.

2-й ребенок. Неси.

3-й ребенок. Лиза.

4-й ребенок.Гвозди.

Логопед. Пройдите к магнитной доске и составьте предло­жение из этих слов.

Дети составляют предложение. Логопед добавляет знаки препи­нания.

Логопед. Прочитайте предложение.

Дети. Лиза, неси мне гвозди.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед предлагает детям перечислить все выполненные ими за­дания, подводит итог изучения темы, оценивает работу каждого ребенка.

Февраль, 4-я неделя

Лексическая тема «Наша армия». Звуки [с], [с/], [з], [з/]

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расшире­ние и активизация словаря по теме «Наша армия» (армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, воен­ный, пограничник, летчик, моряк; защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести; трудный, опас­ный, интересный, полезным, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный; умело, ловко, внимательно, осторожно, тщательно). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [с'] в словах). Со­вершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам). Автоматизация произношения звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к Родине.

Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображениями военных, тетради №1 и №2 по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения кораблика и игрушечных зверюшек, контейнер с пластиковыми полосками и фишками-точками для анализа предложений, «светофоры» и разноцветные кораблики для определения мест звука в слове.

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки». Разучивание стихотворений «Танкист», «На границе», «Моряк».

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие диалогической речи.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места за столом.

Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о защитниках Родины, о военных. Послушайте стихотворение «Наша армия».

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу

Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он ухолит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны. В. Степанов

О ком это стихотворение?

Дети. О военных, о защитниках Родины

Логопед. В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?

Дети. Это летчики, космонавты.

Логопед. А кто «уходит в море»?

Дети. Это моряки, подводники.

Логопед. А кто стоит «в дозоре у границы»?

Дети. Это пограничники.

Логопед. Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня.

2. Беседа о защитниках Родины с рассматриванием картинок. [Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).]

Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями военных.

Логопед. Посмотрите на картинки. Расскажите, что делают люди, изображенные на них.

1-й ребенок. Военный летчик сидит в кабине самолета.
2-й ребенок. Моряк стоит на палубе военного корабля.

3-й ребенок. Пограничник охраняет границу.

4-й ребенок.Танкист стоит около танка.

3. Упражнение «Выложи схему». [ Совершенство ванне навыка анализа предложения ]

Логопед ставит на стол контейнер с пластмассовыми полосками и фишками - точками.

Логопед. Давайте сосчитаем слова в последнем предложении и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.

Дети. Танкист, стоит, около, танка. В предложении четыре слова.

Логопед. Выложите схему.

Дети выкладывают схему.

Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?

 


 

Дети. Первое слово впредложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.

Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы.

Логопед убирает контейнер

4. Выразительное рассказывание стихов о военных. [ Развитие общих речевых навыков.]

Логопед предлагает детям вспомнить стихи о защитниках Ро­дины. Дети по очереди рассказывают их, а потом определяют лучшего рассказчика.

Танкист

Я сегодня был танкистом,

В танке мчался в поле чистом,

По оврагам, по холмам.

Управлял я танком сам.

Ничего, что это ящик.

Танк совсем как настоящий,

Я немного подрасту,

В армию служить пойду. И. Нищева

 

На границе

На ветвях застыли птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю

У границы сторожат.

Моряк

Охраняет наше море

Славный, доблестный моряк.

Гордо реет на просторе

Наш родной российский флаг.

 

5. Работа в тетради № 1. [ Развитие тонкой моторики. Профи­лактика нарушений письменной речи ]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что нарисовано на странице слева?

Дети. Слева нарисованы военный корабль и танк.

Логопед. Обведите корабль и раскрасьте его серым карандашом. У военных кораблей именно такой цвет.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради.

6. Подвижная игра «Пограничник» [ Координация речи с дви­жением. ]

Тропинки лесные. Маршируют по кругу друг за другом.
Пахучие травы.

За темным оврагом

Простор полевой.

Вечерней порою Останавливаются, прикладывают воображаемый

В дозор от заставы бинокль к глазам, выполняют повороты.
Идет пограничник Вновь маршируют по кругу

Страны часовой. Д. Жаров

 

7. Работа в тетради № 2. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с] - [з] в словах с опорой на картинки).]

Логопед раздает детям тетради.

Логопед. Произнесите звуки [с] и [з]. Расскажите, что это за звуки.

Дети произносят звуки.

Дети. Звук [с] — согласный глухой твердый. Звук [з] — согласный звонкий твердый.

Логопед. Обведите и изображения предметов, в названиях которых есть звук [с], розовым карандашом, а картинки со звуком [з] голубым карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

8. Игра «Моряки» [Автоматизация звуки [р] в предложении]

Логопед помещает на каврограф плоскостное изображение военного игрушечного корабля, а на столе раскладывает плоскостные изображения игрушечных зверюшек в бескозырках.

Логопед. Игрушки решили поиграть в военных моряков. Они построили корабль и стали подниматься по трапу. Сейчас вы будете по одному сажать зверей на корабль и проговаривать предложения с названием вашей зверюшки. Например: «По трапу поднимается крокодил».

1-й ребенок. По трапу поднимается Чебурашка.

2-й ребенок. По трапу поднимается рысь.

3-й ребенок. По трапу поднимается зебра.

4-й ребенок.По трапу поднимается баран.

Логопед хвалит детей за правильное звукопроизношение, но не убирает кораблик, так как следующая игра будет связана с предыдущей.

9. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Развитие навыков звукового анализа. (определение места звука на фоне слова). ]

Логопед раздает детям «светофоры» и маленькие разноцветные кораблики.

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с корабликами. Они будут плавать и показывать, на каком месте в произнесенном мною слове находится звук [р].

Логопед произносит слова (кораблик, трап, корма, матрос, бескозырка, иллюминатор, рында) и показывает соответствующий предмет на пособии, а дети корабликом показывают место звука в каждом слове.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Логопед вместе с детьми перечисляют игры и задания, которые они выполняли. Логопед оценивает работу детей.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Наша армия» (работа, служба, граница, охрана, пограничник, наряд; собака, овчарка, ошейник, по­вадок, след, форма, оружие, рация, наушники, бинокль, вышка, столб, ограждение, полоса, песок; охранять, осматривать, наблю­дать; смелый, важный, отважный). Обеспечение целостного вос­приятия картины «На границе». Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, длительного плавного выдоха, связной речи, мышле­ния, памяти, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, ко­ординации речи е движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоя­тельности, активности, любви к Родине.

Оборудование. Мольберт, картина В. М. Каратая «На грани­це»1, конструктор «ЛЕГО», клубочки из сухой травы по числу детей, контейнер с фишками для слогового анализа слов.

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «Пограничники».

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятии. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, предлагает им пройти к мольберту перед которым полукругом стоят стульчики.

Логопед. Сегодня мы с вами составим рассказ по картине «На границе», но сначала расскажите стихотворение «На границе» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Наша армия».)

Один из детей выразительно рассказывает стихотворение.

2. Рассматривание картины, беседа по картине. [Разлитие связн­ой речи. ]

Логопед помещает на мольберт картину.

Логопед. Кого вы видите на картине?

Дети. Мы видим пограничников.

Логопед. Давайте расскажем о каждом из них.

1-й ребенок. Один пограничник ведет на поводке овчарку. Собака учует, если через границу прошел человек.

2-й ребенок. У другого пограничника рация. Он говорит по ней с другими пограничниками

3-й ребенок. Третий пограничник стоит и внимательно смотрит в бинокль в сторону границы.

Логопед. Верно. Мы видим наряд пограничников. В наряде и человек и служебная собака. Они идут вдоль песчаной полосы, которая проложена на границе с другим государством. Что мы видим на заднем плане? Расскажите.

4-й ребенок. Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль государственной границы.

1-й ребенок. Вдалеке мы видим вышку. С нее пограничники ведут наблюдение за границей.

2-й ребенок. Справа мы видим ограждение, которое стоит вдоль всей границы.

Логопед. Отлично. Вы очень хорошо описали все, что види­те на картине.

3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие зрительного гнозиса конструктивного праксиса]

Логопед предлагает детям сесть на ковер перед мольбертом и ставит на ковер контейнер с конструкторам «ЛЕГО»

Логопед. Посмотрите на пограничный столб. Какого он цвета?

Дети. На нем чередуются красные и зеленые полосы.

Логопед. Сосчитайте, сколько красных и зеленых полос.

Дети. Пять красных и пять зеленых полос.

Логопед. Давайте проведем соревнование, узнаем, кто ско­рее соберет пограничный столб из конструктора.

Дети по команде логопеда собирают столбы и определяют побе­дителя. Логопед убирает коробку с конструктором.

4. Упражнение «Перекати-поле». [Воспитание длительного плавного выдоха.]

Логопед ставит пограничные столбы на стол, предлагает детям присесть на корточки перед столом так, чтобы напротив губ каж­дого ребенка на другом конце стола стоял столб. Затем он достает комочки сухой травы.

1Кем быть? - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

 

Логопед. Это растение называется перекати-поле. Ветер носит его в степи, катает, перекатывает. Давайте проведем еще одно соревнование, узнаем, чье перекати-поле скорее докатится до пограничного столба. Сделайте глубокий вдох через нос и по­дуйте на перекати-поле через губы, вытянутые трубочкой,

Упражнение проводится не более 3—4 раз, с тем чтобы не спро­воцировать головокружение у детей. Логопед убирает пособия.

5. Подвижная игра «Пограничник» [Координация речи с дви­жением. (Повторение. См.; Занятие 3, Тема «Наша армия».) ]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сде­лать упражнение.

6. Упражнение «Раздели на слоги». [Совершенствование навы­ка слогового анализа слов]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с фишками.

Логопед. Давайте разделим на слоги те слом, которые будем использовать в рассказе. Я буду произносить слова, а вы будете де­лить их на слоги и выкладывать слоговые схемы из фишек.

Логопед произносит слова (наряд, граница, собака, столб, би­нокль, рация, ограда, поводок, вышка, тишина), дети выкладывают их схемы и оценивают работу друг друга. Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.

7. Составление плана рассказа по картине. [Развитие памяти, мышления. ]

Логопед предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом

Логопед. Давайте составим план рассказа. С чего вы его на­чнете?

1-й ребенок. Мы расскажем о том, что видим на картине наряд пограничников.

Логопед. Как вы продолжите рассказ?

2-й ребенок. Мы расскажем о каждом пограничнике.

Логопед. Что вы опишете потом?

3-й ребенок. Мы расскажем, что видимна границе.

Логопед. Чем можно закончить рассказ?

4-й ребенок.Можно рассказать, какую важную службу несут пограничники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...